Бухгалтерская отчётность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:15, реферат

Описание работы

Все организации должны сдавать бухгалтерскую отчетность. Это положение установлено Федеральным Законом РФ №129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Бухгалтерская отчетность - это единая система показателей, которая характеризуют имущественное и финансовое положение организации, а также отражают результаты ее хозяйственной деятельности организации.
Составляется бухгалтерская отчетность по установленным формам на основе данных бухгалтерского учета.
Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности, а также основные требования к отчетности определены как в этом Законе, так и в Положении по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ. На основании этих правил и требований разработано Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации"

Файлы: 1 файл

1.docx

— 65.69 Кб (Скачать файл)

Субъекты малого предпринимательства  и некоммерческие организации могут  не включать в состав годовой бухгалтерской  отчетности формы №3, 4 и 5, если данные для заполнения этих форм отсутствуют (п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ).

Более того, если какие-либо показатели отсутствуют, то организации  могут исключать из типовых форм отдельные строки.

Каждая организация может  на основе этих образцов разработать  и утвердить как часть учетной  политики свои собственные формы  отчетности, которые учитывают особенности  деятельности данной организации.

Например, крупные коммерческие организации, которые ведут несколько  видов предпринимательской деятельности, должны увеличить объем информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности, и включить больше показателей, чем  организация, средняя по величине. Для  этого они могут добавить в  бухгалтерскую отчетность другие формы, разработанные самостоятельно.

Таким образом, будут выполнены  общие требования к бухгалтерской  отчетности, которые установлены  законодательством: достоверности, полноты, существенности, нейтральности, последовательности, сопоставимости и др.

У ряда организаций бухгалтерская  отчетность имеет свои особенности. Например, если организация находится  в стадии реорганизации или же имеет дочерние или зависимые  общества.

Кроме того, особенности бухгалтерской  отчетности могут зависеть от вида деятельности, который ведет предприятие. Это относится к страховым  организациям, негосударственным пенсионным фондам, а также профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Для  них Минфин РФ утвердил особые формы  бухгалтерской отчетности:

- страховые организации  - приказом Минфина РФ от 8 декабря  2003 года №113н "О формах бухгалтерской  отчетности страховых организаций  и отчетности, представляемой в  порядке надзора";

- негосударственные пенсионные  фонды - приказом Минфина РФ  от 21 февраля 2001 года №15н "О  формах бухгалтерской отчетности  негосударственных пенсионных фондов";

- профессиональными участниками  рынка ценных бумаг - совместным  постановлением ФКЦБ и Минфина  РФ от 11 декабря 2001 г. №33/№109н  "Об утверждении положения  об отчетности профессиональных  участников рынка ценных бумаг", а также распоряжение ФКЦБ  от 14 августа 2002 года №991/р "Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению форм отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг".

При составлении бухгалтерской  отчетности указанные организации  обязаны руководствоваться положениями  ПБУ 04/99.

Кредитные и бюджетные  организации составляют бухгалтерскую  отчетность в особом порядке. Положения  ПБУ 04/99 на них не распространяются.

Для бюджетных организаций  Минфин РФ утвердил Инструкцию о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской  отчетности (приказ Минфина РФ от 21 января 2005 года №5н).

1.3   Регулирование бухгалтерской финансовой отчетности на международном уровне

 

1.3.1   Необходимость и предпосылки международной стандартизации бухгалтерского учета и отчетности

Глобализация рынков капитала обусловила потребность в единой мировой системе финансовой отчетности. Использование различных национальных стандартов финансовой отчетности затрудняет работу инвесторов по сравнению возможностей и принятию обоснованных финансовых решений.

Различия в стандартах приводят к дополнительным затратам компаний и фирм, формирующих финансовую информацию на основе многочисленных моделей отчетности для привлечения  капитала на различных рынках, и  вызывают неясность в отношении  того, какие цифровые данные являются наиболее "реальными".

В этой связи проблемы гармонизации учета и отчетности стали особенно актуальны [5].

Вопрос о необходимости  замены, действовавшей в нашей  стране в течение нескольких десятилетий  системы учета на новую, адекватную требованиям рыночной экономики, стал очевидным уже в начале 80-х  годов ХХ в., когда только делались первые шаги к рыночной экономике. Поэтому не случайно среди первых проектов гуманитарной помощи Запада нашей стране оказались и те из них, которые были направлены на преобразование действовавшей системы бухгалтерского учета. Одним из них оказался проект, финансируемый ООН. Члены ее Межправительственной рабочей группы экспертов по международным стандартам учета и отчетности принимали непосредственное участие в работе нашей комиссии по подготовке Плана счетов бухгалтерского учета, который в конечном итоге был внедрен в 1992 г. и действовал во многих организациях России до конца 2001 г.

Проблема гармонизации бухгалтерского учета чрезвычайно сложна и многогранна, т.к. национальные системы учета  имеют множество специфических  особенностей, приводящих к значительным сложностям в выполнении работ по сравнительному анализу финансовых результатов деятельности организаций  в разных странах.

В ряде стран (Франция, Германия) многие учетные стандарты соответствуют  государственным законам, обязательным к исполнению, в других (США, Великобритания), большинство стандартов носит рекомендательный характер. Поскольку эти стандарты не имеют юридической силы, любая компания может исполнять их лишь в той степени, в какой она считает это оправданным и выгодным. Таким образом, даже в рамках одной страны имеются значительные расхождения в практике ведения учета и подготовки отчетности. Дело еще более осложняется с выходом компаний на международный рынок – необходимо в той или иной степени руководствоваться законами и учетными стандартами третьих стран, а также крупнейших фондовых бирж. Усиление роли мультинациональных корпораций (МНК) явилось одним из решающих факторов в актуализации проблемы гармонизации учета.

Первые МНК появились  около сорока лет назад. В то время  их влияние на мировые экономические процессы было незначительным. Однако сейчас они становятся все более реальной экономической силой, так как на долю их внутрикорпорационного оборота приходится, в настоящее время, около трети всего международного капиталистического экспорта.

Различия в национальных учетных стандартах могут быть как  по форме (горизонтальное или вертикальное представление баланса, упорядоченность  балансовых статей, количество и наименование отчетных форм, структура годового отчета и т.п.), так по существу (переоценка статей отчетности, пересчет иностранных  валют, консолидация финансовой отчетности и т.д.).

В большинстве стран составление  отчетности базируется на оценке статей по себестоимости. Иное положение в  латиноамериканских странах, длительное время страдавших от гиперинфляции. Компаниям этих стран вменяется  предоставление бухгалтерской отчетности, пересчитанной при помощи общего индекса цен.

В процессе работы составителей и использователей финансовых отчетов  во всем мире возникает проблема унификации бухгалтерского учета, которая имеет  два подхода ее решения: гармонизация и стандартизация. Они сначала  различались как по заложенной в  них идеологии, так и по принципам  реализации. Однако в последние годы оба термина зачастую используются как синонимы или как взаимодополняющие  понятия.

Идея гармонизации различных  систем бухгалтерского учета реализуется  в рамках Европейского сообщества (ЕС). Суть ее заключается в том, что  в каждой стране может существовать своя модель организации учета и  система национальных стандартов, ее регулирующих. Главное, чтобы эти  стандарты не противоречили аналогичным стандартам в странах – членах сообщества, то есть находились в относительной "гармонии" друг с другом. Работа в этом направлении ведется с 1996 года. В целях формирования концепции развития учета в странах ЕС была сформирована исследовательская группа по проблемам бухгалтерского учета. Ее деятельность рассматривалась как составная часть программы гармонизации национальных версий Закона о компаниях. Результаты этой работы опубликованы в виде нормативных документов, которые были включены каждым членом ЕС в свое национальное законодательство в части бухгалтерского учета.

Идея стандартизации учетных  процедур реализуется в рамках унификации учета, которую проводит Комитет  по международным стандартам финансовой отчетности – КМСФР, разрабатывая и  публикуя Международные стандарты  финансовой отчетности – МСФО. Суть этого подхода состоит в разработке унифицированного набора стандартов, применяемых к любой ситуации в любой стране, в силу чего отпадает необходимость создания национальных стандартов.

Этот подход является основным в стратегическом курсе ЕС в вопросах гармонизации учета в международном  масштабе, который был провозглашен в 1995 г. Суть последнего сводилась к  тому, что европейским фирмам и  компаниям, расположенным на территории стран – членов ЕС, было рекомендовано  составлять свои финансовые отчеты в  соответствии с положениями, разработанными Комитетом по международным стандартам учета, поскольку Директивы ЕС и  Международные стандарты учета (финансовой отчетности), подготовленные вышеуказанным Комитетом, по своему содержанию рассматриваемой области довольно близки друг к другу. Зачастую они не противоречат один другому, хотя и не совпадают абсолютно. В июне 2000 г. Европейский союз сделал очередной шаг в данном направлении. Он объявил о своем намерении сделать МСФО обязательными для применения во всех 6700 компаниях, входящих в котировальные листы фондовых бирж ЕС, а также для всех компаний, выпускающих проспекты эмиссии. Эту работу по обязательному их переходу на МСФО ЕС планирует завершить к 2005 г.

В мировом экономическом  сообществе на протяжении уже более  четверти века идет дискуссия о том, какие стандарты должны быть положены в основу международных. Одна группа стран считает, что таковыми должны стать стандарты системы GAAP (Generally Accepted Accounting Principles – общепринятые принципы бухгалтерского учета). Это, прежде всего, США, где они собственно и были разработаны, а также страны, акции ведущих фирм которых котируется на американском финансовом рынке, являющемся на сегодняшний день ведущим в мире рынков свободного капитала. Другая группа стран, число которых превышает сто, поддерживающих деятельность Комитета по международным стандартам учета (КМСУ), отдала предпочтение естественно, стандартам, разработанным этим органом.

ЕС, выбрал в данном споре  сторону КМСУ, многие другие международные  экономические организации также  отдают предпочтение указанным стандартам. В последнее время его поддержал  и Всемирный банк. Данный банк финансирует  более 5000 проектов в различных регионах мира. И он установил и строго придерживается правила, в соответствии с которым по каждому из них  вся требуемая финансовая отчетность должна составляться и представляться банку с учетом положений, зафиксированных  в МСУ, разработанных вышеуказанным  Комитетом. В последнее время  аналогичную позицию заняли и  ряд других ведущих международным  финансовых институтов, в частности  Европейский банк реконструкции  и развития (ЕБРР), а также Международная  финансовая корпорация (МФК) стали рассматривать  инвестиционные проекты только в  том случае, если финансовая отчетность составлена по МСФО.

Достигнуто соглашение между  КМСУ и Международной организацией комиссий по ценным бумагам (IOSCO), которая  в середине 90-х годов заявила  о необходимости унификации финансовой отчетности, в основу которой должен быть положен набор стандартов КМСУ. В мае 2000 г. были утверждены основные стандарты КМСУ, но это утверждение  носило в значительной мере условный характер, поскольку регулирующим органам  было предоставлено право действовать  по собственному усмотрению в отношении  тех или иных принципов учета, заложенных в данные стандарты.

На Западе в 90-е годы была принята программа, предусматривающая  проведение комплекса работ по согласованию принципов учета, заложенных в МСУ  и GААР. Причем за основу были взяты МСУ.

Таким образом, в ходе работ  по стандартизации учета в различных  странах мира, в т.ч. и в России, предпочтение отдается КМСУ, как организации, способной решить эту проблемы на высоком уровне.

 

1.3.2   Формирование международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности

Создание универсальных  правил составления финансовой отчетности – задача непростая. С момента  своего основания в 1973 г. Комитет  по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) получил всеобщее признание как эффективная структура, разрабатывающая такие стандарты.

К началу ХХI века КМСФО утвердил более 40 стандартов, некоторые из которых претерпели за время существования по 2-3 редакции, а отдельные были настолько модернизированы, что пришлось изменить их названия. Все действующие стандарты МСФО были утверждены в основном в конце 90-х годов, самый "старый" из них действует в редакции 1992 года.

Достоинства международных  стандартов перед национальными в отдельных странах проявляются в четкой экономической логике; обобщении лучшей современной мировой практики в области учета; простоте восприятия для пользователей финансовой информации во всем мире. При этом международные стандарты учета позволяют не только сократить расходы компаний по подготовке своей отчетности, особенно в условиях консолидации финансовой отчетности предприятий, работающих в разных странах, но и снизить затраты по привлечению капитала. Одной из причин информационной недостаточности является отсутствие стандартизированной финансовой отчетности, которая, сохраняя капитал, фактически приумножает его. Это объясняется тем, что инвесторы согласны получать более низкие доходы, зная, что большая открытость информации снижает их риск.

Совокупность данных преимуществ  во многом обеспечивает стремление различных  стран к использованию МСФО в  национальной практике учета.

Однако следует отметить и недостатки МСФО. К ним, в частности, можно отнести: обобщенный характер стандартов, предусматривающий достаточно большое многообразие в методах  учета; отсутствие подробных примеров приложения стандартов к конкретным ситуациям.

Различие МСФО и национальных стандартов России проявляется в  следующем:

- по МСФО, финансовый год  может не совпадать с календарным. Более того, система налогообложения США разрешает фирмам самостоятельно устанавливать сроки финансового года. В российской практике такие подходы исключены. Финансовый год должен совпадать с календарным;

Информация о работе Бухгалтерская отчётность