Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:49, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение бюджетной системы страны при разных тирах государственного устройства.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) изучить понятие бюджета, бюджетной системы, ее;
2) рассмотреть особенности бюджетной системы унитарных и федеративных государств, принципы ее построения;
3) провести анализ бюджетной системы РФ, как федеративного государства;

Содержание работы

Социально-экономическая сущность бюджета, бюджетной системы
Бюджетная система федеративного государства, ее принципы
Бюджетная система унитарного государства, ее принципы
Особенности бюджетной системы РФ, как федеративного государства
Заключение
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

контрольная бюджетная система.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  Уральский государственный  экономический университет

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Бюджетная система РФ»

на тему: «Бюджетное устройство и бюджетная система РФ»

 

Выполнила:

Радионова Ю.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Екатеринбург 2013г

Содержание 

  1. Социально-экономическая сущность бюджета, бюджетной системы
 



Бюджетная система федеративного государства, ее принципы

  1. Бюджетная система унитарного государства, ее принципы
  2. Особенности бюджетной системы РФ, как федеративного государства
  3. Заключение
  4. Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Бюджетная система - главное звено финансовой системы государства.

Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в  ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета  и бюджетной системы страны, взаимоотношения  между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и  структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др. Именно бюджетное устройство страны определяет финансовое состояние государства, пути его экономического развития.

Мировой кризис оставил  глубокий след в экономике стран  мира. Для восстановления финансовой системы необходимо, прежде всего, привести в порядок бюджетную систему страны. Поэтому тема бюджетного устройства государства приобретает особую актуальность.

Целью работы является изучение бюджетной системы страны при  разных тирах государственного устройства.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие  задачи:

1) изучить понятие  бюджета, бюджетной системы, ее;

2) рассмотреть особенности  бюджетной системы унитарных  и федеративных государств, принципы  ее построения;

3) провести анализ бюджетной системы РФ, как федеративного государства;

4) выявить проблемы  и перспективы развития бюджетной  системы РФ.

Предметом исследования являются принципы построения бюджетной  системы государства.

Объект исследования – унитарные и федеративные государства, Российская Федерация.

В работе использовалась литература таких авторов как: Вавилова Ю.Я. Балабанова А.И., Ереминой Н.В., Быстрякова А.Я. и др., а также периодические  издания, нормативно-правовые акты, Федеральные  законы.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социально-экономическая  сущность бюджета, бюджетной системы

 

Центральное место в  любой финансовой системе занимает бюджетная ее подсистема (бюджетная  система). В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как явления.

В приложении к публичным  финансам под бюджетом (от англ. budget — сумка, кошелек) традиционно понимается централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Эта трактовка в наибольшей степени раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, его роль в общественном производстве. Бюджет в этом смысле - основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики.

С развитием общества существенно меняется и социально-экономическая  роль бюджета. В условиях планово-директивной  экономики бюджет государства был  единственным источником финансового  обеспечения всех сторон жизни общества. Рыночная экономика изменила    соотношение    между    централизованными    (прежде    всего - бюджетными) и децентрализованными денежными фондами в пользу последних. Бюджетные средства все в большей степени сосредоточиваются на решении глобальных, общенациональных задач — структурной перестройке, научно-техническом развитии, обеспечении конкурентоспособности отечественного производителя и т.п. Усиливается социальная направленность бюджета, ориентация его на осуществление программ, связанных с обеспечением защищенности населения от рыночных рисков, инфляционных и кризисных явлений. Все это осуществляется на фоне правовой и организационной поддержки предпринимательства, стимулирования его инициативы, развития децентрализованных фондов денежных средств.

С сущностных позиций  как экономическая категория, бюджет рассматривается как система  экономических (денежных) отношений  между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости  общественного продукта в процессе образования и использования особого централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества. Такой подход находит развитие в трактовках более прикладного характера. Так, в Бюджетном кодексе РФ с позиции хозяйственной практики бюджет трактуется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В этом случае бюджет интерпретируется со стороны источников его формирования и тех конкретных форм, в которых осуществляется движение (расходование) бюджетных средств, а также со стороны отношений, составляющих суть этих процессов.

Являясь частью финансовых отношений, государственный бюджет как категория характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но в то же время имеет свои особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений:

1) бюджет является  особой экономической формой  перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием для общественных потребностей;

2) посредством бюджета  осуществляется перераспределение  национального дохода (национального  богатства) между важнейшими сферами общественного производства (промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, строительством и т.д.), внутри отраслей.

Понятие «бюджет» имеет  несколько аспектов: материальный, экономический и юридический. В  материальном аспекте государственный, как и местный бюджет, представляет собой централизованный в масштабах определенного государственного или муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления. Материальное содержание бюджета подвижно, постоянно меняется объем концентрируемых в нем денежных средств, виды поступлений в него, направления расходов и т.п.

Однако сущность бюджета  проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств, т.е. в характеристике бюджета как экономической категории. В этом аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих государственных и муниципальных задач и выполнения функций соответствующих органов власти и самоуправления.

Понятие бюджета имеет  и юридический аспект. В этом случае он рассматривается как правовой акт. В таком смысле бюджет — это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления. Данный финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Традиционно под бюджетной  системой понимают основанную на экономических  отношениях и государственном устройстве, регулируемую нормами права совокупность бюджетов различных территориальных уровней.

 Как и любая система, представляющая совокупность элементов, находящихся в определенной взаимосвязи, бюджетная система состоит из отдельных элементов — видов бюджетов и уровней бюджетной системы. Вид бюджета означает форму образования и расходования бюджетных ресурсов определенного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Совокупность определенных видов бюджета, соответствующих определенному уровню государственной власти или местного самоуправления, представляет уровень или звено бюджетной системы.

Структура бюджетной  системы обусловлена формой государственного устройства, под которой понимаются внутреннее строение государства, деление  его на составные части и система взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочии и суверенитета между центром и территориальными образованиями.

По форме государственного устройства страны подразделяются на унитарные, федеративные.

Далее рассмотрена подробнее бюджетная система при разных типах государственного устройства, ее особенности, принципы построения.

 

 

 

 

      2. Бюджетная система федеративного государства, ее принципы

Федеративное (объединенное) государство – это форма государственного устройства, при котором государственные и административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Федерация   характеризуется следующими чертами.

Во-первых, она состоит  из различных государственных образований (республики, штаты, провинции, земли, кантоны  и др.), являющихся субъектами федерации  и имеющих свое собственное административно-территориальное деление.

Во-вторых, предполагается существование двух систем высших органов  государственной власти: федеральных  органов и соответствующих органов  членов федерации. Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции  на всей территории страны, органы субъектов федерации - лишь в пределах своей территории. Разграничение предметов ведения и полномочий центра и субъектов осуществляется, как правило, путем их закрепления в конституции. Подобное разграничение осуществляется двояким образом: в одних государствах (Бразилия, Мексика, Канада) закрепляется исключительная компетенция федерального центра и исключительная компетенция субъектов; в других (Россия, Индия, Германия) наряду с исключительной компетенцией закрепляется также совместная компетенция центра и регионов. Кроме того, в отдельных государствах, в частности в Российской Федерации, имеют место двусторонние договоры о разграничении экономических полномочий между центром и конкретным субъектом федерации. В зависимости от объема полномочий различных субъектов федерации их подразделяют на симметричные и асимметричные. В симметричных федерациях субъекты равноправны, в асимметричных—нет (например, Россия).

В-третьих, субъекты федерации  могут иметь свою конституцию (конституционный  устав), систему законодательства, иногда — судебную систему (в России не допускается). При этом запрещается создавать свои вооруженные силы и вводить региональные деньги.

В-четвертых, государственное  управление осуществляется с помощью  двухпалатного федерального парламента, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать их интересы.

В-пятых, федерации могут  строиться по трем признакам: национальному,   национально-территориальному,   территориальному.   При этом в  основе их построения может лежать как один признак, например территориальный (США, ФРГ) или национальный (СССР), так и их совокупность (Российская Федерация). Эти черты определяют структуру и особенности функционирования бюджетной системы страны.

Структура бюджетной системы федеративного государства представлена ниже.

Рис. 1.2.1. Структура бюджетной  системы федеративного государства

 

В федеративных государствах бюджетная система является, как  правило, трехуровневой — государственный  бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства), бюджеты членов федерации (штатов — в США, земель (ландов) — в ФРГ, провинций — в Канаде), местные бюджеты. Все бюджетные уровни существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в вышестоящие бюджеты.

Для ранних стадий развития буржуазного государства характерна зависимость государственного бюджета  от местных бюджетов. С развитием  производительных сил, усложнением  хозяйственных связей роль центральной  власти и государственного бюджета  стала возрастать, что в наибольшей степени проявилось после второй мировой войны в связи с необходимостью глобального обновления основного капитала и структурных преобразований в экономике.

За бюджетами различных  уровней закрепились и свои источники  доходов. В государственный бюджет традиционно направляются крупнейшие налоги — подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость (кроме США); таможенные пошлины; средства от государственных займов; доходы от использования объектов государственной собственности.

Доходы местных бюджетов формируются, как правило, из второстепенных, в основном поимущественных налогов, а также за счет отдельных акцизов  и сборов. Неналоговые поступления  традиционно складываются из доходов  от эксплуатации муниципальной собственности, от различных административных сборов и выдачи местных налоговых лицензий. В бюджетах субфедерального уровня в различных странах преобладают те или иные виды налогов — косвенные налоги в бюджетах штатов США (налог на продажи, налог на валовую выручку), прямые налоги в бюджетах земель ФРГ (подоходный налог, налог на прибыль корпораций, на имущество, налог с наследства).

Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система РФ