Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 19:24, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение «АВС» метода учета затрат и калькулирования.
Задачами работы является рассмотреть такие вопросы как:
предпосылки появления «АВС» метода учета затрат и калькулирования себестоимости;
сущность и преимущества функционального учета затрат;
этапы внедрения и варианты реализации «АВС» метода.
Для распределения затрат на ресурсы между видами деятельности используются носители ресурсов (носители затрат первого этапа), результатом чего является формирование групп затрат по видам деятельности, содержащих некую долю распределяемых затрат на ресурсы. Носители ресурсов устанавливают причинно-следственную связь между затратами на ресурсы и видами деятельности, основанную на том или ином измерителе потребления ресурсов. Например, измерителем потребления неким видом деятельности затрат на заработную плату может служить количество человек, занятых в данном виде деятельности; потребления затрат, связанных с функционированием оборудования, - количество машино-часов, отработанное оборудованием для обеспечения этого вида деятельности; потребления затрат на содержание помещения — площадь помещения и т.д. [8]
Первый этап распределения основывается на данных, отражающих потребление ресурсов различными видами деятельности по каждой статье затрат. Например, если компания осуществляет десять видов деятельности, а косвенная заработная плата является одной из статей затрат, то нужно определить, какая доля от общей суммы заработной платы относится к каждому из этих видов деятельности. Первый этап распределения заключается в умножении общей суммы затрат по каждой статье на исчисленную долю (проценты). Например, если 10% непрямого труда потребляется видом деятельности «наладка оборудования», то, соответственно, 10% от суммы косвенной заработной платы будет распределено на этот вид деятельности. Конечный результат первого этапа распределения отражает то, как каждая статья затрат (например, косвенная заработная плата) распределяется между видами деятельности. [9]
Следует отметить, что распределение затрат с использованием носителей ресурсов аналогично распределению косвенных расходов между подразделениями в традиционных учетных системах. Иными словами, первый этап распределения затрат в системе ABC и традиционных системах во многом схож. Разница заключается в том, что в первом случае затраты соотносятся с видами деятельности, а во втором - со структурными подразделениями. [9]
Особенность функционального метода учета затрат состоит в том, что функционирование организации рассматривается с точки зрения отдельных видов деятельности. Под деятельностью понимается совокупность регулярно повторяющихся действий, операций, функций или процессов, направленных на выполнение конкретных и измеряемых задач и выполняемых определенными средствами за определенный период времени. Вид деятельности можно рассматривать как любое событие, которое вызывает потребление ресурсов и основной функцией которого является преобразование этих ресурсов в конечный продукт. Взаимосвязанные, обладающие специфическими функциями виды деятельности могут быть объединены в центры деятельности. Затраты, связанные с центрами деятельности, равны совокупным затратам по видам деятельности, включенным в данные центры. Центр деятельности обычно соответствует центру ответственности или является традиционным подразделением организации (например, бухгалтерия). В небольших компаниях группы затрат по видам деятельности могут не объединяться по центрам деятельности. Хотя центры деятельности играют важную роль в большинстве систем ABC, они лишь косвенно вовлекаются в распределение затрат второго этапа. [10]
В результате распределения затрат на ресурсы между видами деятельности формируются группы затрат, объединяющие все взаимосвязанные расходы, относящиеся к конкретному виду деятельности. Часто термины «вид деятельности» и «группа затрат по видам деятельности» в практических целях используются как синонимы. В системе ABC затраты формируется по каждому виду деятельности. Затраты по видам деятельности представляют собой совокупные расходы на все прослеживаемые факторы производства, связанные с обеспечением конкретного вида деятельности. [10]
Затраты по видам деятельности обычно выражаются с помощью так называемого измерителя деятельности. Измеритель деятельности может быть входящим или исходящим параметром. Например, входящим параметром вида деятельности «снабжение» будет заявка на покупку, получаемая от подразделений организации, а исходящим параметром – оформленный закупочный контракт. Затраты на данный вид деятельности можно выразить и как стоимость заявок, и как стоимость контрактов. Выбор измерителя деятельности принципиально важен, поскольку он позволяет выявить факторы, которые влияют на объем деятельности, а следовательно, и на затраты. [11]
Измеритель деятельности должен быть как минимум однородным и экономичным. Так, например, количество заключенных закупочных контрактов является приемлемым измерителем вида деятельности «закупка материалов» только в том случае, если расходы на заключение одного контракта несильно отличаются от затрат, связанных с заключением других контрактов (в этом случае, условие однородности выполняется). Однако условие однородности будет не соблюдено, если компания в зависимости от вида продукции заключает как простые, так и комплексные контракты, являющиеся более трудоемкими. В последнем случае закупочный контракт не является однородным измерителем. Здесь больше бы подошел измеритель «число закупочных позиций». [11]
При соотнесении затрат на виды деятельности с объектами калькулирования, так же как и на первом этапе распределения, важное значение имеет установление причинно-следственных связей. Затраты считаются прослеживаемыми в том случае, если результат того или иного вида деятельности является непосредственно потребленным другим видом деятельности или конечным объектом соотнесения затрат. Если затраты не могут быть напрямую соотнесены с тем или иным видом деятельности или объектом соотнесения затрат, то они должны быть распределены. [12]
Группы затрат распределяются между объектами калькулирования при помощи носителей видов деятельности (носителей затрат второго этапа), которые предназначены для оценки объемов потребления видов деятельности объектами соотнесения затрат. Как правило, приемлемый носитель затрат - это то, что представляет основной выходной параметр вида деятельности. Хотя на практике в роли носителей затрат обычно выступают измерители деятельности, концептуально те и другие представляют собой разные понятия. [12]
Носители затрат могут быть основаны на операциях, на времени, а также на интенсивности вида деятельности.
Носители затрат, основанные на операциях, такие как количество наладок, количество проверок, количество перемещений материалов и т.п., дают возможность подсчитать, как часто осуществляется конкретный вид деятельности. Они могут применяться в том случае, когда полученные результаты являются однородными. Такие носители затрат считаются наиболее экономичными, данные для них всегда доступны, поскольку операции происходят все время, пока осуществляется тот или иной вид деятельности. Например, требования на отпуск материалов необходимы каждый раз, когда материалы отпускаются со склада в производственные цеха. [13]
Носители затрат, основанные на времени, такие как время наладки оборудования, время проведения проверки, прямые человеко-часы и т.п., показывают, сколько времени требуется на осуществление конкретного вида деятельности. Такие носители затрат используются, когда существует определенная разница в объемах осуществляемой деятельности. Они более точны, чем носители, основанные на операциях, в то же время они более дорогостоящи. Например, если вид деятельности «контроль качества» предполагает различное время для проведения проверок, то в качестве носителя затрат более целесообразно выбрать человеко-часы, а не количество проверок, иначе произойдет искажение затрат, соотнесенных с продуктами. Продукция, требующая больше времени на проверку, окажется недооцененной, а продукция, контроль которой занимает меньше времени, наоборот, переоцененной. [13]
Носители затрат, основанные на интенсивности вида деятельности, оценивают непосредственно ресурсы, используемые каждый раз при осуществлении того или иного вида деятельности (например, когда для осуществления конкретного вида деятельности требуются работники различной квалификации, время работы которых и ставки оплаты их труда также различны). Такие носители являются самыми точными, но и самыми дорогостоящими, поскольку они фактически требуют применения позаказной системы калькуляции. Такие носители затрат целесообразно использовать только в том случае, если ресурсы являются дорогими, а их цена и количество изменяются вместе с соответствующими параметрами объекта калькулирования. [14]
На втором этапе распределения сначала рассчитываются ставки распределения затрат по видам деятельности. Для этого общая сумма затрат по конкретному виду деятельности, являющаяся результатом первого этапа распределения, делится на показатель, исчисленный с использованием соответствующего измерителя (вида деятельности, принятого в качестве носителя затрат). Получаемая при этом величина представляет собой затраты на единицу измерителя вида деятельности. Далее затраты, входящие в группы затрат по видам деятельности, распределяются между объектами соотнесения затрат на основе количества потребленных единиц выпуска данного вида измерителя видов деятельности. Например, если стоимость одного закупочного контракта составляет 500 у.е. (ставка распределения), а для производства продукта требуется заключить три таких контракта, то на данный продукт будет распределено 1500 у.е. затрат вида деятельности «закупка материалов».
Объекты соотнесения затрат - это то, между чем распределяются затраты по видам деятельности. Они могут быть чем угодно в зависимости от желаний разработчика. Типичными объектами соотнесения затрат являются: продукты, услуги, единицы продукции, партии продукции, контракты, работы, проекты, потребители, группы потребителей, каналы распределении, территории продаж. Судя по приведенному перечню объектов соотнесения затрат, они ближе к объектам учета затрат. Но отличие функционального метода от традиционных систем в том и заключается, что возникновение затрат связывается с приобретением и использованием ресурсов, а не с производством продукции.
В большинстве организаций осуществляются десятки видов деятельности. Виды деятельности и затраты по ним можно объединить по уровням иерархии в группы видов деятельности, при этом желательно с минимальными потерями в точности.
В большинстве систем ABC выделяют следующие основные виды деятельности: связанные с продукцией и связанные с предприятием в целом. Некоторые компании выделяют еще один вид деятельности, а именно деятельность, связанную с потребителем.
Затраты по видам деятельности, относимые на продукцию, обычно проходят три уровня распределения: уровень единицы продукции, уровень партии продукции и уровень продуктовой линии. Виды деятельности уровня единицы продукции осуществляются каждый раз, когда производится единица продукции. Виды деятельности уровня партии продукции выполняются вместе с производством или обработкой партии продукции, независимо от того, из скольких единиц она состоит. Виды деятельности уровня продуктовой линии касаются определенных изделий и обычно должны быть выполнены независимо от того, сколько партий или единиц продукции произведено или продано.
Виды деятельности, предназначенные для управления и обеспечения функционирования предприятия в целом, могут рассматриваться и как самостоятельные виды деятельности, и в качестве четвертого уровня иерархии (после единицы продукции, партии и линии продуктов). В системе ABC к учету таких расходов применяются два различных подхода.
Первый аналогичен традиционному подходу, применяемому в западной учетной практике, когда административные и управленческие расходы считаются расходами отчетного периода.
Согласно второму подходу они все-таки включаются в себестоимость продукции. Аналогичный подход характерен и для российской практики исчисления полной производственной себестоимости, предполагающей распределение затрат, учитываемых на счете 26 «Общехозяйственные расходы», между основным и вспомогательным производствами.
Виды деятельности, направленные на потребителя, обычно включают четыре уровня: уровень контракта, уровень клиента, уровень канала распространения и уровень территории продаж. В некоторых случаях несколько объектов калькулирования могут находиться на одном уровне. Так, например, компании могут иметь несколько каналов распространения, таких как оптовые продавцы, розничные продавцы, комиссионеры и т.п., каждый из которых будет рассматриваться как объект калькулирования одного уровня.
В системе ABC, как и в традиционных системах, прежде всего идентифицируются затраты, которые могут быть прямо соотнесены с соответствующими объектами. Все остальные расходы сначала должны быть распределены на группы затрат по видам деятельности.
С одной стороны, при высокой
степени автоматизации и
С другой стороны, при функциональном методе учета затрат могут быть выделены несколько элементов прямых затрат: прямые материальные затраты и прямые трудовые затраты, к которым иногда могут добавляться расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования (РСЭМО). Наличие двух элементов прямых затрат в целом соответствует традиционному взгляду на классификацию затрат по отношению к объектам калькулирования и имеет место на многих промышленных предприятиях малого и среднего бизнеса.
Три элемента прямых затрат характерны для строительных компаний и тех производственных предприятий, которые используют отдельное оборудование для конкретных заказов или видов продукции. Расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, выражающиеся через амортизационные отчисления, являются важной составляющей себестоимости объекта калькулирования и ключевым фактором в принятии многих управленческих решений. Поэтому данный элемент затрат рассматривается как прямые затраты того же уровня, что и материальные и трудовые затраты. [14]
Основная идея метода ABC заключается в том, что готовая продукция использует процессы, процессы потребляют ресурсы, а ресурсы выражены в денежном эквиваленте. Система АВС определяет стоимость операции, основанной на потреблении ресурсов, а затем стоимость продукции или услуг, пропорционально использующие данные операции. Система АВС исследует каждый процесс, который действительно участвует при создании конечной продукции или услуг, и пытается точно определить, сколько было затрачено каждого ресурса. Модель АВС помогает определить категорию продукции, которая является наиболее прибыльной, квалифицировать наиболее привлекательных клиентов, выявить действительно ли тот или иной процесс формирует добавочную стоимость или нет и понять в какой области необходимо повысить эффективность. Эта система часто используется для того, чтобы получить конкурентоспособную цену, усовершенствовать процессы и вывести экономическую стратегию компании на более высокий уровень. Часто её использование становится поводом к пересмотру отношений с поставщиками и клиентами, к началу изучения и оптимизации внутренних процессов.