Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования - бухгалтерский баланс как метод бухгалтерского учета.
Цель работы выявить сущность и проблемы применения бухгалтерского баланса как метода бухгалтерского учета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
. Рассмотреть методы бухгалтерского учета
. Сформулировать понятие и структуру бухгалтерского отчета.
. Изучить бухгалтерскую сбалансированность и виды бухгалтерской отчетности
. Проанализировать алгоритм составления бухгалтерского баланса
. Исследовать популярные программы автоматизации бухгалтерского учета.

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учета.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

 
Бухгалтерский баланс как элемент  метода бухгалтерского учета

 
Введение

Одной из особенностей бухгалтерского учета является определенная последовательность обобщения учетных данных от отдельных  экономических показателей (натуральных  и стоимостных), сгруппированных в первичные документы, до балансового обобщения. Поступая в систему бухгалтерского учета, часть данных, собирается на счетах аналитического учета с последующим обобщением на синтетических счетах. Наивысшим уровнем обобщения бухгалтерских данных является баланс с сопутствующими формами отчетности, в которых синтезированы показатели нижнего уровня. Единичные балансы самостоятельных хозяйствующих структур организации обобщаются в сводные (консолидированные) балансы и вместе с другими формами отчетности образуют отчетность организации за определенный период.

Существующая бухгалтерская отчетность трудна для восприятия даже специалисту, владеющему техникой учета, которому не всегда удается уловить взаимосвязи  отчетных форм, экономический смысл  отдельных статей баланса.

Особенно трудно приходится бухгалтерским  работникам сейчас, когда многие понятия, несмотря на прежнюю терминологию, обретают новый смысл, требуют иного  подхода к обычным процедурам учета. Бывшая жесткая регламентация  процедур учета, показателей учетных форм, уступает место самостоятельности, требующей инициативы, которая опирается на знание практического опыта стран с рыночной экономикой.

Особенностью составления  бухгалтерской отчетности является отказ от ее типовых форм. Российским организациям предоставлено право самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности на основе предложенных Минфином России образцов при соблюдении общих требований к отчетной информации, изложенных в положениях (стандартах) по ведению бухгалтерского учета.

Состав отчетности российских организаций приближен к соответствующим  требованиям МСФО (Международные  стандарты финансовой отчетности). К настоящему времени подготовлено более 40 международных стандартов финансовой отчетности, рекомендации которых в  той или иной степени следует учитывать.

Кроме бухгалтеров-специалистов все, кто, так или иначе вовлечен в деловую жизнь: менеджеры, собственники, инвесторы, банкиры, юристы, оперируют  терминами и понятиями бухгалтерского учета. Но не всегда они в эти понятия  вкладывают настоящий смысл.

Объект исследования - бухгалтерский баланс.

Предмет исследования - бухгалтерский  баланс как метод бухгалтерского учета.

Цель работы выявить  сущность и проблемы применения бухгалтерского баланса как метода бухгалтерского учета.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

. Рассмотреть методы  бухгалтерского учета

. Сформулировать понятие  и структуру бухгалтерского отчета.

. Изучить бухгалтерскую  сбалансированность и виды бухгалтерской  отчетности

. Проанализировать алгоритм составления бухгалтерского баланса

. Исследовать популярные  программы автоматизации бухгалтерского  учета.

сбалансированность  отчетность баланс автоматизация

 
1. Сущность бухгалтерского баланса  как одного из методов бухгалтерского  учета

1.1 Методы бухгалтерского учета

Метод бухгалтерского учета - совокупность способов и приемов, с помощью которых хозяйственная  деятельность предприятия отражается в учете.

Элементы метода бухгалтерского учета:

Бухгалтерские баланс;

Бухгалтерские счета;

Двойная запись;

Оценка;

Калькуляция;

Документация;

Инвентаризация;

Бухгалтерская отчетность.

Бухгалтерский баланс является способом обобщения и группировки  хозяйственных средств организации (по видам и размещениям, источникам формирования и целевому назначению) в денежном измерителе на определенный момент времени и содержит информацию об имущественном и финансовом положении организации.

Бухгалтерский счет - это  специальный прием, который позволяет  осуществлять экономическую группировку  хозяйственных средств и текущий учет однородных хозяйственных операций. Бухгалтерский счет открывается на каждый отдельный объект учета; вид хозяйственных средств или их источников или хозяйственный процесс. Совокупность счетов представляет собой систему формирования и сохранения информации, необходимой для применения управленческих решений.

Система двойной записи на счетах основывается на принципе двойственности и состоит в том, что каждая хозяйственная операция должна быть зарегистрирована как минимум дважды: по дебету одного и кредиту другого счета в одной и той же сумме.

Документация - это способ первичного отражения объектов бухгалтерского учета путем их документального  оформления. На каждую хозяйственную  операцию или группу однородных операций составляют оправдательный документ, который является материальным носителем первичной учетной информации и служит в дальнейшем для регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Инвентаризация - это  проверки фактического наличия имущества  и финансовых обязательств организации и сопоставление полученных данных о них с данными бухгалтерских счетов с целью установления достоверности учетных показателей, а их уточнение в случае выявленных расхождений. Инвентаризация позволяет установить явления, по тем или иным причинам не зафиксированные на счетах бухгалтерского учета.

Оценка представляет собой способ денежного выражения  имущества и обязательств организации  путем суммирования затрат для их отражения в бухгалтерском учете  и отчетности.

Калькуляция - это способ группировки затрат и определения себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Бухгалтерская отчетность - это система показателей, отражающих нарастающим итогом имущественное  и финансовое положение организации на отчетную» дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год).

Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса и включает бухгалтерский  баланс, отчет о прибылях и убытках, а также дополняется другими отчетными данными с пояснениями в соответствии с требованиями стандартов бухгалтерского учета.

Использование каждого  из них оговорено соответствующими положениями, инструкциями, указаниями, разработанными и утвержденными  правительственными органами.

1.2 Понятие и структура  бухгалтерского баланса

Баланс (от фр. balance) - весы, (лат. bilanx) - имеющий две весовые  чаши, в переводе - равновесие, уравновешивание. Баланс - понятие, используемое в разных сферах деятельности. В экономике  это понятие применяется для характеристики источника образования и использования каких-либо ресурсов за определенный период (интервал). Например, баланс производства и распределения валового внутреннего продукта, материальные балансы, баланс энергоресурсов, баланс денежных доходов и расходов, демографический баланс и т.п.

Бухгалтерский баланс следует  рассматривать как элемент метода бухгалтерского учета и как форму  бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Баланс, как элемент  метода бухгалтерского учета, есть способ экономической группировки и отражения в обобщенном стоимостном (денежном) выражении имущества (средств) организации на определенную дату по его составу и размещению, источникам образования и целевому назначению.

В основу построения бухгалтерского баланса положена классификация средств организации (что это?) и источников из возникновения (чье это?). Практически эта классификация намного сложнее: средства классифицируют не только по составу, источникам формирования, но и размещению, юридической принадлежности, сроках возмещения и т.д.

Бухгалтерский баланс не является мертвой схемой, так как  относится к экономической категории  и развивается вместе с развитием  экономики. Развитие баланса идет по пути непрерывного агрегирования данных с целью нахождения оптимума в  этом процессе, критерием которого в современных условиях должен быть рационализм и экономичность.

С помощью баланса  соблюдается принцип сбалансированности, который лежит в основе организации  бухгалтерского учета на всех уровнях  хозяйственной деятельности. Даже самой небольшой фирме для того, чтобы действовать, нужны первоначальные средства. Часть средств будет представлена собственником организации, часть, заимствованы. Средства, которыми владеет фирма - /Активы /, общая сумма внесенных собственником организации (фирмы) средств - /Капитал/. Если собственник является единственным инвестором средств, то между активами и капиталом следует поставить знак равенства: Активы = Капитал.

Обычно часть активов  вносится кем-либо, кто не является собственником, эта часть представляет задолженность организации (фирмы) - /Обязательства/. С учетом этого равенство уравнения имеет такой вид:

Активы = Капитал + Обязательства

Суммы левой и правой части уравнения совпадают потому, что мы рассматриваем один и тот  же объект - средства с двух разных точек зрения:

а) чем являются средства (что это?);

б) кто их вложил (чье  это?)

Активы включают в  себя все виды средств: здания, оборудование, запасы материалов, товаров, транспортные средства, причитающиеся организации  выплаты, такие как задолженность клиентов, контрагентов, в также деньги на расчетных и других счетах в банках.

Обязательства складываются из денежных средств, которые организация  должна за поставленные ей товары, за произведенные  в ее интересах затраты, а также  за пользование представленными ей заемными средствами.

Истинность того, что  итоги левой и правой части  уравнения будут всегда равны  друг другу, не зависит от количества проведенных операций: могут меняться размеры активов, капитала и обязательств, но равенство активов сумме капитала и обязательств будет сохраняться всегда.

Однако балансовое равенство  не автоматическое действие. Постоянное сохранение этого равенства - основное содержание балансового обобщения.

Сумма средств, которые  находятся в распоряжении организации  представлены в балансе таким образом, что возможно определить: куда вложены финансовые ресурсы организации (активы баланса) и каковы источники их происхождения (пассивы баланса). Итоговая сумма средств предприятия, отраженная в активе и пассиве баланса по строке «баланс» называется валютой баланса.

В зависимости от цели составления рассматриваются несколько  видов балансов, в основу классификации  которых положены следующие признаки:

- время составления;

- источник составления;

- объем информации;

- характер деятельности;

- объект отражения;

- способ очистки.

По времени составления  различают балансы: вступительные (организационные), текущие, санируемые, ликвидационные, разделительные, объединительные.

Каждая хозяйственная  операция оформляется первичным  документом и на основании его регистрируется в накопительной ведомости или журнале, которых может быть несколько. Затем переносится в Главную книгу. Процесс переноса журнальной записи в Главную книгу называется разноской.

Главная книга представляет собой учетный регистр синтетического учета. В ней открываются все счета, применяемые в конкретной организации, ведется она в течение года. В счетах записывается сальдо на начало года (на 1 января), ежемесячно производится регистрация итоговых данных из соответствующего журнала (ведомости), выводятся обороты за месяц и сальдо на конец месяца.

Таким образом, в Главной  книге обобщаются данные текущего учета  и взаимно сверяются записи по отдельным счетам.

Равенство дебетовых  и кредитовых сальдо по счетам Главной  книги проверяется с помощью пробного баланса.

Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном  и финансовом положении организации  и о результатах ее хозяйственной  деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным  формам. Она состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним, пояснительной записки, аудиторского заключения (если отчетность подлежит обязательному аудиту).

Бухгалтерский баланс (форма  №1) - основная важнейшая форма бухгалтерской  отчетности, является главным источником информации об имущественном положении организации, о состоянии ее средств в денежной оценке на определенную дату.

Основная задача бухгалтерского баланса как формы отчетности - показать собственнику, чем он владеет  или какой капитал находится под его контролем, позволяет получить представление о величине материальных ценностей, их запасах, о состоянии расчетов, о размерах инвестиций, а также, дать достоверное и полное представление о финансовом положении организации.

Основными составляющими бухгалтерского баланса являются активы, обязательства и капитал.

Информация о работе Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учета