Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 19:57, курсовая работа
Развитие рыночных отношений определяет положения предприятия в экономике. Эффективность его работы во многом зависит от управленческой деятельности, обеспечивающей реальную самостоятельность предприятия, его конкурентоспособность и положение на рынке. В свою очередь управленческая деятельность должна опираться на современную и эффективную информационную систему, так как бухгалтерский учет не обеспечивает управленцев всех уровней оперативной информацией и не может предоставить необходимые данные для разработки стратегии и тактики деятельности предприятия в условиях рынка.
Функционирование системы управленческого учёта определяется организационной структурой предприятия. Производственная бухгалтерия предстает как система внутренней отчетности структурных подразделений. Учёт затрат на производство строится по центрам ответственности, что дает информацию руководству предприятия об эффективности специализации, подчиненности, разделении полномочий в достижении цели. Стимулирование — это средство мотивации участников производственного процесса, побуждающего уяснить цели и задачи предприятия и принимать решения, соответствующие этим целям. В этом качестве выступают сметы и исполнительные отчеты об их выполнении. Сметы содержат сбалансированные плановые показатели и ориентируют менеджеров на выполнение конечной цели предприятия. Исполнительские отчеты мотивируют обоснованность корректировки фактических результатов по отношению к запланированным и стимулируют персонал предприятия к принятию мер по устранению отклонений, либо к выявлению потенциальных проблем в будущем. Внутренняя отчетность создаст основу для повышения эффективности системы контроля и регулирования, осуществляемой менеджерами.
Внутренняя информационная связь — это обмен информацией и отчетностью, позволяющий координировать действия различных структурных подразделений на достижение конечной цели; конкретизирующий задачи каждого подразделения на предстоящий бюджетный период; определяющий условия, в которых будет действовать каждый руководитель подразделения, и требования (потребности и ограничения) к нему смежных производственных подразделений. Исполнительные отчеты представляют любому менеджеру материал для анализа и оценки своих действий, разработки мероприятий по устранению каких-либо действий, которые привели к понижению эффективности управления.
Функции управления и информация, обеспечивающая их действенность, позволяют сформулировать функции управленческой учёта:
• обеспечить информацией, необходимой для текущего планирования, все уровни управления, контроля и принятия оперативных управленческих решений;
• формирование информации, которая служит средством внутренней связи между уровнями управления и различными структурными подразделениями одного уровня;
• оперативный контроль и оценка результатов деятельности внутренних подразделений и предприятия в целом в достижении цели; перспективное планирование и координация развития предприятия и будущем на основе анализа и опенки фактических результатов деятельности.
Итак, можно заключить, что современный управленческий учет включает функции нормирования, планирования, прогнозирования, учета и контроля.
1.4 Сруктура управленческого учета
Система управленческого учета характеризуется объемом информации, поставленными перед ней целями, критериями и средствами их достижения, составом и взаимодействием элементов. Признаками классификации являются: широта охвата информацией; степень взаимосвязи финансового и управленческого учета; оперативность обработки; оценка продукции; целевое назначение. По широте охвата информацией видов деятельности, организационной структуры предприятия, продукции различают полные системы, состоящие из совокупности систематического и проблемного учета, и системы с целевым набором их составных частей.
Классификация систем управленческого учета представлена на рисунке 1.2.- Классификация систем управленческого учета.
Широта охвата информацией
Степень взаимосвязи
Оценка продукции
Рисунок 1.2 - Классификация систем управленческого учета
Проблемный учет формирует информацию об экономической, технологической, конструкторской и организационной подготовке производства, о ценах и реализации продукции; об управлении производственными запасами и рационализации расхода производственных ресурсов.
Систематический учет предполагает наличие автономии, собственных объектов и методов их отражения, понятий и последовательной структуры процедур, объединенных в единое целое. Элементами систематического учета являются:
• измерение и оценка затрат по приобретению и использованию производственных ресурсов;
• контроль процессов снабжения, производства, продажи в натуральных измерителях;
• группировка затрат по статьям расходов и элементам, местам возникновения, видам продукции, работ и услуг, сегментам рынка, а также порядок включения затрат в себестоимость;
• внутренняя и внешняя отчетность, удовлетворяющая своих пользователей по срокам, содержанию и частоте представления.
Информация, сформулированная в проблемном учете, используется для:
• планирования и прогнозирования затрат и доходов, нормирования и составления смет (бюджетов);
• анализа расходов и отклонений от нормативов (стандартов) и анализа доходности производства продуктов;
• оценки деятельности предприятия и его структурных подразделений по критерию величины затрат и доходов, получаемых в процессе производства и сбыта;
• принятия многовариантных управленческих решений на ближайшую и отдаленную перспективы в области производства и сбыта, кооперирования, импорта и экспорта, ассортимента продукции и др.;
• разработки моделей управления запасами и затратами, которые обеспечивали бы их оптимизацию в сопоставлении с полученными доходами.
По степени взаимосвязи между финансовым и управленческим учетом в практике зарубежных стран применяют две системы: монистическую и автономную.
Монистическая – интегрированная система, объединяющая финансовый и управленческий учет на основе прямой и обратной связи на счетах бухгалтерского учета. При этом финансовый учет путем отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, имущества, обязательств и капитала дает возможность оценить деятельность предприятия, его финансовое положение.
Автономная система – обособленное создание управленческого учета. Связь между двумя видами бухгалтерского учета осуществляется с помощью так называемых парных контрольных счетов одного и того же наименования.
Оценка продукции – один из признаков классификации систем учета, применяемых в практике. Существует система учета полных затрат и система учета ограниченных затрат. Обе они в управленческом учете отвечают разным целям. Система учета полных затрат представлена традиционным учетом затрат на производство и калькулированием себестоимости. Основной группировкой затрат является их деление на прямые (относимые прямо на объект калькулирования) и косвенные (распределяемые между объектами калькулирования пропорционально какой-либо базе). Под системой ограниченных затрат понимается подход, когда проводится подбор отдельных элементов затрат, которые носят прямой характер и включаются в себестоимость отдельных видов продукции. Целевое назначение построения системы управленческого учета предусматривает деление ее на два вида: стратегический и текущий учет. Стратегический учет отражает деятельность организации в целом, используя специфические приемы рассмотрения ее финансовых и учетных проблем. Текущий учет – это система отражения объектов управленческого учета в прошлом, реальном и будущем периодах деятельности хозяйствующего субъекта. Контроль в системе стратегического учета представлен в другом ракурсе, чем в бухгалтерском финансовом учете. Он направлен на будущее и состоит из процедур определения правильности выбора цели затрат и результатов деятельности, выявления внутренних и внешних факторов, влияющих или имеющих возможность повлиять на исполнение установленной цели и т.п.
Построение структуры управленческого учета подчинено выбранной концепции его организации и стремлению к полноте реализации функций управления, а также возможным направлениям совершенствования внутреннего учета для управления предприятием. Структура разрабатывается с учетом двух аспектов: методологического и организационного. Методологический аспект предполагает сочетание предмета и метода управленческого учета с функциями управления. Система должна включать совокупность объектов и способов реализации в отношении их функций управления. При разработке системы управленческого учета ее основополагающим признаком должен выступать учет затрат во видам деятельности в неразрывной связи с определением эффективности каждого вида. Такой подход к организации управленческого учета допускает выделение в качестве его составных частей:
• учет снабженческо-заготовительной деятельности;
• учет производственной деятельности;
• учет финансово-сбытовой деятельности;
• учет организационной деятельности.
Снабженческо-заготовительная деятельность в системе управленческого учета является первым переделом производства. В ней находят отражение следующие направления деятельности: расширение оптовых закупок; увеличение объема производства отдельных изделий; выбор метода закупки; эффективность инвестирования в оборотные средства предприятия и капитальные вложения его снабженческого-заготовительных подразделений.
Управленческий
учет производственной деятельности –
центральное звено системы
С помощью учета финансово-сбытовой деятельности собирается, обрабатывается и формируется информация: об ассортименте выпускаемой продукции, его выгодности; составе покупателей; рыночных тенденциях; расходах на рекламу, маркетинг, упаковку; о сроках и качестве хранения на складах готовой продукции. Сметы затрат составляются по отделам и сегментам финансово-сбытовой деятельности и контролируется их исполнение.
Управленческий учет организационной деятельности необходим для удовлетворения требований менеджеров разных уровней управления в информации о собственных затратах, принципах формирования трансфертных цен, об оптимальном уровне специализации и разделении труда на предприятии, правильности выбора размеров подразделений, обоснованности по отношению к производственным подразделениям применения принципа «затраты – объем переработки материалов – выпуск».
Все составные части управленческого учета взаимосвязаны, перечень информации, формирующийся в них, характеризует уровень организованности и совершенствования управленческого учета на предприятии и системы управления в целом
ГЛАВА 2 УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Краткая характеристика и расчет основных показателей
ООО «Сельскохозяйственное предприятие «Целина»
Объектом исследования курсовой работы является ООО «Сельскохозяйственное предприятие «Целина» (далее – общество).
Место нахождения общества (его исполнительных органов и документов): Российская Федерация, 462841, Оренбургская область, Адамовский район, п. Юбилейный , ул. Цилинная, 1.
Общество является юридическим лицом (коммерческой организацией) с момента государственной регистрации, действует на основании Устава, а также действующих законодательных и иных правовых актов, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, печать со своим наименованием, угловой штамп, бланки и другие реквизиты.
Предметом и целью деятельности общества является производство сельскохозяйственной продукции, а также удовлетворение материальных и социальных потребностей его членов.
Для достижения целей общество вправе осуществлять следующие виды деятельности:
1) Производство, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции, а также выполнение иной, не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов общества.
2) Создание представительств и филиалов, осуществление своих прав на территории Российской Федерации и за ее пределами.
3) Иметь в собственности, покупать или иным способом приобретать, продавать, закладывать и осуществлять иные вещные права на имущество и земельные участки, в том числе переданные Обществу в виде паевого взноса в паевой фонд, в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Оренбургской области.
Общество занимается
производством продукции
Общество имеет следующие производственные объекты: здание правления, столовая, административное здание, бригада, ток, сеновал, нефтебаза, гараж, баня, мельница, котельная, стройцех, сливкоотделение, машинный двор. В хозяйстве имеется машинно-тракторный парк, состоящий из 23 автомобилей, из них 2 КАМАЗа, 2 автобуса, 3 легковых автомобиля, грузовая газель и 15 грузовых машин, 15 тракторов, 10 комбайнов, 12 сеялки, то есть в наличии все необходимые производственные мощности. Средства, для выполнения все цикла работ по производству и транспортировке сельскохозяйственной продукции.