Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 18:23, реферат
Состав и содержание бухгалтерской отчетности, так же, и в целом, бухгалтерский учет, подвергаются реформированию в направлении приближения их к международным стандартам финансовой отчетности.
Концепция регулирования учета и отчетности в России сложилась, как система многоуровневого нормативного регулирования:
I уровень – законодательный, включает федеральные законы, постановления, указы, издающиеся Федеральным собранием, Президентом и Правительством Российской Федерации;
II уровень – нормативный: Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, разрабатываются Министерством финансов, Центральным банком Российской Федерации;
III уровень – методический; издание нормативных актов (иных, чем положения), методических указаний;
IV уровень – организационный, составление организационно-распорядительной документации в рамках учетной политики хозяйствующего субъекта (приказы, распоряжения и т. п.).
3 Объём бухгалтерской
составления.
Объём бухгалтерской
отчетности определяется
где приводится их перечень с указанием сроков составления. Основанием для
заполнения табеля служат положение о бухгалтерских отчетах и балансах, а
также ведомственные инструкции.
В целях рациональной
организации бухгалтерского
имеет разработка плана его организации. В плане отчетности приводятся
перечень отчетных форм, отчетный период, сроки представления отчетности,
наименования и адреса организаций и учреждений, получающих отчетность,
способ представления отчетов и фамилии работников, отвечающих за
составление отчетности, с точным указанием выполняемых ими работ.
В соответствии с постановлением Министерства финансов Республики
Беларусь предприятия и организации, осуществляющие предпринимательскую
деятельность и являющиеся юридическими лицами по законодательству РБ,
независимо от форм собственности (включая предприятия с иностранными
инвестициями, а также белорусских субъектов хозяйствования за границей),
представляют годовой бухгалтерский отчет в следующем объеме:
1) БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС (типовая форма № 1);
2) ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ (типовая форма № 2);
3) ПРИЛОЖЕНИЕ К БАЛАНСУ (типовая форма № 3).
Формы годового отчета предприятия, утвержденные Министерством
финансов в соответствии с Законом РБ *О бухгалтерском учете и отчетности*,
приведены в приложении 1.
К годовой бухгалтерской отчетности предприятия (за исключением
имеющего статус малого) прилагается пояснительная записка с изложением
основных факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые результаты
деятельности предприятия, и освещение финансового состояния предприятия, а
также решение по итогам рассмотрения на предприятии годового бухгалтерского
отчета и распределения чистой прибыли.
Бухгалтерский
баланс составляется
убытках формы №2 - поквартально и используется на предприятиях для
управления.
При составлении бухгалтерских отчетов и балансов должны быть
обеспечены:
- тождество
показателей бухгалтерских
синтетического и аналитического учета;
- соответствие, как правило, показателей вступительного баланса за
отчетный
период аналогичным
за период, предшествующий отчетному.
Предприятие составляет самостоятельный баланс по всем видам
деятельности, отражающий состав имущества и источники их формирования.
Отчетный баланс получает новое назначение. Он должен обеспечивать
информацией о сохранности собственности предприятия, его финансовых
ресурсах.
Годовая бухгалтерская
отчетность дает достаточно
оценки эффективности работы предприятия.
В качестве приложения к годовому отчету дается пояснительная записка,
подготавливаемая работниками соответствующих отделов, а в случае проверки
аудиторской организацией – аудиторское заключение. В пояснительной записке
характеризуется деятельность предприятия за год по сравнению с планом и
предыдущим годом. Значительное внимание уделяется использованию
производственных основных и оборотных средств, состоянию дебиторской и
кредиторской задолженности, соблюдению режима экономии, сохранности
ценностей. К записке прилагают ведомость результатов инвентаризаций
основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств,
проведенных в течение года, и показывают нарастающим итогом все выявленные
недостачи и излишки, а также суммы пересортиц. Эти сведения позволяют
изучить структуру недостач и потерь, их динамику, а также контролировать
источники покрытия непроизводительных расходов.
В записке должны быть отражены влияние основных факторов на
производственные и финансовые показатели, причины невыполнения тех или иных
заданий и меры по обеспечению выполнения плана выпуска продукции, снижению
её себестоимости, повышению эффективности труда, рентабельности.
Для выполнения и распространения передового опыта целесообразно в
записке изложить позитивные моменты в деятельности предприятия и меры,
которые принимались им для достижения высоких показателей. В заключительной
части записки освещается состояние хозяйственного расчета, учета и
намечаются пути их совершенствования.
В соответствии с Законом РБ *О бухгалтерском учете и отчетности*
министерства и ведомства дополнительно к типовым формам могут устанавливать
специализированные формы бухгалтерской отчетности для предприятий по
согласованию с Министерством финансов.
На предприятиях с иностранными инвестициями, предприятий белорусских
субъектов хозяйствования за границей, а также других предприятиях
негосударственных форм собственности по соглашению их участников,
учредителей и других собственников отчеты, составляемые по трем основным
формам годовой бухгалтерской отчетности, могут дополняться данными,
необходимыми для осуществления контрольных прав.
В связи с этим указанные предприятия могут самостоятельно
изготавливать кодовые бухгалтерские отчеты и балансы, имея ввиду
необходимость представления информации широкому кругу пользователей.
В указанные отчеты включаются статьи, отражающие активы, пассивы и
операции, имевшие место в отчетном году. При отсутствии того или иного вида
имущества, обязательства, операции, соответствующая статья не приводится.
При этом для статей (строк), включенных в баланс и отчеты, должен быть
сохранен их код, указанный в графе 2 типовых форм отчетности.
Предприятие представляет годовой бухгалтерский отчет
позднее 1 апреля следующего за отчетным года:
. собственникам (либо уполномоченным ими органам – в
соответствии с учредительными документами);
. органам государственной налоговой инспекции (по месту нахождения
предприятия);
. учреждениям банков согласно кредитному договору;
. органам государственной
. другим государственным
законодательством возложена проверка отдельных сторон деятельности
предприятия и получение соответствующей отчетности. К таким органам, в
частности, относятся финансовые органы, осуществляющие финансирование
расходов предприятия за счет ассигнований из бюджета.
Бухгалтерская информация в неустановленные адреса может
представляться лишь по договоренности с предприятием на коммерческой
основе.
Предприятие, имеющие дочерние предприятия, составляет и представляет
помимо собственного бухгалтерского отчета также консолидированную (сводную)
отчетность, включающую отчеты своих дочерних предприятий. При этом под
дочерним предприятием следует понимать предприятие, являющееся юридическим
лицом и над которым осуществляется постоянное право на определение
стратегической политики в вопросах текущей, инвестиционной и финансовой
деятельности со стороны материнского предприятия.
В бухгалтерскую отчетность предприятия включаются показатели
производства, хозяйств, филиалов, представительств, отделений и других
обособленных структурных подразделений, выделенных на отдельный баланс.
Хозяйственные ассоциации, союз, концерн и другие хозяйственные
объединения предприятий, созданные на добровольных началах в целях
координации деятельности по отраслевому, территориальному или иному
признаку, являющиеся юридическими лицами, составляют самостоятельный и
сводный отчеты.
Рассмотрение и утверждение годовой бухгалтерской отчетности
осуществляется в порядке, устанавливаемом учредительными документами
предприятия.
Годовая бухгалтерская отчетность предприятия о результатах
хозяйственной деятельности, имущественном и финансовом положении является
открытой к публикации для заинтересованных пользователей (бирж,
покупателей, поставщиков).
По предприятию, ликвидированному или реорганизованному, поменявшему
форму собственности в отчетном году, представляется отчет по действующим
формам годового отчета за период с начала года до момента ликвидации.
Вновь созданные предприятия показывают в отчете средства и их источники
с 1-го числа месяца их регистрации по 31 декабря отчетного года, а для
предприятий, созданных после 1-го октября, разрешается считать первым
отчетным годом период с даты приобретения прав юридического лица по 31
декабря следующего года.
Объединения (союзы, хозяйственные ассоциации, концерны и другие
объединения), которым подчинены самостоятельные предприятия, помимо
самостоятельных балансов составляют также сводные балансы, включающие
активы и пассивы балансов самих объединений и самостоятельных предприятий.
Сводный баланс и отчеты объединения составляют путем свода форм отчетов
производственных единиц и отчетов самого предприятия.
В состав сводного
годового бухгалтерского
непосредственно подчиненных им предприятий, так и предприятий коммунальной
собственности (включая малые предприятия), а также арендных предприятий,
созданных на базе государственных предприятий или их структурных
подразделений, до окончательного выкупа, по следующим видам деятельности:
. по основной деятельности
. по капитальному строительству,
монтажных, ремонтно-строительных, буровых, проектных и изыскательских
предприятий;
. по основной деятельности геологических организаций и топографо-
геодезических предприятий (экспедиций);
. по основной деятельности
. по основной деятельности предприятий (организаций) по материально-
техническому снабжению и сбыту;
. по основной деятельности
. по основной деятельности