Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:12, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании теоретических основ бухгалтерской финансовой отчетности, её состава и взаимосвязей элементов отчетности.
Исходя из цели курсовой работы, были определены следующие задачи:
определить основные понятия и элементы бухгалтерской отчетности;
выявить основные функции и виды бухгалтерской отчетности;
рассмотреть требования к качественным характеристикам информации, представляемой в бухгалтерской отчетности;
охарактеризовать состав представляемой бухгалтерской финансовой отчетности;
исследовать взаимосвязь элементов отчетности.
Введение 3
1. Теоретические основы бухгалтерской отчетности 5
1.1 Основные понятия и элементы бухгалтерской отчетности 5
1.2 Основные функции и виды бухгалтерской отчетности 8
1.3 Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в рф 10
2. Состав и взаимосвязь форм бухгалтерской отчетности 14
2.1 Этапы подготовительной работы, предшествующей составлению бухгалтерской отчетности 14
2.2 Содержание форм бухгалтерской отчетности 16
2.3 Взаимосвязь элементов бухгалтерской отчетности 20
Заключение 24
Список использованных источников 26
6. Отражение в годовой
бухгалтерской отчетности
Документом, определяющим состав,
содержание и методические основы формирования
бухгалтерской отчетности организаций
(кроме кредитных организаций, страховых
организаций и бюджетных
Годовая бухгалтерская отчетность включает:
1) Бухгалтерский баланс (форма №1);
2) Отчет о финансовых результатах (форма №2);
3) Приложения к ним (отчет об изменениях капитала (форма №3), отчет о движении денежных средств (форма №4), приложения к бухгалтерскому балансу).
Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности должна содержать следующие данные:
- наименование составляющей части;
- отчетная дата или отчетный период, за который составлена бухгалтерская отчетность;
- наименование организации, включая указание на ее организационно-правовую форму;
- формат представления числовых показателей бухгалтерского отчета.
Бухгалтерский баланс - основная
форма бухгалтерской
В балансе отражаются остатки по всем счетам бухгалтерского учета на отчетную дату. Эти показатели приводятся в бухгалтерском балансе в определенной группировке [20, с.111].
Бухгалтерский баланс делится на две части: актив и пассив. Сумма активов баланса всегда равна сумме пассивов баланса.
В актив баланса включены два раздела:
I - "Внеоборотные активы";
II - "Оборотные активы".
В пассиве баланса три раздела:
III - "Капитал и резервы";
IV - "Долгосрочные обязательства";
V - "Краткосрочные обязательства".
Каждый из разделов баланса
состоит из подразделов (групп статей),
в которых отражаются виды активов
и обязательств организации. Подразделы
включают в себя отдельные статьи
- строки, предназначенные для
Конкретная структура бухгалтерского баланса определена в разделе IV ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации".
Отчет о финансовых результатах, является вторым по значению (но не по важности) в годовой бухгалтерской отчетности, и представляет финансовые результаты деятельности предприятия за отчетный период и аналогичный период предыдущего года.
В отчете указываются:
- доходы и расходы по обычным видам деятельности;
- прочие доходы и расходы;
- прибыль (убыток) до налогообложения;
- чистая прибыль (убыток) отчетного периода.
Учет и отражение в отчетности доходов и расходов регламентированы ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации".
Данный отчет служит связующим звеном между балансовыми отчетами различных учетных периодов и показывает, за счет чего произошли изменения в текущем балансе по сравнению с предыдущим. В отличие от бухгалтерского баланса этот документ показывает всем заинтересованным лицам не общее материально-финансовое положение организации, а то, насколько успешно она осуществляет свою хозяйственную деятельность в отчетном периоде. Отчет наглядно демонстрирует эффективность работы компании с точки зрения ее собственников и акционеров, поскольку раскрывает суть изменений капитала компании в истекшем/текущем периоде за счет определенных доходов и расходов [14, с.111].
Отчет об изменении капитала раскрывает информацию о движении уставного (складочного) капитала (счет 80), резервного капитала (счет 82), добавочного капитала (счет 83), а также об изменениях величины нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации (счет 84). Кроме того, в этой форме указываются суммы резервов, которые были сформированы и (или) использованы организацией.
Отчет о движении денежных
средств характеризует
Под текущей деятельностью понимается обычная деятельность организации: производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, продажа товаров, сдача имущества в аренду и др.
Инвестиционная деятельность - это приобретение и продажа земельных участков, объектов недвижимости, оборудовании, нематериальных активов и других внеоборотных активов; предоставление другим организациям займов и осуществление прочих финансовых вложений.
Финансовой деятельностью считается деятельность предприятия, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций [7, с.66].
Разрабатывая формы
Однако вряд ли правильно считать баланс "главной" формой финансовой отчетности. Ведь "поскольку бухгалтерский учет отражает экономические процессы, постольку информация, регистрируемая, накапливаемая, обобщаемая, хранимая и передаваемая пользователям для принятия решений, должна фиксировать, во-первых, значения величины каждого из наблюдаемых параметров в каждый конкретный момент времени, а во-вторых, ее изменения за конкретные фиксированные периоды времени". Баланс содержит лишь значения величин, характеризующих финансовое состояние предприятия на определенный момент времени, и не позволяет проследить изменения, приведшие к формированию этих величин.
С учетом изложенного выше можно сделать вывод, что существующие формы финансовой отчетности являются взаимодополняющими, и некорректно присваивать какой-либо одной из них статус "главной" или "основной" формы отчетности.
Отдельные показатели бухгалтерской
отчетности находятся между собой
в определенной арифметической взаимосвязи,
обусловленной логикой
Связи между формами бухгалтерской отчетности показаны на рис. 1.
Взаимосвязь форм бухгалтерской отчетности
Актив |
Пассив |
|
|
| |
| |
|
Отчет о финансовых результатах |
Отчет об изменениях капитала |
Отчет о движении денежных средств |
Приложение к бухгалтерскому балансу |
Нематериальные активы |
Основные средства |
Финансовые вложения |
Дебиторская и кредиторская задолженность |
Рисунок 1. - Взаимосвязь форм бухгалтерской отчетности
Взаимосвязь 1. Нераспределенную (чистую) прибыль приводят в бухгалтерском равновесии (раздел III), отчете о прибылях и убытках (форма № 2) и отчете о изменениях денег (раздел V). Также, в форме № 2 проявляют моменты, под влиянием которых сформировался этот экономический итог.
Взаимосвязь 2. Конечное сальдо отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обещаний проявляют в бухгалтерском равновесии (сегменты I и IV) и в отчете о прибылях и убытках.
Взаимосвязь 3. Долговременные
и кратковременные
Взаимосвязь 4. Дебиторскую задолженность по отдельным видам на начало и конец отчетного периода отображают в бухгалтерском равновесии (раздел II), а доскональная расшифровка ее заметок представлена в форме № 5 (в разделе «Дебиторская и кредиторская задолженность»).
Взаимосвязь 5. Кредиторскую задолженность по ее отдельным составляющим на начало и конец отчетного периода приводят в бухгалтерском равновесии (раздел V), а доскональная расшифровка ее заметок дана в форме № 5 (в разделе «Дебиторская и кредиторская задолженность»).
Взаимосвязь 6. Капитал и резервы по их видам находят отражение в бухгалтерском равновесии (раздел III), а их перемещение за отчетный период — в отчете о изменениях денег (раздел I). В этом отчете (форма № 3) раскрывают моменты, увеличивающие и понижающие объем собственного денег фирмы.
Взаимосвязь 7. Совокупную необходимую сумму резервного денег на начало и конец отчетного периода приводят в бухгалтерском равновесии (раздел III), а доскональная расшифровка экономических резервов по их видам представлена в отчете о изменениях денег (раздел «Резервы»).
Взаимосвязь 8. Единая сумма
прибыльных инвестиций в материальные
значения на начало и конец отчетного
периода в бухгалтерском
Поскольку при закрытии счетов
их сальдо могут попадать либо в
отчет о прибылях и убытках, либо
в баланс, основными формами
Результат хозяйственной
деятельности организации исчисляется
как в балансе, так и в отчете
о прибылях и убытках (принцип
двойной бухгалтерии). Баланс является
отчетом на определенный момент времени,
например на отчетную дату. В самом
балансе финансовый результат определяется
сравнением собственного капитала в
начале и конце хозяйственного года.
При этом включаются суммы распределения
прибыли (либо исключается уменьшение
капитала) и вычитается увеличение
капитала в отчетном году. В отчете
о прибылях и убытках результат
определяется как сальдо доходов
и расходов отчетного периода. Следовательно,
отчет о прибылях и убытках
является отчетом за определенный период
времени, например за отчетный период.
Финансовый результат, исчисленный
по данным баланса, совпадает с итогом
отчета о прибылях и убытках, поскольку
доходы и расходы относятся к
отчетному периоду в размере
выплат и поступивших платежей, с
которыми связано изменение
Отличительной чертой бухгалтерской отчетности является балансовый принцип взаимосвязи ее показателей. Этот принцип вытекает из двойной записи данных на счетах, показатели которых составляют основу отчетности. Из этого следует, что бухгалтерская отчетность - это упорядоченная взаимосвязанная система показателей, характеризующих условия и результаты хозяйственной деятельности. Балансовый принцип построения бухгалтерской отчетности усиливает ее комплексный характер и облегчает проверку правильности отчетности.
Таким образом, несмотря на
свою простоту и очевидность, основное
бухгалтерское равенство дает возможность
в наиболее общем виде представить
взаимосвязь основных элементов
и форм финансовой отчетности.