Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:39, курсовая работа
Предмет исследования - бухгалтерский баланс как метод бухгалтерского учета.
Цель работы выявить сущность и проблемы применения бухгалтерского баланса как метода бухгалтерского учета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
. Рассмотреть методы бухгалтерского учета
. Сформулировать понятие и структуру бухгалтерского отчета.
. Изучить бухгалтерскую сбалансированность и виды бухгалтерской отчетности
. Проанализировать алгоритм составления бухгалтерского баланса
. Исследовать популярные программы автоматизации бухгалтерского учета.
В отечественной экономической литературе дается следующие определения этих понятий:
) активы - это хозяйственные
средства, контроль над которыми
организация получила в результ
) обязательствами - считается
существующая на отчетную дату
задолженность организации,
) капитал - вложения
собственников и прибыль,
Актив признается в балансе, когда существует вероятность притока будущих экономических выгод в организацию. Он может быть надежно оценен и имеет стоимость. Будущие экономические выгоды, заключенные в активе, прямо или косвенно войдут в поток денежных средств или их эквивалентов. Важно учитывать, что активы контролируются организацией, а совсем не обязательно принадлежат ей на праве собственности (например, долгосрочно арендуемые основные средства).
Данные в балансе группируются по разделам, отражающим их содержание и образующие его структуру.
Главным критерием группировки выступают участие средств в обороте организации и выполняемые ими функции.
Охарактеризуем подробно основные разделы и статьи баланса российских организаций.
Актив баланса
. Внеоборотные активы.
Этот раздел представлен следующими балансовыми статьями:
- нематериальные активы;
- основные средства;
- незавершенное строительство;
- доходные вложения в материальные ценности;
- долгосрочные финансовые вложения;
- отложенные налоговые активы;
- прочие внеоборотные активы.
Объединяет эти активы то, что, возникнув в организации в материально-вещественной форме, как результат конкретных сделок, они пребывают в этой форме более одного года.
Нематериальные активы (строка 110) в соответствии с п. 4 ПБУ 14/2000 - это объекты интеллектуальной собственности, исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности:
- патентообладателя на
изобретение, промышленный
- исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных; топологии интегральных микросхем;
- исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров и т.п.
В составе нематериальных
активов учитываются также
Для принятия объектов в качестве нематериальных активов к учету необходимо единовременное выполнение следующих условий:
отсутствие в них материально-вещественной (физической структуры);
возможность их идентификации (выделение из состава имущества организации);
использование в производстве либо управлении;
использование в течение длительного времени (свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если организацией не предполагается последующая перепродажа данного актива;
способность приносить
организации экономические
наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.)
Основные средства (строка 120) представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда и действующих в натуральной форме в течение длительного времени, как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.. Оборотные активы
Этот раздел баланса представлен более подробной детализацией каждой группы оборотных средств. В отличие от внеоборотных активов они очень динамичны.
Оборотные активы (текущие активы) - это средства организации, которые в течение нормально протекающего производственного цикла или в период одного года, если цикл короче, чем один год, должны вновь обратиться в наличные деньги.
Нормальный производственный цикл - среднее время, которое необходимо для того, чтобы вложенные в материальные активы денежные средства вновь обратились в наличные деньги.
К оборотным активам относятся следующие объекты бухгалтерского учета:
- запасы;
- налог на добавленную
стоимость по приобретенным
- дебиторская задолженность;
- краткосрочные финансовые вложения;
- денежные средства;
- прочие оборотные активы.
- Запасы представлены в балансе группой статей:
- сырье, материалы и другие аналогичные ценности;
- животные на выращивании и откорме;
- затраты в незавершенном производстве;
- готовая продукция и товары для перепродажи;
- товары отгруженные;
- расходы будущих периодов;
- прочие запасы и затраты.
По первому и второму разделам актива баланса подсчитываются итоги, которые в сумме составят итог (валюту) актива баланса (строка 300).
Пассив баланса. Капитал и резервы.
Данный раздел содержит информацию о собственных источниках средств, сгруппированных в балансе по функциональному признаку:
- уставный капитал (строка 410);
- собственные акции, выкупленные у акционеров (строка 411);
- добавочный капитал (строка 420);
- резервный капитал (строка 430);
- в том числе:
- резервы, образованные
в соответствии с
- резервы, созданные
в соответствии с
- нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) (строка 470).
Общая сумма непогашенной долгосрочной кредиторской задолженности показывается в итоге раздела IV пассива баланса, строка 590.
Раздел V «Краткосрочные обязательства»
В этом разделе пассива баланса отражаются статьи кредиторской задолженности, срок погашения которой находится в пределах 12 месяцев после отчетной даты:
- займы и кредиты;
- кредиторская задолженность;
- задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов;
- доходы будущих периодов;
- резервы предстоящих расходов;
- прочие краткосрочные обязательства.
В бухгалтерском балансе сумма задолженности организации по кредитам и займам отражается с учетом причитающихся к уплате процентов на конец отчетного периода.
Бухгалтерская сбалансированность отражается в отчете о финансовом состоянии организации, так называемом балансовом отчете. Чтобы уяснить экономическую сущность сбалансированности представим себе, что балансовый отчет составляется после каждой хозяйственной операции.
Рассмотрим это на условном примере.
Операция 1. Учредители заключили соглашение о создании общества с ограниченной ответственностью - ООО «Перст».
июня 2011 года они внесли на расчетный счет после регистрации общества 5000 д. ед. Балансовый отчет будет выглядеть следующим образом:
Балансовый отчет ООО «Перст» по состоянию на 1 июня 2011 г.
Операция 2. 5 июня приобретено имущество (здание) за 3000 д. ед. с оплатой по безналичному расчету. Результатом этой операции явилось уменьшение денежных средств на расчетном счете и появление нового актива - здания. В балансовом отчете это отразится так:Балансовый отчет ООО «Перст» по состоянию на 5 июня 2011 г.
Операция 3. 8 июня 2011 г. ООО «Перст» приобрело товаров у ООО «Заря» на 500 д. ед. с обязательством заплатить за них в течении двух недель. Результатом этой операции явилось приобретение нового актива, запаса товаров, и возникновение задолженности (кредиторской) за товары. Балансовый отчет выглядит теперь таким образом:
Балансовый отчет ООО «Перст» по состоянию на 8 июня 2011 г.
Операция 4. 10 июня 2011 г. часть товаров стоимостью 100 д. ед. были проданы магазину «Уют» за эту же сумму с отсрочкой их оплаты (в кредит). В результате этой хозяйственной операции произошло сокращение запаса товаров и создан новый актив - дебиторская задолженность. Балансовый отчет будет выглядеть так:
Балансовый отчет ООО «Перст» по состоянию на 10 июня 2011 г.
Операция 5. Продажа актива с немедленной оплатой наличности.
мая 2011 г. товары стоимостью 50 д. ед. были проданы. Здесь один актив - запас товаров, уменьшился, в то время как другой актив - расчетный счет, увеличился. Балансовый отчет будет выглядеть следующим образом:
Балансовый отчет ООО «Перст» по состоянию на 13 мая 2011 г.
Операция 6. 20 июня 2011 г. ООО «Перст» оплатило чеком на 200 д. ед. часть задолженности ООО «Заря». Произошло уменьшение средств на расчетном счете ООО «Перст» и снизилась задолженность кредитору. Балансовый отчет после этого примет вид:
Балансовый отчет ООО «Перст» по состоянию на 20 июня 2011 г.
Операция 7. 25 июня 2011 г. Магазин «Уют»
оплатил часть задолженности
ООО «Перст» чеком на 75 д. ед. В
результате произошло увеличение денежных
средств на расчетном счете, и
уменьшилась дебиторская
Балансовый отчет ООО «Перст» по состоянию на 25 июня 2011 г.
По данным приведенного примера легко заметить, что каждая операция затрагивает две статьи: в одних случаях уменьшается один актив и увеличивается другой; в других случаях происходит противоположное изменение. В результате при проведении всех операций равенство суммы активов и суммы капитала и обязательств (суммы пассива) сохраняется. Это мы видели и на примере анализа типов хозяйственных операций.
Составляя балансовые отчеты по каждой операции, мы получим, в конце концов, к концу отчетного периода балансовый отчет, или отчетный баланс за единицу учетного цикла - месяц и «сведем» баланс за квартал, год. Но практически это возможно при очень небольших объемах деятельности. Во всех остальных случаях это не только нерационально, но и невозможно, даже при использовании автоматизации учета.
Практически, как уже было отмечено, сбалансированность, основанная на принципе двойной записи, дает информацию для составления отчетного баланса и других форм отчетности в виде так называемого пробного баланса.
Понятие «пробный» баланс» привнесено
в теорию отечественного учета в
90х г. прошлого столетия, когда по
рекомендациям международных
В отечественном бухгалтерском учете аналогом пробного баланса является оборотная ведомость, иногда ее называют «сальдовый баланс» или «оборотно-сальдовый баланс». Она представляет собой способ обобщения данных учетной регистрации в счетах бухгалтерского учета. Данные оборотной ведомости об остатках по счетам используются при составлении бухгалтерского баланса.
После заполнения предварительного баланса вносятся некоторые корректировки согласуемые с определенными концепциями бухгалтерского учета, например: предоплаты (авансы); накопления (доходов и затрат); закрытие запасов; амортизация; предполагаемые дивиденды; переводы средств в резервы.
После корректировки предварительного баланса подготавливаются итоговые отчеты. Информация, необходимая для счета продаж и прибылей и убытков, переводится на этот счет со счетов учетных регистров. Все остальные сальдо счетов учетных регистров заносятся в балансовый отчет и переносятся как открытые сальдо на следующий отчетный период.
Таким образом, пробный
баланс и предварительный баланс
соответствуют друг другу. И тот
и другой можно назвать одним
из бухгалтерских рабочих документ
Нынешние руководители «Jeneral Motors», «Pepsi Co», крупных и крупнейших автомобильных компаний в прошлом являлись бухгалтерами финансистами. Опыт учетной работы сыграл ключевую роль в их карьере, так как благодаря учету, который пронизывает все службы предприятия, они были тесно связаны с оперативным планированием и контролем, с затратами и финансовыми результатами.
Информация о работе Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учета