Банковсое дело

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы является рассмотреть банковские услуги и их развитие.
Исходя из цели попытаемся выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты предоставления банковский услуг;
- изучить анализ действующей практики предоставления услуг Коммерческими банками в РК;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты предоставления услуг коммерческими банками 5
1.1 Сущность банковских услуг и продуктов 5
1.2 Классификация банковских услуг 8
Глава 2. Анализ действующей практики предоставления услуг Коммерческими банками в РК 15
2.1 Депозитный рынок на современном этапе 15
2.2 Анализ кредитной деятельности банка 19
2.3 Особенности обслуживание банковских карточек 25
Глава 3. Проблемы и перспективы развития 29
банковских услуг в РК 29
3.1 Проблемы внедрения новых услуг 29
3.2 Пути решения проблем, возникающих на рынке банковских услуг 31
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

Банковские услуги и их развитие РК.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

 

              

 

Введение

 

Проводимая в стране экономическая  реформа открыла новый этап в  развитии банковского дела. Особую актуальность в условиях перехода к  рынку приобретают вопросы перспектив развития банков и других кредитных  институтов в нашей стране, ее практическая реализация.

В последние годы идет бурный процесс формирования финансовых рынков – денежного рынка и  рынка капиталов. Развития последнего невозможно без совершенствования  двуединого, взаимосвязанного процесса мобилизации сбережений и инвестирования средств. Сбережения представляют собой разность между доходами и потреблением.

В процессе своей деятельности банк вступает в контакт с различными типами аудиторий: конкурентами, клиентами, государством и т.д., с которыми банк взаимодействует с целью оптимизации прибыли.

 Однако это не  единственная цель, которую преследуют  банки, функционируя на рынке  банковских услуг. Кроме этого  банки стремятся обеспечить оптимальное  сочетание ликвидности и доходности  финансовых ресурсов, создание и поддержку репутации банков и т.д. В свою очередь, хорошая репутация известность банка влияет на количество клиентов, обращающихся именно в этот банк.

Отношения банка с  клиентурой возникает в процессе покупки/продажи банковских продуктов. Они включают в себя: предоставление кредитов, открытие депозитных счетов, операции по выпуску, покупке или продаже ценных бумаг, валютные отношения, расчетные операции, а также трастовые услуги, хранение драгоценностей и т.п.

Выполнение банковских операций с широкой клиентурой – важная особенность современной банковской деятельности во всех странах мира, имеющих развитую кредитную систему.

Эффективная гибкая система  банковских операций с широкой клиентурой может и должна способствовать мобилизации  внутренних сбережений. Особое значение приобретает в этой связи гибкое банковское обслуживание, способное реагировать на формирующиеся потребности изменяющейся экономики.

Конкуренция на рынке  банковских услуг также влияет на количественные и качественные характеристики банковского обслуживания.

В век стремительно развивающихся  информационных технологий использование  концепции предоставления классических банковских услуг, не обращая внимание на новые технологии, может запросто привести к банкротству. Поэтому  все банки большое внимание отводят внедрению новых услуг и совершенствование уже существующих.

К новым услугам относятся  пластиковые карточки, межбанковские  электронные расчеты, образование  финансового рынка в мировой  сети Интернет и т.д.

На ряду с выполнением традиционных банковских услуг населению – привлечением средств в депозиты, предоставлением ссуд и осуществлением расчетно-кассового обслуживания населения – современные банковские институты в нашей стране начинают выполнять электронные услуги, к ним относятся пластиковые карточки, межбанковские электронные расчеты, образование финансового рынка в мировой сети Интернет. Проводят маркетинговые исследования по заказу клиентов, валютные операции, прочие услуги, в том числе трастовые, информационно-справочные консультационные, фондовые и другие.

Цель данной работы является рассмотреть банковские услуги и  их развитие.

Исходя из цели попытаемся выполнить следующие задачи:

      • рассмотреть теоретические аспекты предоставления банковский услуг;
      • изучить анализ действующей практики предоставления услуг Коммерческими банками в РК;

Глава 1. Теоретические  аспекты предоставления услуг коммерческими  банками

1.1 Сущность банковских услуг и продуктов

 

Рассматривая этапы развития банковской системы в Казахстане, мы наблюдаем картину сокращения банковских институтов: если в 1993 году в стране насчитывалось 204 банка, к 1997 году их стало 82, а на начало июля 2000 г. функционирует 48 банков, в 2002 году 44. Причинами данной ситуации могут служить как внешние факторы (такие, как экономическая ситуация в целом в республике, степень развития банковского законодательства, отвечающего требованиям рыночной экономики, конкуренция на рынке банковских услуг и другие), так и внутренние факторы (такие, как наличие у банка необходимых ресурсов, политика банка в отношении проводимых операций и т.п.). Так, одной из причин является конкуренция банков в сфере предоставляемых услуг. Мы хотели бы уяснить, что такое "услуга банка", а для этого необходимо разобраться, чем банки, собственно, занимаются или могут заниматься.

Известно, что банки  осуществляют различные операции и услуги. Закон Республики Казахстан "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" определяет банковскую деятельность как "осуществление банковских операций, а также проведение иных установленных настоящей статьей операций банками". В Законе "О банках и банковской деятельности в Российской Федерации" говорится, что банковская деятельность - это банковские операции, а также другие сделки, разрешаемые настоящим Законом, другими законодательными актами Российской Федерации для проведения банками и кредитными учреждениями помимо банковских операций". Мы видим, что в обоих законах присутствует понятие "банковской операции", в то же время понятие "банковская услуга" постоянно присутствует во всех упоминаниях относительно банковской деятельности. В экономической науке существует множество подходов к толкованию этих двух понятий. В "Финансово-Кредитном словаре" под редакцией Гарбузова В.Ф. дается следующее определение банковских операций: "банковские операции - операции банков по привлечению денежных средств и их размещению, выпуску в обращение и изъятию из него денег, осуществление расчетов и т.п.". На вопрос - чем же занимается банк - оказанием услуг или проведением операций - ответить сложно. Попытаемся разобраться в этом вопросе, первоначально изучив само понятие "банк".

"Банк"  - это специфический  экономический институт, создающий особый продукт, связанный с движением денежных потоков, аккумулированных у юридических и физических лиц, предоставляющий за счет этих денежных средств банковские услуги".

Чем же отличаются банки от других финансовых посредников? Во-первых, для  банков характерен двойной обмен  долговыми обязательствами: они размещают собственные долговые обязательства, а мобилизованные на этой основе средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Во- вторых, банки отличает принятие на себя обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. В-третьих, банки опосредуют движение денежных средств между государствами, предприятиями, населением, осуществляя расчетно-кассовое обслуживание, выпуская и обслуживая электронные деньги, пластиковые карты. Можно сказать, что сущность банков в аккумуляции капитала, не участвующего в производственном процессе и приложение данного капитала к труду, делу с целью создания новых благ и услуг. То есть банки являются посредниками между производителем и потребителем, при этом они участвуют в двухстороннем обмене.

Определение сущности понятия "банк" и построение схемы клиент - банк - клиент было необходимо для выявления итогового результата деятельности такого предприятия как банк. Если в сфере материального производства итогом деятельности является готовый продукт, то в банковской сфере итогом деятельности -банковская услуга. Необходимо отметить, что экономическая наука под услугами понимает своеобразный полезный эффект труда, не создающего материальных благ, но полезного именно как процесс. Услуга - это вид деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Другими словами, услуга - это нематериальные блага как особый вид результатов или продуктов труда. То есть, операции банков в их собственном качестве с точки зрения результата эффекта такой деятельности - это оказание услуг клиентам. Именно наличие клиента и предопределяет трансформацию операции банка в его услугу. Можно проследить направления банковской деятельности, где происходит такая трансформация. Все операции коммерческих банков можно подразделить на три группы:

  1. Пассивные (привлечение средств);
  2. Активные (размещение средств);
  3. Комиссионно-посреднические и доверительные (трастовые) операции.

Каждая из этих групп  операций предполагает определенную степень вовлечения в них клиента, а, следовательно, и определенную долю предлагаемых банком услуг. Значительная часть привлеченных средств банка формируется при непосредственном участии клиента, вносящего сумму денег в банк в виде депозита до востребования, а также срочного, сберегательного или же другого вклада. Это первый этап предложенной выше схемы, а именно, отношения "клиент - банк", в результате чего начинается процесс предоставления услуг. В зависимости от намерений клиента банк предоставляет ему ту или иную услугу, проводя при этом собственную операцию в пользу клиента. Степень участия самого клиента в пассивных операциях не велика, хотя роль его денежных средств, размещенных в банке, естественно, значительна для банка. Важную роль отводят банки предоставлению услуг клиентам при проведении активных операций, среди которых помимо кредитных выделяются операции с ценными бумагами (фондовые операции), проводимые банками, как в рамках самостоятельной политики, так и по поручению и за счет клиента. Практически, полное участие клиента предполагает следующая группа банковских операций: доверительных и комиссионно-посреднических, проводимых по поручению клиентов и на комиссионных началах. Все эти операции отвечают схеме "клиент - банк - клиент" и равнозначны понятию банковских услуг. Целью привлечения банком средств клиента является не только прямое извлечение прибыли, но и возможность аккумуляции данных средств с целью последующего их использования, выполняя общественно необходимую функцию платежей. При этом за услуги, предлагаемые своим клиентам, банк обычно взимает комиссию.

Таким образом, можно  сделать вывод, что банк - это предприятие, оказывающее банковские услуги. А под банковской услугой понимаются операции банка, проводимые по поручению клиента и в пользу последнего за определенную плату.

1.2 Классификация  банковских услуг

 

Сущность деятельности банков проявляется в выполнении ими определенных функций, которые отличают их от других органов.

Банковскую услугу можно  охарактеризовать как выполнение банком определенных действий в интересах  клиента. В основе любого банковского продукта лежит необходимость удовлетворения какой-либо потребности.

К основным традиционным услугам в настоящее время  по-прежнему относятся привлечение  вкладов и предоставление ссуд. От разницы в процентах по этим услугам  банки и получают наибольшую массу прибыли. Однако даже только в рамках этих двух услуг может быть выработано множество самых разнообразных форм банковских продуктов.

Сегодня универсальные  банки предлагают широкий ряд  продуктов, охватывающий практически все аспекты банковской деятельности и финансовых услуг. В то же время другие банки в целях завоевания и прочного удержания конкурентного преимущества стремятся специализироваться на оказании строго определенных видов услуг.

Сеть коммерческих банков способствует становлению денежного рынка, экономической основой которого является наличие временно свободных средств у юридического и физического лица, а также государства и использование их на удовлетворение краткосрочных потребностей экономики и населения.

Коммерческие банки  практически занимаются всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием хозяйственной деятельности своих клиентов.

В соответствии с Законом "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" банки могут выполнять следующие услуги:

  • привлечение депозитов на платной основе;

- ведение счетов клиентов и  банков-корреспондентов, их кассовое   обслуживание;

-  предоставление юридическим  и физическим лицам краткосрочных и долгосрочных кредитов на условиях возвратности, срочности и платности;

-  финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств;

-  выпуск собственных  ценных бумаг (чеков, векселей, аккредитивов, депозитных сертификатов, акций и других долговых обязательств) в порядке, предусмотренном законом;

-  покупку, продажу и хранение платежных документов и иных ценных бумаг и другие операции с ними;

-  выдачу поручительств,  гарантий и иных обязательств  за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;

- приобретение права  требования поставок товара и оказания услуг, принятие риска исполнения таких требований и инкассации этих требований (факторинг);

- оказание брокерских  услуг по банковским операциям,  выступать в качестве агента клиентов по их риску;

-  услуги по хранению  документов и ценностей для клиентов (сейфовый бизнес);

- финансирование коммерческих  сделок, в т.ч. без права продажи  (форфейтинг);

- доверительные операции  по поручению клиентов (привлечение  и размещение средств, управление  ценными бумагами);

-  оказание консультационных  услуг, связанных с банковской деятельностью;

  • осуществление лизинговых операций.

При наличии специальной лицензии Нацбанка, банки могут осуществлять другие банковские операции, в т.ч. проведение операций с иностранной валютой; привлечение денежных вкладов населения; оказание услуг по пересылке денег (инкассация).

Группируя эти операции коммерческих банков, можем сформулировать выполняемые ими основные функции:

- аккумулирование временно свободных  денежных средств, сбережений  и накоплений (депозитные операции);

- кредитование экономики  и населения (активные операции);

- организация и проведение безналичных  расчетов;

- инвестиционная деятельность;

- прочие финансовые услуги клиентам.

Ресурсы банка формируются за счет собственных, привлеченных и эмитированных средств. К собственным средствам относятся акционерный и резервный капитал, а также нераспределенная прибыль. Собственные средства составляют незначительную часть ресурсов банка, основная часть ресурсов привлекается в виде вкладов (депозитов), а также корреспондентских счетов.

Под депозитами понимается все срочные и бессрочные вклады клиентов банка, кроме сберегательных. Депозиты бывают двух видов: вклады до востребования и срочные вклады. Вклады до востребования - это средства на текущих счетах клиентов, они могут быть востребованы в любой момент, по ним выплачивается низкий процент и они предназначены для текущих расчетов.

Вторую форму депозитов составляют срочные вклады. Эти вклады в отличие от текущих вносятся на более длительный срок. Вкладчику выплачивается более высокий процент, банк располагает этими средствами, увеличив доходы от процента за счет выданных ссуд под эти вклады. Привлечение сбережений населения сейчас стало одним из важнейших видов операций в банковской системе. Средства, мобилизуемые с помощью этих операций, используются для финансирования отраслей народного хозяйства.

Информация о работе Банковсое дело