Аудиторский (независимый) контроль, его развитие и совершенствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение сущности аудиторского контроля, его отличия и преимуществ по сравнению с другими видами финансового контроля. Очень важно при этом проследить историю возникновения аудита, становление, развитие и выявление проблем аудита на территории Республики Беларусь и путей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть экономическую сущность аудита и основные этапы его развития в Беларуси;
2) определить содержание аудиторской деятельности, ее основные виды и направления;
3) проанализировать состояние аудиторского контроля в Республике Беларусь на современном этапе;
4) выявить проблемы развития аудита в нашем государстве и определить пути их решения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
Глава 1 Сущность и виды аудита. Роль аудита в системе финансового контроля…………………………………………………………………………
1.1 История возникновения и развития аудита ………………………………
1.2 Понятие аудита и аудиторской деятельности, цели и основные принципы проведения…………………………………………………………
1.3 Виды аудита…………………………………………………………………
Глава 2 Организация аудиторского контроля в Республике Беларусь………
2.1 Становление и развитие аудита в Республике Беларусь…………………
2.2 Организация аудиторской деятельности и ее особенности в Республике Беларусь…………………………………………………………………….........
2.3 Государственное регулирование аудиторской деятельности……………
2.4 Анализ аудиторской деятельности в Республике Беларусь на современном этапе развития……………………………………………………
Глава 3 Совершенствование аудита в Республике Беларусь на современном этапе развития…………………………………..........................
3.1 Проблемы аудита в Республике Беларусь на современном этапе……...
3.2 Планируемое состояние аудита в Республике Беларусь к 2014 г….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………………
Приложение……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

0674641_13E6C_auditorskii_nezavisimyi_kontrol_ego_razvitie_i_sovershenstvo.doc

— 661.00 Кб (Скачать файл)

По результатам аудиторской проверки составляется аудиторское заключение, которое представляет собой мнение аудитора о достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности субъекта хозяйствования. Аудиторское заключение может быть безусловно положительное, условно положительное, отрицательное, либо аудитор может отказаться от аудиторского заключения.

 

 

2.3 Государственное регулирование аудиторской деятельности

 

В соответствии с действующим законодательством государственное регулирование аудиторской деятельности возлагается на Президента Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь, другие республиканские органы государственного управления в соответствии с их полномочиями и компетенцией.

Президент Республики Беларусь устанавливает общий порядок государственного регулирования аудиторской деятельности. Совет Министров Республики Беларусь устанавливает порядок выдачи, продления срока действия, приостановления и прекращения действия квалификационного аттестата аудитора; ведения государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций.

На Министерство финансов Республики Беларусь возлагаются обязанности по разработке методологии аудита, принятию нормативных правовых актов в области осуществления аудиторской деятельности, аттестации аудиторов, ведению Государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций, а также контроль за соблюдением требований действующего законодательства республики. В структуре Министерства финансов в 1999 г. было создано Главное управление аудита, при котором с 2000 г. действует Методологический совет по аудиторской деятельности [16, c. 156].

Целью деятельности Методологического совета является выработка рекомендаций аудиторов по формированию методологии аудита и разработке проектов нормативных правовых актов в области регулирования аудиторской деятельности. Основными функциями Методологического совета являются:

– обобщение и распространение положительного опыта работы аудиторов и аудиторских организаций Республики Беларусь, участие в подготовке информационных, методических материалов, необходимых для проведения и совершенствования аудита;

– разработка рекомендации по проведению аудита и оказанию других аудиторских услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;

– рассмотрение проектов учебных программ для обучения и повышения квалификации аудиторов, разработка предложения по совершенствованию организации процедуры проведения квалификационных экзаменов;

– изучение международного опыта организации аудиторской деятельности и подготовка предложения по его интеграции в организацию аудиторской деятельности в Республике Беларусь;

– рассмотрение проектов нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность.

В соответствии с законом «Об аудиторской деятельности» в компетенцию Национального банка Республики Беларусь в области государственного регулирования аудиторской деятельности входят:

– определение порядка осуществления аудиторской деятельности;

– разработка методологии аудита в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях;

– установление республиканских правил аудиторской деятельности;

– контроль над соблюдением порядка аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях.

Аудиторская деятельность регулируется также международными договорами, за исключением случаев, когда из договора следует, что для применения его норм требуется издание внутригосударственного нормативного правового акта.

 

2.4 Анализ аудиторской деятельности в Республике Беларусь на современном этапе развития

 

Аудит в современном понимании – это особенная, крайне важная методика контроля. В условиях актуальной рыночной экономики он зарекомендовал себя как неотъемлемая часть успеха и финансовой безопасности любого предприятия. Предназначение аудита на современном этапе:

● во-первых, это независимая проверка бухгалтерской отчетности субъекта предпринимательской деятельности с целью выражения мнения о ее достоверности;

● во-вторых, это оценка непрерывности деятельности субъекта предпринимательской деятельности;

● в-третьих, это способствование привлечению как внешних, так и внутренних инвестиций в экономику Республики Беларусь [4, с. 38].

 По состоянию на 1 января 2009 года в государственном реестре аудиторов и аудиторских организаций числилось 134 аудиторские организации, готовые провести аудит субъекта предпринимательской деятельности [приложение А].

За 2009 год количество аудиторских организаций в Республике Беларусь увеличилось на 5 и составило 139 организаций. К 2011 году количество аудиторских организаций возросло на 3,6% по сравнению с 2010 годом, а по сравнению с 2009 – на 7,5%, что составило на 31 декабря 2010 года,  144 зарегистрированные организации.

Динамика изменений численности аудиторов – индивидуальных предпринимателей приведена в приложении Б. Цифры свидетельствуют об устойчивом росте данного сегмента предпринимательской деятельности. Уже на конец 2010 года. зарегистрированных аудиторов – индивидуальных предпринимателей составило 564 аудитора, что говорит об увеличении их числа на 6% и 12,6% по сравнению с данными на начало 2010 и 2009 годов соответственно.

Развитие рынка аудиторских услуг в последние годы происходит бурными темпами. Рост потребности в аудиторских услугах проявляется в увеличении оказанных услуг аудиторами. Если в 2008 году данный показатель составлял 45383 млн. рублей, то в 2009 – 2010 гг. он стал соответственно равен 58573 и 63899 млн. рублей. Это означает, что в 2010 году произошло увеличение оказанных аудиторских услуг на 9,1% по сравнению с 2009 годом, а по сравнению с данными 2008 года услуг выполнено больше на 40,8% [рис. 1].

 

Рис. 1 Оказано услуг аудиторскими организациями [6]

 

В портфеле аудиторских услуг аудиторов – индивидуальных предпринимателей основную долю занимает обязательный аудит, в то время как у аудиторских организаций – сопутствующие аудиту услуги. Это свидетельствует о том, что организации и предприятия при проведении обязательного аудита отдают предпочтение аудиторам – индивидуальным предпринимателям, а выполнение сопутствующих услуг доверяют аудиторским организациям. Необходимо также отметить, что для белорусского рынка аудиторских услуг характерна высокая концентрация аудиторских организаций и аудиторов – индивидуальных предпринимателей в крупных городах страны. [2, с. 26]

В порядке оценки структуры аудиторских услуг следует отметить уменьшение удельного веса непосредственно аудита и соответствующий рост к концу 2010 года сопутствующих услуг (на 3% по сравнению с данными 2009 года) [Приложение В]. Это свидетельствует о востребованности таких услуг, ведь проведение обязательного аудита определено законодательством, а потребность в сопутствующих услугах вытекает, как правило, непосредственно из хозяйственной, производственной деятельности субъекта. При этом максимальный удельный вес среди сопутствующих услуг занимает консультирование по вопросам, связанным с совершением финансовых (хозяйственных) операций, формированием результатов хозяйственной деятельности, информационным обслуживанием, выполнением в установленном порядке услуг по постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского и налогового учета, составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности [14, с. 26]

В результате аудита в 2010 году было выявлено недоплат налогов и других неналоговых платежей на сумму 28509 млн. рублей, что на 35,2% и 47,6% больше выявленных недоплат по сравнению с 2008 и 2009 годами соответственно [рис. 2].

Рис. 2 Выявлено недоплат налогов и других неналоговых платежей [6]

 

Таким образом, проанализировав аудиторскую деятельность в Республике Беларусь на современном этапе развития можно сказать, что востребованность в достоверной информации о финансовом состоянии белорусских субъектов предпринимательской деятельности увеличивается. С 2006 года идет новый виток развития аудиторской деятельности. С каждым годом увеличивается количество аудиторских организаций, а особенно аудиторов – индивидуальных предпринимателей. Это свидетельствует о развитии рынка аудита.

Постоянно растет потребность в аудиторских услугах. Это проявляется в увеличении оказанных услугах аудиторскими организациями и аудиторами–индивидуальными предпринимателями. С каждым годом увеличивается число организаций, в которых был проведен аудит. И в результате проведения аудита в организациях были установлены нарушения ведения бухгалтерского учета и нарушения налогового законодательства, повлекшие недоплату налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Итак, за 20 лет аудит в Беларуси превратился в заметную сферу услуг, без которой многие предприятия уже не могут обойтись. При этом следует заметить,  что организации и предприятия при проведение аудита отдают предпочтение аудиторам – индивидуальным предпринимателям, а выполнение сопутствующих услуг доверяют аудиторским организациям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АУДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

3.1 Проблемы аудита в Республике Беларусь на современном этапе

Анализ состояния белорусского аудита свидетельствует о наличии в этой сфере ряда неразрешенных проблем. Основными проблемами аудита в настоящий момент являются:

1) Искаженное понимание сущности  аудита пользователями отчетности  и органами государственного  регулирования. Существующее определение  аудита способствует общему восприятию  того, что аудит является функцией, дополняющей государственные проверки. Разрешение налоговых проблем заказчика задачей аудита не является. Это сопутствующая услуга («налоговый аудит»), на оказание которой заключается отдельный договор и используется особая методика проверки.

2) Недостаточный охват субъектов  хозяйствования обязательным аудитом. По данным Министерства финансов Республики Беларусь аудиторскими организациями ежегодно проводится немногим более 5000 проверок субъектов хозяйствования. Это означает, что большинство субъектов хозяйствования, подлежащих обязательному аудиту, уклоняются от его проведения. В то же время, необходимость аудита для государства обусловлена спецификой рассматриваемых вопросов, многие из которых не контролируются ни одним государственным ведомством. К таким вопросам можно отнести оценку искажений финансовой отчетности, оценку системы внутреннего контроля, оценку неотъемлемых рисков субъектов хозяйствования, оценку вероятности мошенничества, оценку возможности продолжения деятельности.

3) Несовершенство системы государственного  и общественного регулирования аудиторской деятельности. Отсутствует единообразный подход к оценке предложений аудиторов заказчиками, оценке существенных условий договора (трудоемкости, существенности, рисков, стоимости аудиторских услуг) и необходимой для этого информации. Аудиторы не имеют профессиональной организации, обеспечивающей связь между аудиторами и органами государственной власти, разработку и внедрение механизма противодействия демпингу. Это привело к тому, что на практике аудит, в значительной степени, регулируется неформальными институтами, а также недобросовестными заказчиками и аудиторами.

4) Ограниченные возможности большинства  аудиторских компаний выражаются  в малочисленности, невысокой финансовой  устойчивости, зависимости от заказчика, недостаточном уровне квалификации, отсутствии практики международного аудита, незначительном потенциале развития. Стагнации отрасли способствует ориентация государства на развитие индивидуального предпринимательства в аудите. Поэтому основным направлением деятельности национальных аудиторов является налоговый аудит либо аудит по специальному заданию, бухгалтерские услуги, что приводит к неконтролируемому демпингу.

5) Отсутствие международного признания  национального аудита. Аудиторские  заключения национальных аудиторских организаций не признаются за территорией Республики Беларусь. Международному признанию белорусского аудита будет способствовать вступление профессиональных общественных организаций аудиторов в международную федерацию бухгалтеров (IFAC). [3].

 

 

Планируемое состояние аудита в Республике Беларусь к 2014 г.

 

Планируется, что общая численность аудиторов в Реестре аудиторских организаций и аудиторов индивидуальных предпринимателей к 2014 году составит приблизительно 1100-1200 чел. Первоначально должно произойти некоторое снижение количества аудиторов за счет усиления требований к качеству аудита, увеличения ответственности. Позднее – рост за счет повышения интереса к профессии, поднятия ее престижа, увеличения потребности государства в качественной информации, расширения базы и содержания аудита. Повышение качества аудита и сопутствующих услуг позволит решить основную задачу – обеспечить доверие пользователей к бухгалтерской информации и принятие обоснованных решений по развитию производства, торговли, услуг.

Количество аудиторских организаций и их численность, количество аудиторов-предпринимателей находятся в зависимости от количества, размера и потребностей аудируемых субъектов хозяйствования. База обязательного аудита увеличится в несколько раз и составит более двадцати тысяч субъектов хозяйствования. Увеличение базы обязательного аудита произойдет как за счет увеличения ответственности субъектов хозяйствования за уклонение от проведения обязательного аудита, так и за счет расширения круга субъектов хозяйствования, подлежащих обязательному аудиту. Увеличение размера аудиторских организаций произойдет в результате требований внешнего контроля по качеству аудита, необходимости соблюдения республиканских правил аудиторской деятельности, расширения функций аудита и сопутствующих услуг. Финансовое состояние аудиторских организаций позволит содержать, как минимум, нескольких специалистов, имеющих квалификацию CIPA или DiPiFR, что позволит проводить аудит отчетности по МСФО.

Информация о работе Аудиторский (независимый) контроль, его развитие и совершенствование