Бухгалтерская отчётность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:15, реферат

Описание работы

Все организации должны сдавать бухгалтерскую отчетность. Это положение установлено Федеральным Законом РФ №129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Бухгалтерская отчетность - это единая система показателей, которая характеризуют имущественное и финансовое положение организации, а также отражают результаты ее хозяйственной деятельности организации.
Составляется бухгалтерская отчетность по установленным формам на основе данных бухгалтерского учета.
Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности, а также основные требования к отчетности определены как в этом Законе, так и в Положении по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ. На основании этих правил и требований разработано Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации"

Файлы: 1 файл

1.docx

— 65.69 Кб (Скачать файл)

Перечень оценочных значений приведен в ПБУ 21/2008. К ним относятся:

1) резерв по сомнительным  долгам;

2) резерв по снижению  стоимости МПЗ;

3) резерв под обесценение  ценных бумаг;

4) сроки полезного использования  ОС и НМА;

5) оценка будущих экономических  выгод.

Не существует отдельного ПБУ, которое бы вменяло организациям в обязанность создавать резерв по сомнительным долгам. Есть запись в п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (далее - Положение). И первая фраза этого пункта вводила организации в заблуждение. Написано, что "организация может создавать резерв сомнительных долгов". И это позволяло делать вывод многим организациям, что в учетной политике можно сделать запись "Организация резерв сомнительных долгов не создает". Но это не является элементом учетной политики. Организация при наличии сомнительных долгов обязана создавать резерв.

Резерв под снижение стоимости  МПЗ отражается в годовом бухгалтерском  балансе, на это указывает п. 25 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов". В промежуточной отчетности резерв под снижение стоимости МПЗ  не отражается.

Термин "обесценение финансовых вложений" введен в употребление п. 37 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", утвержденного Приказом Минфина  России от 10.12.2002 №126н.

"Устойчивое существенное  снижение стоимости финансовых  вложений, по которым не определяется  их текущая рыночная стоимость,  ниже величины экономических  выгод, которые организация рассчитывает  получить от данных финансовых  вложений в обычных условиях  ее деятельности, признается обесценением  финансовых вложений".

Во-первых, упоминается "устойчивое существенное снижение". В нормативной  базе бухгалтерского учета нет количественной оценки существенности устойчивого  снижения стоимости финансовых вложений. Это означает, что организация  самостоятельно устанавливает количественную оценку существенности.

Во-вторых, нужно разобраться  с термином снижения ниже величины экономических выгод, которые организация  рассчитывает получить от данных финансовых вложений в обычных условиях ее деятельности.

Можно предположить, что по финансовым вложениям есть какой-то обычный уровень доходности, а  обесценение наступает тогда, когда  происходит существенное снижение обычного уровня доходности.

В-третьих, в приведенном  определении говорится о финансовых вложениях, по которым текущая рыночная стоимость не определяется, это вторая группа финансовых вложений.

Упоминаются возможные случаи обесценения финансовых вложений.

Организация должна осуществить  проверку наличия условий устойчивого снижения стоимости финансовых вложений.

Если есть какие-либо доказательства устойчивого снижения вложений в  ценные бумаги, то в бухгалтерском  учете создается резерв под обесценение  финансовых вложений.

Обязательность создания этого резерва предусмотрена  п. 38 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений". Согласно этому пункту, если у организации  имеются финансовые вложения, по которым  не определяется текущая рыночная стоимость, но демонстрируется устойчивое существенное снижение стоимости, то должен быть создан резерв под их обесценение.

Прежде всего, организация  должна выявить факт устойчивого  снижения стоимости финансовых вложений согласно п. 37 ПБУ 19/02.

Проверку на обесценение  финансовых вложений нужно проводить  не реже одного раза в год по состоянию  на 31 декабря отчетного года при  наличии признаков обесценения. Кроме того, организация вправе проводить  эту проверку на отчетные даты промежуточной  бухгалтерской отчетности, то есть ежемесячно или ежеквартально. Периодичность  выявления признаков обесценения  финансовых вложений определяется учетной  политикой. Результаты проверки должны быть документально подтверждены.

При составлении промежуточной  бухгалтерской отчетности в 2009 году необходимо помнить порядок применения п. 20 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" [20].

В соответствии с п. 20 ПБУ 19/02 финансовые вложения, по которым  можно определить в установленном  порядке текущую рыночную стоимость, отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей  рыночной стоимости путем корректировки  их оценки на предыдущую отчетную дату.

Для определения текущей  рыночной стоимости финансовых вложений для целей бухгалтерской отчетности организация должна использовать все  доступные ей источники информации о рыночных ценах на эти финансовые вложения, в том числе данные иностранных организованных рынков или организаторов торговли.

В случае, когда установленные  п. 20 ПБУ 19/02 правила последующей  оценки объекта финансовых вложений в период с 1 июля по 31 декабря 2008 г. не позволяли достоверно отразить имущественное  состояние и финансовые результаты деятельности организации, такой объект отражался в годовой бухгалтерской  отчетности организации за 2008 г. по стоимости его последней оценки в бухгалтерском учете (например, в оценке по состоянию на 30 июня 2008 г. - для объектов, приобретенных до 1 июля 2008 г., по первоначальной стоимости - для объектов, приобретенных после 30 июня 2008 г.).

Такой порядок применения п. 20 ПБУ 19/02 можно сохранить и  при составлении промежуточной  бухгалтерской отчетности. При этом в соответствии с Федеральным  законом "О бухгалтерском учете" в пояснительной записке представить  соответствующие обоснования.

При заполнении бухгалтерского баланса ошибки у всех в основном типовые. А вот при составлении  отчета о прибылях и убытках ошибки у всех индивидуальные.

Рассмотрим ошибки, наиболее распространенные при составлении  Отчёта о прибылях и убытках.

Первая ошибка - неправильное разнесение расходов, затрат по предназначенным  для них категориям, то есть игнорирование  требований Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организации.

Общехозяйственные расходы  учитываются на счете 26. Эти расходы  выделяются в строке "Управленческие расходы" только в случае, когда  организация применяет директ-костинг.

Директ-костинг (неполная себестоимость) - метод калькуляции стоимости  продукции (работ, услуг) по неполной себестоимости. Означает, что в себестоимость  не включаются условно-постоянные затраты, в том числе общехозяйственные. Общехозяйственные затраты списываются  непосредственно за счет выручки  от реализации.

В случае же, если директ-костинг  не применяется, общехозяйственные  расходы должны отражаться по строке "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг" отчета о  прибылях и убытках.

Кроме того, на практике бухгалтеры, когда не ясно, куда отнести какие-либо расходы, относят их на 26-й счет. На нем можно увидеть, например, проценты по кредиту, которые должны учитываться  по счету 91, налоги, которые также  не могут отражаться по счету 26, потому что их в принципе там не должно быть. Налоги, как правило, отражаются по счету 91, за исключением налога на имущество, так как Минфин сказал, что уплата налога на имущество формирует  расходы по обычным видам деятельности, а не прочие расходы.

На 20-м счете организуется учет затрат по видам выпускаемой  продукции. И никакого котлового  метода, то есть учета без аналитики, здесь в принципе быть не может, за исключением монопроизводств. Например, в бухгалтерском учете угледобывающей компании, которая, кроме угля, ничего не добывает и не производит, аналитики  по счету 20 не будет. В других случаях  аналитика должна присутствовать. Расходы  должны распределяться по видам производств, по видам затрат. Далее на 20-м счете  учитываются только затраты, напрямую связанные с производством продукции. Для прочих затрат есть другие счета. Так, затраты обслуживающих производств  учитываются по счету 23. По 25-му счету  учитываются расходы, связанные  с производством вообще. Сюда относится, например, амортизация производственного  здания. Причем счет 25 присутствует в  учете всегда. Только в самых маленьких  организациях прямые расходы могут  учитываться по счету 20, а косвенные - по счету 26.

Всегда присутствует в  учете счет 44 "Расходы на продажу". Ведь любая производственная организация  несет какие-то расходы по сбыту  своей продукции. Однако на практике зачастую данный счет не используется. То есть многие организации расходы, связанные с продвижением продукции  на рынок, например расходы на рекламу  и другие, относят на 26-й счет. И мотивируют это достаточно разнообразно, начиная с того, что организация  оказывает услуги, а не производит товары, и заканчивая тем, что 44-й счет ведут только торговые организации. Это неправильно. Все расходы, связанные со сбытом, в том числе работ и услуг, учитываются на 44-м счете и списываются на 90-й счет. В отчетности они отражаются по строке "Коммерческие расходы".

По счету 44 отражаются, кроме  прочего:

- расходы на рекламу;

- транспортировка продукции  до покупателя, если она производится  за счет организации-продавца;

- страхование продукции,  транспортируемой покупателю;

- все вознаграждения агентов  по сбыту, вознаграждения дилеров.

Некоторые бухгалтеры, даже имея в рабочем плане счетов счет 44, часто относят вознаграждения комиссионеров, агентов по сбыту  на счет 20 или 26. Это тоже является ошибкой. Такие расходы нужно учитывать  по счету 44 и в отчете о прибылях и убытках выделять отдельной  строкой.

И вторая наиболее типичная ошибка, допускаемая бухгалтерами при  составлении отчета о прибылях и  убытках, - не соблюдается принцип  соответствия доходов и расходов. Этот принцип означает, что расходы  по конкретной операции должны отражаться в тот же период и в той же аналитике, что и доходы по этой же операции. Например, если доходы от аренды отражаются организацией по кредиту  счета 91 и считаются прочими доходами, то амортизация сдаваемого в аренду имущества не может учитываться  в себестоимости, а должна отражаться в прочих расходах.

При заполнении отчета о прибылях и убытках встречается такая  распространенная ошибка, как включение  штрафов, пеней, уплачиваемых в бюджет, в статью "Прочие расходы" отчета либо в статью "Текущий налог  на прибыль". По данным статьям санкции, уплачиваемые в бюджет, учитываться  не должны. Они учитываются по счету 99 и отражаются в отчете о прибылях и убытках по отдельно вводимой строке перед показателем "Чистая прибыль (убыток) отчетного периода".

В состав промежуточной бухгалтерской  отчетности входит расчет чистых активов.

Чистые активы - это балансовая стоимость имущества общества, уменьшенная  на сумму его обязательств. То есть фактически это активы, свободные  от всех обязательств. Данный показатель формируется на основании бухгалтерской  отчетности организации и по сути является отражением ее финансового состояния.

Порядок оценки стоимости  чистых активов акционерных обществ (далее - Порядок) утвержден совместным Приказом Минфина России №10н и  Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 29.01.03 №03-6/пз.

Несмотря на то что Порядок устанавливает правила расчета чистых активов только для акционерных обществ, этим документом могут пользоваться и общества с ограниченной ответственностью. Ведь для компаний с такой организационно-правовой формой не разработан специальный нормативный правовой акт. Минфин России также неоднократно разъяснял, что общества с ограниченной ответственностью имеют право использовать методику расчета чистых активов, предназначенную для акционерных обществ (Письма от 22.10.2004 №07-05-19/7, от 26.01.2007 №03-03-06/1/39 и от 29.10.2007 №03-03-06/1/737).

Стоимость чистых активов  определяется как разница между  величиной активов организации  и суммой ее пассивов. Учитываются  только те активы и пассивы, которые  принимаются к расчету в соответствии с Порядком. Они перечислены в  п. п. 3 и 4 названного документа.

Чистые активы оцениваются  на основании данных бухгалтерской  отчетности, то есть бухгалтерского баланса. Для этого составляется специальный  расчет, форма которого приведена  в Приложении к Порядку.

В состав активов, принимаемых  к расчету, полностью включается итог разд. I и II бухгалтерского баланса. Правда, из разд. II необходимо исключить:

- фактические затраты  на выкуп собственных акций  (долей) у акционеров (участников) для последующей перепродажи  или аннулирования таких акций  (долей);

- задолженность участников (учредителей) по взносам в  уставный капитал общества. Суммы  таких долгов показывают вместе  с другой дебиторской задолженностью  в строке 240 разд. II баланса.

В составе пассивов необходимо отражать итоги разд. IV и V бухгалтерского баланса, за исключением доходов  будущих периодов (строка 640 разд. V баланса).

Универсальная формула для  расчета чистых активов выглядит так:

ЧА = (разд. I + разд. II - стоимость  СА - задолженность УК) - (разд. IV + разд. V - доходы БП),

где ЧА - стоимость чистых активов организации;

разд. I - итог разд. I бухгалтерского баланса;

разд. II - итог разд. II бухгалтерского баланса;

стоимость СА - стоимость  собственных акций (долей), выкупленных  у акционеров (участников) для последующей  перепродажи или аннулирования;

задолженность УК - задолженность  учредителей (участников) по взносам  в уставный капитал;

разд. IV - итог разд. IV бухгалтерского баланса;

разд. V - итог разд. V бухгалтерского баланса;

доходы БП - доходы будущих  периодов (строка 640 разд. V баланса).

Акционерные общества оценивают  стоимость чистых активов ежеквартально  по окончании каждого квартала, а  также по итогам года. Об этом говорится  в п. 5 Порядка.

Информация о работе Бухгалтерская отчётность