Аудтит учетной политики организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 05:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение состава и порядка формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета в ЗАО «» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для этого необходимо решение следующих задач:
Дать понятие учетной политики как элемента организации бухгалтерского учета и сущности учетной политики;
Изучить нормативное регулирование формирования учетной политики организации;
Рассмотреть порядок формирования учетной политики организации;
Выявить основные аспекты учетной политики;

Файлы: 1 файл

Аудит.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

Однако определение  достоверности не раскрывает особенностей работы аудиторов с финансовой информацией  экономического субъекта. Необходимо принимать во внимание концепцию независимого аудита «точность представления», согласно которой аудитор не может провести проверку таким образом, чтобы быть абсолютно уверенным в точности бухгалтерской отчётности аудируемого лица. В связи с этим в аудиторской практике применяется принцип существенности. Исходя из этого принципа, аудитор обязан установить не абсолютную точность данных проверяемой бухгалтерской отчётности, а её достоверность во всех существенных отношениях.

Аудиторская организация в процессе аудита обязана оценивать существенность и её взаимосвязь с аудиторским риском.

В настоящее время  вопросы, связанные с определением существенности, регламентируются Федеральным  правилом (стандартом) аудиторской  деятельности № 4 «Существенность в аудите».

В соответствии с определением этого стандарта аудиторской  деятельности информация считается  существенной, если её пропуск или  искажение могут повлиять на экономические  решения пользователей.

Таким образом, существенность информации – это свойство, которое делает её способной влиять на экономические решения разумного пользователя такой информации. Существенными в аудите признаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность отчётности аудируемого лица. Использование принципа существенности при составлении аудиторского заключения означает, что в нём изложены все существенные обстоятельства, обнаруженные при проведении аудита, и никакие иные существенные обстоятельства аудиторской организацией обнаружены не были.

Аудитор должен иметь  в виду, что отдельные отмеченные им искажения могут не иметь существенного характера сами по себе. Однако, взятые в совокупности, выявленные искажения вместе с предполагаемыми могут носить существенный характер.

В зависимости от рассматриваемого аспекта финансовой (бухгалтерской) отчётности возможны различные уровни существенности.

Уровень существенности – это то предельное значение ошибки бухгалтерской отчётности, начиная с которого квалифицированный пользователь этой отчётности с большой степенью вероятности оказывается не в состоянии делать на её основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.

При разработке плана  работы аудитор устанавливает приемлемый уровень существенности с целью  выявления существенных искажений.

Для определения уровня существенности аудиторы могут использовать 2 метода:

    1. Индуктивный, который предполагает оценку материальности отдельно для каждой статьи, а затем суммирование и определение общей материальности.
    2. Дедуктивный, который предполагает определение материальности в целом, а затем распределение оценки материальности по отдельным статьям отчётности.

В практике российского  аудита при определении уровня существенности за основу принимают базовые показатель бухгалтерской отчётности. Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск» было рекомендовано использовать следующие показатели:

─ прибыль до налогообложения;

─ выручка без НДС;

─ валюта баланса;

─ собственный капитал;

─ общие затраты предприятия.

Система базовых показателей  и порядок нахождения уровня существенности, а также их изменения должны утверждаться решением исполнительного органа аудиторской фирмы.

Определим уровень существенности для ЗАО». В таблице 3.1 представлен расчёт уровней существенности как долей от базовых показателей. На основании данных долей рассчитаем усреднённый показатель уровня существенности:

Таблица 3.1

Определение единого  показателя уровня существенности для  аудиторской проверки в 

Наименование базового показателя

Значение базового показателя бухгалтерской отчётности, тыс. руб.

Доля, %

Значение, применяемое  для нахождения уровня существенности, тыс. руб.

Прибыль (убыток) до налогообложения

-7031

5

35,65

Выручка от продаж

22741

2

40,52

Валюта баланса на конец года

118336

2

533,02

Собственный капитал  на конец года

35330

10

2426,2

Общие затраты предприятия

29531

2

109,82


 

Среднее арифметическое показателей в столбце 4 составляет:

(-7031+22741+118336+35330+29531)/5=42593,8 тыс.руб.

Наименьшее значение отличается от среднего на:

(42593,8+ 7031)/42593,8*100%=111,4%

Наибольшее значение отличается от среднего на:

(29531-42593,8)/42593,8*100=96,1%

При сравнении среднего значения со значениями, находящимися в 4 столбце, отбрасывается то, которое  в большей степени отклоняется от среднего (-7031тыс.руб.).

Новое среднее арифметическое составит:

(22741+118336+35330+29531)/4=51484тыс.руб..– уровень существенности.

Это означает, что 51484 тыс.руб. – максимально допустимый размер ошибочной суммы, которая может быть показана в бухгалтерской отчетности ЗАО» и рассматриваться как несущественная, т.е не вводящая пользователей в заблуждение.

На втором этапе планирования выл установлен уровень аудиторского риска — это оценка риска неэффективности предстоящей проверки аудитором, который в своем заключении сделал вывод о том, что бухгалтерская отчетность у клиента достоверна, в действительности же там возможны существенные ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора; или же признал, что отчетность содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в ней нет.

Для определение аудиторского риска в ЗАО» был выбран расчетный метод:

ПАР = ВР •  РК • РН,

где ПАР – приемлемый аудиторский риск;

      ВР –  внутрихозяйственный риск;

      РК –  риск контроля;

      РН –  риск необнаружения.

Внутрихозяйственный (присущий) риск выражает меру ожидания аудитором вероятности содержания в отчетности ошибок, превосходящих допустимую величину, до проверки системы внутрихозяйственного контроля.

Риск контроля выражает меру ожидания аудитором вероятности пропуска ошибок, превосходящих величину, допустимую системой внутрихозяйственного контроля.

Риск не обнаружения (процедурный риск) выражает меру готовности аудитора признать вероятность не выявления в процессе проведения аудита ошибок, превосходящих допустимую величину.

Предположим, что на стадии планирования проверки величина внутрихозяйственного (присущего) риска, принятая аудитором, составляет 90%, риска контроля — 50%, а величина процедурного риска (риска не обнаружения) равна 10%. Тогда значение риска при аудите 4,5%= (0,9 • 0,5 • 0,1).

3.3 Разработка  рабочей программы по аудиту учетной политике организации

Специфика предприятия, объём и сложность работы по его  проверке каждый раз требует определения  чёткой последовательности шагов при  провидении аудита и правильного распределения обязанностей между аудиторами, если проверку проводят несколько специалистов.

С этой целью руководитель аудиторской организации составляет программу аудита, в которой указываются:

1. цель аудита;

2. основные участки  работы и разделы учёта, подлежащие проверке;

3. характер проверки;

4. закрепление обязанностей  за членами бригады;

5. предполагаемая продолжительность  проверки и сроки её  начала  и окончания.

Цель позволяет аудируемому  лицу понять принципы аудита, что из себя представляет аудит и понять, что может аудитор сделать для организации.

Далее в программе  аудита указываются те участки работы, которые будут исследованы в  ходе аудита. Необходимо отметить наиболее важные участки, имеющие определяющее значение для финансово – хозяйственной деятельности предприятия и для формирования её результатов

По каждому проверяемому участку следует определить характер проверки – сплошной или выборочный.

Сплошная проверка проводится в отношении кассовых, банковских документов, авансовых отчётов, расчётов с учредителями, что же касается первичной документации по заработной плате, производственным запасам, расчётам, то по этим разделам учёта проверка проводится выборочно.

Программа аудиторской  проверки представляется руководству  проверяемого предприятия для ознакомления и согласования содержания объектов и этапов проверки.

Несмотря на самое  добросовестное составление программы  аудиторской проверки, ряд факторов, влияющих на её трудоёмкость и продолжительность, не может быть предугадан и заранее  учтён. Поэтому в ходе самой проверки приходится вносить коррективы в содержание и длительность тех или иных работ.

Аудиторская организация  разработала программу аудита учетной политике предприятия, на основании которой будет проводиться проверка.

3.4 Проведение аудита учетной политике предприятия

Аудит учетной политики является одним из важнейших разделов аудита, результаты которого могут  повлиять на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

Аудиторскую проверку учетной политики целесообразно разделить на два этапа:

На первом этапе оценивается  система внутреннего контроля по организации учетной политики. Для  проведения такой оценки удобно использовать разработанные тесты или вопросники с приложением к ним соответствующих ответов опрашиваемого и примечаний аудитора.

На втором этапе проводится анализ учетной политики организации  для целей бухгалтерского и налогового учета. На первом этапе аудитор определяет систему внутреннего контроля и порядок документооборота в организации. Общая оценка системы внутреннего контроля проводится в соответствии с утвержденной во внутрифирменных стандартах методикой оценки (например, можно использовать балльную систему оценки).

На втором этапе проверки учетной политики для целей бухгалтерского учета рекомендуется заполнить таблицу, сопроводив каждый элемент учетной политики ответами на поставленные вопросы и примечаниями аудитора.

Аудит для целей  бухгалтерского учета

В ходе проверки аудитору необходимо тщательно изучить и  проанализировать учетную политику аудируемого лица. Целью проверки является не только подтверждение факта наличия утвержденной учетной политики и отражения в ней способов ведения учета организации, но и оценка правильности и рациональности выбранных методов и форм, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета и порядка налогообложения.

При проверке учетной  политики следует ознакомиться со следующими документами аудируемого лица:

  • приказом (распоряжение) об учетной политике проверяемой организации;
  • рабочим планом счетов бухгалтерского учета;
  • перечнем утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • правилами документооборота и технологии обработки учетной информации;
  • методикой учета отдельных показателей и другими приложениями к приказу об учетной политике проверяемой организации;
  • пояснительной запиской к балансу, которая раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации, избранные при формировании учетной политики, отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;
  • изменениями в учетной политике, существенно влияющими на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным.

Аудит учетной  политики для целей бухгалтерского учета является одним из важнейших разделов аудита, результаты которого могут повлиять на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

Аудитору следует  собрать ответы на следующие вопросы:

  1. имеется ли организационно-распорядительная документация о принятии организацией учетной политики;
  2. имеется ли в организации учетная политика;
  3. утверждено ли положение о бухгалтерской службе;
  4. утверждены ли должностные инструкции работников бухгалтерии;
  5. ознакомлены ли конечные исполнители с положениями учетной политики;
  6. корректируются ли (в случае необходимости) положения учетной политики в связи с изменениями в законодательстве РФ, существенными изменениями условий деятельности организации и разработкой новых способов ведения учета;
  7. оформляются ли изменения и дополнения учетной политики соответствующей организационно-распорядительной документацией;
  8. сдается ли выписка из учетной политики в налоговое органы;
  9. утвержден ли график документооборота;
  10. имеются ли положения, регламентирующие отдельные положения учетной политики;
  11. имеется ли служба внутреннего аудита (ревизионная комиссия);
  12. имеются ли в полном составе приказы, распоряжения по учетной политике;
  13. утвержден ли график проведения инвентаризации;
  14. проводятся ли инвентаризации в соответствии с утвержденным графиком;
  15. проводятся ли обязательные инвентаризации;
  16. проводятся ли внезапные инвентаризации кассы, складских помещений;
  17. ограничен ли доступ к информации бухгалтерского учета и отчетности;
  18. определен ли порядок хранения документов бухгалтерского учета;
  19. определены ли лица, ответственные за хранение бухгалтерских документов.

Информация о работе Аудтит учетной политики организации