Бюджет как особый вид баланса: назначение, строение, применение, пример…………………………………………………….

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 12:19, контрольная работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..
Бюджет как особый вид баланса: назначение, строение, применение, пример…………………………………………………….
Планирование и прогнозирование структуры народного хозяйства РФ…………………………………………………………………….
2.1. Сущность экономического прогнозирования и планирования
2.3 Народно-хозяйственное прогнозирование с/х
производства
2.2. Основы методологии, планирования (прогнозирования) народного хозяйства.
Список литературы………………………………………………..

Файлы: 1 файл

ПИП моя (Автосохраненный).docx

— 45.64 Кб (Скачать файл)

- единство объекта - н/х, отрасли, отдельные объекты и процессы;

- единство социально - экономических условий;

- единство методов и методологий изучения явлений и процессов и установленных закономерностей;

-целенаправленное прогнозирование и планирование, ибо как прогнозирование, так и планирование имеет не самоцель, а средство для решения задач перед обществом, перед коллективом;

- связь между прогнозированием и планированием и результатами их реализации.

Отличие прогнозирования от планирования:

- детализация, обоснование каждого показателя плана и его увязка друг с другом (обоснованность задания плана с точки зрения обеспеченности материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, производственными мощностями и т.д.);

-жесткая привязка показателей во времени и в пространстве;

-обязательность выполнения плана;

-планирование как средство для государственного регулирования социально-экономического развития общества;

-единство составления проверки организации выполнения плана.

Планирование — это субъективная деятельность людей, которая на основе изучения закономерностей, каких либо явлений и процессов (сторон общественной жизни), определяют их развитие (состояние движения) в ближайшие и отдаленные периоды времени.

Планирование народного хозяйства возможно при наличии:

- политических предпосылок;

- экономических предпосылок;

- организационных предпосылок.

Новая модель государственного регулирования выражается в следующем:

-предприятие выступает товаропроизводителем - любые формы воздействия на предприятие, в том числе и со стороны государства должны носить экономический характер.

-отказ от традиционной модели государственного директивного плана.

-система государственного регулирования должна исходить в современных условиях из специфики рынка, характеризующегося интенсивным развитием предпринимательства различных форм собственности.

-государство реализует функцию собственности, не распространяя свою компетенцию на функцию владения;

-государство осуществляет регулирование экономики на основе законов. В этих условиях закон должен оберегать хозяйственников от государственного монополизма.

В современных условиях ставятся новые задачи, связанные с централизованным планированием. В развитии экономики важное значение имеет сочетание централизованного управления с инициативой и возможностью регионов и экономических структур.

В новых условиях центральное планирование должно распространить свое действие и охватить следующие основные области плановой экономики:

-установление темпов и пропорций социально-экономического развития, структура общественного производства, распространение централизованных;

-определение объемов производства важнейших видов продукции общегосударственного назначения в натуральном выражении;

-планирование распределения постоянно сужающегося круга материально - технических ресурсов и централизованное прикрепление поставщиков и потребителей;

-разработка и утверждение долговременных комплексных, социальных, научно-технических, региональных программ развития народного хозяйства;

-установление стабильных экономических нормативов, связанных с планированием производства, распределением материальных ресурсов, а также решением материальных проблем.

 

2.2. Основы методологии, планирования (прогнозирования) народного  хозяйства.

Изучение предмета науки и практическое применение выводов, которые следуют в результате данного изучения, совершаются посредством соответствующих методов. Эти методы являются тем самым инструментом, при помощи которого происходят познания объективных закономерностей и использование их в практической деятельности людей. Наиболее общим методом познания закономерностей является метод диалектического материализма. Все положения этого метода, например рассмотрение и процессов, как органически связанных друг с другом, зависящих друг от друга, находящихся в состоянии непрерывного движения, рассмотрения явлений в их развитии полностью применимой в планировании (прогнозировании) экономических процессов.

Метод экономического анализа применим на всех стадиях планово-экономической работы: при выяснении исходного уровня, при анализе поставленного плана проектировок, при проверке построения планов и прогнозов. Основное содержание метода сводится к следующему:

- разложение исследуемого процесса на отдельные составные части;

-выяснение влияния отдельных, наиболее важных частей на весь процесс в целом;

-обобщение (синтез) отдельных причин и условий, то есть сведение их к общим причинам, определяющим процесс в целом.

Экономический анализ можно условно разделить на два вида: качественный и количественный.

Предметом качественного анализа является само содержание экономического процесса, а целью его является выяснение особенностей данного процесса, его связи с другими процессами. Так, в результате качественного анализа современного сельского хозяйства нашей страны можно установить:

-экономическое воспроизводство в с/х органически связанно с естественным воспроизводством;

-продукция с/х представляет в основном сырьевые средства производства для последующих предметов потребления;

-социально-экономической основой производства является коллективно-кооперативная, государственная, групповая собственность, а также личная собственность. И эта особенность сельского хозяйства предопределяет особенности планирования с/х производствам.

Предметом количественного анализа является качественные процессы в их количественной определенности. Целью его является измерение, сравнение экономических и других процессов, результатов производства и распределения, установление количественной меры и так далее. Определение этих величин и вообще всех показателей, применяемых в экономических расчетах вызывает необходимость многочисленных экономических и технико-экономических расчетах, ибо без расчетов невозможно определить и обосновать ни одно задание плана, прогноза, следовательно нельзя составить и сам план, без расчетов невозможна проверка плана и его выполнение. Все расчеты должны быть обоснованы, иначе должна быть теория расчета.

В планово-экономической работе широко используется балансовый метод. Правильное применение балансового метода предполагает тщательный и всесторонний анализ экономических процессов.

Использование балансового метода сводится к составлению отдельных балансов.

Все экономические балансы можно разделить на 4 группы:

1. Материальные балансы. К ним относятся балансы топлива, электрооборудования, строительных материалов и т.д. К материальным балансам относятся также балансы производственных мощностей.

2. Трудовые балансы. Это баланс труда в народном хозяйстве, отраслевые и районные балансы рабочей силы.

3. Финансовый баланс. Балансы денежных доходов (расходов) населения, госбюджетов и т.д.

4. Баланс общественного продукта, баланс национального дохода, баланс основных фондов и другие синтетические балансы.

 

Схема материального баланса.

I часть - ресурсы, остатки на начало периода, импорт, мобилизация внутренних ресурсов.

II часть - распределение:

- производственно-эксплуатационные нужды;

-нужды капитального строительства;

-пополнение капитального резерва;

-экспорт;

-рыночный фонд;

-прочие потребности;

-остатки на конец периода.

Многие материальные балансы охватывают не только единичную продукцию, но и целую группу однородных продуктов, или продуктов одного назначения. Такие балансы называются сводными балансами.

Материальные, трудовые и финансовые балансы, связанные между собой. Они представляют единую балансовую систему. Эта связь существует не только внутри, но и между ними. Взаимозависимость материальных трудовых, трудовых и финансовых балансов определяется тем, что все они выражают различные стороны воспроизводства совокупного общественного продукта, его вещественные, трудовые и стоимостные пропорции.

В тесной связи с балансовым методом находится нормативный метод. Чтобы составить любой обоснованный баланс, особенно материальный, надо применить нормативный метод. Например, при составлении баланса топлива, потребность в топливе определяется на основе производства, потребления и нормы расхода топлива на единицу продукции или выполненной продукции.

Нормативный метод, как и балансовый, выражает важнейшие требования планово-расчетных работ, то есть пропорциональность развития народного хозяйства, отдельных отраслей и производств. Любая норма, применяемая в расчетах, показывает соотношение, пропорциональность. Например, норма расхода железной руды выявляет пропорцию между производством чугуна и железной руды. Количественное выражение в современных условиях равно 1:2. Норма расхода топлива на 1 квт/час электроэнергии есть не что иное, как пропорция между производством электроэнергии и той части топлива, которая используется на выработку электроэнергии.

Балансовый метод включает в себя нормативный, но последний имеет в известной мере и самостоятельное значение.

Система показателей народно-хозяйственного плана:

-показатели должны правдоподобно отражать сущность явлений и процессов, быть едиными и обязательными для всех

-показатели могут выполнить свое назначение при условии ясного и четкого выражения экономических процессов.

-необходимо единство показателей, применяемых для характеристики одних и тех же экономических явлений во всех планово-хозяйственных органах

-показатели должны обеспечивать моральную и материальную заинтересованность, коррективы предприятия хоз. организаций.

-система показателей не должна быть чрезмерно громоздкой и в то же время она должна обеспечивать достаточно полное и всесторонне отражение общественного производства

-необходимо единство показателей плана, прогноза и учета.

Система показателей народно-хозяйственного плана, прогноза является адресной, то есть в самом плане указаны исполнители (министерства, ведомства). Адресность показателей обеспечивает ответственность за выполнение заданий плана.

По экономическому содержанию показатели подразделяются на количественные и качественные. Количественные показатели характеризуют преимущественно количественную сторону отражаемых явлений или процессов. Качественные показатели используются для характеристики качественной стороны экономических явлений и процессов. Они подразделяются на:

- технико-экономические;

- экономические.

Технико-экономические показатели применяются для выражения степени эффективности использования отдельных средств и предметов труда, а также рабочего времени.

Экономические показатели характеризуют уровень затрат общественного труда, степени эффективности организации производства и хозяйствования. К ним можно отнести такие показатели, как производительность труда, рентабельность.

По форме выражения показатели делятся на натуральные и стоимостные. Натуральные выражают определенные физические свойства потребительной стоимости, а стоимостные основаны на применении закона стоимости.

По способу установления показатели делятся на утверждаемые и расчетные.

К утверждаемым показателям относятся те, которые включаются в утверждаемый народнохозяйственный план. В них выражается наиболее важные явления и процессы. Расчетные показатели используются для обоснования утверждаемых показателей.

 

2.3 Народно-хозяйственное прогнозирование с/х

производства

При планировании учитываются особенности с/х производства:

- с/х производство связано с различными формами собственности на землю, на другие основные средства производства, на продукцию;

- обусловлено характером производства и природно-экономическими факторами, с/х и с/х производство имеет дело с живыми организмами, то в с/х производстве существует большая зависимость хозяйственной деятельности от естественных, почвенно-климатических условий, в частности от плодородия почвы;

-связано с организацией и планированием деятельности отдельных с/х предприятий, в частности деятельности государственных с/х предприятий регулируется системой Министерства с/х и продовольствия.

 При планировании с/х  производства используются как  натуральные так и стоимостные показатели; используются также утверждаемые и расчетные показатели.

 В планировании с/х  производства особое место занимают  закупки с/х продуктов, для чего  составляются две группы балансов: I – баланс государственных ресурсов, II – баланс валовых ресурсов. Составление баланса начинается  с определения потребности народного  хозяйства в целом для удовлетворения  населения пищей, снабжения промышленности  сырьем, создания резервов продовольствия  и сельскохозяйственного сырья  для экспорта и других нужд  государства.

Информация о работе Бюджет как особый вид баланса: назначение, строение, применение, пример…………………………………………………….