Аудит(ревизия) расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что в современных условиях тщательно поставленный учет расчетных операций с покупателями и заказчиками, а также своевременное обращение денежных средств оказывают значительное влияние на финансовые результаты предприятия (прибыли или убытки), среди которых основное место занимает прибыль от продажи товарной продукции. При расчетах с покупателями и заказчиками, в зависимости от хозяйственной ситуации, возникает дебиторская и кредиторская задолженность, что существенно влияет на финансовое состояние предприятия.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты аудита расчетов с покупателями и заказчиками 4
1.1 Нормативно – правовое обеспечение аудита 4
1.2 Современные проблемы аудита расчетов с покупателями и заказчиками 6
2 Организация аудита расчетов с покупателями и заказчиками 9
2.1 Цель, источники и нормативная база аудита 9
2.2 Организация взаимоотношений между аудиторской организацией и аудируемым лицом 13
2.3 Планирование аудита 16
2.4 Аудиторская проверка 26
2.5 Оформление результатов аудиторской проверки 32
Заключение 40
Библиографический список 42
Приложения 44

Файлы: 1 файл

0124284_7B8CC_organizaciya_audita_raschetov_s_pokupatelyami_i_zakazchikami.doc

— 310.00 Кб (Скачать файл)

В задачу первичной  оценки надежности системы внутреннего  контроля входит выяснение того, что  предпринимается в организации  для предотвращения, выявления и  исправления ошибок и искажений  информации. Предлагаемая методика первичной  оценки надежности системы внутреннего контроля основана на тестировании. Примерные вопросы теста представлены в пяти разделах (Приложение 4). Каждому положительному ответу соответствует 1 балл, отрицательному - 0 баллов.

Общий итог подводится по всем разделам. Ориентируясь на рекомендуемые параметры оценки надежности системы внутреннего контроля и сумму баллов, полученную по итогам тестирования, оценка может быть определена как "низкая", "средняя" или "высокая".

Оценка надежности системы  
внутреннего контроля

Сумма баллов по итогам  
тестирования

Низкая 

0 - 8

Средняя

9 - 16

Высокая

17 - 24


 

Если по итогам первичной оценки надежность системы  внутреннего контроля оценена как "высокая" или "средняя", то аудитор  должен учитывать это при разработке программы аудита, однако не должен доверять системе абсолютно. Если надежность оценена как "низкая", то аудитор не должен в дальнейшем полагаться на систему внутреннего контроля клиента. При анализе результатов тестирования следует обратить особое внимание на вопросы теста, по которым получены отрицательные ответы.

В нашем примере  полученный итог по результатам тестирования (7 баллов) позволяет дать низкую первичную  оценку надежности системы внутреннего  контроля.

Этап первичной оценки надежности системы внутреннего контроля может считаться завершенным, если аудитор выявил вероятность того, что существующие политика и процедуры внутрифирменного контроля помогут или не помогут обнаружить существенные искажения информации. В связи с тем, что риск неэффективности системы внутреннего контроля затруднительно выразить количественно, аудитор должен отразить в рабочих документах описание вероятности такого риска и использовать ее в дальнейшем как оценочный показатель.

На этапе знакомства и  оценки систем бухгалтерского учета  и внутреннего контроля в качестве основных методов получения аудиторских доказательств аудитор применяет опрос, проверку арифметических расчетов, соблюдения правил учета операций, прослеживание, наблюдение, проверку документов. Важным методом получения информации должно стать непосредственное наблюдение за сотрудниками, которые выполняют учетную и контрольную работу.

Установление  уровня существенности выполняется на стадии планирования. По сути, это - величина вероятного искажения данных, так как аудитор не может учесть все факторы, которые в конечном итоге повлияют на решение относительно существенности в оценке результатов при завершении проверки. Таким образом, величина существенного в планировании может значительно отличаться от величины существенного при оценке результатов проверки. Оценка аудитором существенности должна учитывать интересы потребителей информации, а также соответствовать требованиям правила (стандарта) N 4 «Существенность в аудите».

Установив допустимый уровень  существенности, аудитор может приступать к построению аудиторской выборки. Аудиторская выборка (выборочная проверка) включает в себя применение аудиторских процедур менее чем ко всем элементам в пределах данной статьи отчетности или группы однотипных операций таким образом, чтобы для каждого элемента существовала вероятность быть выбранным. В ходе выборочной проверки в аудите можно применять либо статистический, либо нестатистический подход. Аудиторская выборка может корректироваться в зависимости от целей аудита и от установленных аудитором уровней рисков: риска выборки, допустимой и ожидаемой ошибки и объема генеральной совокупности.

Понятие «ошибка» означает: отклонение от нормального функционирования средств внутреннего контроля (при выполнении тестов средств внутреннего контроля); искажение учета или отчетности (при выполнении аудиторских процедур проверки по существу). Допустимая ошибка — это максимальный размер ошибки генеральной совокупности, которую аудитор считает приемлемой. Допустимая ошибка связана с уровнем существенности.

Генеральная совокупность — это полный набор данных, из которых аудитор набирает отобранную совокупность и в отношении которой аудитор хочет сделать выводы. Генеральная совокупность может разделяться на страты, или подмножества, где каждая страта проверяется отдельно. Выражение «генеральная совокупность» включает в себя понятие «страта».

Риск, связанный  с использованием выборочного метода — возникает, когда вывод аудитора, сделанный на основании отобранной совокупности, может отличаться от вывода, который мог бы быть сделан в том случае, если бы ко всей генеральной совокупности в целом были бы применены те же самые процедуры аудита.

Завершающей стадией  планирования является подготовка общего плана и программы аудита. Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. (Приложения 5 и 6) Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором. [13]

 Составляя программу  проверки расчетов с покупателями и заказчиками, аудитор направляет свои усилия на проверку тех участков, которые не подвергались контролю или мало контролировались бухгалтерией.

Также составляя программу, аудитор определяет, какие приемы проверки он будет использовать. Для  проверки расчетов с покупателями можно использовать пересчет, сопоставление, прослеживание, сканирование, документальную проверку, подтверждение.

Программа аудита расчетов с покупателями представляет собой  детальный перечень содержания аудиторских процедур для сбора аудиторских доказательств.

При проверке необходимо установить:

    • заключены ли договора поставки продукции;
    • реальность задолженности покупателей и заказчиков, что должно быть подтверждено актами инвентаризации (сверки) расчетов;
    • правильность составления бухгалтерских проводок по счету 62;
    • соответствие записей аналитического учета по счету 62 записям в журналах-ордерах, главной книге и балансе.

По выявленным несоответствиям  определяют существенность, характер и возможные причины возникновения  отклонений.

Аудиторские процедуры по существу предполагают детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Цель общей программы аудита - собрать достаточный объем аудиторских доказательств, в соответствии с правилом (стандартом) N 5 «Аудиторские доказательства», для формулирования профессионального мнения о соответствии бухгалтерского учета операций по приобретению и реализации продукции требованиям действующего законодательства и достоверности во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности в части отраженных в ней операций.

Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса  тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу. В некоторых ситуациях  доказательства могут быть получены исключительно путем проведения процедур проверки по существу.

Аудиторские доказательства - это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).

Важным шагом на этапе  планирования аудита является комплектация адекватной рабочей группы в зависимости  от целей проверки, объема работы и  сроков проведения аудита. Так, в случае проведения целевой проверки и при  значительном объеме операций рабочую  группу аудиторов предлагается разделить на отдельные подгруппы по направлениям проверки. Рабочая группа должна формироваться из аудиторов, специализирующихся на проверках данных операций. При незначительном объеме операций в состав рабочей группы достаточно включить двух - трех аудиторов (специалистов в сфере торговли). Аудиторы должны иметь достаточную теоретическую подготовку в области правовых и экономических основ операций по приобретению и реализации продукции, заключению договоров, механизма их проведения и бухгалтерского учета, а также иметь практический опыт работы в торговле. В необходимых случаях к выполнению отдельных этапов аудита могут быть привлечены эксперты. Работа эксперта и использование предоставленных им материалов регламентированы правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Использование работы эксперта".

Общее руководство проверкой, координация деятельности членов рабочей группы и контроль за соблюдением графика использования рабочего времени должны осуществляться руководителем аудиторской проверки. При разделении рабочей группы на подгруппы по направлениям функции локального руководства целесообразно возлагать на старших аудиторов.

 

2.4. Аудиторская проверка

Аудиторская проверка расчетов с покупателями и заказчиками производится с целью установления правильности ведения расчетов с покупателями за выполнение работ, оказание услуг.

Основной целью проверки является установление правильности ведения учета расчетов с покупателями и заказчиками за проданную (отгруженную) продукцию, выполненные работы, оказанные услуги.

В ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками  должны быть решены следующие задачи:

  • проверка правильности оформления первичных документов по продаже продукции, выполненных работ, оказанию услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности;
  • подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности;
  • оценка правильности оформления и отражения в учете предъявленных претензий.

Источниками информации являются: Положение об учетной политике; договоры поставки продукции (работ, услуг); накладные; счета-фактуры; акты сверки расчетов; протоколы о зачете взаимных требований; акты инвентаризации расчетов; векселя; копии платежных документов; книга продаж; учетные регистры по счету 62; главная книга; бухгалтерская отчетность.

В общем плане  определяется  способ  проведения аудита. (приложение 5)  Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. (приложение 6)  Программа служит подробной инструкцией при проведении аудиторской проверки на предприятии. Далее поэтапно рассмотрим программу аудита расчетов с покупателями и заказчиками.

Первый этап проведения аудита по расчетам с покупателями и заказчиками – процесс проверки выяснения наличия и правильность оформления договоров на поставку продукции, гарантийных писем от покупателей.

Второй и  третий этап. Непосредственную проверку начинают с установления соответствия данных бухгалтерского баланса, главной книги, регистров синтетического и аналитического учета по счету 62, актов сверки расчетов с данными по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет».

При сверке обращают внимание на соблюдение следующих правил:

- аналитический  учет по счету 62 "Расчеты  с покупателями и заказчиками"  ведется по каждому предъявленному  покупателям (заказчикам) счету,  а при расчетах плановыми платежами  - по каждому покупателю и заказчику [5] При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

- дебиторская  задолженность, по которой создан  резерв по сомнительным долгам, должна быть уменьшена на сумму резерва.

Одновременно  на основе данных аналитического учета  по соответствующим счетам расчетов проверяют правильность группировки  дебиторской задолженности на краткосрочную  и долгосрочную с выделением "просроченной", а из нее - длительностью свыше 3 месяцев и более чем через 12 месяцев. Исходя из требований составления отчетности к краткосрочной относится задолженность, которая должна быть погашена в течение 12 месяцев, а не на дату заключения договора.

По выявленным несоответствиям  определяют существенность, характер и возможные причины возникновения  отклонений.

Для определения реальности задолженности анализируются материалы  инвентаризации. В случае отсутствия материалов по инвентаризации или если данные инвентаризации вызывают сомнения, аудиторы проводят сплошную или выборочную инвентаризацию расчетов.

Информация о работе Аудит(ревизия) расчетов с покупателями и заказчиками