Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 05:28, курсовая работа
Систематическое изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе предприятия, помогает наметить пути повышения эффективности его деятельности. Бухгалтерская отчетность является основой объективной оценки хозяйственной деятельности предприятия, базой текущего и перспективного планирования, действенным инструментом для принятия управленческих решений.
В данной работе мной будет дано понятие бухгалтерской отчетности, выделены содержание, техника составления годовой бухгалтерской отчетности и требования, предъявляемые к ней.
I. Теоретическая часть. Бухгалтерская (финансовая) отчетность -
источник информации о деятельности организации в рыночной
экономике 3
Введение 3
1. Состав бухгалтерской отчетности и требования, предъявляемые к ней 5
2. Бухгалтерская (финансовая) отчетность – источник информации о деятельности организации в рыночной экономике
3. Бухгалтерский баланс и его содержание 20
4. Отчет о прибылях и убытках и его содержание 28
Заключение 37
Инвестиционная деятельность заключается в приобретении и продаже внеоборотных активов и других нематериальных активов, а также в осуществлении финансовых вложений в другие организации, выпуске облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера. Сведения о движении денежных средств, связанных с инвестиционной деятельностью, необходимы для отражения расходов, произведенных в отношении ресурсов, которые предположительно приведут в будущем к получению прибыли и движению денежных средств.
Финансовая деятельность - это деятельность, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и других ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных акций, облигаций сроком до 12 месяцев. Результатом такой деятельности является изменение в размере и составе собственного капитала и заемных средств организации.
Движение денежных средств приводится в валюте РФ (в рублях). В случае наличия и движения денежных средств в иностранной валюте, по каждому ее виду делают соответствующий пересчет по курсу ЦБ РФ на дату составления бухгалтерской отчетности. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих показателей отчета.
Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5).
Оно является расшифровкой статей баланса и отчета о прибылях и убытках, поясняющей наличие и движение в течение отчетного года:
В разделе I «Движение заемных средств» организации представляют информацию о наличии и движении средств, полученных взаймы как у кредитных организаций (кредит), так и у других организаций и физических лиц, с выделением сумм кредитов и займов (как долгосрочных, так и краткосрочных) не погашенных в срок.
В разделе II «Дебиторская и кредиторская задолженность» показывается наличие и движение краткосрочной и долгосрочной задолженности с выделением «просроченной», а из нее длительностью свыше 3 и более 12 месяцев. Раздел заполняется на основе данных аналитического учета по счетам расчетов, включая расчеты с использованием векселей и авансов.
В разделе III «Амортизируемое имущество» расшифровывается наличие, движение и состав нематериальных активов, основных средств по их видам, доходных вложений в материальные ценности по первоначальной (восстановительной) стоимости на основании регистров синтетического и аналитического учета по счетам 04 «Нематериальные активы», 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности».
В разделе IV «Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений» показывается наличие, образование или начисление собственных и привлеченных средств организации и их использование на цели капитальных и других вложений долгосрочного характера. Собственные средства организации отражают собственные источники финансового обеспечения капитальных и иных долгосрочных вложений. В том числе, но не обособленно отражаются источники, определенные учредителями организации в результате распределения прибыли, оставшейся в распоряжении организации по итогам работы в предыдущем году.
Привлеченные средства включают: кредиты
банков; заемные средства других организаций;
долевое участие в
В разделе V «Финансовые вложения» расшифровывается состав долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений организации (в российской и иностранной валютах) по состоянию на начало и конец отчетного года. Его заполняют, используя сальдо на начало и конец года соответствующих субсчетов к счету 58 «Финансовые вложения».
В разделе VI «Расходы по обычным видам деятельности» приводятся расходы по следующим элементам:
Данные приводятся в целом по организации (по всем видам деятельности), без учета внутрихозяйственного оборота. К внутрихозяйственному обороту относятся затраты, связанные с передачей изделий, продукции, работ и услуг внутри организации для нужд собственного производства, обслуживающих хозяйств, и др. Приравниваются к данному обороту затраты по браку; затраты при простоях по внешним причинам; расходы возмещаемые виновным лицам; расходы, списываемые в установленном порядке на счета учета финансовых результатов и капитала.
В разделе VII «Социальные показатели» расшифровывается начисление единого социального налога и использование взносов на государственное социальное страхование. Обособлено в разделе выделяются данные об отчислениях в негосударственные пенсионные фонды и о размерах страховых взносов по договорам добровольного страхования пенсий. Социальные показатели деятельности организации заполняются на основании использования данных «Расчетных ведомостей» по соответствующим фондам.
Пояснительная записка составляется если имеются данные не нашедшие отражения в формах годовой бухгалтерской отчетности, в частности, прочие активы, пассивы, дебиторы, кредиторы, иные обязательства, отдельные виды прибылей и убытков, составляющие не менее 5% от их общей суммы. Данное правило следует применять при раскрытии и других показателей бухгалтерской отчетности.
Требования, предъявляемые
к составу бухгалтерской
Требование полноты (или целостности) заключается в том, что в отчетность должны включаться данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Если выявляется недостаточность данных, то организация самостоятельно включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения. Кроме того, необходимо учитывать, что данные бухгалтерской отчетности должны включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений, включая выделенные на отдельные балансы.
Требование существенности заключается в обособленном в отчетных формах отражении существенных показателей об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах, хозяйственных операциях и составляющих капитала. При этом показатель считается существенным, если его не раскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации организации. При этом следует иметь в виду, что существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее пяти процентов, при этом организация может принять решение о применении для целей отражения в бухгалтерской отчетности существенной информации критерий, отличный от вышеназванного. Кроме того, обособленному отражению подлежат показатели, без знания которых заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Несущественные показатели могут объединяться и не представляться отдельно (за исключением случаев, когда те или иные группы статей баланса или отчета о прибылях и убытках предусмотрены ПБУ 4/99).
Нейтральность отчетности обеспечивается исключением одностороннего удовлетворения интересов одних групп заинтересованных пользователей отчетности перед другими. Если посредством отбора или формы представления информация влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов, информация не является нейтральной.
При составлении бухгалтерской отчетности организация обязана придерживаться принятых ею в установленном порядке содержания и форм бухгалтерской отчетности от одного отчетного года к другому (требование сравнимости).
Требование сопоставимости достигается формированием отчетных показателей (в том числе за прошлые периоды) по принципам, использованным при формировании отчетного показателя за последний отчетный период (в том числе исходя из принятых изменений в учетную политику организации, а также изменений, принятых действующим законодательством). Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку. По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности (кроме отчета, составляемого вновь созданной организацией за первый отчетный период), в отчетности должны быть приведены данные как минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному (требование сопоставимости).
Пользователь бухгалтерской
Работа по анализу бухгалтерской отчетности должна удовлетворять многим требованиям. Круг пользователей содержащейся в финансовых документах информации включает различные категории – от серьезных аналитиков до случайных «любителей». Все они пользуются информацией о вашем предприятии, но с разной степенью понимания и компетенции.
Бухгалтерская отчетность в России, в настоящее время, представляет интерес для двух групп внешних и одной группы внутренних пользователей:
1. непосредственно
2. опосредованно
К первой группе относятся следующие пользователи:
Вторая группа внешних пользователей бухгалтерской отчетности – это те, кто непосредственно не заинтересован в деятельности предприятия. Однако изучение отчетности им необходимо для того, чтобы защитить интересы первой группы пользователей отчетности.
К этой группе относятся:
К внутренним пользователям отчетности относятся: высшее руководство организации, общее собрание участников, управляющие соответствующих уровней, которые по данным отчетности определяют правильность принятых инвестиционных решений и эффективность структуры капитала, определяют основные направления политики дивидендов, составляют прогнозные формы отчетности и осуществляют предварительные расчеты финансовых показателей предстоящих отчетных периодов, оценивают возможности слияния с другой организацией или ее приобретения, структурной реорганизации; а также работники организации.
В экономике, как и в других сферах человеческой деятельности, общепринятым является постоянное стремление к соответствию между потребностями и возможностями их удовлетворения. Такова диалектика общественного развития. Например, объем производства должен быть увязан с объемом заготовления производственных запасов; использование последних - с наличием рабочей силы, обеспечением средствами труда. Выпуск продукции следует учесть с потребностями рынка. В свою очередь степень удовлетворенности рынка напрямую зависит от платежеспособности потребителей. Такая взаимосвязь предполагает сбалансированность. Применение ее в теории и практике воспроизводства совокупного общественного продукта определяет содержание балансового метода. Сущность бухгалтерского баланса проявляется в его назначении. С одной стороны, он является частью метода бухгалтерского учета. С другой стороны, бухгалтерский баланс - одна из форм периодической и годовой отчетности. Среди других слагаемых метода бухгалтерского учета двойственное назначение характерно только для бухгалтерского баланса. В этой двойственности не только суть закона единства противоположностей, но и основа для оценки финансового положения фирмы. С целью большей доступности понимания экономической сущности объектов, отражаемых в составе отдельных статей, в балансе дана их группировка. Потенциальные инвесторы и кредиторы изучают и оценивают содержание и отношения между отдельными группами и подгруппами актива и пассива баланса, их взаимосвязь между собой.
В бухгалтерском учете баланс рассматривается как способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия и источников его формирования на определённую дату. Бухгалтерский баланс в общепринятом виде имеет форму двусторонней таблицы, левая сторона – актив баланса, правая – пассив баланса. Актив баланса отражает состав и размещение хозяйственных средств, пассив баланса отражает источники образования хозяйственных средств и их целевое назначение.