Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 12:19, контрольная работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.
Введение………………………………………………………………..
Бюджет как особый вид баланса: назначение, строение, применение, пример…………………………………………………….
Планирование и прогнозирование структуры народного хозяйства РФ…………………………………………………………………….
2.1. Сущность экономического прогнозирования и планирования
2.3 Народно-хозяйственное прогнозирование с/х
производства
2.2. Основы методологии, планирования (прогнозирования) народного хозяйства.
Список литературы………………………………………………..
- единство объекта - н/х, отрасли, отдельные объекты и процессы;
- единство социально - экономических условий;
- единство методов и методологий изучения явлений и процессов и установленных закономерностей;
-целенаправленное прогнозирование и планирование, ибо как прогнозирование, так и планирование имеет не самоцель, а средство для решения задач перед обществом, перед коллективом;
- связь между прогнозированием и планированием и результатами их реализации.
Отличие прогнозирования от планирования:
- детализация, обоснование каждого показателя плана и его увязка друг с другом (обоснованность задания плана с точки зрения обеспеченности материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, производственными мощностями и т.д.);
-жесткая привязка показателей во времени и в пространстве;
-обязательность выполнения плана;
-планирование как средство для государственного регулирования социально-экономического развития общества;
-единство составления проверки организации выполнения плана.
Планирование — это субъективная деятельность людей, которая на основе изучения закономерностей, каких либо явлений и процессов (сторон общественной жизни), определяют их развитие (состояние движения) в ближайшие и отдаленные периоды времени.
Планирование народного хозяйства возможно при наличии:
- политических предпосылок;
- экономических предпосылок;
- организационных предпосылок.
Новая модель государственного регулирования выражается в следующем:
-предприятие выступает товаропроизводителем - любые формы воздействия на предприятие, в том числе и со стороны государства должны носить экономический характер.
-отказ от традиционной модели государственного директивного плана.
-система государственного регулирования должна исходить в современных условиях из специфики рынка, характеризующегося интенсивным развитием предпринимательства различных форм собственности.
-государство реализует функцию собственности, не распространяя свою компетенцию на функцию владения;
-государство осуществляет регулирование экономики на основе законов. В этих условиях закон должен оберегать хозяйственников от государственного монополизма.
В современных условиях ставятся новые задачи, связанные с централизованным планированием. В развитии экономики важное значение имеет сочетание централизованного управления с инициативой и возможностью регионов и экономических структур.
В новых условиях центральное планирование должно распространить свое действие и охватить следующие основные области плановой экономики:
-установление темпов и пропорций социально-экономического развития, структура общественного производства, распространение централизованных;
-определение объемов производства важнейших видов продукции общегосударственного назначения в натуральном выражении;
-планирование распределения постоянно сужающегося круга материально - технических ресурсов и централизованное прикрепление поставщиков и потребителей;
-разработка и утверждение долговременных комплексных, социальных, научно-технических, региональных программ развития народного хозяйства;
-установление стабильных экономических нормативов, связанных с планированием производства, распределением материальных ресурсов, а также решением материальных проблем.
2.2. Основы методологии, планирования (прогнозирования) народного хозяйства.
Изучение предмета науки и практическое применение выводов, которые следуют в результате данного изучения, совершаются посредством соответствующих методов. Эти методы являются тем самым инструментом, при помощи которого происходят познания объективных закономерностей и использование их в практической деятельности людей. Наиболее общим методом познания закономерностей является метод диалектического материализма. Все положения этого метода, например рассмотрение и процессов, как органически связанных друг с другом, зависящих друг от друга, находящихся в состоянии непрерывного движения, рассмотрения явлений в их развитии полностью применимой в планировании (прогнозировании) экономических процессов.
Метод экономического анализа применим на всех стадиях планово-экономической работы: при выяснении исходного уровня, при анализе поставленного плана проектировок, при проверке построения планов и прогнозов. Основное содержание метода сводится к следующему:
- разложение исследуемого процесса на отдельные составные части;
-выяснение влияния отдельных, наиболее важных частей на весь процесс в целом;
-обобщение (синтез) отдельных причин и условий, то есть сведение их к общим причинам, определяющим процесс в целом.
Экономический анализ можно условно разделить на два вида: качественный и количественный.
Предметом качественного анализа является само содержание экономического процесса, а целью его является выяснение особенностей данного процесса, его связи с другими процессами. Так, в результате качественного анализа современного сельского хозяйства нашей страны можно установить:
-экономическое воспроизводство в с/х органически связанно с естественным воспроизводством;
-продукция с/х представляет в основном сырьевые средства производства для последующих предметов потребления;
-социально-экономической основой производства является коллективно-кооперативная, государственная, групповая собственность, а также личная собственность. И эта особенность сельского хозяйства предопределяет особенности планирования с/х производствам.
Предметом количественного анализа является качественные процессы в их количественной определенности. Целью его является измерение, сравнение экономических и других процессов, результатов производства и распределения, установление количественной меры и так далее. Определение этих величин и вообще всех показателей, применяемых в экономических расчетах вызывает необходимость многочисленных экономических и технико-экономических расчетах, ибо без расчетов невозможно определить и обосновать ни одно задание плана, прогноза, следовательно нельзя составить и сам план, без расчетов невозможна проверка плана и его выполнение. Все расчеты должны быть обоснованы, иначе должна быть теория расчета.
В планово-экономической работе широко используется балансовый метод. Правильное применение балансового метода предполагает тщательный и всесторонний анализ экономических процессов.
Использование балансового метода сводится к составлению отдельных балансов.
Все экономические балансы можно разделить на 4 группы:
1. Материальные балансы. К ним относятся балансы топлива, электрооборудования, строительных материалов и т.д. К материальным балансам относятся также балансы производственных мощностей.
2. Трудовые балансы. Это баланс труда в народном хозяйстве, отраслевые и районные балансы рабочей силы.
3. Финансовый баланс. Балансы денежных доходов (расходов) населения, госбюджетов и т.д.
4. Баланс общественного продукта, баланс национального дохода, баланс основных фондов и другие синтетические балансы.
Схема материального баланса.
I часть - ресурсы, остатки на начало периода, импорт, мобилизация внутренних ресурсов.
II часть - распределение:
- производственно-
-нужды капитального строительства;
-пополнение капитального резерва;
-экспорт;
-рыночный фонд;
-прочие потребности;
-остатки на конец периода.
Многие материальные балансы охватывают не только единичную продукцию, но и целую группу однородных продуктов, или продуктов одного назначения. Такие балансы называются сводными балансами.
Материальные, трудовые и финансовые балансы, связанные между собой. Они представляют единую балансовую систему. Эта связь существует не только внутри, но и между ними. Взаимозависимость материальных трудовых, трудовых и финансовых балансов определяется тем, что все они выражают различные стороны воспроизводства совокупного общественного продукта, его вещественные, трудовые и стоимостные пропорции.
В тесной связи с балансовым методом находится нормативный метод. Чтобы составить любой обоснованный баланс, особенно материальный, надо применить нормативный метод. Например, при составлении баланса топлива, потребность в топливе определяется на основе производства, потребления и нормы расхода топлива на единицу продукции или выполненной продукции.
Нормативный метод, как и балансовый, выражает важнейшие требования планово-расчетных работ, то есть пропорциональность развития народного хозяйства, отдельных отраслей и производств. Любая норма, применяемая в расчетах, показывает соотношение, пропорциональность. Например, норма расхода железной руды выявляет пропорцию между производством чугуна и железной руды. Количественное выражение в современных условиях равно 1:2. Норма расхода топлива на 1 квт/час электроэнергии есть не что иное, как пропорция между производством электроэнергии и той части топлива, которая используется на выработку электроэнергии.
Балансовый метод включает в себя нормативный, но последний имеет в известной мере и самостоятельное значение.
Система показателей народно-хозяйственного плана:
-показатели должны правдоподобно отражать сущность явлений и процессов, быть едиными и обязательными для всех
-показатели могут выполнить свое назначение при условии ясного и четкого выражения экономических процессов.
-необходимо единство показателей, применяемых для характеристики одних и тех же экономических явлений во всех планово-хозяйственных органах
-показатели должны обеспечивать моральную и материальную заинтересованность, коррективы предприятия хоз. организаций.
-система показателей не должна быть чрезмерно громоздкой и в то же время она должна обеспечивать достаточно полное и всесторонне отражение общественного производства
-необходимо единство показателей плана, прогноза и учета.
Система показателей народно-хозяйственного плана, прогноза является адресной, то есть в самом плане указаны исполнители (министерства, ведомства). Адресность показателей обеспечивает ответственность за выполнение заданий плана.
По экономическому содержанию показатели подразделяются на количественные и качественные. Количественные показатели характеризуют преимущественно количественную сторону отражаемых явлений или процессов. Качественные показатели используются для характеристики качественной стороны экономических явлений и процессов. Они подразделяются на:
- технико-экономические;
- экономические.
Технико-экономические показатели применяются для выражения степени эффективности использования отдельных средств и предметов труда, а также рабочего времени.
Экономические показатели характеризуют уровень затрат общественного труда, степени эффективности организации производства и хозяйствования. К ним можно отнести такие показатели, как производительность труда, рентабельность.
По форме выражения показатели делятся на натуральные и стоимостные. Натуральные выражают определенные физические свойства потребительной стоимости, а стоимостные основаны на применении закона стоимости.
По способу установления показатели делятся на утверждаемые и расчетные.
К утверждаемым показателям относятся те, которые включаются в утверждаемый народнохозяйственный план. В них выражается наиболее важные явления и процессы. Расчетные показатели используются для обоснования утверждаемых показателей.
2.3 Народно-хозяйственное прогнозирование с/х
производства
При планировании учитываются особенности с/х производства:
- с/х производство связано с различными формами собственности на землю, на другие основные средства производства, на продукцию;
- обусловлено характером производства и природно-экономическими факторами, с/х и с/х производство имеет дело с живыми организмами, то в с/х производстве существует большая зависимость хозяйственной деятельности от естественных, почвенно-климатических условий, в частности от плодородия почвы;
-связано с организацией и планированием деятельности отдельных с/х предприятий, в частности деятельности государственных с/х предприятий регулируется системой Министерства с/х и продовольствия.
При планировании с/х производства используются как натуральные так и стоимостные показатели; используются также утверждаемые и расчетные показатели.
В планировании с/х
производства особое место