Бухгалтерская отчетность. Проблемы перехода на международные стандарты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

Последние годы отмечены усилением внимания к проблеме международной унификации бухгалтерского учета. Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявляет определенные требования к единообразию и понятности применяемых в разных странах принципов формирования и алгоритмов исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвестирования, капитализации заработанных средств и т.п.

Содержание работы

Введение
1. Сущность международных стандартов бухгалтерского учета
1.1. Предпосылки разработки международных стандартов финансовой отчетности
1.2. Разработка международных стандартов финансовой отчетности
1.3. Общие принципы функционирования системы международных стандартов финансовой отчетности
2. Сравнительный анализ международных и российских стандартов бухгалтерского учета
2.1. Российские стандарты (положения по бухгалтерскому учету)
2.2. Краткая характеристика международных стандартов
2.3. Основные различия между российскими и международными стандартами
3. Реформирование бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности
3.1. Востребованность и применение МСФО
3.2. Реформирование бухгалтерского учета и отчетности в России в соответствии с МСФО
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая бух.учет.doc

— 1.43 Мб (Скачать файл)

 

Состав финансовой отчетности

В Приложении 11 приведено  сравнение состава финансовой отчётности, которую должны предоставлять организации  в соответствии с МСФО и российским законодательством.

Состав отчетности по российскому законодательству приведен в соответствии с нормативными актами Министерства финансов РФ. Следует  отметить, что Федеральный закон  «О бухгалтерском учете» предусматривает  следующий состав бухгалтерской  отчетности:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;
  • аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
  • пояснительная записка.

Таким образом, федеральным  законодательством отчет об изменениях капитала и отчет о движениях  денежных средств рассматривается  как часть приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и  убытках.

Необходимо отметить различие в терминологии: международные стандарты – это стандарты финансовой отчетности, в то время как в российской практике отчетность называется бухгалтерской.

Согласно МСФО, финансовая отчетность включает следующие компоненты:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • отчет об изменениях капитала, показывающий:
  • все изменения в капитале; либо
  • изменения в капитале, отличные от операций с акционерами;
  • отчет о движении денежных средств; и
  • пояснения, включающие существенные положения использованной для подготовки финансовой отчетности учетной политики и прочие примечания (п.8 МСФО 1).

Таким образом, по поводу состава финансовой отчетности между  МСФО и российскими стандартами  существуют следующие различия:

  1. В системе МСФО, в отличие от РПБУ, не существует определения формы бухгалтерской отчетности.
  2. В МСФО 1, в отличие от РПБУ, предусмотрено два варианта представления отчета об изменениях капитала: (а) отчет, показывающий все изменения в капитале; (б) отчет, не включающий операции с акционерами по вкладам в капитал и выплате дивидендов.
  3. В российской системе регулирования бухгалтерского учета в отличие от МСФО существует требование составления Приложения к бухгалтерскому балансу (формы № 5), а также Отчета о целевом использовании полученных средств (форма №6). В них приводится информация, которая согласно МСФО включается в пояснительные примечания к финансовой отчетности.
  4. МСФО не устанавливает прямого требования об обязательном включении в состав финансовой отчетности аудиторского заключения, подтверждающего достоверность отчетности организации.[32]

 

3. Реформирование бухгалтерского  учета в соответствии с международными  стандартами финансовой отчетности

 

3.1. Востребованность и применение МСФО

 

Международные стандарты  широко используются во всем мире. Можно выделить несколько уровней их применения:

  • основа для бухгалтерского учета во многих странах;
  • ориентир для разработки собственных стандартов (большинство развитых стран и постоянно растущее число развивающихся стран и стран с переходной экономикой);
  • фондовые биржи и регулирующие органы, обязывающие или разрешающие компаниям предоставлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО (среди них практически все ведущие биржи в мире: Нью-йоркская фондовая биржа, NASDAQ, Лондонская, Токийская и Франкфуртская биржи – всего около 70 фондовых бирж из 50 стран мира);
  • наднациональные организации, например Европейский союз, который заявил о поддержке МСФО и о возможности их использования для компаний, котирующихся на международных финансовых рынках; некоторые организации используют МСФО при составлении своей отчетности (Европейский банк реконструкции и развития, Международная организация комиссий по ценным бумагам, Международный Олимпийский комитет, ОЭСР, Мировой банк);
  • сами компании – по официальной информации СМСФО, в настоящее время уже около 890 компаний предоставляют финансовую отчетность в соответствии с МСФО, что подтверждено аудиторским заключением. Среди них такие гиганты, как Microsoft, Nestle, Allianz, ENI, Nokia, Air France, Renault, Deutsche Bank, Olivetti, Roche, Fiat, Volkswagen, Lufthansa, Adidas и т.д. В России свыше 20 компаний готовят отчетность по международным стандартам, среди них РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром», «Транснефть», МПС России, «Лукойл», «МДМ Банк», «Российский кредит», «Ростелеком», «Красный Октябрь» и др.

Для различных стран  сила воздействия результатов деятельности и авторитета СМСФО неодинакова. Так, в ряде стран бухгалтерские стандарты СМСФО взяты за основу построения национальных систем учета целиком либо с небольшими изменениями. Это относится к развивающимся или «новым индустриальным» странам, таким как Малайзия, Пакистан, Уругвай, Таиланд и т.д. Используя для формирования учетных и отчетных данных международные подходы, такие государства, заинтересованные в притоке капиталов, привлекают внимание инвесторов максимальной адаптацией своих бухгалтерских систем к международным требованиям.

Аналогичные причины  побудили бывшие социалистические страны (например, Албанию, Польшу) для ускорения  перехода к рыночной модели экономического развития принять МСБУ либо создать свои национальные стандарты, которые в значительной степени базируются на международных.

Влияние МСБУ на бухгалтерские  системы развитых капиталистических  стран менее значительно. Главным  образом это связано с тем, что в большинстве индустриально развитых стран сложились свои устоявшиеся принципы и традиции бухгалтерского учета, удовлетворяющие специфическим требованиям национальных рыночных моделей. Так, в странах Западной Европы и Японии основные финансовые потоки и инвестирование экономики осуществляется через банковские структуры, а не через фондовые биржи. Поэтому приоритетным направлением как законодательного, так и собственно бухгалтерского регулирования является защита интересов кредиторов, а не удовлетворение информационных нужд акционеров.

Вместе с тем по мере развития процессов глобализации органам государственного регулирования  этих стран приходится считаться  с интересами крупных национальных, а также транснациональных компаний, развитие которых попадает во все большую зависимость от состояния мировых финансовых рынков. Учетное законодательство, таким образом, неизбежно становится все более и более открытым англосаксонскому влиянию.

Так, во Франции, при составлении консолидированных счетов национальные и транснациональные компании имеют право допускать отклонения от национального Коммерческого кодекса и руководствоваться международными принципами учета. В Италии законодательство о регулировании фондовых бирж требует, чтобы компании зарегистрированные на бирже и участвующие в листинге (в котировках акций), применяли международные стандарты для отражения операций, не предусмотренных итальянским законодательством.

Слабое влияние МСБУ на учет в США, Канаде и Великобритании связано с тем, что международные стандарты содержат в себе большое количество идей, заложенных в национальных стандартах этих стран. Вместе с тем это проявляется при подготовке новых стандартов. Так, концептуальные основы МСБУ были положены в основу более позднего издания Основ учета, выпущенного Советом по стандартам учета Великобритании.

Постепенно СМСФО завоевывают  все больший авторитет и влияние  в развитых странах. Статус международных  стандартов финансовой отчетности в  различных странах мира по состоянию  на 2003 год представлен в Приложении 12. Однако ряд стран пока не спешит переходить на новые стандарты. Это США, Канада и Великобритании.[11]

Что касается России, то в настоящее время количество организаций, применяющих международные  стандарты в бухгалтерском учете, по-прежнему остается незначительным, хотя их число постоянно увеличивается. Согласно исследованию, подготовленному ROMIR Monitoring в рамках проекта «Осуществление реформы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации» были получены следующие результаты:

  • в настоящее время 16% компаний основных сфер экономики используют МСФО при составлении бухгалтерской отчетности. В большей мере это касается таких отраслей экономики, как финансы и страхование (37%) и промышленность (15%). Доля использования МСФО выше в крупных компаниях с большим числом сотрудников (300 и более) – 23%, и ниже в организациях с числом сотрудников менее 10. Сравнивая доли компаний, применяющих для составления финансовой отчетности МСФО в различных регионах РФ, можно отметить, что в среднем по выборке высшие позиции занимают Северо-западный (19%) и Южный (17%) регионы (приложение 13).
  • Относительно показателя 2004 года, доля компаний, применяющих международные стандарты, возросла с 11% до 16%.
  • Около половины всех компаний (41%), использующих в той или иной степени для подготовки финансовой отчетности МСФО, применяют подход параллельного учета. Данный подход преобладает в коммерческих организациях. Аудиторские организации в большей степени обращаются к подходу трансформации. Примерно в равных долях упоминается полное и частичное использование МСФО. [32]

3.2. Реформирование бухгалтерского  учета и отчетности в России  в соответствии с МСФО

 

Реформирование бухгалтерского учета в России осуществляется на основе Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (одобрена приказом Минфина РФ от 1 июля 2004 г. N 180)

Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (далее - Концепция), разработанная по решению Правительства Российской Федерации, направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.

В конце 1990 - начале 2000 гг. в области бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации произошли значительные изменения, во многом предопределенные Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283.

Несмотря на определенные успехи в развитии в бухгалтерском  учете и отчетности в последние  годы, все же имеются серьезные проблемы, которые проявляются:

а) в отсутствии официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО, а также необходимой инфраструктуры применения МСФО;

б) в формальном подходе  регулирующих органов и хозяйствующих  субъектов ко многим категориям, принципам  и требованиям бухгалтерского учета  и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики;

в) в неоправданно высоких  затратах хозяйствующих субъектов  на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации  бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам;

г) в значительном административном бремени хозяйствующих субъектов по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишних затратах из-за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом вести налоговый учет;

д) в слабости системы  контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе в невысоком качестве аудита бухгалтерской отчетности;

е) в недостаточности  участия профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности, включая пользователей  бухгалтерской отчетности, в регулировании бухгалтерского учета и отчетности, а также в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии;

ж) в низком уровне профессиональной подготовки большей части бухгалтеров  и аудиторов, а также недостаточности  навыков использования информации, подготовленной по МСФО.

Сложившаяся система  бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой  в ней информации, а также существенно  ограничивает возможности полезного  использования этой информации.

В настоящее время  складываются благоприятные условия  для дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Введены в действие нормативные  правовые акты, охватывающие большинство  объектов бухгалтерского учета и  отчетности. В профессиональном сообществе накоплены определенные навыки и опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. В обществе созрело понимание необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО.

Цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности.

Целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную  перспективу (2004-2010 гг.) является создание приемлемых условий и предпосылок  последовательного и успешного  выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации. В частности, функции формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями (собственниками, инвесторами, кредиторами, органами государственной власти, управленческим персоналом хозяйствующих субъектов и др.). Суть дальнейшего развития состоит в активизации использования МСФО для реализации этой функции путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.

Информация о работе Бухгалтерская отчетность. Проблемы перехода на международные стандарты