Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:49, контрольная работа
Целью работы является изучение бюджетной системы страны при разных тирах государственного устройства.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) изучить понятие бюджета, бюджетной системы, ее;
2) рассмотреть особенности бюджетной системы унитарных и федеративных государств, принципы ее построения;
3) провести анализ бюджетной системы РФ, как федеративного государства;
Социально-экономическая сущность бюджета, бюджетной системы
Бюджетная система федеративного государства, ее принципы
Бюджетная система унитарного государства, ее принципы
Особенности бюджетной системы РФ, как федеративного государства
Заключение
Список используемой литературы.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Уральский государственный экономический университет
Центр дистанционного образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Бюджетная система РФ»
на тему: «Бюджетное устройство и бюджетная система РФ»
Выполнила:
Радионова Ю.А.
Содержание
Бюджетная система федеративного государства, ее принципы
ВВЕДЕНИЕ
Бюджетная система - главное звено финансовой системы государства.
Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.
Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др. Именно бюджетное устройство страны определяет финансовое состояние государства, пути его экономического развития.
Мировой кризис оставил глубокий след в экономике стран мира. Для восстановления финансовой системы необходимо, прежде всего, привести в порядок бюджетную систему страны. Поэтому тема бюджетного устройства государства приобретает особую актуальность.
Целью работы является изучение бюджетной системы страны при разных тирах государственного устройства.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) изучить понятие
бюджета, бюджетной системы,
2) рассмотреть особенности бюджетной системы унитарных и федеративных государств, принципы ее построения;
3) провести анализ бюджетной системы РФ, как федеративного государства;
4) выявить проблемы
и перспективы развития
Предметом исследования являются принципы построения бюджетной системы государства.
Объект исследования – унитарные и федеративные государства, Российская Федерация.
В работе использовалась литература таких авторов как: Вавилова Ю.Я. Балабанова А.И., Ереминой Н.В., Быстрякова А.Я. и др., а также периодические издания, нормативно-правовые акты, Федеральные законы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
1. Социально-экономическая
сущность бюджета, бюджетной
Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная ее подсистема (бюджетная система). В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как явления.
В приложении к публичным
финансам под бюджетом (от англ. budget
— сумка, кошелек) традиционно понимается
централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне
для обеспечения функций и задач соответствующих
органов власти (государственной, местной).
Эта трактовка в наибольшей степени раскрывает
содержание бюджета как социально-экономического
явления, его роль в общественном производстве.
Бюджет в этом смысле - основа функционирования
государства в целом, его национально-государственных
и административно-
С развитием общества существенно меняется и социально-экономическая роль бюджета. В условиях планово-директивной экономики бюджет государства был единственным источником финансового обеспечения всех сторон жизни общества. Рыночная экономика изменила соотношение между централизованными (прежде всего - бюджетными) и децентрализованными денежными фондами в пользу последних. Бюджетные средства все в большей степени сосредоточиваются на решении глобальных, общенациональных задач — структурной перестройке, научно-техническом развитии, обеспечении конкурентоспособности отечественного производителя и т.п. Усиливается социальная направленность бюджета, ориентация его на осуществление программ, связанных с обеспечением защищенности населения от рыночных рисков, инфляционных и кризисных явлений. Все это осуществляется на фоне правовой и организационной поддержки предпринимательства, стимулирования его инициативы, развития децентрализованных фондов денежных средств.
С сущностных позиций
как экономическая категория, бюджет
рассматривается как система
экономических (денежных) отношений
между государством, экономическими
субъектами и населением по поводу
перераспределения части
Являясь частью финансовых отношений, государственный бюджет как категория характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но в то же время имеет свои особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений:
1) бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием для общественных потребностей;
2) посредством бюджета
осуществляется
Понятие «бюджет» имеет несколько аспектов: материальный, экономический и юридический. В материальном аспекте государственный, как и местный бюджет, представляет собой централизованный в масштабах определенного государственного или муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления. Материальное содержание бюджета подвижно, постоянно меняется объем концентрируемых в нем денежных средств, виды поступлений в него, направления расходов и т.п.
Однако сущность бюджета
проявляется в тех общественных
отношениях, которые связаны с концентрацие
Понятие бюджета имеет и юридический аспект. В этом случае он рассматривается как правовой акт. В таком смысле бюджет — это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления. Данный финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.
Традиционно под бюджетной системой понимают основанную на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемую нормами права совокупность бюджетов различных территориальных уровней.
Как и любая система, представляющая совокупность элементов, находящихся в определенной взаимосвязи, бюджетная система состоит из отдельных элементов — видов бюджетов и уровней бюджетной системы. Вид бюджета означает форму образования и расходования бюджетных ресурсов определенного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Совокупность определенных видов бюджета, соответствующих определенному уровню государственной власти или местного самоуправления, представляет уровень или звено бюджетной системы.
Структура бюджетной системы обусловлена формой государственного устройства, под которой понимаются внутреннее строение государства, деление его на составные части и система взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочии и суверенитета между центром и территориальными образованиями.
По форме государственного устройства страны подразделяются на унитарные, федеративные.
Далее рассмотрена подробнее бюджетная система при разных типах государственного устройства, ее особенности, принципы построения.
2. Бюджетная система федеративного государства, ее принципы
Федеративное (объединенное)
государство – это форма
Во-первых, она состоит
из различных государственных
Во-вторых, предполагается
существование двух систем высших органов
государственной власти: федеральных
органов и соответствующих
В-третьих, субъекты федерации могут иметь свою конституцию (конституционный устав), систему законодательства, иногда — судебную систему (в России не допускается). При этом запрещается создавать свои вооруженные силы и вводить региональные деньги.
В-четвертых, государственное управление осуществляется с помощью двухпалатного федерального парламента, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать их интересы.
В-пятых, федерации могут
строиться по трем признакам: национальному,
национально-территориальному,
Структура бюджетной системы федеративного государства представлена ниже.
Рис. 1.2.1. Структура бюджетной
системы федеративного
В федеративных государствах
бюджетная система является, как
правило, трехуровневой —
Для ранних стадий развития
буржуазного государства
За бюджетами различных уровней закрепились и свои источники доходов. В государственный бюджет традиционно направляются крупнейшие налоги — подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость (кроме США); таможенные пошлины; средства от государственных займов; доходы от использования объектов государственной собственности.
Доходы местных бюджетов формируются, как правило, из второстепенных, в основном поимущественных налогов, а также за счет отдельных акцизов и сборов. Неналоговые поступления традиционно складываются из доходов от эксплуатации муниципальной собственности, от различных административных сборов и выдачи местных налоговых лицензий. В бюджетах субфедерального уровня в различных странах преобладают те или иные виды налогов — косвенные налоги в бюджетах штатов США (налог на продажи, налог на валовую выручку), прямые налоги в бюджетах земель ФРГ (подоходный налог, налог на прибыль корпораций, на имущество, налог с наследства).
Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система РФ