Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:12, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании теоретических основ бухгалтерской финансовой отчетности, её состава и взаимосвязей элементов отчетности.
Исходя из цели курсовой работы, были определены следующие задачи:
определить основные понятия и элементы бухгалтерской отчетности;
выявить основные функции и виды бухгалтерской отчетности;
рассмотреть требования к качественным характеристикам информации, представляемой в бухгалтерской отчетности;
охарактеризовать состав представляемой бухгалтерской финансовой отчетности;
исследовать взаимосвязь элементов отчетности.
Введение 3
1. Теоретические основы бухгалтерской отчетности 5
1.1 Основные понятия и элементы бухгалтерской отчетности 5
1.2 Основные функции и виды бухгалтерской отчетности 8
1.3 Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в рф 10
2. Состав и взаимосвязь форм бухгалтерской отчетности 14
2.1 Этапы подготовительной работы, предшествующей составлению бухгалтерской отчетности 14
2.2 Содержание форм бухгалтерской отчетности 16
2.3 Взаимосвязь элементов бухгалтерской отчетности 20
Заключение 24
Список использованных источников 26
Промежуточная отчетность включает в себя месячную, квартальную, полугодовую и отчетность за девять месяцев. Промежуточную отчетность называют периодической бухгалтерской отчетностью [16, с.125].
По степени обобщения отчетных данных:
- первичная;
- сводная (консолидированная).
Первичную отчетность составляет и представляет каждое юридическое лицо самостоятельно. Сводную отчетность составляет материнская компания по данным, представленным организациями, входящими в холдинг. Бухгалтерская отчетность как единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности составляется на основе данных бухгалтерского учета.
Главной задачей бухгалтерской
отчетности (индивидуальной и консолидированной)
является обеспечение гарантированного
доступа заинтересованными
По объему сведений, содержащихся в отчетах, отчетность делят на:
- внутреннюю;
- внешнюю.
Внутренняя отчетность необходима для получения информации о каком-либо участке деятельности и составление ее вызвано потребностями самого предприятия. Внешняя отчетность необходима для информации внешних пользователей:
а) собственников (участников, учредителей) - в соответствии с учредительными документами;
б) территориальным органам статистики по месту их регистрации;
в) органу государственной налоговой инспекции;
г) другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям (представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации) [22, с.51].
Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. При этом квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной.
Отчетность выполняет две основные функции:
Информация, на основании которой готовится финансовая отчетность, в соответствии с ее экономическим содержанием, объединяется в определенные укрупненные категории, которые получили название элементов финансовой отчетности.
В настоящее в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение международных стандартов финансовой отчетности.
Первый уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон от 06 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Данным законом, пришедшим на смену старому от 21.11.96 №129-ФЗ, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В соответствии с этими основами общее руководство бухгалтерским учетом Правительство Российской Федерации, предоставившее право регулирования бухгалтерского учета Министерству Финансов Российской Федерации, другим ведомствам и организациям.
В Законе о бухгалтерском учете дается определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Несколько статей этого Закона непосредственно посвящены более конкретным вопросам состава и содержания отчетности.
Одним из важнейших методологических документов в области бухгалтерского учета является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях. В дальнейшем многие статьи данного Положения были приняты в новой редакции в связи с введением в действие части первой ГК РФ и других нормативных актов. Заменив ранее действовавшие положения о бухгалтерских отчетах, главных бухгалтерах, законодатели учли в указанном Положении требования рыночной экономики. Однако, не смотря на всю важность данного документа, его нельзя однозначно отнести к документам первого уровня, поскольку оно утверждено не законодательным органом, а приказом Минфина России.
Второй уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.
В этих ПБУ рассматриваются отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, например, учета основных средств и запасов. Перечень приоритетных вопросов, подлежащих регулированию, утвержден упомянутой выше Программой. Многие положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с составлением отчетности – это прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина России от 06 июля 1999 г. №43н, пришедшее на смену ПБУ 4/96. Данные Положения по бухгалтерскому учету утверждаются приказом Минфина России. Некоторые ПБУ претерпели изменения с момента их первой публикации.
Третий уровень объединяет документы рекомендательного характера: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.
Если документы второго уровня обязательны для всех организаций (например, План счетов), то документы третьего уровня регулируют конкретные операции.
Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции выпускаемые самой организацией. Так, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учётная политика организации, принятая в соответствии с ПБУ 1/98, являются документами четвертого уровня [10, c. 205]
При составлении отчетности необходимо руководствоваться нормативными документами всех четырех уровней, среди которых важнейшими являются:
- Федеральный Закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
- Федеральный закон от 27.07.10 г. N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности";
- Положение по ведению
- ПБУ 1/2008 Положение по бухгалтерскому
учету «Учетная политика
- Положение по бухгалтерскому
учету «Бухгалтерская
- О формах бухгалтерской
- Приказ Минфина РФ от 25 ноября
2011 г. N 160н «О введении в действие
международных стандартов
- Приказ Минфина РФ от 30 декабря 1996 г. N 112
"О Методических рекомендациях
по составлению и
- План счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной
При подготовке бухгалтерской отчетности необходимо составить значительное количество документов. Полный перечень этих документов определяется нормами законов, а также различными положениями, инструкциями и указаниями. Так, при подготовке документов бухгалтерской отчетности необходимо представить отчет о прибыли компании, о ее убытках, бухгалтерский баланс фирмы и заполнить другие формы. Кроме того, при подготовке отчетности в ее состав может быть включено заключение аудитора о достоверности включенных в состав бухгалтерской отчетности при ее подготовке документов.
Важнейшей отличительной
чертой бухгалтерской отчетности является
строгая иерархическая система
обобщения учетных данных. На самом
нижнем уровне - первичные документы
с имеющимся в них множеством
натуральных и стоимостных
Подготовка к составлению отчетности включает завершение бухгалтерских операций в конце отчетного периода и проверку всех данных, которые будут использоваться при подготовке бухгалтерской отчетности. Подготовка к составлению бухгалтерской отчетности означает также расчет суммы подлежащих уплате налогов, проведение инвентаризации имущества компании, исправление различных ошибок, допущенных при ведении бухгалтерского учета[8, c.28].
Показатели годовой
1. Исправление выявленных
до даты утверждения годовой
бухгалтерской отчетности
Исправления производятся путем внесения соответствующих записей в бухгалтерские регистры, составленные в декабре года, за который подготавливается отчетность.
2. Уточнение оценок активов и обязательств, принятых к бухгалтерскому учету организации, путем:
• проведения полной инвентаризации имущества и обязательств и отражения ее результатов на счетах бухгалтерского учета;
• создания и корректировки
оценочных резервов на дату составления
годовой бухгалтерской
• уточнения оценки финансовых вложений, по которым можно определить текущую рыночную стоимость;
• пересчета в рубли
на дату составления годовой
• отражения в бухгалтерской отчетности информации о последствиях событий после отчетной даты, подтверждающих существование на отчетную дату хозяйственных условий, в которых организация вела свою деятельность;
• отражения в бухгалтерской отчетности условных фактов хозяйственной деятельности и условных обязательств;
• уточнения оценки имущества (работ, услуг), полученных по неотфактурованным поставкам, сопроводительные документы по которым получены до даты представления бухгалтерской отчетности.
3. Формирование финансового
результата деятельности
• отражения доходов и расходов, которые относятся к отчетному периоду, но по ним отсутствуют первичные документы;
• закрытия субсчетов, открытых к счету 90 «Продажи», на субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж»;
• закрытия субсчетов, открытых к счету 91 «Прочие доходы и расходы», на субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов»;
• списания чистой прибыли (убытка) отчетного года на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
4. Составление оборотной
ведомости по счетам
5. Проверка тождества
данных синтетического и
Данная процедура актуальна в организациях, применяющих компьютерную обработку данных лишь на отдельных сегментах учета. При этом для сверки данных аналитического и синтетического учета и сличения оборотов и остатков по всем синтетическим счетам составляют оборотно-сальдовые ведомости. Проводится сверка итоговых сумм, отраженных на аналитических счетах, с данными синтетического счета. Итоги оборотно-сальдовой ведомости по аналитическим счетам сверяются с данными соответствующих счетов в оборотно-сальдовой ведомости по синтетическим счетам.