Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 20:46, реферат
Одной из особенностей бухгалтерского учета является определенная последовательность обобщения учетных данных от отдельных экономических показателей (натуральных и стоимостных), сгруппированных в первичные документы, до балансового обобщения. Поступая в систему бухгалтерского учета, часть данных, собирается на счетах аналитического учета с последующим обобщением на синтетических счетах.
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС КАК ЭЛЕМЕНТ МЕТОДА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФОРМА БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ
2.1 Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учета
2.1.1. Балансовый метод отражения информации. Бухгалтерская сбалансированность
Одной из особенностей бухгалтерского
учета является определенная последовательность
обобщения учетных данных от отдельных
экономических показателей (натуральных
и стоимостных), сгруппированных
в первичные документы, до балансового
обобщения. Поступая в систему бухгалтерского
учета, часть данных, собирается на
счетах аналитического учета с последующим
обобщением на синтетических счетах.
Наивысшим уровнем обобщения
бухгалтерских данных является баланс
с сопутствующими формами отчетности,
в которых синтезированы
Баланс (от фр. balance) – весы, (лат. bilanx) – имеющий две весовые чаши, в переводе – равновесие, уравновешивание. Баланс – понятие, используемое в разных сферах деятельности. В экономике это понятие применяется для характеристики источника образования и использования каких– либо ресурсов за определенный период (интервал). Например, баланс производства и распределения валового внутреннего продукта, материальные балансы, баланс энергоресурсов, баланс денежных доходов и расходов, демографический баланс и т. п.
Бухгалтерский баланс следует
рассматривать как элемент
Баланс, как элемент метода бухгалтерского учета, есть способ экономической группировки и отражения в обобщенном стоимостном (денежном) выражении имущества (средств) организации на определенную дату по его составу и размещению, источникам образования и целевому назначению.
В основу построения бухгалтерского баланса положена классификация средств организации (что это?) и источников из возникновения (чье это?). Практически эта классификация намного сложнее: средства классифицируют не только по составу, источникам формирования, но и размещению, юридической принадлежности, сроках возмещения и т. д.
Основополагающим признаком, по которому строится баланс, является деление средств организации по составу и размещению (основные, оборотные) и по источникам их формирования (собственные, привлеченные). В соответствии с этим баланс состоит из двух равных частей «Актива» и «Пассива». В левой части баланса – Активе, отражаются средства по их составу и размещению (основные средства, нематериальные активы, материально-производственные запасы, денежные средства, инвестиции и т. д.) В правой, пассиве – по источникам формирования (капитал, кредиты, займы, кредиторская задолженность и т. д.)
Термин «актив» и «пассив» – латинского происхождения. Актив от латинского aktivus– деятельный, действенный, пассив от латинского passivus – страдательный, недеятельный. Применительно к балансу данные термины утратили свой первоначальный смысл и имеют условное значение.
Важнейшей особенностью бухгалтерского баланса является равенство итогов актива и пассива, поскольку и в активе, и в пассиве отражается одно и тоже. Каждый элемент актива и пассива (вид средств в активе, или источников в пассиве) называют статьей баланса. Статьи баланса, как в активе, так и в пассиве распределяют по разделам, имеющим определенный экономический смысл. Для удобства составления и чтения (анализа) баланса, строки на которых располагаются статьи баланса, нумеруются.
Бухгалтерский баланс не является мертвой схемой, так как относится к экономической категории и развивается вместе с развитием экономики. Развитие баланса идет по пути непрерывного агрегирования данных с целью нахождения оптимума в этом процессе, критерием которого в современных условиях должен быть рационализм и экономичность.
Первоначально баланс не строился как отчет о стоимости вообще, это был просто побочный результат периодического закрытия бухгалтерских книг в системе двойной записи.
Баланс – старейший
вид финансового обобщения
Активы = Капитал
Обычно часть активов
вносится кем-либо, кто не является
собственником, эта часть представляет
задолженность организации (фирмы)
– /Обязательства/. С учетом этого
равенство уравнения имеет
Активы = Капитал + Обязательства
Суммы левой и правой части уравнения совпадают потому, что мы рассматриваем один и тот же объект – средства с двух разных точек зрения:
а) чем являются средства (что это?);
б) кто их вложил (чье это?)
Активы включают в себя все виды средств: здания, оборудование, запасы материалов, товаров, транспортные средства, причитающиеся организации выплаты, такие как задолженность клиентов, контрагентов, в также деньги на расчетных и других счетах в банках.
Обязательства складываются из денежных средств, которые организация должна за поставленные ей товары, за произведенные в ее интересах затраты, а также за пользование представленными ей заемными средствами.
Истинность того, что итоги
левой и правой части уравнения
будут всегда равны друг другу, не
зависит от количества проведенных
операций: могут меняться размеры
активов, капитала и обязательств, но
равенство активов сумме
Однако балансовое равенство не автоматическое действие. Постоянное сохранение этого равенства – основное содержание балансового обобщения.
Сумма средств, которые находятся в распоряжении организации представлены в балансе таким образом, что возможно определить: куда вложены финансовые ресурсы организации (активы баланса) и каковы источники их происхождения (пассивы баланса). Это достигается соответствующей структурой баланса, которая в настоящее время имеет следующий вид: (таб. 2)
Таблица 2
Структура бухгалтерского баланса
Итоговая сумма средств предприятия, отраженная в активе и пассиве баланса по строке «баланс» называется валютой баланса.
Содержание и структура баланса, характеристика его разделов и статей подробно рассматриваются в параграфе 2.2.1.
2.1.2. Система двойной
записи как основа
Для управления организацией
в каждый данный момент необходимо
знать, во-первых, какими видами средств
она располагает, и каковы источники
этих средств; во– вторых, в какой
степени увеличились или
Бухгалтерские счета используются для накопления информации, ее хранения, контроля за движением имущества.
Бухгалтерский счет представляет собой способ группировки имущества и обязательств организации и текущего отражения изменений, происходящих с ними.
Счет строиться по Т-образной модели («Т– модель»), имеющей три элемента:
1) название;
2) левую часть – дебет;
3) правую часть – кредит.
Такое строение счета позволяет осуществить на практике принцип «двойственности», который означает, что все экономические явления имеют два аспекта: увеличение и уменьшение, пожертвование и приобретение, возникновение и исчезновение, которые компенсируют друг друга. Поэтому в хозяйственной (экономической) системе всегда поддерживается баланс.
Сущность и значение двойной записи на счетах заключается в том, что каждая учитываемая хозяйственная операция отражается в одинаковой сумме одновременно по дебету и кредиту разных счетов. В результате происходят равные изменения соответственно в Активе и Пассиве баланса, при этом равенство итогов Актива и Пассива не нарушается. Взаимная связь между счетами, корреспонденция счетов, установленная бухгалтерской записью (счетной формулой) называется в бухгалтерской практике, проводками.
С их помощью решаются проблемы:
¦ идентификации (когда произошла хозяйственная операция);
¦ оценки (каково стоимостное
выражение результатов
¦ классификации (каким образом должна быть классифицирована хозяйственная операция).
При решении этих проблем
следуют принципам
Правила двойной записи предполагают,
что для отражения любой
Активы = Пассивы + Капитал
можно сделать вывод, что если запись по дебету увеличивает активы, то должна быть запись по кредиту, которая увеличивает пассивы или капитал.
Каждое изменение в составе или величине средств или их источников обязательно отражается записью (проводкой) по дебету одного и кредиту другого счета, чем и поддерживается баланс.
Всего существует 4 типа проводок (корреспонденций счетов) в зависимости от сочетания в них активных и пассивных счетов. Эти сочетания можно представить в виде схемы. (см. рис 1)
Рис. 1. Типы сочетания активных и пассивных счетов
Схема показывает, что каждая хозяйственная операция изменяет или размер имущества, или величину источников его формирования, или одновременно и то и другое, в сторону увеличения (›) или в сторону уменьшения (‹). Это оказывает влияние на итог (валюту) баланса: она или изменяется, или остается неизменной.
В процессе повседневной деятельности организации совершаются сотни и даже тысячи разнообразных хозяйственных операций, что приводит к изменениям в составе средств (имущества) предприятия и источников их формирования. Несмотря на разнообразие этих операций, все они по своему экономическому содержанию и влиянию на актив и пассив баланса подразделяются на четыре основные группы.
Так, совершение операций, относящихся к первой группе, вызывает изменения только в составе имущества организации (активе баланса), причем итоги актива и пассива (валюта) баланса не меняется. Примеры таких операций: поступление денег с расчетного счета в кассу, зачисление платежей покупателей на расчетный счет, передача материалов в производство.
Совершение операций второй группы вызывает изменения только в составе источников формирования средств (обязательств) организации (пассиве баланса), причем итоги актива и пассива (валюта) баланса не меняются. Примеры таких операций: отчисления от прибыли в создаваемые резервные фонды, направление полученных кредитов на погашение задолженности поставщикам, удержание налогов с оплаты труда работников организации во внебюджетные фонды.
Совершение операции, входящих в третью группу, увеличивают одновременно размер имущества организации и их источников (обязательств). Причем итоги актива и пассива (валюта) баланса увеличивается на одну и ту же сумму. Примеры таких операций: получение материалов от поставщиков с последующей оплатой, поступление на расчетный счет ссуд банка.
Совершение операций четвертой группы вызывает уменьшение одновременно размера средств (имущества) организации и их источников (обязательств), причем итоги актива и пассива (валюта) баланса уменьшаются на одну и ту же сумму. Примеры таких операций: погашение с расчетного счета банковских ссуд, погашение задолженности поставщикам за полученные от них материалы, выплата из кассы заработной платы работникам организации.
Рассмотрим изменения, происходящие в балансе под влиянием хозяйственных операций на условном примере взятом из учебного пособия В.А. Лугового «Организация бухгалтерского учета и отчетность» с изменениями и дополнениями.
Вступительный баланс
д. ед.
Операции первой группы: 1. Поступило в кассу с расчетного счета 6000 д. ед.
2. Поступило на расчетный счет от покупателей 12000 д. ед.
3. Переданы материалы в производство 1000 д. ед.
Измененный баланс
(после отражения в нем операций первой группы) д. ед.
Эти операции вызвали изменения
только в составе имущества
Операции второй группы: 1. Прибыль направлена на увеличение резервного капитала в сумме 3700 д. ед.
2. Получен кредит в банке, направленный на погашение задолженности поставщика, – 9000 д. ед.
3. Удержан из оплаты труда в бюджет налог на доходы работников организации 700 д. ед.
Измененный баланс
(после отражения в нем операций второй группы)
Как видим, актив баланса не претерпел изменений, произошли изменения только в пассиве (в составе источников средств). Валюта баланса также не изменилась. Операции второй группы характеризуют превращение (переход) одних видов источников в другие.
Операции третьей группы: 1. Получены от поставщиков материалы на сумму 11600 д. ед.