Бюджетирование деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 18:53, контрольная работа

Описание работы

Создать организационный и экономический механизм управления предприятием в условиях рыночной экономики без разработки четкой системы внутрифирменного планирования, устраняющей указанные недостатки, нельзя. Однако построение такой системы – достаточно сложный процесс, требующий ресурсов, соответствующих навыков и умения от работников предприятия, прежде всего менеджеров, которым приходится решать ряд сложных методологических и организационно-технических проблем, связанных с кардинальной перестройкой всех элементов внутрифирменного планирования.

Содержание работы

Введение.
Теоретическая часть.
Практическая часть.
Заключение.
Библиография.

Файлы: 1 файл

задание 971.docx

— 48.56 Кб (Скачать файл)

Бюджет продаж выглядит как  документ, в котором приведены  объемы продаж, цены и выручка по всей номенклатуре продаваемой продукции.

Таблица 1. Бюджет продаж

Ставка

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

всего

Запланированные продажи (ед)

30

60

28

48

166

Цена за единицу (руб.)

150

150

150

150

-

Индекс цен

1,15

1,13

1,16

1,18

-

Выручка (руб.)

5175

10170

4872

8496

28713


Этап 2. Составление бюджета себестоимости проданных товаров на основе вспомогательных бюджетов.

Себестоимость проданных  товаров определяется как сумма  запасов товаров на начало периода  и себестоимости товаров закупленных  за период, уменьшенная на стоимость  товарного запаса на конец периода.

В свою очередь себестоимость  товаров закупленных за период вычисляется  следующим образом:

Себестоимость товаров  закупленных= прямые затраты на приобретение+ административные, коммерческие, маркетинговые  расходы (заработная плата, командировки, налоги, аренда, транспортные расходы, реклама).

Таблица 2. Бюджет себестоимости проданных товаров

Ставка

Кол-во

Сумма

Запас материалов на начало периода

1039

415600

Величина закупок товара

166

------

Себестоимость товаров

-----

13065

Прямые затраты на приобретения

93

11625

Накладные расходы

 

1440

Запас материалов на конец  периода

1098

439200

Нормативная цена продаж

-----

125

Себестоимость проданных  товаров

-----

-10535


 

Этап 3. Разработка бюджета административных, маркетинговых, коммерческих и других расходов.

Бюджеты накладных расходов на реализацию (коммерческих) и административных (управленческих) накладных расходов подготавливаются в разрезе отдельных  статей этих затрат по центрам ответственности.

При разработке бюджета коммерческих расходов следует исходить как из предполагаемых в течение бюджетного периода объемов продаж, так и  представлений руководства о  необходимости и интенсивности  усилий по продвижению продукции  до покупателя. Такие виды деятельности, как реклама и стимулирование спроса, тесно связаны со стратегическими  целями организации. Поэтому затраты  подобного типа в рамках операционных и тактических бюджетов всегда будут  определяться целями поддержания или  усиления рыночной позиции на долгосрочную перспективу.

Бюджет накладных управленческих затрат определяется в первую очередь  оценкой расходов, которые следует  понести для поддержания всех видов деятельности организации, также  для поддержания организации  как бизнес-единицы.

Таблица 3. Бюджет накладных расходов

Статья

Сумма

Постоянные накладные  расходы

834

Амортизация

25

Непрямые материалы

98

Энергетические ресурсы

95

Зарплата производственного  персонала

70

Содержание и ремонт оборудование

82

Текущий ремонт ОПФ

170

Прочее

66

Всего

1440


 

Необходимо обратить внимание, что среди коммерческих расходов есть статья, являющаяся переменными  расходами, – это комиссионное вознаграждение сотрудникам коммерческой службы, прямо зависящее от объема реализации. В бюджете административных расходов статей, пропорциональных объемам реализации, нет. Это отражает природу данного вида затрат, – они способствуют поддержанию бизнеса как целого, независимого от результатов текущей деятельности.

Этап 4. Расчет результата от реализации. Формирование отчета о прибылях и убытках.

Следующий этап в разработке операционного бюджета– калькуляция  себестоимости реализации и определение  рентабельности и маржинального  дохода по видам продукции. Имея все  исходные данные для расчета плановой себестоимости реализации по видам  продукции, можно сделать прогноз  того дохода, который будет получен  от продажи того или иного вида товара.

Для получения результата себестоимости реализации по видам  продукции необходимо произвести распределение  плановой величины общих расходов по отдельным видам товара. Тем самым  рассчитываются полные удельные затраты  на единицу товара по видам продукции, планируемой к продаже в бюджетном  периоде. При этом необходимо заметить, что если коммерческие расходы были отнесены к постоянным, то они не включаются в состав данного бюджета. Величину налоговых и некоторых  других платежей можно рассчитать пропорционально  другим показателям деятельности или  исходя из планируемых мероприятии  и опыта прошлых периодов (например, суммы налоговых платежей можно  оценить, зная ставки различных налогов  и налоговые базы).

Затем необходимо составить  первичный проект отчета о прибылях и убытках. Он является «выходной» формой операционного бюджета. Однако необходимо помнить, что отчет может еще  корректироваться, в частности при  решении вопроса о наличии  или недостаче денежных средств  компании.

Как и баланс, отчет состоит  из двух частей: расходной и доходной. В расходную часть включаются стоимость закупленных товаров у товаропроизводителя, а также операционные и административно – управленческие расходы.

Доходная часть бюджета должна планироваться с учетом плана продаж продукции и плана финансовых поступлений от прочих источников. Кроме того, необходимо учесть остатки средств на балансовых счетах торговой компании. Доход может увеличиваться за счет поступления денежной наличности, а также за счет увеличения дебиторской задолженности, например, за счет продажи товаров в кредит. Но при этом увеличение денежных средств компании на расчетном счете в банке не всегда означает увеличение дохода компании. Например, получение кредита от банка означает увеличение денежной наличности на счете компании, но не увеличение его дохода, а увеличение кредиторской задолженности перед банком.

Продажи товаров в кредит уменьшают время их нахождения на складах, размеры складских помещений, расходы на их содержание, увеличивают  коэффициент оборачиваемости оборотных  фондов. Поэтому компании стремятся  не только к продаже товаров в  кредит, но и устанавливают различные  скидки, которые ускоряют оборот денежной наличности. Также важно заметить, что при продаже товаров в  кредит сумма полученного дохода может не совпадать с суммой денежной наличности.

Бюджет движения денежных средств. В организациях любых масштабов и форм собственности все решения всегда связаны с деньгами. Для организаций, действующих в условиях рыночной экономики при жесткой конкуренции, проблема движения денежных средств является наиболее важной, поскольку от ее решения зависит возможность продолжения деятельности организации. Периодическая нехватка денежных средств может привести к срыву контрактных обязательств, а в особо тяжелых случаях и к банкротству.

Поскольку денежные средства считаются важнейшим ресурсом любой  организации, бюджет денежных средств  можно рассматривать в качестве одного из основного финансового  бюджета, его главная цель – обеспечить постоянную платежеспособность субъекта, а также избежать кассовые разрывы  и кризис неплатежей.

Состав показателей и  общее количество форм отчетности для  составления бюджета денежных средств  может меняться в зависимости  от возникновения новых задач  при управлении финансовыми потоками.

Приступая к разработке проекта  бюджета в рамках системы бюджетирования, следует решить некоторые ключевые моменты.

Во-первых, необходимо определить насколько часто требуется составлять новый плановый документ. Временной горизонт и периодичность планирования должен соответствовать общему регламенту бюджетирования организации. Практически у всех организаций платежная активность имеет недельный цикл, причем этот цикл можно начинать в любой день в соответствии с особенностями деятельности. Если у предприятия пик продаж приходится на конец недели, то цикл можно начинать с пятницы. В особых случаях (торговая деятельность крупных компаний) проект бюджета движения денежных средств необходимо составлять с разбивкой не по неделям, а по календарным дням, дабы избежать крупных финансовых затруднений и проблем с отслеживанием финансовых потоков.

Во-вторых, поступления и выплаты организаций складываются из множества статей. Даже у малых предприятий обороты по расчетному счету могут формироваться до тысячи в месяц. По этой причине необходимо выделить группы платежей в отдельную статью плана движения денежных средств, с учетом организационной структуры организации. При разработке плана движения денежных средств можно руководствоваться ПБУ 4/99, в котором приведена содержательная классификация. Но поскольку план денежных средств является внутренним учетным документом, нет необходимости в точности следовать этой классификации, ее адаптация должна удовлетворять потребностям текущего планирования конкретного предприятия.

Для целей полного контроля целесообразно учитывать и структуру  самого предприятия, выделив денежные поступления и выплаты по видам  деятельности, структурным подразделениям, видам продукции и т. д. Очень часто руководители предприятия отдельно выделяют статьи поступлений и выплат. Большинство малых торговых предприятий не имеют собственных торговых площадей и оборудования, следствием является высокая сумма арендной платы, которая составляет существенную часть расходов, по этой причине следует выделить ее отдельной строкой в проекте бюджета.

На практике малые и  средние предприятия выделяют следующие  статьи поступлений: от коммерческих дебиторов, от продажи внеоборотных активов, кредиты  и займы, полученные проценты, дивиденды  от участия в других организациях, платежи арендаторов.

Планируя выплаты, можно  выделить следующие статьи расходов: платежи поставщикам, платежи в  бюджет и внебюджетные фонды, оплата труда сотрудников, плата за аренду, приобретение активов, инвестиции, коммерческие и административные расходы, оплата займов и кредитов, прочие платежи. При этом необходимо учесть, что  не все статьи имеют одинаковую значимость для организации. При выделении  статей возможны два подхода в  отражении величин: в процентах  к общей сумме поступлений  и выплат и в абсолютных суммах.

И, наконец, третье, наличие балансирующей статьи. Рассмотрим два варианта. В первом случае организация не имеет открытого банковского «овердрафта», следовательно остаток денежных средств (как в кассе, так и на расчетном счете) всегда должен быть положительным. То есть за любой период времени платежи не могут превышать сумму поступлений вместе с остатком денежных средств на начало периода. Это означает, что план движения денежных средств данной организации практически не содержит балансирующей статьи, которая уравнивала бы денежные поступления и выплаты.

Второй вариант, когда  предприятие осуществляет продажу  в кредит. В этом случае балансирующей  статьей становится именно кредит. Но при этом следует помнить о  существовании дополнительных статей расходов в следующих периодах–  проценты за пользование кредитом.

Для разработки бюджета движения денежных средств, помимо информации содержащейся в бюджете продаж, необходимо иметь  дополнительные сведения: количество затрат, которые не влияют на денежный поток; платежи относящиеся к  тому же периоду, к следующему и начисляемые  авансом; величина дебиторской задолженности  на начало периода и ее изменения  за плановый период.

Также важным моментом в  разработке плана движения денежных средств является определение среднего остатка денежных средств предприятия, которое включает в себя операционный и страховой остаток денежных активов.

Потребность в операционном остатке денежных активов характеризует минимально необходимую сумму для осуществления текущей деятельности. Рассчитывается сумма операционного остатка путем деления планируемого объема денежного оборота (суммы расходования денежных средств) по операционной деятельности предприятия на количество оборотов среднего остатка денежных активов в плановом периоде. Расчет планируемой суммы остатка может быть осуществлен и на основе отчетного показателя, если в процессе анализа было установлено, что он обеспечил своевременность осуществления всех платежей, связанных с операционной деятельностью организации.

Сведения для составления  бюджета движения денежных средств  поступают из разных источников: выручка  – из бюджета продаж, закупки  материалов – из бюджета закупок  материалов и накладных производственных расходов.

При разработке бюджета движения денежных средств важно различать  момент возникновения права на получение  денежных средств и момент фактического их поступления. В бухгалтерском  учете общепринятым является принцип  начислений, сущность которого заключается  в том, что выручка признается не в момент поступления денежных средств, а в момент совершения сделки. Поэтому в отчете о прибылях и  убытках и бухгалтерском балансе чаще всего отражаются именно права получения или выплаты средств, тогда как в отчете о движении денежных средств– реальные поступления и выплаты.

Приведем пример прогнозного  бюджета денежных средств коммерческой организации на месяц:

Таблица 4.

Наименование  статей

Сумма

Денежные средства на начало периода

10000,00

Поступление денежных средств

28713

В том числе:

- от продажи продукции

- денежные средства у  покупателей

 

27236,40

1476,6

Затраты денежных средств 

50265

В том числе:

- на покупку сырья и  материалов

- на оплату труда

- на управленческие расходы

 

11625

37200

1440

Финансирование

16500

В том числе:

- получение кредита

- погашение кредита

- выплата процентов

 

150000,00

105000,00

28500,00

Остаток денежных средств на конец периода

4948,00

Информация о работе Бюджетирование деятельности предприятия