Бухгалтерский баланс: статичность и динамичность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 11:10, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы по данной дисциплине является раскрытие сущности бухгалтерского учета, его роли и места в системе управления хозяйственной деятельностью, объяснение основных учетных категорий (понятий) и принципов, объектов и способов (приемов) учета, форм и организации бухгалтерского учета в любых организациях и учреждениях, к какой бы отрасли национальной экономики и форме собственности они не относились.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…4
Глава 1. Понятие бухгалтерского баланса, его содержание и строение…...5
Глава 2. Сравнительная характеристика статической и динамической интерпретаций баланса………………………………………………………...32
Глава 3. Статичность и динамичность бухгалтерского баланса…………...38
Заключение……………………………………………………………………..40
Список использованных источников…………………………………………41

Файлы: 1 файл

курс.работа по бух.учету ГОТОВА 222.docx

— 79.31 Кб (Скачать файл)

Консолидированная бухгалтерская отчетность - это отчетность организации как единой экономической  единицы, отражающая финансовое положение, финансовые результаты хозяйственной  деятельности и движение денежных средств  юридического лица и его обособленных подразделений, юридического лица и  его дочерних, зависимых хозяйственных  обществ, юридического лица и его  дочерних унитарных предприятий, хозяйственной  группы и входящих в состав юридических  лиц.  
К консолидированной бухгалтерской отчетности прилагается пояснительная записка. В пояснительной записке указываются наименования участвующих в консолидированной бухгалтерской отчетности юридического лица и его обособленных подразделений, юридического лица и его дочерних, зависимых хозяйственных обществ, юридического лица и его дочерних унитарных предприятий, хозяйственной группы и входящих в ее состав  
юридических лиц, их местонахождение, размер их уставных фондов, доля каждого при объединении активов.  
Консолидированная бухгалтерская отчетность представляется пользователям по их требованию:  
- промежуточная квартальная - в течение 60 дней по окончании отчетного квартала;  
- годовая - до 1 июля года, следующего за отчетным.  
Способы ведения консолидированного бухгалтерского учета в головной организации группы взаимосвязанных организаций (дочерних или зависимых обществ и предприятий) определяются нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету в зависимости от условий взаимодействия организаций:  
- Инструкцией о порядке ведения сводного (консолидированного) учета и отчетности в хозяйственной группе, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.12.2004 № 197;

- Порядком  ведения сводного (консолидированного) учета, баланса и отчетности  в части деятельности финансово-промышленной  группы, утвержденным постановлением  Совета Министров РБ от 26.02.2003 № 255 и др.  
          Российское законодательство о консолидированной бухгалтерской отчетности. В состав консолидированной бухгалтерской отчетности включается отчетность дочернего общества в случае, если головная организация:  
- обладает более 50 % голосующих акций (уставного капитала) акционерного общества (общества с ограниченной ответственностью);  
- имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом, согласно договору, заключенному между ним и головной организацией;  
- имеет иные способы определения решений, принимаемых дочерним обществом.  
Включение данных о зависимом обществе в консолидированную бухгалтерскую отчетность обязательно, если головная организация имеет соответственно более 20 % его голосующих акций (уставного капитала).  
Если же доля участия головной организации в дочернем или зависимом обществе удовлетворяет указанным критериям, но приобретена на краткосрочный период с целью последующей перепродажи или головная организация не может определять решения, принимаемые дочерним обществом, то данные о таких обществах могут не вноситься в консолидированную бухгалтерскую отчетность. При этом стоимостная оценка участия головной организации в этих дочерних или зависимых обществах отражается в отчетности в сумме фактических затрат, указанных в бухгалтерском балансе головной организации, но каждый такой случай подлежит раскрытию в пояснениях к консолидированному бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.  
При составлении консолидированной отчетности ставится цель: элиминировать (исключить) влияние вышеперечисленных факторов (искажающих данные отчетности) на показатели деятельности группы в целом.  
Общая идея консолидации очень простая по своей сути. Имеется группа предприятий, взаимосвязанных в экономическом и финансовом плане, но являющихся самостоятельными юридическими лицами. Необходимо составить консолидированную отчетность, позволяющую получить представление о финансовом состоянии и результатах деятельности группы в целом. При этом каждое юридически самостоятельное предприятие, входящее в состав корпоративной группы, обязано вести собственный бухгалтерский учет и оформлять его результаты в виде собственной финансовой отчетности.  
Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение при помощи специальных учетных процедур отчетности двух и более предприятий, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях, когда одно или несколько юридически самостоятельных предприятий находятся под контролем лишь одного общества — так называемого материнского (родительского) общества, стоящего над всеми прочими членами группы. 

Сводная отчетность составляется в рамках одного собственника или для статистического  обобщения данных. В приказе Минфина России «О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности» даны развернутая характеристика общих положений сводной (консолидированной) отчетности, порядок ее составления и представления, правила объединения показателей бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ, правила включения данных о зависимых обществах в сводную бухгалтерскую отчетность, а также разработаны правила составления пояснений к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о прибылях и убытках. 

Сводная бухгалтерская отчетность составляется в объеме и порядке, установленном  Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская  отчетность организации" (ПБУ 4/96), утвержденным Приказом Минфина России. Сводная  бухгалтерская отчетность составляется по формам, разработанным головной организацией исходя из Положения по бухгалтерскому учету на основе типовых  форм бухгалтерской отчетности. При  этом: типовые формы бухгалтерской  отчетности могут дополняться статьями и данными, необходимыми заинтересованным пользователям сводной бухгалтерской  отчетности; статьи (строки) типовых  форм бухгалтерской отчетности, по которым у Группы отсутствуют  показатели, могут не приводиться, кроме  случаев, когда соответствующие  показатели имели место в периоде, предшествующем отчетному; числовые показатели об отдельных активах, пассивах и иных фактах хозяйственной деятельности должны приводиться в сводной бухгалтерской отчетности обособленно, если без знания о них для пользователей невозможна оценка финансового положения Группы или финансового результата ее деятельности. Числовые показатели об отдельных видах активов, пассивов и хозяйственных операций не приводятся в сводном бухгалтерском балансе или сводном отчете о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки пользователями финансового положения Группы или финансового результата ее деятельности, а отражаются общей суммой в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о прибылях и убытках. 

Головная  организация придерживается принятой формы сводного бухгалтерского баланса, сводного отчета о прибылях и убытках  и пояснений к ним от одного отчетного периода к другому. Изменение избранных форм сводного бухгалтерского баланса, сводного отчета о прибылях и убытках и пояснений  к ним раскрывается в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу  и сводному отчету о прибылях и  убытках с указанием причин, вызвавших  это изменение. Достоверность составления  и соблюдение порядка представления сводной бухгалтерской отчетности обеспечивает руководитель головной организации. Объем и порядок, включая сроки, представления бухгалтерской отчетности дочерних и зависимых обществ головной организации устанавливает головная организация. До составления сводной бухгалтерской отчетности необходимо выверить и урегулировать все взаиморасчеты и иные финансовые взаимоотношения головной организации и дочерних обществ, а также между дочерними обществами. В случае наличия у головной организации дочерних и зависимых обществ одновременно, сводная бухгалтерская отчетность составляется путем объединения показателей бухгалтерской отчетности головной организации и бухгалтерской отчетности дочерних обществ и включения данных об участии в зависимых обществах. Показатели бухгалтерской отчетности дочернего общества включаются в сводную бухгалтерскую отчетность с первого числа месяца, следующего за месяцем приобретения головной организацией соответствующего количества акций, доли в уставном капитале дочернего общества, либо появления иной возможности определять решения, принимаемые дочерним обществом. Данные о зависимом обществе включаются в сводную бухгалтерскую отчетность с первого числа месяца, следующего за месяцем приобретения головной организацией соответствующего количества акций или доли в уставном капитале зависимого общества. Сводная бухгалтерская отчетность составляется и представляется на русском языке в миллионах рублей или в миллиардах рублей с одним десятичным знаком. 

Сводная бухгалтерская отчетность представляется учредителям (участникам) головной организации. Иным заинтересованным пользователям  сводная бухгалтерская отчетность представляется в случаях, установленных  законодательством Российской Федерации, или по решению головной организации. Головной организации целесообразно  составлять сводную бухгалтерскую  отчетность не позднее 30 июня следующего за отчетным года, если иное не установлено  законодательством Российской Федерации  или учредительными документами этой организации. Сводная бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) головной организации. 

Сводная бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или  бухгалтером - специалистом, подписывается  руководителем организации, централизованной бухгалтерии или специализированной организации либо бухгалтером специалистом, ведущим бухгалтерский учет. По решению  участников Группы сводная бухгалтерская  отчетность может публиковаться  в составе публикуемой бухгалтерской  отчетности головной организации.  
В сводную бухгалтерскую отчетность объединяются все активы и пассивы, доходы и расходы головной организации и дочерних обществ.  
14. Состав и порядок составления годовой бухгалтерской отчетности.  
В состав годовой бухгалтерской отчетности включаются:  
бухгалтерский баланс — форма № 1;  
отчет о прибылях и убытках — форма № 2;  
пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:  
отчет о движении капитала — форма № 3;  
отчет о движении денежных средств — форма № 4;  
приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5;  
итоговая часть аудиторского заключения;  
пояснительная записка; отчет о целевом использовании полученных средств — форма № 6 (представляют общественные организации);  
специализированные формы; отчет об использовании бюджетных ассигнований организаций — форма № 2-2 (представляют организации, получающие бюджетные ассигнования). Субъекты малого предпринимательства, применяющие в соответствии с законодательством упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, имеют право не представлять в составе годового отчета формы № 3, 4, 5.  
Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года. Квартальная бухгалтерская отчетность включает: бухгалтерский баланс — форма № 1;отчет о прибылях и убытках — форма № 2. 

Средства  организации отражаются в балансе  в следующей оценке:  
- основные средства — по остаточной стоимости, т. е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления, за минусом начисленной амортизации;  
- нематериальные активы — по остаточной стоимости, т. е. по фактическим затратам на приобретение, включая расходы по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, за минусом начисленной амортизации;  
- капитальные вложения — по фактическим затратам для застройщика (заказчика);  
- оборудование — по фактической себестоимости приобретения;  
- финансовые вложения (инвестиции в ценные бумаги, уставные капиталы других организаций, облигации, предоставленные займы и т. п.) — по фактическим затратам для инвестора;  
- материальные ценности (материалы, топливо, запасные части, тара и другие материальные ресурсы) — по фактической их себестоимости;  
- незавершенное производство — по фактической производственной себестоимости (в массовом и серийном производстве — по нормативной (плановой) себестоимости, или по прямым расходам, или по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов);  
- издержки обращения — в сумме издержек, приходящихся на остаток нереализованных товаров на предприятиях торговли и общественного питания;  
- расходы будущих периодов — в сумме фактических произведенных расходов в отчетном периоде, но относящихся к следующим отчетным периодам;  
- готовая продукция — по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;  
- товары — по покупной стоимости;  
- товары отгруженные, сданные работы и оказанные услуги — по полной фактической или нормативной себестоимости;  
- дебиторская задолженность — в сумме, признанной дебиторами;  
- остатки средств по валютным счетам, другие денежные средства (включая денежные документы), ценные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженность в иностранных валютах — в рублях, определяемых путем пересчета иностранных валют по курсу ЦБ РФ, действующему на последнее число отчетного периода. 

Источники средств организации отражаются в балансе:  
- уставный капитал — в размере, определенном учредительными документами;  
- резервный капитал — в сумме неиспользованных средств этого капитала;  
- резервы по сомнительным долгам — в течение года в сумме неиспользованных резервов, в конце отчетного года — в сумме созданных резервов на покрытие дебиторской задолженности организации;  
- резервы на покрытие предстоящих расходов и платежей — в сумме неиспользованных резервов в течение года и в сумме резервов, переходящих на следующий год, — в балансе на конец отчетного года;  
- доходы будущих периодов — в сумме, полученной в отчетном периоде, но относящейся к будущим отчетным периодам;  
- прибыль — в сумме фактически полученной в отчетном периоде прибыли за вычетом авансового и фактического использования прибыли в отчетном периоде. Фактически полученный убыток отражается в активе баланса отдельной статьей. В годовой отчетности в валюту баланса включается лишь непокрытый убыток или нераспределенная прибыль отчетного года;  
- кредиторская задолженность — в суммах фактических долгов кредиторам.  
Бухгалтерская отчетность составляется на основании данных синтетического и аналитического учета. 

Перед составлением годового отчета организации обязательно  проводят инвентаризацию имущества  и обязательств, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась  не ранее 1 октября отчетного года. Пояснительная записка к годовой  бухгалтерской отчетности должна содержать  существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.  
В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год. 

В соответствии со статьей 12 Федерального закона №129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и "Положения  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации", утвержденного  приказом Минфина России, все организации  обязаны перед составлением бухгалтерской  отчетности за 2002 год провести инвентаризацию имущества и обязательств.  
При применении этой нормы на практике следует учитывать следующие особенности.  
Во-первых, она не распространяется на имущество, инвентаризация которого в текущем году уже проводилась, но не ранее 1 октября.  
Во-вторых, инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет.  
В-третьих, организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризацию товаров, сырья и материалов могут проводить не перед составлением годового отчета, а в период наименьших остатков материально-производственных запасов.  
Инвентаризация имущества и обязательств направлена обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в ходе ее проведения проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.  
При большом объеме работ могут создаваться рабочие (временные) инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии, проведение инвентаризации имущества и обязательств допускается возлагать на указанную ревизионную комиссию. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации.  
В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.). При необходимости в состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации или аудиторских организаций. 

Бухгалтерский баланс выполняет следующие основные функции в системе управления хозяйствующего субъекта: экономико-правовую - наличие самостоятельного бухгалтерского баланса является одним из признаков  юридического лица; информационную - дает информацию руководителям, собственникам  и акционерам о его имущественном  состоянии (количественных и качественных характеристиках запаса материальных средств в распоряжении хозяйствующего субъекта); показывает степень предпринимательского риска (возможности хозяйствующего субъекта по выполнению своих обязательств перед третьими лицами); определяет конечный финансовый результат как наращение собственного капитала. 

Признаки  классификации бухгалтерских балансов:  
время составления; источник составления; объем информации; характер деятельности; форма собственности; объект отражения; способ очистки.  
По времени составления бухгалтерские балансы могут быть: вступительные;  
текущие; ликвидационные; разделительные; объединительные.  
По источнику составления баланс подразделяется на инвентарные, книжные и генеральные. По объему информации баланс подразделяется на единичные и сводные. По характеру деятельности балансы могут быть основной и не основной деятельности. По формам собственности различают балансы государственных, муниципальных, кооперативных, коллективных, частных, смешанных и совместных предприятий, общественных организаций.  
По объекту отражения балансы делятся на самостоятельные и отдельные.  
По функциональной роли балансы подразделяются: на вступительный (организационный) открывает ведение бухгалтерского учета в организации; периодический и годовой (операционные).

В технике  оформления периодического и годового бухгалтерского баланса существует значительная разница. Промежуточный  баланс составляется, как правило, на основе книжных данных. Формированию годового баланса предшествуют следующие этапы работ: проводиться инвентаризация всех статей баланса; проверка расчетов со всеми покупателями, поставщиками и другими юридическими лицами, с которыми организация имеет расчеты; проводится переоценка имущественных статей баланса: движимого и недвижимого имущества, материалов, товаров, ценных бумаг, долгов (обязательств) и т.д.; уточняется распределение доходов и расходов, прибылей и убытков между смежными отчетными периодами; выявляется окончательный финансовый результат работы; составляется оборотная ведомость по счетам Главной книги.  
Годовой бухгалтерский баланс является как заключительным, т.е. завершающим отчетный год, так и вступительным, т.е. служащим основанием для открытия счетов в новом отчетном году. Заключительный и вступительный балансы должны быть тождественны между собой, так как только это условие обеспечивает одно из важнейших требований к бухгалтерской отчетности - преемственность балансов. 

Информация о работе Бухгалтерский баланс: статичность и динамичность