Бухгалтерская отчетность в системе учетной информации: ее состав, качественные характеристики и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 18:23, реферат

Описание работы

Состав и содержание бухгалтерской отчетности, так же, и в целом, бухгалтерский учет, подвергаются реформированию в направлении приближения их к международным стандартам финансовой отчетности.
Концепция регулирования учета и отчетности в России сложилась, как система многоуровневого нормативного регулирования:
I уровень – законодательный, включает федеральные законы, постановления, указы, издающиеся Федеральным собранием, Президентом и Правительством Российской Федерации;
II уровень – нормативный: Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, разрабатываются Министерством финансов, Центральным банком Российской Федерации;
III уровень – методический; издание нормативных актов (иных, чем положения), методических указаний;
IV уровень – организационный, составление организационно-распорядительной документации в рамках учетной политики хозяйствующего субъекта (приказы, распоряжения и т. п.).

Файлы: 1 файл

Бухгалтерская отчетность в системе учетной информации.docx

— 138.17 Кб (Скачать файл)

стандартную  форму.  Наиболее   экономичным,   оперативным   и   совершенным

средством получения и передачи отчетности в настоящее время  являются  ПЭВМ,

объединенные в локальные вычислительные сети,  а  также  другие  современные

технические средства связи (факсы, модемы, средства телекоммуникации).

    Перечисленные  основные требования предъявляются  к любой  отчетности  и,

прежде всего, к бухгалтерской. Исходя из этих требований и общего  понимания

её места и сущности в системе управления, можно дать  следующее  определение

бухгалтерской  отчетности.  Бухгалтерская  отчетность   представляет   собой

комплекс взаимосвязанных показателей, полученных  в  системе  бухгалтерского

учета и характеризующих  имущественное  положение  и  финансовые  результаты

работы хозяйствующего субъекта за отчетный период.

    В зависимости  от  того,  какому  управленческому  органу  предназначена

бухгалтерская отчетность, существует  более  общая  её  классификация  -  на

внешнюю и внутреннюю.

    Внешняя  отчетность представляется различным  пользователям,  находящимся

за   пределами   предприятия:   собственникам   (учредителям,   акционерам),

налоговым   органам,   органам   статистики,    банкам,    другим    органам

государственного управления в соответствии с действующим  законодательством.

Государственные предприятия отчитываются перед своими вышестоящими  органами

управления – министерствами, ведомствами,  объединениями,  которые  являются

представителями государства  как  собственника.  При  использовании  заемных

средств  банков  или  средств  государственного  бюджета  отчетность   может

предоставляться и указанным органам.

    Внутренняя  отчетность представляется руководству  предприятия  и  другим

органам управления внутри предприятия. Для внутренней  отчетности  наряду  с

типовыми  формами  используются  и  специализированные,  нетиповые,  которые

устанавливаются самим предприятием.

 

 

 

 

3 Объём бухгалтерской отчетности  предприятий,  ее содержание и  сроки

      составления.

 

 

    Объём бухгалтерской  отчетности определяется табелем  действующих  норм,

где приводится их перечень с указанием сроков  составления.  Основанием  для

заполнения табеля служат положение о бухгалтерских  отчетах  и  балансах,  а

также ведомственные инструкции.

    В целях рациональной  организации бухгалтерского учета  большое  значение

имеет разработка  плана  его  организации.  В  плане  отчетности  приводятся

перечень отчетных форм, отчетный  период,  сроки  представления  отчетности,

наименования и  адреса  организаций  и  учреждений,  получающих  отчетность,

способ  представления  отчетов   и   фамилии   работников,   отвечающих   за

составление отчетности, с точным указанием выполняемых ими работ.

    В  соответствии  с  постановлением  Министерства  финансов   Республики

Беларусь  предприятия  и  организации,  осуществляющие   предпринимательскую

деятельность  и  являющиеся  юридическими  лицами  по  законодательству  РБ,

независимо  от  форм  собственности  (включая  предприятия  с   иностранными

инвестициями, а также белорусских  субъектов  хозяйствования  за  границей),

представляют годовой бухгалтерский отчет в следующем объеме:

1) БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС (типовая  форма № 1);

2) ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ (типовая форма № 2);

3) ПРИЛОЖЕНИЕ К БАЛАНСУ (типовая  форма № 3).

        Формы  годового  отчета  предприятия,   утвержденные   Министерством

финансов в соответствии с Законом РБ *О бухгалтерском учете  и  отчетности*,

приведены в приложении 1.

      К  годовой  бухгалтерской  отчетности  предприятия  (за   исключением

имеющего статус  малого)  прилагается  пояснительная  записка  с  изложением

основных  факторов,  повлиявших  в  отчетном  году  на  итоговые  результаты

деятельности предприятия, и освещение финансового состояния  предприятия,  а

также решение по итогам рассмотрения на предприятии годового  бухгалтерского

отчета и распределения чистой прибыли.

          Бухгалтерский  баланс составляется ежемесячно, отчет о прибылях  и

убытках  формы  №2   -  поквартально  и  используется  на  предприятиях  для

управления.

         При составлении  бухгалтерских  отчетов  и  балансов  должны  быть

обеспечены:

         - тождество  показателей бухгалтерских отчетов  и  балансов  данным

           синтетического  и аналитического учета;

         - соответствие, как правило, показателей вступительного  баланса за

           отчетный  период аналогичным показателям  заключительного  баланса

           за  период, предшествующий отчетному.

    Предприятие   составляет   самостоятельный   баланс   по   всем   видам

деятельности, отражающий состав имущества и источники их формирования.

    Отчетный баланс  получает  новое  назначение.  Он  должен  обеспечивать

информацией  о  сохранности  собственности   предприятия,   его   финансовых

ресурсах.

    Годовая бухгалтерская  отчетность дает достаточно полную  информацию  для

оценки эффективности работы предприятия.

    В качестве приложения  к годовому отчету дается  пояснительная  записка,

подготавливаемая работниками соответствующих отделов, а  в  случае  проверки

аудиторской организацией – аудиторское заключение. В  пояснительной  записке

характеризуется деятельность предприятия за год  по  сравнению  с  планом  и

предыдущим   годом.   Значительное    внимание    уделяется    использованию

производственных основных  и  оборотных  средств,  состоянию  дебиторской  и

кредиторской  задолженности,   соблюдению   режима   экономии,   сохранности

ценностей.  К  записке  прилагают   ведомость   результатов   инвентаризаций

основных  средств,  товарно-материальных  ценностей  и   денежных   средств,

проведенных в течение года, и показывают нарастающим итогом  все  выявленные

недостачи и излишки,  а  также  суммы  пересортиц.  Эти  сведения  позволяют

изучить структуру недостач и потерь, их  динамику,  а  также  контролировать

источники покрытия непроизводительных расходов.

       В  записке  должны  быть  отражены  влияние  основных  факторов   на

производственные и финансовые показатели, причины невыполнения тех или  иных

заданий и меры по обеспечению выполнения плана выпуска  продукции,  снижению

её себестоимости, повышению эффективности труда, рентабельности.

       Для выполнения  и распространения передового  опыта  целесообразно  в

записке изложить позитивные  моменты  в  деятельности  предприятия  и  меры,

которые принимались им для достижения высоких показателей. В  заключительной

части  записки  освещается  состояние  хозяйственного   расчета,   учета   и

намечаются пути их совершенствования.

     В соответствии с  Законом  РБ  *О  бухгалтерском  учете  и  отчетности*

министерства и ведомства дополнительно к типовым формам могут  устанавливать

специализированные  формы  бухгалтерской  отчетности  для   предприятий   по

согласованию с Министерством финансов.

      На предприятиях  с иностранными инвестициями, предприятий  белорусских

субъектов  хозяйствования  за  границей,   а   также   других   предприятиях

негосударственных  форм   собственности   по   соглашению   их   участников,

учредителей и других собственников отчеты,  составляемые  по  трем  основным

формам  годовой  бухгалтерской  отчетности,   могут   дополняться   данными,

необходимыми для осуществления контрольных прав.

       В  связи  с  этим   указанные   предприятия   могут   самостоятельно

изготавливать  кодовые  бухгалтерские   отчеты   и   балансы,   имея   ввиду

необходимость представления информации широкому кругу пользователей.

      В указанные отчеты  включаются статьи, отражающие  активы,  пассивы  и

операции, имевшие место в отчетном году. При отсутствии того или иного  вида

имущества, обязательства, операции, соответствующая  статья  не  приводится.

При этом для статей (строк), включенных  в  баланс  и  отчеты,  должен  быть

сохранен их код, указанный в графе 2 типовых форм отчетности.

         Предприятие    представляет    годовой     бухгалтерский     отчет

 

 

 

                                                                          не

позднее 1 апреля следующего за отчетным года:

 .    собственникам    (либо    уполномоченным    ими    органам     –     в

   соответствии с учредительными документами);

 .  органам  государственной  налоговой  инспекции  (по   месту   нахождения

   предприятия);

. учреждениям банков согласно  кредитному договору;

. органам государственной статистики (по месту нахождения предприятия);

. другим государственным органам, на которые в соответствии  с  действующим

   законодательством  возложена  проверка  отдельных   сторон   деятельности

   предприятия и получение  соответствующей отчетности. К  таким  органам,  в

   частности, относятся  финансовые  органы,  осуществляющие  финансирование

   расходов предприятия за  счет ассигнований из бюджета.

        Бухгалтерская   информация   в   неустановленные    адреса    может

представляться  лишь  по  договоренности  с  предприятием  на   коммерческой

основе.

      Предприятие, имеющие  дочерние предприятия, составляет  и  представляет

помимо собственного бухгалтерского отчета также консолидированную  (сводную)

отчетность, включающую отчеты  своих  дочерних  предприятий.  При  этом  под

дочерним предприятием следует понимать предприятие,  являющееся  юридическим

лицом  и  над  которым  осуществляется  постоянное  право   на   определение

стратегической политики в  вопросах  текущей,  инвестиционной  и  финансовой

деятельности со стороны материнского предприятия.

       В  бухгалтерскую  отчетность   предприятия   включаются   показатели

производства,  хозяйств,  филиалов,  представительств,  отделений  и  других

обособленных структурных подразделений, выделенных на отдельный баланс.

      Хозяйственные  ассоциации,  союз,  концерн  и  другие   хозяйственные

объединения  предприятий,  созданные  на  добровольных   началах   в   целях

координации  деятельности  по  отраслевому,   территориальному   или   иному

признаку,  являющиеся  юридическими  лицами,  составляют  самостоятельный  и

сводный отчеты.

      Рассмотрение   и   утверждение   годовой   бухгалтерской   отчетности

осуществляется  в  порядке,   устанавливаемом   учредительными   документами

предприятия.

    Годовая   бухгалтерская   отчетность    предприятия    о    результатах

хозяйственной деятельности, имущественном и  финансовом  положении  является

открытой   к   публикации   для   заинтересованных   пользователей    (бирж,

покупателей, поставщиков).

    По предприятию,  ликвидированному  или  реорганизованному,  поменявшему

форму собственности в отчетном году,  представляется  отчет  по  действующим

формам годового отчета за период с начала года до момента ликвидации.

    Вновь созданные предприятия  показывают в отчете средства  и их источники

с 1-го числа месяца их регистрации по  31  декабря  отчетного  года,  а  для

предприятий,  созданных  после  1-го  октября,  разрешается  считать  первым

отчетным годом период с даты  приобретения  прав  юридического  лица  по  31

декабря следующего года.

    Объединения  (союзы,  хозяйственные  ассоциации,  концерны   и   другие

объединения),  которым   подчинены   самостоятельные   предприятия,   помимо

самостоятельных  балансов  составляют  также  сводные  балансы,   включающие

активы и пассивы балансов самих объединений и самостоятельных предприятий.

    Сводный баланс и отчеты  объединения составляют путем  свода форм отчетов

производственных единиц и отчетов самого предприятия.

    В состав сводного  годового бухгалтерского отчета  включаются отчеты  как

непосредственно подчиненных им предприятий, так и  предприятий  коммунальной

собственности (включая малые предприятия),  а  также  арендных  предприятий,

созданных  на  базе   государственных   предприятий   или   их   структурных

подразделений, до окончательного выкупа, по следующим видам деятельности:

. по основной деятельности предприятий  промышленности;

. по капитальному строительству,  по  основной  деятельности  строительных,

   монтажных, ремонтно-строительных,  буровых,  проектных  и  изыскательских

   предприятий;

.  по  основной  деятельности  геологических   организаций   и   топографо-

   геодезических предприятий (экспедиций);

. по основной деятельности научных  организаций;

.  по  основной  деятельности  предприятий  (организаций)  по  материально-

   техническому снабжению  и сбыту;

. по основной деятельности предприятий  торговли и общественного питания;

. по основной деятельности предприятий  по производству сельскохозяйственной

Информация о работе Бухгалтерская отчетность в системе учетной информации: ее состав, качественные характеристики и задачи