Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 23:03, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности аудиторского контроля, его отличия и преимуществ по сравнению с другими видами финансового контроля. Очень важно при этом проследить историю возникновения аудита, становление, развитие и выявление проблем аудита на территории Республики Беларусь и путей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть экономическую сущность аудита и основные этапы его развития в Беларуси;
2) определить содержание аудиторской деятельности, ее основные виды и направления;
3) проанализировать состояние аудиторского контроля в Республике Беларусь на современном этапе;
4) выявить проблемы развития аудита в нашем государстве и определить пути их решения.
Введение………………………………………………………………………….
Глава 1 Сущность и виды аудита. Роль аудита в системе финансового контроля…………………………………………………………………………
1.1 История возникновения и развития аудита ………………………………
1.2 Понятие аудита и аудиторской деятельности, цели и основные принципы проведения…………………………………………………………
1.3 Виды аудита…………………………………………………………………
Глава 2 Организация аудиторского контроля в Республике Беларусь………
2.1 Становление и развитие аудита в Республике Беларусь…………………
2.2 Организация аудиторской деятельности и ее особенности в Республике Беларусь…………………………………………………………………….........
2.3 Государственное регулирование аудиторской деятельности……………
2.4 Анализ аудиторской деятельности в Республике Беларусь на современном этапе развития……………………………………………………
Глава 3 Совершенствование аудита в Республике Беларусь на современном этапе развития…………………………………..........................
3.1 Проблемы аудита в Республике Беларусь на современном этапе……...
3.2 Планируемое состояние аудита в Республике Беларусь к 2014 г….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………………
Приложение……………………………………………………………………..
● Организационный признак. Аудит носит инициативный или обязательный характер. Проверка проводится по инициативе руководства организации и оформляется договором на проведение аудита. Обязательный аудит проводится ежегодно. Ревизии проводятся на основании приказа ревизионного органа и взаимоотношения между сторонами носят административный, обязательный характер.
● Аудит является платной услугой, государственный контроль проводится на бесплатной основе.
● Документально-результативный признак. По результатам аудита оформляется аудиторское заключение, а по результатам ревизионной проверки, проводимой органами государственного контроля, составляется акт ревизии деятельности организации.
ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Становление и развитие аудита в Республике Беларусь
Развитие рыночных отношений в нашей стране вызвало появление новых видов профессий, к числу которых относятся и аудиторы. Официальной датой рождения аудита в Республике Беларусь считается 30 сентября 1991 г. Именно в этот день Советом Министров Республики Беларусь было принято постановление №367 «О контрольно-ревизионной службе». С этого периода начинается формирование правовой основы функционирования аудита в Республике Беларусь. Становление и развитие аудита в нашей стране подтвердило существующее мнение о том, что ведомственная ревизия и проверка государственных органов контроля решает отличные от аудита задачи. Однако это не мешает их параллельному существованию. Развитие аудита в Республике Беларусь проходило в несколько этапов.
Первый этап – появление субъектов хозяйствования различных форм собственности и ведомственной подчиненности, в том числе с участием иностранного капитала. Инвесторам необходима была информация о налоговом законодательстве в нашей республике, инвестиционных льготах, помощь в организации и постановке бухгалтерского учета и др. Такую услугу могли оказать специалисты, владеющие соответствующей информацией и навыками.
Первой аудиторской компанией на территории бывшего СССР считается фирма «Инаудит», созданная в 1987 году. Специалистами этой фирмы проводились проверки финансово-хозяйственной деятельности, они получали и проверяли всю необходимую документацию, а в случае необходимости давали разъяснения по ней должностным лицам, поддерживали профессиональные контакты с инофирмами, оказывали консультационные услуги по постановке бухгалтерского учета и организации внутреннего контроля.
Первые хозрасчетные аудиторские организации в Республике Беларусь появились в 1990 году. Ими были «Минскаудит», «Белэкоаудит», Информационно-аналитический центр РП НТО торговли и др.
На втором этапе аудиторская деятельность получила дальнейшее развитие как в организационном, так и в методическом обеспечении. В целях укрепления государственного контроля в сочетании с поэтапным переходом на принципиально новые хозрасчетные формы его организации, адекватные рыночным методам хозяйствования, было признано целесообразным создать в республике аудиторскую службу [4, c. 112].
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 1991 года № 367 «О контрольно-ревизионной службе» было признано создание в республике аудиторской службы и утверждено "Временное положение об аудиторской деятельности в Республике Беларусь", в котором были намечены основы аудиторского движения и их правовое регулирование. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 августа 1992 г. была образована Аудиторская палата при Совете Министров Республики Беларусь, на которую была возложена организация системы услуг за соблюдением установленного порядка осуществления финансовых и хозяйственных операций, правильности отражения их в оперативном и бухгалтерском учете, достоверности отчетов и балансов, а также ставилась задача оказания практической помощи в постановке учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования. На Аудиторскую палату была возложена обязанность подготовки аудиторов, для чего был создан "Белаудитучцентр" при Белорусском государственном экономическом университете [12, с. 75].
На аудиторскую палату были возложены следующие функции:
● кадровые – организация подготовки граждан, их аттестации, выдачи и лишения лицензий; разработка квалификационных требований, учебных планов и программ экзаменов; рассмотрение споров, возникающих с заказчиками аудита;
● связанные с деятельностью аудиторских организаций – решение вопросов по аттестации, выдаче и лишению лицензий, ведение учета фирм и частных предпринимателей;
● методологические – разработка нормативных и методологических документов, издание справочных, информационных, научных и учебных материалов по вопросам аудиторской деятельности;
● управления и контроля – контроль за деятельностью аудиторских организаций и аудиторов без вмешательства в оперативное управление и решение ими хозяйственных задач [4, c. 112].
На этом же этапе 8 ноября 1994 г. на Сессии Верховного Совета был принят Закон Республики Беларусь "Об аудиторской деятельности", который был введен в действие 7 декабря 1994 г. и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 1994 г. "О совершенствовании в Республике Беларусь государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ней". Данным постановлением было утверждено Положение о порядке государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ней в Республике Беларусь. Согласно этому документу на право занятия аудиторской деятельностью допускаются лица, имеющие высшее экономическое или юридическое образование, а также со стажем работы по специальности не менее 5 лет [12, c. 76].
Третий этап аудита В Беларуси связан с дальнейшим урегулированием аудиторского движения и контроля за расходованием средств на эти цели у субъектов хозяйствования. Принимается ряд мер по повышению требований к аудиторам. В 2000 году была проведена переаттестация всех аудиторов. В результате лицензии получили 940 аудиторов, 407 аудиторов – индивидуальных предпринимателей, 104 аудиторские организации. Кроме того, в течение 2000 года было выдано 135 лицензий аудиторам, 51 лицензия – аудиторам – индивидуальным предпринимателям, 8 лицензий – аудиторским организациям.
Проведенные в течение 1999 – 2003 годов организационные мероприятия (переаттестация, перерегистрация, регулирование цен на аудиторские услуги и др.) привели к резкому оттоку аудиторских кадров, сто не замедлило сказаться на численности аудиторов. Так, в 2004 году насчитывалось 83 аудиторских организаций, что на 17 организаций меньше показателя 2000 года, среднее количество аудиторов – индивидуальных предпринимателей снизилось с 513 аудиторов до 486 (таблица 2)
Таблица 2 Развитие аудита в Республике Беларусь [4, c. 116].
Показатель |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Среднее количество аудиторских организаций |
100 |
100 |
99 |
87 |
83 |
Среднее количество аудиторов – индивидуальных предпринимателей |
513 |
528 |
545 |
531 |
486 |
Количество всех аудиторских услуг |
9018 |
11619 |
13519 |
18098 |
15726 |
2.2 Организация аудиторской деятельности и ее особенности в Республике Беларусь
Организация аудиторского контроля Республики Беларусь регулируется законом «Об аудиторской деятельности» № 3373-XІІ от 8 ноября 1994 г. и другими нормативно-правовыми актами. В соответствии в данным законом аудиторские организации, аудиторы, осуществляющие деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, проводят аудит:
– достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;
– достоверности консолидированной отчетности о деятельности банковской группы, банковского холдинга;
– правильности отражения операций по счетам бухгалтерского учета;
– целевого использования кредитов и инвестиций;
– финансового состояния инвестора (инициатора инвестиционного проекта);
– финансового состояния эмитента ценных бумаг;
– формирования уставного фонда, происхождения денежных средств учредителей (участников) организации, вносимых в ее уставный фонд;
– достоверности налоговой декларации (расчета);
– состава и стоимости предприятия как имущественного комплекса;
– стоимости основных средств, находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении аудируемого лица;
– иных показателей финансовой и хозяйственной деятельности аудируемых лиц.
Аудиторские организации, аудиторы – индивидуальные предприниматели могут оказывать сопутствующие аудиту услуги по:
– составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности;
– оценке стоимости предприятия как имущественного комплекса, а также иного имущества;
– постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского и (или) налогового учета;
– составлению деклараций о доходах и имуществе;
– анализу финансовой и хозяйственной деятельности;
– консультированию по вопросам, связанным с совершением финансовых (хозяйственных) операций, формированием результатов хозяйственной деятельности и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;
– управленческому консультированию, в том числе связанному с реструктуризацией организаций;
– информационному обслуживанию;
– автоматизации бухгалтерского учета и внедрению информационных технологий;
– оценке предпринимательских рисков;
– разработке и анализу инвестиционных проектов, составлению бизнес-планов;
– проведению маркетинговых исследований;
– обучению специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
Сопутствующие аудиту услуги могут оказываться независимо от проведения аудита.
В силу статьи 3 Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежит достоверность годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности следующих субъектов:
● открытых акционерных обществ;
● банков, небанковских кредитно-финансовых организаций;
● бирж;
● коммерческих организаций с иностранными инвестициями;
● страховых организаций, страховых брокеров;
● резидентов Парка высоких технологий;
● организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц;
● иных организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тысяч евро.
Обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов) и крестьянских (фермерских) хозяйств не проводится.
Единые требования к действиям аудиторских организаций по планированию аудита, а также документальному оформлению общей стратегии и плана аудита предусмотрены Правилами аудиторской деятельности "Планирование аудита". Аудиторская организация должна планировать свою работу так, чтобы аудит был проведен наиболее эффективным образом. Планирование аудита позволяет уделить необходимое внимание значимым для аудита областям, выявить и своевременно решить проблемы, которые могут возникнуть в ходе аудита, надлежащим образом организовать выполнение аудиторского задания, а также осуществлять руководство и контроль за ходом аудита. Аудиторская организация не должна раскрывать аудируемому лицу детального содержания плана аудита, так как в результате чрезмерной предсказуемости аудиторских процедур при обсуждении с аудируемым лицом их характера и сроков появляется вероятность снижения эффективности аудита. Необходимым условием успешного выполнения планируемых аудиторских работ является наличие программы аудита. Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита [8].
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об Организации аудиторской деятельности» отношения между аудиторскими организациями (аудиторами) и заказчиками строятся на основе договора.
По договору оказания аудиторских услуг аудиторская организация или аудитор – индивидуальный предприниматель обязуются оказать аудиторские услуги по заданию другой стороны (заказчика), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Договор оказания аудиторских услуг заключается в простой письменной форме и включает следующие существенные условия: предмет договора, сроки выполнения аудиторских услуг, стоимость оказываемых аудиторских услуг, права и обязанности сторон, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором, а также иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение [9].
Информация о работе Аудиторский (независимый) контроль, его развитие и совершенствование