Аудит(ревизия) расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что в современных условиях тщательно поставленный учет расчетных операций с покупателями и заказчиками, а также своевременное обращение денежных средств оказывают значительное влияние на финансовые результаты предприятия (прибыли или убытки), среди которых основное место занимает прибыль от продажи товарной продукции. При расчетах с покупателями и заказчиками, в зависимости от хозяйственной ситуации, возникает дебиторская и кредиторская задолженность, что существенно влияет на финансовое состояние предприятия.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты аудита расчетов с покупателями и заказчиками 4
1.1 Нормативно – правовое обеспечение аудита 4
1.2 Современные проблемы аудита расчетов с покупателями и заказчиками 6
2 Организация аудита расчетов с покупателями и заказчиками 9
2.1 Цель, источники и нормативная база аудита 9
2.2 Организация взаимоотношений между аудиторской организацией и аудируемым лицом 13
2.3 Планирование аудита 16
2.4 Аудиторская проверка 26
2.5 Оформление результатов аудиторской проверки 32
Заключение 40
Библиографический список 42
Приложения 44

Файлы: 1 файл

0124284_7B8CC_organizaciya_audita_raschetov_s_pokupatelyami_i_zakazchikami.doc

— 310.00 Кб (Скачать файл)


Экономический факультет

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

КУРСОВАЯ РАБОТА

по аудиту на тему: «Организация аудита расчетов 
с покупателями и заказчиками»

Выполнила: студентка 5 курса

Экономического факультета

5 группы

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

2008г

 

Содержание

 

Введение

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что в современных условиях тщательно поставленный учет расчетных операций с покупателями и заказчиками, а также своевременное обращение денежных средств оказывают значительное влияние на финансовые результаты предприятия (прибыли или убытки), среди которых основное место занимает прибыль от продажи товарной продукции. При расчетах с покупателями и заказчиками, в зависимости от хозяйственной ситуации, возникает дебиторская и кредиторская задолженность, что существенно влияет на финансовое состояние предприятия. Четкая организация расчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств. В связи с этим возникает необходимость проведения аудиторской проверки расчетных операций.

Целью курсовой работы является изучение особенностей проведения аудиторских проверок расчетных операций с покупателями и заказчиками, и влияние дебиторской и кредиторской задолженности на финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Выявить положительные стороны, а также недостатки расчетных операций, сделать рекомендации по совершенствованию учета расчетов с покупателями и заказчиками для улучшения финансового состояния предприятия.

Исходя из данной цели, задачей курсовой работы является теоретическая проработка аудита расчетов с покупателями и заказчиками.

Информационной и методологической  основой для работы послужили: Нормативные акты; Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности»; Положение по введению бухгалтерского учета и отчетности в РФ; Федеральные правила (стандарты) аудита; Постановления Правительства РФ и инструктивные материалы по изучаемым вопросам; учебная литература и труды отечественных ученых.

 

1 Теоретические аспекты аудита расчетов с покупателями и заказчиками

1.1 Нормативно – правовое обеспечение аудита

В процессе аудиторской проверки расчетных  операций следует руководствоваться  следующими нормативными документами:

  1. Налоговый кодекс РФ (часть 1 oт 31.07.97 г. № 146-ФЗ, в ред. ФЗ от 24.03.2001 г. № 118-ФЗ, часть 2 от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ, в ред. ФЗ от 30.05.2001 г. № 71-ФЗ);
  2. Гражданский кодекс РФ (часть 1 от 30.11.94г. № 51-ФЗ, в ред. ФЗ от 15.05.2001 г. № 54-ФЗ; часть 2 от 26.01.96г. № 14-ФЗ, в ред. ФЗ от 17.12.99 г. № 213-ФЗ);
  3. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001г. № 197-ФЗ (с изменениями от 24, 25 июля 2002г. - 22, 23 июля 2008г.);
  4. Кодекс этики аудиторов России принят Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации Протокол N 16 от 28.08.2003г;
  5. Правительство РФ Постановление от 23.09.2002г. № 696 об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.07.2003 N 405, от 07.10.2004 N 532, от 16.04.2005 N 228);
  6. Кодекс РФ об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30.12.2001г;
  7. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ;
  8. Постановление Правительства РФ от 26.09.1994г. N 1094  
    "Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения" 
    (с изменениями от 27.12.1995г.);

 

  1. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению, утв. Приказом МФ РФ от 31.10.2001 г. № 94н;
  2. Приказ Минфина РФ от 29.07.98г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (с изменениями от 30.12.99г., 24.03.2000г., 18.09.2006г., 26.03.2007г.);
  3. Приказ Минфина РФ от 09.12.1998г. № 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету»Учетная политика организации» ПБУ 1/98» (с изменениями от 30.12.1999г.);
  4. Положение ЦБР от 03.10.2002г. N 2-П "О безналичных расчетах в РФ" (с изменениями от 03.03.2003г., 11.06.2004г., 02.05.2007г., 22.01.2008 г.).

 

 

1.2 Современные проблемы аудита расчетов с покупателями и заказчиками

Регулирование качества услуг - является одной из актуальнейших, ключевых и сложнейших методологических проблем отечественного аудита. Так или иначе, но различные вопросы регулирования аудиторской деятельности (ее контроль, место общественных ассоциаций, роль малого бизнеса в аудите и т.д.) имеют тенденцию поворачиваться - словно стрелка компаса на север - к вопросу регулирования качества аудиторских услуг.

 Актуальность данной  проблемы возрастает и ввиду  распространения в нашей стране "черного аудита". Единственный  реальный путь серьезного повышения  качества аудита, на наш взгляд, - это широкое использование экономического механизма регулирования аудита, и в частности предоставление права подачи судебного иска к аудиторской организации по поводу некачественного аудита любому его пользователю.

Рассмотрим с общеэкономических  позиций, почему масштабное и жесткое регулирование качества услуг в аудите необходимо. Цена и качество - две основные характеристики товара или услуги в рыночной экономике, причем первая из них (как указывалось ранее) в сильном регулировании, как правило, не нуждается. Сложнее обстоит дело с регулированием качества. Если во многих других отраслях это эффективно делает покупатель товаров или услуг, отворачиваясь в конце концов от низкокачественной продукции (при условии, что государство не давит других производителей таможенными пошлинами и т.п.), то в аудите нередко и покупатель, и продавец аудиторских услуг заинтересованы в некачественных с позиций других пользователей аудита и всего общества аудиторских проверках.

Самый яркий пример возможности  и распространенности такой ситуации - когда аудитор дает положительное заключение на заведомо недостоверную бухгалтерскую отчетность (или же он просто не интересуется достоверностью этой отчетности). Доволен экономический субъект, довольна и аудиторская организация, получившая неплохие деньги без сколько-нибудь серьезных затрат времени. А другие пользователи аудита, например кредиторы или потенциальные акционеры, могут понести огромный ущерб, принимая неверные решения по недостоверной бухгалтерской отчетности.

Еще один пример, когда с отчетностью знакомится покупатель продукции аудируемого экономического субъекта, заинтересованный приобретать ее (или модифицированные модели) в течение нескольких последующих лет и не догадывающийся, что его контрагент скоро обанкротится. Подобных примеров можно привести множество.

Первая подпроблема  заключается в подробном рассмотрении затронутых вопросов и в распространении  результатов такого рассмотрения на сопутствующие услуги. По-видимому, там необходимость жесткого государственного регулирования качества слабее, поскольку эти услуги обычно не носят публичного характера и не сопровождаются заключением, которое должно быть опубликовано в СМИ. Тем не менее полезно провести такую "инвентаризацию" сопутствующих услуг.

Вторая подпроблема  заключается в разработке системы  мер по регулированию качества аудиторских услуг. Например, парировать большие размеры указанного сговора между аудиторскими организациями и экономическими субъектами можно на пути жесткого и масштабного регулирования либо в форме налаженного административного механизма противодействия ему (лишение лицензий и т.д.), либо в форме создания экономического механизма регулирования рынка аудиторских услуг. [14]

Так же в заключении данного  вопроса можно добавить следующее, что при формировании рынка аудиторских услуг возникает немало проблем непосредственно с покупателями и заказчиками, такие как: отсутствие договоров на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг); отсутствие лицензий на осуществляемые организацией лицензируемые виды деятельности; наличие арифметических ошибок в счетах фактурах; отсутствие первичных документов, подтверждающих возникновение дебиторской (кредиторской) задолженности; нарушение порядка составления бухгалтерской отчетности в части формирования показателей о размере дебиторской (кредиторской) задолженности; нарушения в части составления первичных документов, подтверждающих формирование показателей о дебиторской (кредиторской) задолженности; отсутствие или ненадлежащее ведение аналитического учета, инвентаризации дебиторской (кредиторской) задолженности; нарушения при списании дебиторской (кредиторской) задолженности; отсутствие актов сверки дебиторской задолженности; не применение или применение с нарушениями контрольно-кассовой техники при наличных денежных расчетах с юридическими и физическими лицами.

Над решением этих проблем  работают законодательные органы России и сами аудиторы. [15]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Организация аудита расчетов с покупателями и заказчиками

2.1 Значение, задачи и нормативная база аудита

Аудиторская деятельность, аудит, согласно ФЗ№119 «Об аудиторской деятельносим» - представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности  организаций и индивидуальных предпринимателей на договорной и платной основе.

Понятие аудиторской деятельности (аудита), так например,  Хоружий Л.И. и Басалай С.И. в книге «Актуальные проблемы в России» дают следующее определение Аудиторской деятельности (аудита) – это предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию других аудиторских услуг: постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета; составлению декларации о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности; анализа финансово-хозяйственной деятельности; оценке активов и пассивов экономического субъекта; консультированию в вопросах финансового, налогового и иного законодательства; обучению в установленном законодательством РФ порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью; оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью. [10]

Аудиторским организациям и отдельным аудиторам запрещается  заниматься какой-либо иной предпринимательской  деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему  услуг. Аудиторская деятельность осуществляется на договорной или платной основе.

Цель и основные принципы аудиторской проверки аудитор определяет согласно правилу (стандарту) N 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Основной целью аудиторской деятельности является выражение мнение о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемых лиц  и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Одним из важнейших моментов, которые характеризуют финансовое состояние предприятия, является состояние расчетов покупателями и заказчиками, соответственно с дебиторами и кредиторами.

Проверка правильности отражения в бухгалтерской отчетности расчетных операций является важным и трудоемким этапом аудиторской проверки. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками - лишь часть проверки финансово-хозяйственной деятельности организации. Его целью является установление соответствия применяемой в организации методики учета, нормативным актам, действующим на территории Российской Федерации. Расчеты с покупателями и заказчиками имеют место практически на любом предприятии.

К ним можно отнести  следующие расходы: приобретение товарно-материальных ценностей для дальнейшей перепродажи или для собственного потребления; оплата услуг оказанных другими организациями; оказание услуг сторонним организациям.

При аудите расчетов с  покупателями и заказчиками необходимо проверить:

  1. наличие заключенных с партнерами договоров на продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг, обратить внимание на законность совершения сделки в соответствии с ГК РФ;
  2. согласованность цен на товары указанные в расчетных документах с ценами указанными в договорах;
  3. при проверке проведенной инвентаризации расчетов проводились ли встречные проверки, особенно тогда, когда на финансовый результат списывается неподтвержденная дебиторская задолженность, по которой истекли сроки исковой давности;
  4. все случаи отнесения дебиторской задолженности на себестоимость;
  5. правильность оформления счетов-фактур продавцов и покупателей, ведется ли их регистрация в книгах покупок и продаж;
  6. своевременность предъявления штрафных санкций покупателям при нарушении договорных обязательств;
  7. законность и документальное оформление списания задолженности с истекшим сроком исковой давности ГК РФ и причины ее возникновения;
  8. законность осуществления расчетов по задолженности через третьих лиц (по договору уступки права требования долга третьему лицу);
  9. расчеты по векселям;
  10. правильность корреспонденции счетов и соответствие данных синтетического и аналитического учета с соответствующими показателями отчетности;
  11. расчеты в иностранной валюте.

Разнообразие участников расчетных  операций и форм расчетов между ними создают предпосылки для нарушений  при осуществлении расчетных  операций и поэтому требуют постоянного  контроля за их проведением и отражением в учете.

Цель аудита расчетных операций – оценка правильности организации учета расчетов на предприятии, подтверждение законности образования различных видов дебиторской и кредиторской задолженности, ее достоверности и реальности погашения.

Правильная (рациональная) организация расчетных операций, правильность постановки их учета предупреждают негативные последствия по этим операциям.

При аудите расчетов с покупателями и заказчиками используются следующие источники информации:

  1. Учетная политика организации;
  2. План счетов организации;
  3. Главная книга;
  4. Бухгалтерский баланс с Приложениями;
  5. Кассовая книга;
  6. Книга продаж;
  7. Журнал платежей;
  8. Банковские документы;
  9. Кассовые документы;
  10. Договора;
  11. Ж/о №№ 11, 16, или распечатки дебетовых и кредитовых оборотов и сальдо по счетам 62, 90, аналитические ведомости;
  12. Первичные документы (накладные, счета-фактуры, приходные кассовые ордера, акты и пр.);
  13. Отчеты контролирующих структур, акты проверок и пр.

Информация о работе Аудит(ревизия) расчетов с покупателями и заказчиками