Бухгалтерский баланс, его строение и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 01:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей построения и организации бухгалтерского баланса, а также порядка формирования статей бухгалтерского баланса.
Задачами данной работы являются:
- исследование теоретических основ построения и организации бухгалтерского баланса в России и международной практике;
- рассмотрение нормативного регулирования формирования бухгалтерского баланса;
- изучение формирования статей бухгалтерского баланса ООО «Аверс»;
- рассмотрение возможностей совершенствования составления и раскрытия информации в бухгалтерском балансе и построения бухгалтерского баланса по МСФО.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы построения и организации бухгалтерского баланса. 5
1.1. Значение и функции бухгалтерского баланса в рыночной экономике. Виды и формы бухгалтерских балансов, их классификация. 5
1.2. Схемы построения бухгалтерского баланса в России и международной практике. 11
1.3. Нормативное регулирование формирования бухгалтерского баланса организации. 14
2. Организация бухгалтерского баланса. 17
2.1 Организация и порядок проведения работ по составлению годового бухгалтерского баланса. Завершение и закрытие счетов. 17
2.2. Порядок формирования статей бухгалтерского баланса ООО «Аверс». 21
3. Совершенствование составления и раскрытия информации в бухгалтерском балансе. 29
3.1. Совершенствование организации составления бухгалтерского баланса. 29
3.2. Особенности построения бухгалтерского баланса по МСФО. 30
Заключение 32
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа БФО.doc

— 488.00 Кб (Скачать файл)

По времени бухгалтерские балансы  подразделяются на провизорные, перспективные и директивные.

Классификация введена А. Я. Локшиным и предполагает выделение нескольких вариантов по внешнему виду бухгалтерских, но по существу довольно сильно отличающихся от традиционных бухгалтерских подходов. Так, провизорный баланс предполагает расчет баланса в конце месяца. Например, 28 августа следует получить баланс на 1 сентября. Для этого используются зарегистрированные данные с 1 по 28 августа и исчисляются ожидаемые данные за 29, 30 и 31 августа. Предполагалось, что такой баланс позволяет сделать его инструментом управления хозяйственными процессами.

Если же возникает необходимость  составления баланса на будущие  периоды, баланс, показатели которого исчислены статистическими методами, называется перспективным (одной из его разновидностей выступает актуарный  баланс). Однако перспективный баланс, показатели которого рассчитаны путем математически ожидаемых или экспертным путем полученных величин, далеко не всегда соответствует потенциальным возможностям фирмы и желаниям ее администрации, особенно собственников. Поэтому, проанализировав перспективный баланс, экономисты могут составить директивный, который может показать оптимальную структуру использования ресурсов фирмы [6, с.112-122].

1.2. Схемы построения бухгалтерского баланса в России и международной практике.

Для понимания информации, содержащейся в бухгалтерском балансе, важно иметь представление о структуре баланса.

Двухсторонняя таблица баланса  в графическом изображении показывает на левой стороне имущества в  последовательности, соответствующей  функциональной роли его составляющих, исходя из степени и характера участия хозяйственных средств в процессе воспроизводства общественного продукта. Эта актив баланса. Актив раскрывает состав имущества, как оно действует, чем представлены его составные части. Источники данного имущества отражены в правой стороне баланса – пассиве. Пассив показывает собственный капитал, а также совокупность долгов и обязательств экономического субъекта. Экономически однородный вид имущества в активе или источников его формирования в пассиве принято называть статьей баланса.

В интересах сближения отечественной практики с требованиями международных бухгалтерских стандартов в последнее время бухгалтерский баланс стали составлять не в первоначальной (исторической) оценке (баланс-брутто), а в реальной оценке на дату составления баланса, «очищенного» от регулирующих статей (баланс-нетто). Такой подход распространяется как на имущество длительного пользования, так и на состав оборотных средств.

Итог по активу баланса равен  соответственно итогу его пассива. Это равенство определяет сущность баланса: в нем отражается имущество экономического субъекта в двух плоскостях, а именно в левой – активе баланса – по видам, составу и размещению, а в правой – пассиве – по источникам формирования данного имущества.

В активе имущество приведено с  учетом степени ликвидности. Наименее ликвидные статьи («Нематериальные активы», «Основные средства») размещены в начале, а легко реализуемые активы («Касса», «Расчетный счет») – в конце баланса.

Во многих странах с развитой рыночной экономикой содержание бухгалтерского баланса строится в обратной степени ликвидности, т. е. в начале показываются легко реализуемые виды имущества, а в конце баланса – наименее ликвидные активы.

В любом случае имущество предприятия  – актив (А) должен соответствовать  его обязательствам (П) и собственному капиталу (К):

А = П + К.

Разложение правой стороны баланса  на две составляющие в указанной  последовательности имеет глубокий экономический смысл. В случае ликвидации экономического субъекта ввиду несостоятельности (банкротства) действующее законодательство в первую очередь предусматривает удовлетворение обязательств кредиторов (П) в строго установленной очередности. Причем требования кредиторов каждой очереди подлежат удовлетворению только после полного погашения обязательств перед кредиторами предыдущей очереди. В то же время инвесторы на вложенный капитал (К) получают только ту часть, которая остается после платежей по обязательствам [6, с. 105-108].

Баланс может быть построен вертикально (как в настоящее время у большей части западных компаний) или горизонтально, актив может находиться слева, а пассив справа или наоборот (типично для британских компаний 50–60-х годов).

При вертикальном построении баланса  равенство «актив = обязательства + собственный капитал» преобразуется  в следующее уравнение:

Активы – Обязательства = Собственный  капитал.

При такой группировке собственники организации без дополнительных расчетов могут определить размер принадлежащего им капитала. Разница между активами и обязательствами получила название нетто-активов; они должны быть равны собственному капиталу организации.

В США выбор горизонтальной или  вертикальной формы баланса оставлен за экономическими субъектами. Независимо от избранного варианта применяется  уравнение:

Активы = Обязательства + Капитал.

Активы в американском балансе располагаются в порядке убывания ликвидности балансовых статей: от денежных средств в кассе до нематериальных активов. Под ликвидностью статей баланса понимается их способность превращения в денежные средства без потери стоимости.

В Великобритании Закон о компаниях 1985 г. предусматривает обе формы построения баланса. Однако при расположении статей баланса бухгалтеры в большинстве случаев придерживаются первоначального уравнения двойственности, описанного Л. Пачоли [12, с.157]:

Активы – Обязательства = Капитал собственника.

В российском учете баланс строится исходя из формального уравнения  двойственности, узаконенного Ж. Б. Дюмарше [14, c.69]:

Активы = Капитал + Обязательства.

Основным элементом бухгалтерского баланса (единицей отражаемой в нем информации) считается балансовая статья (строка). Балансовая статья соответствует показателю (на начало или конец отчетного периода), характеризующему отдельные виды экономических ресурсов (активы) и источников их образования (капитал собственника и привлеченный капитал или обязательства).

Балансовые статьи объединяются в  группы, а группы – в разделы. В основе такого объединения лежит  экономическое содержание статей баланса, а порядок их расположения на конкретной стороне определен вертикальными  и горизонтальными взаимосвязями между статьями и разделами.

Итоги по балансовым статьям актива или пассива называются валютой баланса. Равенство итогов обусловлено принципом двойственности: активов не может быть больше, чем источников, за счет которых они образованы.

1.3. Нормативное регулирование формирования бухгалтерского баланса организации.

1. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в нем сведены воедино все основные правовые и методологические принципы организации и ведения бухгалтерского учета, сложившиеся в РФ. [1]

2. Положение по ведению бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности  в Российской Федерации, утвержденное  приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н (ред. от 24.12.10) [2]. Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.

3. Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н (ред. от 08.11.2010) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» Утверждает форму бухгалтерского баланса, и порядок ее заполнения. [3]

4. Все положения по бухгалтерскому  учету:

- ПБУ 1/2008 Учетная политика организации (ред. от 08.11.10);

- ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда ПБУ 2/08 (ред. от 08.11.10);

- ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте ПБУ 3/2006 (ред. от 24.12.10);

- ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4/99 (ред.от 08.11.10);

- ПБУ 5/01 Учет материально - производственных запасов ПБУ 5/01 (ред. от 25.10.10);

- ПБУ 6/01 Учет основных средств ПБУ 6/01 (ред. от 24.12.10);

- ПБУ 7/98 События после отчетной даты ПБУ 7/98 (ред. от 20.12.07);

- ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы ПБУ 8/2010 (ред. от 27.04.2012);

- ПБУ 9/99 Доходы организации ПБУ 9/99 (ред.от 08.11.10);

- ПБУ 10/99 Расходы организации ПБУ 10/99 (ред.от 08.11.10);

- ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах ПБУ 11/08 (ред. от 29.04.08);

- ПБУ 12/2010 Информация по сегментам ПБУ 12/10 (ред. от 08.11.10);

- ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи ПБУ 13/2000 (ред. от 18.09.06);

- ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов ПБУ 14/07 (ред. от 24.12.10);

- ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам ПБУ 15/08 (ред.от 08.11.10);

- ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности ПБУ 16/02 (ред.от 08.11.10);

- ПБУ 17/02 Учет расходов на научно - исследовательские, опытно - конструкторские и технологические работы ПБУ 17/02 (ред. от 18.09.06);

- ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций ПБУ 18/02  (ред. от 24.12.10);

- ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений ПБУ 19/02 (ред. от 08.11.10);

- ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности ПБУ 20/03 (ред. от 18.09.06);

- ПБУ 21/2008 Изменения оценочных значений ПБУ 21/08 (ред. от 25.10.10);

- ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности ПБУ 22/10 (ред. от 08.11.10);

- ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств ПБУ 23/11 (ред. от 02.02.11);

- ПБУ 24/2011 Учет затрат на освоение природных ресурсов ПБУ 24/11 (ред. от 30.12.11).

Все положения тем или иным образом влияют на формирование бухгалтерского баланса организации.

5. Методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета, в том числе инструкции, указания и т.п.:

- Методические рекомендации по  раскрытию информации о прибыли,  приходящейся на одну акцию;

- Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности;

- Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов;

- Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств;

- Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды;

- Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций;

- Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства;

- Указания по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом.

6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. N 94н (ред. от 08.11.2010). Планом счетов утверждены счета бухгалтерского учета на которых отражаются все активы и пассивы организации [4].

7. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 г. N 94н (ред. от 08.11.2010). Инструкция разъясняет порядок отражения операций на счетах бухгалтерского учета [5].

2. Организация бухгалтерского баланса.

2.1 Организация и порядок проведения работ по составлению годового бухгалтерского баланса. Завершение и закрытие счетов.

Составление годового бухгалтерского баланса - завершающий этап всего учётного процесса на предприятии. Для достижения высокого качества показателей бухгалтерского баланса необходимо заблаговременное проведение большого объёма подготовительных работ. В частности, процесс составления годового бухгалтерского баланса условно можно разделить на два этапа:

­ первый этап - подготовительная работа;

­ второй этап - непосредственное заполнение бухгалтерского баланса.

Подготовительная работа в свою очередь делится на три части:

а) разработка плана работы по составлению  бухгалтерского баланса;

б) инвентаризация активов и обязательств;

в) заключительные записи к составлению  бухгалтерского баланса.

Подготовительные работы по составлению  бухгалтерского баланса фактически являются разделом в системе организации бухгалтерского учёта на предприятия. А организация бухгалтерского учёта в Российской Федерации, отвечающая Международным стандартам учёта и отчётности, ориентированная на требования рыночной экономики, предполагает систему документов, регулирующих бухгалтерский учёт и отчётность.

а) Разработка плана работы по составлению бухгалтерского баланса.

Своевременное составление бухгалтерского баланса обеспечивается последовательной группировкой данных аналитического учёта. При этом данные аналитического учёта должны отражаться таким образом, чтобы фактические показатели уже в самих регистрах сопоставлялись с нормативами, что и делается в ООО «Аверс».

После разработки плана работ по составлению годового бухгалтерского баланса, проходит обсуждение его в бухгалтерии с участием экономистов и других специалистов, издают приказ, где объявляют сроки начала отдельных работ, указывают исполнителей отдельных видов работ.

б) Инвентаризация активов и обязательств.

Основной  задачей формирования годового бухгалтерского баланса предприятия является обеспечение своевременности, полноты и достоверности данных бухгалтерского баланса, предъявляемого в налоговые органы и заинтересованным пользователям. Не случайно в п. 27 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации [2] предусмотрено перед составлением годового бухгалтерского баланса проведение на предприятии инвентаризации его активов и обязательств.

Чтобы быть уверенным в правильности показателей  годового бухгалтерского баланса на предприятии необходимо еще раз проверить записи бухгалтерского учета и убедиться в том, что:

­ на счетах бухгалтерского учета предприятия отражены все хозяйственные операции отчетного года (полнота отражения);

Информация о работе Бухгалтерский баланс, его строение и содержание