Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 12:04, курсовая работа
Последние годы отмечены усилением внимания к проблеме международной унификации бухгалтерского учета. Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявляет определенные требования к единообразию и понятности применяемых в разных странах принципов формирования и алгоритмов исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвестирования, капитализации заработанных средств и т.п.
Введение
1. Сущность международных стандартов бухгалтерского учета
1.1. Предпосылки разработки международных стандартов финансовой отчетности
1.2. Разработка международных стандартов финансовой отчетности
1.3. Общие принципы функционирования системы международных стандартов финансовой отчетности
2. Сравнительный анализ международных и российских стандартов бухгалтерского учета
2.1. Российские стандарты (положения по бухгалтерскому учету)
2.2. Краткая характеристика международных стандартов
2.3. Основные различия между российскими и международными стандартами
3. Реформирование бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности
3.1. Востребованность и применение МСФО
3.2. Реформирование бухгалтерского учета и отчетности в России в соответствии с МСФО
Заключение
Опыт других стран показывает, что применение какого-либо международного признанного решения в национальном стандарте возможно лишь в том случае, когда это решение соответствует реальной ситуации, существующей в стране. Иными словами, при использовании МСФО для создания национальной системы учета необходима своего рода адаптация.
Исходя из мировой практики, перевод российского учета на МСФО нельзя понимать как непосредственное внедрение этих стандартов в практику отечественных организаций. Использование международных стандартов в России должно заключаться, прежде всего, в активном применении их при создании концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике, что должно обеспечить общую сопоставимость бухгалтерской информации, формируемой российскими и западными компаниями. При разработке и доработке национальных стандартов необходимо принять МСФО в качестве отправной точки, образца и критерия соответствия признанной в мире практики, что ни в коем случае не должно вести к игнорированию специфики рыночных отношений в России.
Если исходить из предложенного выше пути перехода к использованию МСФО и рассматривать данный процесс как один из основных факторов продолжения и активизации реформы бухгалтерского учета в стране, то задачей первостепенной важности сегодня представляется максимально полное и добросовестное освоение концепции и содержания международных стандартов широкой бухгалтерской общественностью, включая представителей регулирующих органов. Понимание основополагающих идей и смысла международных стандартов обеспечит в дальнейшем корректный подход к применению в российской бухгалтерии решений, традиционных для улучшения западной практики.
Приложение 1
Таблица 1 Модели бухгалтерского учета
Модель бухгалтерского учета |
Страна-разработчик |
Идея модели |
Применяющие данную модель страны |
Англо – американско- голландская |
Великобритания, США, Голландия |
Ориентация бухгалтерского учета на удовлетворение информационных запросов рынка капиталов, ориентированного на частных инвесторов. Отсутствует законодательное регулирование учета; используются стандарты, разрабатываемые профессиональными организациями бухгалтеров; гибкая учетная система; высокий общеобразовательный уровень как бухгалтеров, так и пользователей финансовой отчетности. |
Австралия, Багамы, Барбадос, Бермуды, Великобритания, Венесуэла, Гана, Израиль, Индия, Канада, США, Филиппины, Ямайка и др. |
Континентальная |
Страны континентальной Европы и Япония |
Законодательное регулирование учета, его ориентация на государственные потребности (налогообложение и макроэкономическое регулирование), консерватизм учетной практики. Привлечение инвестиций осуществляется с участием банков, поэтому финансовая отчетность предназначена для них, а не для участников рынка ценных бумаг. Определенное влияние на бухгалтерский учет в нашей страны оказали Германия и Франция ( ориентация на сравнительно небольшой диапазон пользователей, представляющих интересы государства и кредиторов). |
Австрия, Алжир, Бельгия, Гвинея, Греция, Норвегия, Португалия, Франция, ФРГ, Швейцария, Швеция, Япония, Россия |
Южно- американская |
Аргентина, Бразилия и др. |
Ориентация на потребности государственных плановых органов, в том числе на контроль за исполнением налоговой политики и на корректировку бухгалтерской отчетности в соответствии с темпами инфляции Поправка на инфляцию необходима для обеспечения достоверности текущей финансовой информации (особенно в отношении долгосрочных активов). |
Аргентина, Боливия, Бразилия, Гайана, Перу, Чили, Эквадор |
Исламская |
Мусульманские страны |
Использование рыночных цен для оценки статей баланса; в основе модели заложены религиозные принципы, которые гласят, что деятельность компании должна быть организована не ради наживы, дивиденды должны быть получены не ради дивидендов. |
Мусульманские страны |
Интернациональная |
Страны, в которых находятся крупные фондовые биржи: Лондонская, Нью-Йоркская, Токийская и т.д. |
Предполагает составление годовых бухгалтерских отчетов по МСФО. |
В будущем все страны мира |
Приложение 2
Таблица 2 Процедура создания международных стандартов
1-й
цикл – формирование |
Комитет формируется Правлением из специалистов не менее чем из 3 стран и возглавляется представителем Правления. Его задача заключается в изучении имеющихся проблем и в подготовке краткого резюме тех вопросов, которые нуждаются в первоочередном решении. Резюме передается для рассмотрения в правление КМСУ. Правление готовит и передает комментарии по нему, после чего рабочая группа создает следующий документ – проект изложения принципов учетного стандарта. |
2-й цикл – разработка проекта стандарта. |
Этот документ определяет те идеи, которые будут положены в основу учетного стандарта, а также описание возможных путей решения проблем и обоснование причин, по которым проект стандарта может быть одобрен или отправлен на доработку. Проект изложения принципов учетного стандарта передается для обсуждения и комментариев правлению КМСУ, его консультативной группе и другим заинтересованным организациям. Подготовительный комитет намечает план работы над проектом, затем тщательно изучает практику учета по данному вопросу в различных странах, в том числе различные учетные приемы, подходящие различным условиям. По итогам исследования комитет представляет на рассмотрение Правления СМСФО Общий план разработки проекта Международного стандарта финансовой отчетности (Point Outline). |
3-й цикл – подготовка рабочего проекта положений стандарта. |
В ходе данного этапа, который обычно длится около 4 месяцев, Подготовительный комитет готовит Проект изложения принципов (Draft statement of Principles) или другой дискуссионный документ. В нем формулируются основные принципы подготовки следующего документа – Проекта международного стандарта финансовой отчетности (Exposure Draft), а также предлагаются альтернативные решения и аргументы в пользу их принятия или отклонения. Все заинтересованные стороны вправе вносить свои замечания и предложения в рабочий проект. |
4-й цикл – утверждение Правлением рабочего проекта положений стандарта. |
После рассмотрения всех замечаний по Рабочему проекту положений Подготовительный комитет согласовывает его окончательный вариант и представляет на утверждение Правления. |
Приложение 3
Схема 1 Процедура поэтапного принятия МСФО
Приложение 4
Таблица 3 Международные стандарты финансовой отчетности
№ стандарта |
Название стандарта |
МСФО 1 |
Предоставление финансовой отчетности |
МСФО 2 |
Запасы |
МСФО 3 |
Объединение компаний |
МСФО 4 |
Договоры страхования |
МСФО 5 |
Выбытие долгосрочных активов, предназначенных для продажи и предоставление информации по прекращаемой деятельности |
МСФО 6 |
Разработка и оценка минеральных ресурсов |
МСФО 7 |
Отчеты о движении денежных средств |
МСФО 8 |
Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки |
МСФО 10 |
События после отчетной даты |
МСФО 11 |
Договоры подряда |
МСФО 12 |
Налоги на прибыль |
МСФО 14 |
Сегментная отчетность |
МСФО 16 |
Основные средства |
МСФО 17 |
Аренда |
МСФО 18 |
Выручка |
МСФО 19 |
Вознаграждения работникам |
МСФО 20 |
Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи |
МСФО 21 |
Влияние изменений валютных курсов |
МСФО 23 |
Затраты по займам |
МСФО 24 |
Раскрытие информации о связанных сторонах |
МСФО 26 |
Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения |
МСФО 27 |
Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность |
МСФО 28 |
Учет инвестиций в ассоциированные компании |
МСФО 29 |
Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции |
МСФО 30 |
Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов |
МСФО 31 |
Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности |
МСФО 32 |
Финансовые инструменты: раскрытие и предоставление информации |
МСФО 33 |
Прибыль на акцию |
МСФО 34 |
Промежуточная финансовая отчетность |
МСФО 36 |
Обесценение активов |
МСФО 37 |
Резервы, условные обязательства и условные активы |
МСФО 38 |
Нематериальные активы |
МСФО 39 |
Финансовые инструменты: признание и оценка |
МСФО 40 |
Инвестиции в недвижимость |
МСФО 41 |
Сельское хозяйство |
Приложение 5
Таблица 4
Международные стандарты финансовой отчетности (IAS), их краткая характеристика
МСФО |
Название МСФО |
Содержание стандарта |
МСФО (IAS) 1 |
Представление финансовой отчетности |
Стандарт обеспечивает базу для представления финансовой отчетности общего назначения для достижения сопоставимости с финансовой отчетностью за предшествующий период, а также с финансовой отчетностью других компаний. В стандарте приводятся основные показатели баланса, отчета о прибылях и убытках, рекомендации по структуре и минимальным требованиям к их содержанию. Доля меньшинства показывается в составе капитала. Долгосрочные обязательства, которые подлежат погашению по требованию кредитора на отчетную дату в результате нарушения договора, показываются как краткосрочные, даже если кредитор согласился после отчетной даты не требовать погашения. Заменил МСФО 5 и МСФО 13. |
МСФО (IAS) 2 |
Запасы |
Целью стандарта является
определение интерпретации |
МСФО (IAS) 3 |
Сводная финансовая отчетность |
Заменен на МСФО 27 и МСФО 28. |
МСФО (IAS) 4 |
Амортизация |
Заменен на МСФО 16 и МСФО 38. |
МСФО (IAS) 5 |
Информация, подлежащая раскрытию в финансовой отчетности |
Заменен на МСФО 1. |
МСФО (IAS) 6 |
Отражение в учете изменения цен |
Заменен на МСФО 15. |
МСФО (IAS) 7 |
Отчет о движении денежных средств |
Стандарт обеспечивает раскрытие информации об исторических изменениях в денежных средствах и эквивалентах денежных средств компании посредством отчетов о движении денежных средств, в которых производится классификация потоков денежных средств за период, получаемых от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. |
МСФО (IAS) 8 |
Учетная политика,
изменения в бухгалтерских |
Стандарт дает определение учетной политики, формулируя ее как конкретные принципы, правила формирования и представления финансовой отчетности. В стандарте говорится о последовательности применения учетной политики. Стандарт рассматривает ситуации, когда происходят изменения в учетной политике. Дается определение изменения в бухгалтерских оценках как корректировки балансовой стоимости активов или обязательств вследствие пересмотра их статуса и ожидаемых экономических выгод. В стандарте приводится определение ошибки, допущенной в предшествующие периоды. Исключен термин "фундаментальная ошибка"; все материальные ошибки корректируются ретроспективно. Частично заменен на МСФО 35. |
МСФО (IAS) 9 |
Затраты на исследования и разработки |
Заменен на МСФО 38. |
МСФО (IAS) 10 |
События после отчетной даты |
Стандарт рассматривает
вопросы идентификации |
МСФО (IAS) 11 |
Договоры подряда |
Стандарт устанавливает порядок отражения доходов и затрат, связанных с договорами подряда. В соответствии с характером деятельности, связанным с договорами подряда, дата начала контракта и дата завершения работ по договору подряда обычно оказываются в разных отчетных периодах. Следовательно, основной задачей в учете договоров подряда является распределение доходов и затрат по договору подряда на отчетные периоды, в которых производились работы. |
МСФО (IAS) 12 |
Налоги на прибыль |
Стандарт определяет порядок учета налогов на прибыль. Настоящий стандарт требует, чтобы компания учитывала налоговые последствия сделок и других событий точно так же, как она учитывала сами эти сделки и события. Он определяет порядок признания отложенных налоговых требований, возникающих в связи с непринятыми налоговыми убытками или неиспользованными налоговыми кредитами, представления информации о налогах на прибыль в финансовой отчетности и раскрытия информации, относящейся к налогу на прибыль. |
МСФО (IAS) 13 |
Представление
краткосрочных активов и |
Заменен на МСФО 1. |
МСФО (IAS) 14 |
Сегментная отчетность |
Стандарт устанавливает принципы представления финансовой информации по сегментам относительно различных типов товаров и услуг, производимых компанией, и различных географических районов, в которых она работает, для того чтобы помочь пользователям финансовой отчетности лучше понять показатели работы компании в прошлых периодах; лучше оценить риск и прибыли компании и принимать более обоснованные решения относительно компании в целом. |
МСФО (IAS) 15 |
Информация, отражающая влияние изменения цен |
Отменен с 1 января 2005 г. |
МСФО (IAS) 16 |
Основные средства |
Стандарт определяет порядок учета основных средств. Главным вопросом в учете основных средств является момент признания активов, определение их балансовой стоимости и амортизационных отчислений. Данный стандарт требует, чтобы объект основных средств признавался в качестве актива, когда он отвечает определению и критериям признания для актива, определенным в концептуальных основах подготовки и представления финансовой отчетности. Последующие расходы (улучшения) капитализируются, если удовлетворяют определению основных средств (в соответствии со старым стандартом основные средства капитализируются, только если повышают первоначально оцененные эксплуатационные характеристики). Амортизация определяется отдельно для каждого значительного компонента основных средств. Ликвидационная оценка должна пересматриваться на каждую отчетную дату; амортизация прекращается, если ликвидационная стоимость превышает балансовую. |
МСФО (IAS) 17 |
Аренда |
Стандарт определяет учетную политику и раскрывает требования по отношению как к арендатору, так и к арендодателю в отношении операционной и финансовой аренды. В договорах аренды земли и зданий выделяются отдельно аренда земли (операционная аренда) и аренда здания (операционная или финансовая аренда). |
МСФО (IAS) 18 |
Выручка |
Стандарт устанавливает порядок учета выручки, возникающей от определенных видов сделок и событий, определяет критерии признания выручки. |
МСФО (IAS) 19 |
Вознаграждение работникам |
Стандарт определяет требования по учету и отчетности по пенсионным отчислениям в соответствии с пенсионными программами, по которым участникам гарантируется фиксированная сумма выплат после оговоренной выслуги лет; устанавливаются правила учета и раскрытия информации о вознаграждении работникам. |
МСФО (IAS) 20 |
Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи |
Стандарт отражает виды субсидий и иной правительственной помощи; раскрытие информации об учетных методах, о характере и размерах правительственных субсидий, а также о любых невыполненных условиях получения субсидий. |
МСФО (IAS) 21 |
Влияние изменений валютных курсов |
Компания может вести деятельность, связанную с иностранной валютой, двумя способами. Она может проводить операции в иностранной валюте или иметь зарубежные производства. Главный вопрос в учете операций в иностранной валюте и зарубежных производств состоит в определении, какой курс использовать и как признавать в финансовой отчетности финансовое воздействие изменений обменных курсов. Приводятся новые (более четкие) правила определения функциональной валюты; финансовая отчетность может быть представлена в любой валюте. |
МСФО (IAS) 22 |
Объединения бизнеса |
Заменен на IFRS 3. |
МСФО (IAS) 23 |
Затраты по займам |
Стандарт определяет метод бухгалтерского отражения затрат по займам. Он требует немедленного признания затрат по займам в качестве расходов. Вместе с тем стандарт допускает в качестве альтернативного варианта капитализацию затрат по займам, непосредственно связанных с приобретением, строительством или производством актива. |
МСФО (IAS) 24 |
Раскрытие информации о связанных сторонах |
Стандарт раскрывает
информацию о сделках между |
МСФО (IAS) 25 |
Учет инвестиций |
Заменен на МСФО 39 и МСФО 40. |
МСФО (IAS) 26 |
Учет и отчетность по пенсионным планам |
Стандарт определяет виды пенсионных планов, дисконтирование пенсий. Этот стандарт следует отличать от МСФО 19, который обсуждает вопросы раскрытия информации о пенсионных программах в финансовой отчетности работодателей, реализующих такие программы. |
МСФО (IAS) 27 |
Консолидированная и индивидуальная отчетность |
Стандарт раскрывает вопросы подготовки и представления сводной (консолидированной) финансовой отчетности группы предприятий, находящихся под контролем материнской компании. Метод долевого участия больше не используется для учета дочерних и ассоциированных компаний в отдельной отчетности материнской компании. Скорректирован с МСФО 39. |
МСФО (IAS) 28 |
Учет инвестиций в ассоциированные компании |
Инвестиции в ассоциированные компании должны учитываться на основе метода долевого участия. Стандарт также оговаривает допустимые исключения. Определены требования в части раскрытия информации. Частично заменен на МСФО 36 и МСФО 39. |
МСФО (IAS) 29 |
Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции |
Данные финансовой отчетности должны пересматриваться с учетом инфляции на дату балансового отчета. Полученные в результате этого прирост или сокращение денежной позиции должны отражаться на чистой прибыли и раскрываться раздельно. Требуется раскрытие информации о пересмотре цифр финансовой отчетности, а также о том, какая единица измерения или какой индекс цен при этом применялись. |
МСФО (IAS) 30 |
Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых учреждений |
Отменен. |
МСФО (IAS) 31 |
Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности |
Раскрытие информации об участии в совместных предприятиях отражается раздельно по совместно контролируемым операциям и активам. В стандарте определены требования в части отчетности для предприятий, берущих на себя риск, и предприятий-инвесторов. Скорректирован в соответствии с МСФО 36 и МСФО 39. |
МСФО (IAS) 32 |
Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации |
Стандарт облегчает пользователям финансовой отчетности понимание того, насколько важны балансовые и забалансовые финансовые инструменты с точки зрения финансового положения, эффективности деятельности и движения денежных средств компании. Стандарт устанавливает определенные требования по предоставлению информации о балансовых инструментах и определяет перечень информации, подлежащей раскрытию, как о балансовых, так и о забалансовых финансовых инструментах. |
МСФО (IAS) 33 |
Прибыль на акцию |
Стандарт устанавливает принципы расчета прибыли на акцию и представления соответствующей информации, используемой для сопоставления результатов деятельности различных компаний в одном и том же периоде, а также результатов деятельности одной и той же компании в различных отчетных периодах. |
МСФО (IAS) 34 |
Промежуточная финансовая отчетность |
Стандарт определяет минимальное содержание промежуточной финансовой отчетности и устанавливает принципы для признания и оценки в полной и сжатой финансовой отчетности за промежуточный период. |
МСФО (IAS) 35 |
Прекращаемая деятельность |
Отменен. |
МСФО (IAS) 36 |
Обесценение активов |
Стандарт устанавливает процедуры, которые компании применяют для того, чтобы учитывать свои активы по величине, не превышающей их возмещаемой суммы. Частично заменяет положения МСФО 16 и МСФО 22. |
МСФО (IAS) 37 |
Резервы, условные обязательства и условные активы |
Стандарт определяет критерии признания и оценки условных обязательств и условных активов, а также раскрытия информации в примечаниях к финансовой отчетности. |
МСФО (IAS) 38 |
Нематериальные активы |
Стандарт устанавливает порядок учета нематериальных активов, которые специально не рассматриваются в других международных стандартах финансовой отчетности. Стандарт определяет критерии отнесения активов к нематериальным. Нематериальные активы могут иметь неопределенный срок полезного использования (не амортизируются; подлежат ежегодному тесту на обесценение). Заменил МСФО 9. |
МСФО (IAS) 39 |
Финансовые инструменты: признание и оценка |
Стандарт раскрывает порядок признания финансовых активов и финансовых обязательств, в том числе производных инструментов. Использование хеджирования (ограждения от потерь) в отношении убытков, определенных по справедливой стоимости. |
МСФО (IAS) 40 |
Инвестиции в недвижимость |
Аннулировал МСФО 25. Устанавливает порядок учета инвестиционной собственности (земельных участков, зданий и т.д.), применяется оценка по справедливой стоимости. |
МСФО (IAS) 41 |
Сельское хозяйство |
Устанавливает порядок учета и раскрытия информации в организациях, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью. |
Информация о работе Бухгалтерская отчетность. Проблемы перехода на международные стандарты