Аудиторский риск и методы его оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2012 в 05:22, курсовая работа

Описание работы

Международный и отечественный опыт доказывают, что аудиторская проверка не может быть проведена качественно, если она не спланирована должным образом. Планирование аудита заключается в определении его стратегии и тактики, выборе процедур и методов, позволяющих наиболее эффективно достичь поставленной цели — выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Понятие аудиторского риска……………………………...……………………………4
2 Оценка аудиторского риска……………..……………………………………………...9
Заключение…………………………………………………………………………….....18
Глоссарий………...……………………………………………………………………....20
Список использованных источников…………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

аудиторские риски.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)


Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

 

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Аудит

Тема

Аудиторский риск и методы его оценки

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………...3

1 Понятие аудиторского риска……………………………...……………………………4

2 Оценка аудиторского риска……………..……………………………………………...9

Заключение…………………………………………………………………………….....18

Глоссарий………...……………………………………………………………………....20

Список использованных источников…………………………………………………..22

Приложение……………………………………………………………………………...23

 

 

Введение

 

Международный и отечественный опыт доказывают, что аудиторская проверка не может быть проведена качественно, если она не спланирована должным образом. Планирование аудита заключается в определении его стратегии и тактики, выборе процедур и методов, позволяющих наиболее эффективно достичь поставленной цели — выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

Общие принципы планирования в российском аудите регламентируются правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 3 «Планирование аудита», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.02 г. № 696, в котором указано, что аудиторы «обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно… чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно».
В настоящее время спецификой аудиторских проверок, проводимых мелкими и средними аудиторскими фирмами в России, является их ограниченность во времени в силу снижения стоимости аудиторских услуг. В результате, как правило, этап планирования ярко не выражен и сочетается с этапом непосредственного проведения проверки. С нашей точки зрения, это приводит к нерациональности использования отведенного на проверку времени, к снижению качества и эффективности всей проверки.

Практика показывает, что добросовестный аудитор, выполняющий требования общероссийских и внутрифирменных стандартов, при первичном аудите тратит на планирование (включая составление плана и программы), до 30% общего времени, при повторном аудите – до 10%. Важно учесть, что затраты времени и сил на качественное планирование аудиторских работ впоследствии окупятся, имея своим результатом повышение качества, уменьшение затрат времени и увеличение надежности получаемых результатов.

Основная часть

1 Понятие аудиторского риска

 

Планирование аудита включает в себя следующие этапы:

предварительное планирование аудита, по результатам которого принимается решение о возможности сотрудничества и проведения аудиторской проверки;

непосредственно планирование аудита, по окончании которого составляется план и программа аудиторской проверки.

При планировании аудиторской проверки представляется целесообразным исходить из соотношения «цена – себестоимость – качество» и использовать аналитические процедуры, позволяющие получить требуемую уверенность в принятии решений с минимальными затратами. В данной статье рассматриваются возможности применения аналитических процедур на этапе непосредственного планирования аудиторской проверки.

Сопоставление содержания двух стандартов аудиторской деятельности, регламентирующих проведение этапа планирования аудита (одобренного Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ и утвержденного Постановлением Правительства РФ), свидетельствует о том, что в последнем отсутствуют упоминания на необходимость применения аналитических процедур на этапе планирования.

Ранее действующим правилом (стандартом) предусматривалось, что разработка общего плана и программы аудита должна основываться на результатах проведенных аналитических процедур. В то же время в федеральном правиле (стандарте) № 3 определены вопросы, которые необходимо учитывать при составлении плана и программы аудита. На наш взгляд, большинство из приведенных вопросов может быть изучено с использованием аналитических процедур.

В соответствии с предлагаемой нами методикой часть указанной информации формируется еще на этапе предварительного планирования в результате выполнения следующих аналитических процедур:

общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;

особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности;

учетная политика, принятая аудируемым лицом, и ее изменения;

возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;

обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц.

Ряд из приведенных вопросов оценивается с помощью аналитических процедур на этапе непосредственного планирования:

влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

определение наиболее важных областей для аудита;

установление уровней существенности для аудита;

выявление сложных областей бухгалтерского учета;

относительная важность различных разделов учета для проведения аудита.

Аудиторский риск — объективно существующая вероятность не выявления возможных существенных неточностей и отклонений в бухгалтерской отчетности от реальных данных, возникающая в ходе аудиторской проверки.

Аудиторский риск помогает субъективно определить вероятность признания того, что по итогам аудиторской проверки бухгалтерская отчетность может:

либо может содержать невыявленные существенные искажения после подтверждения ее достоверности;

либо содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений нет.

Аудитору следует использовать своё профессиональное суждение для оценки аудиторского риска и соответственно разрабатывать аудиторские процедуры, необходимые для снижения риска до приемлемо низкого уровня. Аудиторский риск базируется на оценке риска неэффективности системы учета клиента, риска неэффективности системы внутреннего контроля клиента, риска не выявления ошибок клиента. Аудиторский риск является предметом страхования.

Общий аудиторский риск - это вероятность формирования неверного мнения и как следствие составление ложного заключения об отсутствии существенных ошибок в ходе аудиторской проверки.

Таким образом, общий аудиторский риск состоит из внутреннего риска деятельности (бизнеса) клиента, риска контроля и риска необнаружения.

Общий аудиторский риск на приемлемом уровне - это субъективно установленный уровень риска, который аудитор готов взять на себя в отношении того, что в финансовой отчетности клиента будут обнаружены погрешности после завершения аудита и предоставления положительного аудиторского заключения без оговорок.

Риск не может быть устранен полностью, поэтому в аудиторской практике установлен приемлемый уровень риска - 5%, следовательно, уровень доверия равняется 95% и такое соотношение иногда называют "магической цифрой аудиторского риска".

Внутренний риск представляет собой совокупность возможных рисков, связанных с функционированием предприятия и характеризует уровень всех потенциальных ошибок в результате деятельности предприятия до проверки со стороны системы внутреннего контроля. Риск возникновения таких ошибок связан с влиянием как объективных, так и субъективных факторов.

Объективные факторы внутрненнего риска - инфляционные процессы, конкуренция, изменение условий кредитования, налогообложения, сокращение рынка сбыта продукции и т.п.

Субъективные факторы внутреннего риска - сущность и содержание бизнеса клиента; степень сложности организационной структуры предприятия; политика управления и хозяйствования, в том числе учетно-экономическая политика; система стимулирования труда персонала; наличие необычных и редких хозяйственных операций; степень обеспечения сохранности собственности; масштабы деятельности.

На основе оценки влияния перечисленных факторов внутреннего риска аудитор должен установить, на какие именно хозяйственные операции как объекты аудита они окажут воздействие. При этом максимальное внимание следует обращать на те моменты, которые могут влиять на качество финансовой отчетности, а потому отсекаются те риски клиента, которые не связаны с составлением финансовой отчетности.

Даже при условии положительного влияния, перечисленных факторов внутренний риск будет не ниже 50%, а при их отрицательном воздействии он может приближаться к 100%.

Риск контроля представляет собой оценку действенности системы внутреннего контроля клиента с точки зрения ее способности предотвращать или обнаруживать ошибки. Система внутреннего контроля предприятия образуется подсистемами внутрихозяйственного контроля и внутреннего аудита. В свою очередь, в подсистеме внутрихозяйственного контроля, функции которого реализуют все структурные подразделения аппарата управления, особо следует выделить внутрихозяйственный контроль, реализуемый специалистами финансовой службы. Поэтому при определении риска контроля необходимо оценить надежность и действенность подсистем внутрихозяйственного контроля и внутреннего аудита.

В соответствии с Международными стандартами аудита аудиторский риск представляет собой возможную опасность того, что аудитор выразит несоответствующую аудиторскую мнению

в случаях, когда в финансовой отчетности имеют место существенные искажения.

Согласно Национальными нормативами аудита аудиторский риск - это риск того, что аудитор может выразить неадекватное мнение в тех случаях, когда в документах бухгалтерской отчетности существуют существенные искажения. Иначе говоря, за неправильно подготовленной отчетностью будет представлен аудиторский вывод без замечаний и наоборот.

Аудиторский риск (риск аудита или общий риск) имеет три составляющие:

-присущ риск;

; -риск системы контроля (риск контроля);

-риск выявления ошибок (риск необнаружения).

Присущий риск представляет собой способность к существенным искажениям остатка по определенному бухгалтерскому счету, по определенной категории, определенном ;класса операций или способность к извращениям по этим показателям в комплексе с извращениями по другим счетам или операциях при отсутствии соответствующих мер внутреннего контроля.

Информация о работе Аудиторский риск и методы его оценки