Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 20:29, курсовая работа
В условиях рыночной экономики и перехода к ней предприятие – самостоятельный элемент экономической системы – взаимодействует с партнерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами, в процессе чего с ними возникают финансовые отношения. В связи с этим появляется необходимость финансового управления фирмы, т.е. разработки определенной системы принципов, методов и приемов регулирования финансовых ресурсов, обеспечивающих достижение тактических и стратегических целей организации. Объектом управления являются финансовые ресурсы предприятия, в частности их размеры, источники их формирования, и отношения, складывающиеся в процессе формирования и использования финансовых ресурсов фирмы. Результаты управления проявляются в денежных потоках (величине и сроках), протекающих между предприятием и бюджетами, собственниками капитала, партнерами по бизнесу и другими агентами рынка.
ВВЕДЕНИЕ
Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах его хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
В условиях рыночной экономики и перехода к ней предприятие – самостоятельный элемент экономической системы – взаимодействует с партнерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами, в процессе чего с ними возникают финансовые отношения. В связи с этим появляется необходимость финансового управления фирмы, т.е. разработки определенной системы принципов, методов и приемов регулирования финансовых ресурсов, обеспечивающих достижение тактических и стратегических целей организации. Объектом управления являются финансовые ресурсы предприятия, в частности их размеры, источники их формирования, и отношения, складывающиеся в процессе формирования и использования финансовых ресурсов фирмы. Результаты управления проявляются в денежных потоках (величине и сроках), протекающих между предприятием и бюджетами, собственниками капитала, партнерами по бизнесу и другими агентами рынка.
Базой для принятия управленческих решений на предприятии является информация экономического характера. Сам процесс принятия решений можно разделить на три этапа: планирование и прогнозирование, оперативное управление, контроль (финансовый анализ) деятельности предприятия. Решения принимает не только администрация организации, но и другие – внешние – пользователи экономической информации (заинтересованные стороны, находящиеся за пределами фирмы и нуждающиеся в информации для принятия решений в отношении данного предприятия). Внутренние пользователи оперируют учетной информацией, внешние – данными финансовой отчетности организации. И те, и другие данные формируются в процессе бухгалтерского учета предприятия.
Всё это позволяет конкретизировать цели учёта и отчётности на уровне предприятия, которые в общем можно определить как оценку:
- платёжеспособности предприятия (обеспеченности его кредиторской
задолженности, ликвидности и т. п.);
- рентабельности;
- степени ответственности лиц, занятых хозяйственной деятельностью, в рамках предоставленных им полномочий по распоряжению средствами производства и рабочей силой.
В системе экономической информации бухгалтерская отчетность является одним из важнейших инструментов управления содержащих наиболее синтезированную и обобщенную информацию, а также основой объективной оценки хозяйственной деятельности предприятия, базой текущего и перспективного планирования, действенным инструментом для принятия управленческих решений.
1 Общая характеристика бухгалтерского учета и его законодательные основы
1.1 Понятие о хозяйственном учете и его виды
Хозяйственный учет представляет собой систему количественного отражения и качественной характеристики экономических явлений и процессов с целью контроля и более эффективного управления ими. Хозяйственный учет существует уже много столетий. Найденные записи хозяйственных операций датированы 5000-ым годом до нашей эры. Позднее хозяйственный учет становится очень престижным в Греции, и записи затрат на строительство государственных учреждений высекаются прямо на стенах зданий.
Хотя на протяжении столетий хозяйственный учет прежде всего был связан с государственной деятельностью, в частности, сбором налогов, промышленная революция выдвинула новые требования. Крупным предприятиям необходимы были огромные суммы денежных средств для своего финансирования и увеличения числа людей, управляющих операциями. Образовались две группы: вкладчики и управляющие. Первая группа требовала от второй отчета о сохранности и использовании средств, предоставленных фирме. В тоже время вторая группа понимала, что требуемая информация также полезна для управления ресурсами фирмы. Таким образом, началось развитие бухгалтерского учета.
К видам хозяйственного учета, помимо бухгалтерского, относят: оперативный и статистический учет.
Оперативный учет – осуществляется на местах производства работ (участок, отдел, цех, склад), поэтому его сведения ограничиваются рамками предприятия. Данные оперативного учета используются для повседневного текущего руководства и управления предприятием (учета выработки, явки на работу, выпуска продукции, ее отгрузки, реализации, наличия материальных запасов) и могут быть получены по телефону, факсу, в устной беседе. Он прерывен во времени, т.е. надобность в нем возникает по мере необходимости. Статистический учет изучает явления, носящие массовый характер в области экономики, культуры, образования, здравоохранения, науки и т.д. Она готовит и собирает информацию о состоянии экономики, движении рабочей силы, товарной массе, складывающихся ценах на региональных рынках труда, товаров, ценных бумаг и т.д., о численности и составе населения с целью анализа и прогнозирования социально-экономического развития общества. Статистика широко применяет выборочный метод наблюдения и регистрации, проводит единовременный учет и переписи, использует данные оперативного и бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет – сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия на основании документов, в различных измерителях. Под сплошным отражением хозяйственной деятельности подразумевается обязательный учет всего имущества, всех видов производственных запасов, затрат, продукции, денежных средств, фондов, задолженностей предприятия и тому подобного. Непрерывность (во времени) требует постоянного наблюдения и записи в документах совершающихся на предприятии фактов о движении материальных ценностей, денежных средств, расчетов, фондов, кредитов и т.д.
В качестве основных отличий бухгалтерского учета от статистического и оперативного можно выделить следующие:
- ограничение его рамками хозяйствующего субъекта, т.е. бухгалтерский учет имеет более узкие рамки, чем статистический, и более широкие, чем оперативный;
- отражение всей информации об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях предприятия, в связи с чем он должен быть сплошным и непрерывным;
- отражение его объектов в стоимостной оценке.
Каждый совершившийся факт, оформленный документом, называется хозяйственной операцией. Совокупность применения всех трех видов хозяйственного учета, их своевременность, полнота и объективность позволяет коллективу предприятия рационально вести хозяйство, не допуская непроизводительных затрат.
1.2 Законодательные основы бухгалтерского учета
Законодательное регулирование бухгалтерского учета осуществляется следующей системой нормативных актов:
- федеральный закон «О бухгалтерском учете»;
- положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ;
- положения по бухгалтерскому учету (ПБУ);
- план счетов бухгалтерского учета;
- положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете;
- инструкции и методические указания по применению отдельных положений бухгалтерского учета.
Основные цели законодательства РФ о бухгалтерском учете:
- обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
- составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется Правительством РФ.
Министерство финансов РФ:
- осуществляет методическое руководство бухучетом и отчетностью организаций независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности и принимает меры по его совершенствованию;
- утверждает план счетов;
- типовые формы бухучета и отчетности;
- инструкции по их применению и порядку составления отчетности;
- осуществляет руководство работой по переоценке товарно-материальных ценностей;
- устанавливает порядок ведения бухучета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций;
- устанавливает формы учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.
Минфин России издает в пределах своей компетенции на основе и во исполнение законодательства РФ приказы и инструкции и дает указания, являющиеся обязательными для исполнения федеральными органами исполнительной власти, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности и гражданами.
2 Бухгалтерская (финансовая) отчетность строительной организации
2.1 Понятие, состав, порядок и сроки представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и предъявляемые к ней требования
Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результате ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе бухгалтерского учета всех хозяйственных операций по установленным формам. В соответствии с действующим законодательством, организации любых форм собственности должны составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных аналитического и синтетического учета. Синтетический учет – это учет обобщенных данных о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета. Аналитический учет осуществляется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и иных хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета. До составления заключительного баланса обязательна сверка оборотов и остатков по аналитическим счетам Главной книги или другого аналогичного регистра бухгалтерского учета на конец отчетного периода.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, наблюдения, измерения и регистрации, обработки и получения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях предприятия, их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета. Объектами бухгалтерского учета является имущество, обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе деятельности.
Главной задачей бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и его имущественном положении в целях предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявлении внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости.
Правила ведения и организации бухгалтерского учета, составления бухгалтерской отчетности предусматривают, что:
- бухгалтерский
учет имущества и обязательств,
других хозяйственных операций
осуществляется способом
- основанием
для записи в первичных
- имущество,
обязательства и хозяйственные
операции для отражения в
- обязательно проведение инвентаризаций и отражение ее результатов в учете;
- обязательно разграничение учета текущих затрат на производство (издержки обращения) и капитальных вложений;
- обязательна
тождественность показателей
- обязательно
применение допущений
- на балансе
предприятия не должно
Информация, которая формируется в бухгалтерском учете и отчетности, должна отвечать определенным критериям:
1. Достоверности
и надежности. Эти требования
обеспечиваются
2. Оперативности.
Этот принцип осуществляется
при своевременном
3. Полноты
и доступности. Суть этого требования
состоит в представлении
4. Полезности для различных групп пользователей.
5. Понятности
и уместности. Информация считается
уместной, если она может влиять
на экономические решения
Информация о работе Бухгалтерская отчетность: правила составления, состав, структуру и содержание