Бухгалтерская отчётность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:15, реферат

Описание работы

Все организации должны сдавать бухгалтерскую отчетность. Это положение установлено Федеральным Законом РФ №129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Бухгалтерская отчетность - это единая система показателей, которая характеризуют имущественное и финансовое положение организации, а также отражают результаты ее хозяйственной деятельности организации.
Составляется бухгалтерская отчетность по установленным формам на основе данных бухгалтерского учета.
Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности, а также основные требования к отчетности определены как в этом Законе, так и в Положении по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ. На основании этих правил и требований разработано Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации"

Файлы: 1 файл

1.docx

— 65.69 Кб (Скачать файл)

Из положений Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ "Об обществах  с ограниченной ответственностью" (далее - Закон №14-ФЗ) следует, что  общества с ограниченной ответственностью могут определять величину чистых активов  только по итогам года.

Обязанность контролировать размер чистых активов возложена  на все общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества на основании  п. 4 ст. 90 и п. 4 ст. 99 ГК РФ соответственно.

В ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ "О бухгалтерском  учете" установлено, что перешедшие на УСН организации освобождаются  от обязанности вести бухгалтерский  учет. Они должны вести лишь бухучет  основных средств и нематериальных активов. Доходы и расходы такие  организации учитывают в порядке, установленном гл. 26.2 Налогового кодекса.

Компании, перешедшие на уплату ЕНВД, не освобождены от ведения  бухгалтерского учета. Каких-либо особенностей в отношении хозяйственных обществ, применяющих спецрежимы в виде УСН  или ЕНВД, не содержится ни в Законе №14-ФЗ, ни в Законе №208-ФЗ.

Кроме того, в Гражданском  кодексе закреплено требование, согласно которому акционерное общество не вправе объявлять и выплачивать дивиденды, если стоимость чистых активов меньше уставного капитала и резервного фонда либо станет меньше после выплаты  дивидендов (п. 3 ст. 102 ГК РФ).

Общества с ограниченной ответственностью также имеют право  распределять чистую прибыль между  участниками общества (ст. 28 Закона №14-ФЗ). Размер чистой прибыли определяется по правилам бухгалтерского учета в  соответствии с Планом счетов (Приказ Минфина России от 31.10.2000 №94н).

Таким образом, хозяйственные  общества, применяющие УСН или  уплачивающие ЕНВД, рассчитывают величину чистых активов в общем порядке  по данным бухгалтерского учета [30].

Информация о стоимости  чистых активов раскрывается в промежуточной  и годовой бухгалтерской отчетности (п. 6 Порядка). Этот показатель отражается в Форме №3 "Отчет об изменении  капитала", которая входит в состав годовой бухгалтерской отчетности. Однако по собственному усмотрению фирма вправе сдавать эту форму ежеквартально.

 

1.5   Проблемы и перспективы и представления отчетности в электронном виде

 

Налогоплательщики обязаны  представлять в установленном порядке  в налоговый орган по месту  учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена  законодательством о налогах  и сборах (ст. 23 НК РФ). Налоговый кодекс предоставляет налогоплательщику  выбор способа сдачи отчетности: лично, через представителя, по почте  с описью вложения или по телекоммуникационным каналам связи (ст. 80) [13].

При этом отдельные категории  налогоплательщиков обязаны подавать в налоговый орган отчетность только в электронном виде. К ним  относятся [25]:

- налогоплательщики, среднесписочная  численность работников которых  за предшествующий календарный  год превышает 100 человек, а  также вновь созданные (в том  числе при реорганизации) организации,  численность работников которых  превышает указанный предел;

- налогоплательщики, отнесенные  к категории крупнейших в соответствии  со ст. 83 НК РФ.

Порядок расчета среднесписочной  численности работников утвержден  Приказом Росстата от 12.11.2008 №278. Сведения о среднесписочной численности  работников за предшествующий календарный  год представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация  была создана (реорганизована) (п. 3 ст. 80 НК РФ). Указанные сведения представляются по форме "Сведения о среднесписочной  численности за предшествующий календарный  год". Рекомендации по поводу порядка  заполнения данной формы приведены  в Письме Минфина России и ФНС  России от 26.04.2007 №ЧД-6-25/353@.

Критерии отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном  и региональном уровнях, утверждены Приказом Минфина России и ФНС  России от 16.05.2007 №ММ-3-06/308@.

Налогоплательщики, не подпадающие  под данные критерии, также имеют  право подавать в налоговые органы отчетность в электронном виде, но это не является их обязанностью. Аналогичное  мнение приведено в Письме Минфина  России от 10.12.2008 №03-02-08/26.

Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ, если налогоплательщик должен прилагать  к налоговой декларации документы, он имеет право представить их в электронном виде [25].

Порядок представления налоговой  декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи  утвержден Приказом МНС России от 02.04.2002 №БГ-3-32/169 "Об утверждении Порядка  представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" (далее - Порядок). Методические рекомендации об организации  и функционировании системы представления  интернет-отчетности утверждены Приказом МНС России от 10.12.2002 №БГ-3-32/705@ "Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" (далее - Методические рекомендации).

При представлении налоговых  деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи налогоплательщик после подготовки отчетов в соответствии с утвержденным форматом подписывает  ее электронной цифровой подписью и  отправляет в адрес налогового органа.

Далее в течение суток (без учета выходных и праздничных  дней) с момента отправки налоговой  декларации (бухгалтерской отчетности) налогоплательщик должен получить следующие  документы (п. 6.7.2 Методических рекомендаций) [13]:

- квитанцию о приеме  налоговой декларации (отчетности) в электронном виде;

- протокол входного контроля  налоговой декларации (отчетности);

- подтверждение оператора.

Протокол входного контроля высылается обратно в налоговый  орган в течение суток. Выходные и праздничные дни в учет не берутся (п. 6.7.4 Методических рекомендаций).

Если в протоколе содержится информация о том, что отчетность не прошла входной контроль, то налогоплательщик устраняет указанные в протоколе  ошибки. Затем по исправленной отчетности он должен повторить процедуру сдачи (п. 6.7.5 Методических рекомендаций).

Если же налогоплательщик не получил от налогового органа квитанцию  о приеме отчетов в электронном  виде или протокол входного контроля, он заявляет об этом налоговому органу и/или оператору и при необходимости  повторяет процедуру сдачи отчетов (п. 6.7.6 Методических рекомендаций).

Таким образом, под сдачей отчетности в электронном виде финансисты понимают передачу данных по телекоммуникационным каналам связи. При этом на практике многие бухгалтеры понимают под этим магнитный носитель (дискету, диск или  флэш-карту) и бумажный вариант отчетности. В Письме от 10.03.2009 №03-02-07/1-119 Минфин разъясняет: обязанность представления  налоговых деклараций (расчетов) в  налоговый орган по установленным  форматам в электронном виде исполняется  передачей соответствующих данных по телекоммуникационным каналам связи.

По результатам анализа  информации по состоянию на 01.07.2008 по 27 управлениям ФНС по субъектам  РФ доля налогоплательщиков, имеющих  возможность доступа к персонифицированной  информации о состоянии расчетов с бюджетом, превышает 50%, то есть, достигнут  плановый показатель 2010 г. В среднем  по России доля налогоплательщиков, имеющих  возможность доступа к персонифицированной  информации о состоянии расчетов с бюджетом, - 45,1%. При этом доля налогоплательщиков, имеющих доступ и воспользовавшихся данной услугой, значительно ниже и составляет в среднем по России 9% (177 640 налогоплательщиков) [25].

В целях выполнения плановых показателей представления налогоплательщиками, среднесписочная численность работников которых более 100 человек, налоговых  деклараций (расчетов) по ТКС, обеспечения  налогоплательщикам возможности доступа  по каналам связи и через Интернет к персонифицированной информации рекомендован ряд мероприятий:

- продолжать осуществление  на постоянной основе информационно-разъяснительных  мероприятий;

- организовывать персональные  встречи с руководителями организаций  и индивидуальными предпринимателями;

- направлять уведомления  о необходимости представления  налоговых деклараций (расчетов) в  электронном виде по ТКС, о  предоставлении налоговыми органами  информационных услуг по каналам  связи и через Интернет налогоплательщикам, представляющим налоговые декларации (расчеты) в электронном виде  по ТКС.

Таким образом, намерения  налоговиков перевести всех налогоплательщиков на сдачу отчетности по телекоммуникационным каналам связи весьма серьезны. Понятно, что на пути перехода к представлению налогоплательщиками отчетности в электронном виде возникает много трудностей, начиная со стоимости программных продуктов для этих целей и квалификации персонала, заканчивая большими проблемами с ЭЦП (электронно-цифровая подпись). Не говоря уже о том, что без посредника в лице специализированного оператора связи сегодня сдать отчетность по телекоммуникационным каналам связи просто невозможно. Для решения всех этих вопросов потребуется ряд законодательных актов и новый порядок представления отчетности в электронном виде, утвержденный Минфином. Но у тех организаций, которые обязаны сдавать отчетность в электронном виде, выбора нет, а остальным необходимо планировать переход на этот вид представления отчетности в самом ближайшем будущем, осваивать новые технологии.

По мнению Минфина, высказанному в Письме от 24.12.2007 №03-01-13/9-269, представление  налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) в ненадлежащем виде и (или) неустановленным способом является неисполнением налогоплательщиком обязанности. Соответственно, такой  налогоплательщик будет привлечен к ответственности по ст. ст. 119 и 126 НК РФ. Однако в определении ВАС РФ. от 14.02.2008 №1475/08 сказано, что положения Налогового кодекса не предусматривают ответственность за сдачу декларации по неустановленной форме. Общество, которое обязано было представлять отчетность в электронном виде, представило декларацию на магнитном носителе вместе с бумажным вариантом. Налоговики отказали в приеме декларации, сославшись на обязанность представления ее по телекоммуникационным каналам связи. Общество повторно подало декларацию по телекоммуникационным каналам связи уже с пропуском сроков ее представления, после чего было привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ за несвоевременную сдачу отчетности [25].

По мнению судей, п. 3 ст. 80 НК РФ предусмотрено, что налоговая  декларация представляется в налоговый  орган по установленной форме  на бумажном носителе или в электронном  виде, то есть сдача декларации на бумажном носителе соответствует закону. Поскольку  ст. 119 НК РФ ответственность за представление  декларации по неустановленной форме  не предусмотрена, арбитражный суд  пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности. 

 


Информация о работе Бухгалтерская отчётность