Аудиторский (независимый) контроль, его развитие и совершенствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение сущности аудиторского контроля, его отличия и преимуществ по сравнению с другими видами финансового контроля. Очень важно при этом проследить историю возникновения аудита, становление, развитие и выявление проблем аудита на территории Республики Беларусь и путей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть экономическую сущность аудита и основные этапы его развития в Беларуси;
2) определить содержание аудиторской деятельности, ее основные виды и направления;
3) проанализировать состояние аудиторского контроля в Республике Беларусь на современном этапе;
4) выявить проблемы развития аудита в нашем государстве и определить пути их решения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
Глава 1 Сущность и виды аудита. Роль аудита в системе финансового контроля…………………………………………………………………………
1.1 История возникновения и развития аудита ………………………………
1.2 Понятие аудита и аудиторской деятельности, цели и основные принципы проведения…………………………………………………………
1.3 Виды аудита…………………………………………………………………
Глава 2 Организация аудиторского контроля в Республике Беларусь………
2.1 Становление и развитие аудита в Республике Беларусь…………………
2.2 Организация аудиторской деятельности и ее особенности в Республике Беларусь…………………………………………………………………….........
2.3 Государственное регулирование аудиторской деятельности……………
2.4 Анализ аудиторской деятельности в Республике Беларусь на современном этапе развития……………………………………………………
Глава 3 Совершенствование аудита в Республике Беларусь на современном этапе развития…………………………………..........................
3.1 Проблемы аудита в Республике Беларусь на современном этапе……...
3.2 Планируемое состояние аудита в Республике Беларусь к 2014 г….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………………
Приложение……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

0674641_13E6C_auditorskii_nezavisimyi_kontrol_ego_razvitie_i_sovershenstvo.doc

— 661.00 Кб (Скачать файл)

Вся эта работа проводилась усилиями бухгалтера Федора Венедиктовича Езерского. Он хотел, чтобы деятельность присяжных бухгалтеров повторяла деятельность британских аудиторов. Но, так как его коллеги были настроены к нему, мягко говоря, недружелюбно, попытки Езерского терпели неудачу.

Через десять лет пришло новое поколение счетных работников. И вновь заговорили об Институте бухгалтеров. Главным действующим лицом стал бухгалтер Федор Иоганович Бельмер. По его настоянию для обсуждения данного вопроса в 1909 году был созван съезд бухгалтеров. Члены предложенного съездом профессионального Института в России подразделялись на три категории: кандидаты, бухгалтеры, эксперты.

Аудиторская деятельность а России в современном ее виде появилась сравнительно недавно — в 1987 году, когда в стране стали создаваться первые кооперативы и частные фирмы, возникли совместные предприятия, в уставном капитале которых имелась доля, принадлежащая иностранным инвесторам. В то время правом проверять финансовую деятельность обладало только Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов СССР. В положении об управлении было записано, что оно осуществляет ревизию государственных, кооперативных и общественных предприятий и организаций, но о совместных предприятиях там не упоминалось.  
Первой российской аудиторской организацией можно считать фирму «Инаудит», созданную в 1987 году. Однако и она не могла считаться независимой, поскольку ее учредителями выступали в том числе Министерство финансов (55 процентов уставного капитала) и Министерство торговли (10 процентов). 1990 год — время создания подлинного аудита в России. Принятие в этом году ряда законов («О предприятиях в СССР», «О собственности в СССР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности») позволило создавать аудиторские фирмы в форме товариществ с ограниченной ответственностью. В это время были зарегистрированы аудиторские фирмы, учредительные документы которых предусматривали проведение проверок финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий любых организационно-правовых форм и видов собственности. 

К концу 1991 года стали активно разрабатываться проекты нормативных документов об аудите. К этому периоду в стране уже насчитывалось около 800 аудиторских фирм [13].

 

 

1.2 Понятие аудита и  аудиторской деятельности, цели и основные принципы проведения

 

В рыночной экономике важную роль играет достоверная информация о деятельности предприятия, которая нужна владельцу предприятия для определения стратегии развития и способов повышения эффективности его деятельности; государственным органам для контроля за соблюдением законодательных актов о налогообложении; банкам, другим заимодавцам и страховым компаниям для оценки платёжеспособности предприятия и вероятности возврата кредитов, определения страхового риска. В достоверной информации заинтересованы поставщики, покупатели, инвесторы и другие предприятия и организации, имеющие деловые взаимоотношения с субъектом хозяйствования.

Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется независимый контроль за достоверностью бухгалтерского учёта, а также за предоставляемой государственным органам и публикуемой в печати финансовой отчётностью. Такой контроль принято называть аудитом [12, с. 70]

В Правилах аудиторской деятельности «Цели и общие принципы бухгалтерской (финансовой) отчетности» № 114 от 26 октября 2000 года (ред. 30 июня 2011 г. №51) дано понятие аудита.

Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности – независимая оценка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в том числе составленной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, национальными стандартами или правилами ведения учета и составления финансовой отчетности других государств, в целях выражения аудиторского мнения о ее достоверности [11, гл. 1].

Аудиторская деятельность – предпринимательская деятельность по независимой проверке (аудиту) бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, хозяйственных групп, банковских групп, банковских холдингов, простых товариществ (участников договора о совместной деятельности), индивидуальных предпринимателей, а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству [5, гл. 1].

Целью аудита является повышение доверия предполагаемых пользователей к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которое достигается путем: получения аудиторской организацией разумной уверенности в том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность в целом не содержит существенных искажений, возникших в результате ошибок и (или) недобросовестных действий, а также составления аудиторского заключения по бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно требованиям республиканских правил аудиторской деятельности [11, гл. 2].

В сфере аудиторской деятельности функционируют:

а) аудиторы – индивидуальные предприниматели, физические лица, имеющие высшее экономическое и (или) юридическое образование, стаж работы по соответствующей специальности не менее трёх лет, а также квалификационный аттестат аудитора;

б) аудиторские организации, осуществляющие деятельность по проведению аудиторских проверок и оказанию сопутствующих услуг на коммерческой основе. В их штате должно состоять не менее трёх аудиторов, руководителем аудиторской организации может быть только аудитор [1, с. 84].

При проведении аудита аудиторская организация должна соблюдать принципы профессиональной этики, которые включают в себя: независимость, честность, объективность, профессиональную компетентность и добросовестность, профессиональность поведения, конфиденциальность [11, гл. 3].

При выполнении любых аудиторских услуг аудитор должен сохранять объективность и честность, быть свободным от интересов конфликта, беспристрастным, не должен заведомо искажать факты или подчинять свое суждение мнению других лиц. При проведении аудиторской проверки и составлении заключения аудиторы должны быть независимы от проверяемого субъекта хозяйствования или от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших проведение проверки [12, с. 101].

Руководствуясь принципом профессиональной компетентности и добросовестности, аудитор  обязан  постоянно  поддерживать  свои  профессиональные  знания  и  навыки  на уровне, обеспечивающем предоставление квалифицированных аудиторских услуг, основанных на новейших достижениях практики и современном законодательстве. Для поддержания профессиональной компетентности на должном уровне аудитор обязан быть  осведомленным  и  разбирающимся  в  соответствующих  профессиональных, законодательных и технических новшествах, постоянно повышать профессиональную квалификацию, которая развивает и поддерживает способности, позволяющие ему компетентно работать в сфере аудиторской деятельности.

Руководствуясь принципом конфиденциальности, аудитор  должен  обеспечивать  конфиденциальность  информации полученной  в результате  профессиональных  или  деловых  отношений и  не  должен  раскрывать  такую информацию  третьим  лицам, не  обладающим  надлежащими  полномочиями, за  исключением случаев, когда аудитор имеет право либо обязан раскрыть такую информацию [10, гл.2].

Основными этапами проведения аудита являются: планирование аудита, получение аудиторских доказательств, документирование аудита, обобщение выводов, формирование и выражение мнения о бухгалтерской отчетности аудируемого лица [10, гл.4].

 

 

1.3 Виды аудита

 

С точки зрения классификационных признаков в современной практике проведения аудита в Республике Беларусь можно выделить несколько видов [таблица 1].

 

Таблица 1 – Виды аудита

Классификационный признак

Классификационная группа

В зависимости от субъекта

Внешний

Внутренний

В зависимости от объекта

Общий

Банковский

Страховой

В зависимости от порядка назначения

Обязательный

Инициативный

В зависимости от организационного признака

Первоначальный

Согласованный

В зависимости от назначения проверки

Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности

Специальный

Аудит на соответствие требованиям


 

Внутренний аудит является одной из форм внутрихозяйственного контроля, осуществляется внутренними аудиторами – работниками организации, непосредственно подчиненными руководству субъекта хозяйствования. В то же время функции внутренних аудиторов значительно шире и включают в себя контроль не только за сохранностью активов организации, рациональным и эффективным их использованием, но и за политикой и качеством менеджмента субъекта хозяйствования. При правильной организации внутренний аудит способствует четкому и качественному выполнению своих обязанностей должностными и материально ответственными лицами, предотвращению негативных явлений при осуществлении финансовых операций и хозяйственных процессов. Результаты внутреннего аудита в определенной мере являются информационной базой для внешнего аудита.

Внешний аудит представляет собой проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности независимыми аудиторами или аудиторскими организациями на основании договоров гражданско-правового характера. Никакие государственные органы, заказчики аудита или другая третья сторона не вправе вмешиваться в профессиональную деятельность аудиторской организации или аудитора.

В зависимости от порядка назначения внешний аудит разделяется на инициативный и обязательный.

Инициативный аудит проводится по решению субъекта предпринимательской деятельности или по требованию его учредителей (акционеров, участников, собственников имущества). Обязательный аудит  - внешний аудит организации или индивидуального предпринимателя, обязательность проведения которого установлена законодательными актами. Объем и порядок его осуществления регламентируются нормативными актами.

И обязательный, и инициативный аудит может быть общим, банковским и страховым. Общий аудит проводится у субъектов предпринимательской деятельности независимо от их организационно-правовой формы и видов деятельности, за исключением банков и страховых организаций. Это сфера деятельности аудиторов – индивидуальных предпринимателей и аудиторских организаций, внесенных в Государственный реестр. Банковский аудит проводится в учреждениях банка аудиторами, которые должны дополнительно иметь квалификационное свидетельство, выданное Национальным банком Республики Беларусь. Страховой аудит проводится в страховых и перестраховочных организациях.

Все рассмотренные виды аудита могут быть как первоначальными, так и согласованными. Первоначальный аудит проводится впервые для данного субъекта предпринимательской деятельности, что значительно увеличивает трудоемкость и риск проверки. Согласованный аудит oосуществляется аудитором или аудиторской организацией повторно или регулярно у одного и того же субъекта предпринимательской деятельности.

В зависимости от направления проверки различают аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, специальный аудит и аудит на соответствие требованиям. Первый из них можно отнести к обязательному аудиту, два других – к инициативному.

Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности представляет собой проверку отчетности субъекта предпринимательской деятельности на предмет ее достоверности и соответствия действующему законодательству. По его формам выдается аудиторское заключение специальной формы. Специальный аудит – это аудит, в процессе которого исследуются конкретные вопросы деятельности экономического субъекта, соблюдение определенных процедур, правил и норм. В рамках специального аудита выделяют экологический аудит, направленный на обеспечение экологической безопасности, определение путей и способов уменьшения риска для окружающей среды вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Аудит на соответствие требованиям связан с проверкой хозяйственных процессов и финансовых операций с точки зрения установленных правовых актов законодательства. Такой вид аудита может проводиться по заказу акционеров и иных собственников с целью проверки соблюдения руководством организации предписанных норм и правил [16, с.135].

 

 

1.4 Отличие аудита от государственного финансового контроля

 

Аудит не подменяет собой государственный контроль финансовой и хозяйственной деятельности организаций или индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем необходимо отметить, что аудиторский контроль имеет отличия от финансового контроля, осуществляемого государственными контролирующими органами. Можно выделить следующие отличительные признаки аудита от государственного контроля.

● Целевой признак. Аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Цель аудита заключается в выражении мнения о достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии совершенных хозяйственных операций законодательству. Аудитор разрабатывает рекомендации по исправлению допущенных ошибок и предупреждение фактов нарушения законодательства в будущем.

Ревизии, осуществляемые государственными органами, проводятся с целью обеспечения мобилизации и рационального и эффективного использования финансовых ресурсов страны в производственных и непроизводственных сферах.

● Информационный признак. Аудиторская деятельность, как правило, гарантирует конфиденциальность информации сохранность коммерческой тайны. Ревизии, проводимые государственными органами контроля, являются гласными, их результаты доводятся до сведения руководителей проверяемых и вышестоящих организаций.

Информация о работе Аудиторский (независимый) контроль, его развитие и совершенствование