Бухгалтерская отчетность: правила составления, состав, структуру и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики и перехода к ней предприятие – самостоятельный элемент экономической системы – взаимодействует с партнерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами, в процессе чего с ними возникают финансовые отношения. В связи с этим появляется необходимость финансового управления фирмы, т.е. разработки определенной системы принципов, методов и приемов регулирования финансовых ресурсов, обеспечивающих достижение тактических и стратегических целей организации. Объектом управления являются финансовые ресурсы предприятия, в частности их размеры, источники их формирования, и отношения, складывающиеся в процессе формирования и использования финансовых ресурсов фирмы. Результаты управления проявляются в денежных потоках (величине и сроках), протекающих между предприятием и бюджетами, собственниками капитала, партнерами по бизнесу и другими агентами рынка.

Файлы: 1 файл

курсовая луиза.docx

— 100.97 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах его хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

В условиях рыночной экономики и перехода к ней предприятие – самостоятельный элемент экономической системы – взаимодействует с партнерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами, в процессе чего с ними возникают финансовые отношения. В связи с этим появляется необходимость финансового управления фирмы, т.е. разработки определенной системы принципов, методов и приемов регулирования финансовых ресурсов, обеспечивающих достижение тактических и стратегических целей организации. Объектом управления являются финансовые ресурсы предприятия, в частности их размеры, источники их формирования, и отношения, складывающиеся в процессе формирования и использования финансовых ресурсов фирмы. Результаты управления проявляются в денежных потоках (величине и сроках), протекающих между предприятием и бюджетами, собственниками капитала, партнерами по бизнесу и другими агентами рынка.

Базой для принятия управленческих решений на предприятии является информация экономического характера. Сам процесс принятия решений можно разделить на три этапа: планирование и прогнозирование, оперативное управление, контроль (финансовый анализ) деятельности предприятия. Решения принимает не только администрация организации, но и другие – внешние – пользователи экономической информации (заинтересованные стороны, находящиеся за пределами фирмы и нуждающиеся в информации для принятия решений в отношении данного предприятия). Внутренние пользователи оперируют учетной информацией, внешние – данными финансовой отчетности организации. И те, и другие данные формируются в процессе бухгалтерского учета предприятия.

Всё это позволяет конкретизировать цели учёта и отчётности на уровне предприятия, которые в общем можно определить как оценку:

- платёжеспособности предприятия (обеспеченности его кредиторской

задолженности, ликвидности и т. п.);

- рентабельности;

- степени  ответственности лиц, занятых хозяйственной деятельностью, в рамках предоставленных им полномочий по распоряжению средствами производства и рабочей силой.

В системе экономической информации бухгалтерская отчетность является одним из важнейших инструментов управления содержащих наиболее синтезированную и обобщенную информацию, а также основой объективной оценки хозяйственной деятельности предприятия, базой текущего и перспективного планирования, действенным инструментом для принятия управленческих решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Общая характеристика бухгалтерского учета и его законодательные основы

 

1.1 Понятие о хозяйственном учете и его виды

 

Хозяйственный  учет  представляет  собой  систему  количественного отражения  и  качественной  характеристики  экономических  явлений  и процессов с целью контроля и более эффективного управления ими. Хозяйственный учет существует уже много столетий. Найденные записи хозяйственных операций датированы 5000-ым годом до нашей эры. Позднее хозяйственный учет становится очень престижным в Греции, и записи затрат на строительство государственных учреждений высекаются прямо на стенах зданий.

Хотя на протяжении столетий  хозяйственный  учет  прежде  всего  был связан с государственной деятельностью, в частности, сбором налогов, промышленная революция выдвинула новые требования. Крупным предприятиям  необходимы  были  огромные  суммы  денежных  средств для своего финансирования и увеличения числа людей, управляющих операциями. Образовались две группы: вкладчики и управляющие. Первая группа требовала от второй отчета о сохранности и использовании средств, предоставленных фирме. В тоже время вторая группа понимала, что требуемая  информация  также  полезна  для  управления  ресурсами  фирмы. Таким образом, началось развитие бухгалтерского учета.

К видам хозяйственного учета, помимо бухгалтерского, относят: оперативный и статистический учет.

Оперативный учет – осуществляется на местах  производства  работ (участок, отдел, цех, склад), поэтому его сведения ограничиваются рамками предприятия. Данные  оперативного  учета  используются  для повседневного текущего руководства и управления предприятием (учета выработки, явки на работу, выпуска продукции, ее отгрузки, реализации, наличия материальных запасов)  и  могут  быть  получены  по  телефону,  факсу,  в  устной  беседе. Он прерывен во времени, т.е. надобность в нем возникает по мере необходимости. Статистический учет изучает явления, носящие массовый характер в области экономики, культуры, образования, здравоохранения,  науки и т.д. Она готовит и собирает информацию о состоянии экономики,  движении рабочей силы, товарной массе, складывающихся ценах на  региональных рынках труда, товаров, ценных бумаг и т.д., о численности и  составе населения с целью анализа и прогнозирования социально-экономического развития общества. Статистика широко применяет  выборочный метод наблюдения и регистрации, проводит единовременный  учет и переписи, использует данные оперативного и бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет – сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение  хозяйственной деятельности предприятия на основании документов, в  различных измерителях. Под сплошным отражением хозяйственной  деятельности подразумевается обязательный учет всего имущества, всех  видов производственных запасов, затрат, продукции, денежных средств, фондов, задолженностей предприятия и тому подобного. Непрерывность (во  времени) требует постоянного наблюдения и записи в документах  совершающихся на предприятии фактов о движении материальных  ценностей, денежных средств, расчетов, фондов, кредитов и т.д.

В качестве основных отличий бухгалтерского учета от статистического и оперативного можно выделить следующие:

-  ограничение его рамками хозяйствующего субъекта, т.е. бухгалтерский учет имеет более узкие рамки, чем статистический, и более широкие, чем оперативный;

- отражение всей информации об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях предприятия, в связи с чем он должен быть сплошным и непрерывным;

 -  отражение его объектов в стоимостной оценке.

Каждый совершившийся факт, оформленный документом, называется хозяйственной операцией. Совокупность применения всех трех видов  хозяйственного учета, их своевременность, полнота и объективность  позволяет коллективу предприятия рационально вести хозяйство, не допуская непроизводительных затрат.

 

1.2 Законодательные основы бухгалтерского учета

 

Законодательное регулирование бухгалтерского учета осуществляется следующей системой нормативных актов:

  - федеральный закон «О бухгалтерском учете»;

- положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ;

- положения по бухгалтерскому учету (ПБУ);

- план счетов бухгалтерского учета;

        - положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете;

        - инструкции и методические указания по применению отдельных положений бухгалтерского учета.

Основные цели законодательства РФ о бухгалтерском учете:

        - обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

- составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется Правительством РФ.

Министерство финансов РФ:

- осуществляет методическое руководство бухучетом и отчетностью организаций независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности и принимает меры по его совершенствованию;

- утверждает план счетов;

- типовые формы бухучета и отчетности;

- инструкции по их применению и порядку составления отчетности;

- осуществляет руководство работой по переоценке товарно-материальных ценностей;

- устанавливает порядок ведения бухучета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций;

- устанавливает формы учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.

Минфин России издает в пределах своей компетенции на основе и во исполнение законодательства РФ приказы и инструкции и дает указания, являющиеся обязательными для исполнения федеральными органами исполнительной власти, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности и гражданами. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Бухгалтерская (финансовая) отчетность строительной организации

 

2.1 Понятие, состав, порядок и сроки представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и предъявляемые к ней требования

 

Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результате ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе бухгалтерского учета всех хозяйственных операций по установленным формам. В соответствии с действующим законодательством, организации любых форм собственности должны составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных аналитического и синтетического учета. Синтетический учет – это учет обобщенных данных о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета. Аналитический учет осуществляется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и иных хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета. До составления заключительного баланса обязательна сверка оборотов и остатков по аналитическим счетам Главной книги или другого аналогичного регистра бухгалтерского учета на конец отчетного периода.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, наблюдения, измерения и регистрации, обработки и получения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях предприятия, их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета. Объектами бухгалтерского учета является имущество, обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе деятельности.

Главной задачей бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и его имущественном положении в целях предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявлении внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости.

Правила ведения и организации бухгалтерского учета, составления бухгалтерской отчетности предусматривают, что:

- бухгалтерский  учет имущества и обязательств, других хозяйственных операций  осуществляется способом двойной  записи в соответствии с Планом  счетов бухгалтерского учета;

- основанием  для записи в первичных учетных  регистрах являются первичные  учетные документы, которые должны  составляться в момент совершения  хозяйственных операций или непосредственно  после их окончания, и содержать  обязательные реквизиты;

- имущество, обязательства и хозяйственные  операции для отражения в бухгалтерском  учете и отчетности подлежат  денежной оценке;

- обязательно  проведение инвентаризаций и  отражение ее результатов в  учете;

- обязательно  разграничение учета текущих  затрат на производство (издержки  обращения) и капитальных вложений;

- обязательна  тождественность показателей синтетического  и аналитического учета и формирования  учетной политики организации;

- обязательно  применение допущений имущественной  обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения  учетной политики и временной  определенности фактов хозяйственной  деятельности. Если при ведении  учета и составлении отчетности  предприятие отступает от установленных  допущений, то она обязана раскрыть  причины в объяснительной записке;

- на балансе  предприятия не должно учитываться  имущество, ему не принадлежащее.

Информация, которая формируется в бухгалтерском учете и отчетности, должна отвечать определенным критериям:

1. Достоверности  и надежности. Эти требования  обеспечиваются документированием  всех хозяйственных операций, правильным  проведением инвентаризаций, денежной  оценкой учета текущих затрат и калькулирования.

2. Оперативности. Этот принцип осуществляется  при своевременном представлении  информации для управления производством и составления отчетности.

3. Полноты  и доступности. Суть этого требования  состоит в представлении необходимой  учетной информации внешним и внутренним пользователям.

4. Полезности  для различных групп пользователей.

5. Понятности  и уместности. Информация считается  уместной, если она может влиять  на экономические решения пользователей, помогает им оценивать прошлые, настоящие или будущие события.

Информация о работе Бухгалтерская отчетность: правила составления, состав, структуру и содержание