Бухгалтерский баланс: статичность и динамичность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 11:10, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы по данной дисциплине является раскрытие сущности бухгалтерского учета, его роли и места в системе управления хозяйственной деятельностью, объяснение основных учетных категорий (понятий) и принципов, объектов и способов (приемов) учета, форм и организации бухгалтерского учета в любых организациях и учреждениях, к какой бы отрасли национальной экономики и форме собственности они не относились.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…4
Глава 1. Понятие бухгалтерского баланса, его содержание и строение…...5
Глава 2. Сравнительная характеристика статической и динамической интерпретаций баланса………………………………………………………...32
Глава 3. Статичность и динамичность бухгалтерского баланса…………...38
Заключение……………………………………………………………………..40
Список использованных источников…………………………………………41

Файлы: 1 файл

курс.работа по бух.учету ГОТОВА 222.docx

— 79.31 Кб (Скачать файл)

Промежуточный бухгалтерский баланс - система показателей, сгруппированных в сводную ведомость  в виде двусторонней таблицы, отображающую наличие хозяйственных средств  и источников их формирования в денежной оценке на определенную дату.  
В балансе хозяйственные средства представлены, с одной стороны, по их видам, составу и функциональной роли в процессе воспроизводства совокупного общественного продукта, а с другой - по источникам их формирования и целевому назначению. Состояние хозяйственных средств и их источников показывается на определенный момент, в стоимостном выражении. Группировка и обобщение в балансе приводится на последнюю дату отчетного периода, то состояние показателей приводится не только в статике, но и в динамике. Это значительно расширяет границы применения промежуточного бухгалтерского баланса. 

Промежуточный бухгалтерский баланс с одной  стороны является частью метода бухгалтерского учета, а с другой стороны, промежуточный  бухгалтерский баланс - одна из форм промежуточной бухгалтерской отчетности.  
При создании годового баланса (годовой отчетности) на основе промежуточных балансов, требуется меньше времени. В таких случаях тщательная сверка правильности разнесения хозяйственных операций по счетам не обязательна. 

При формировании годового бухгалтерского баланса подготовительные работы включают в себя инвентаризацию и корректировку остатков по счетам бухгалтерского учета, проведение уточнения  стоимости имущества и обязательств, образование фондов и резервов, предусмотренных  учетной политикой или действующими нормативными актами, уточнение доходов  и расходов между сметными отчетными  периодами, выявление конечного  финансового результата работы организации  и реформация баланса, составление  оборотной ведомости, которая должна включать в себя все корректирующие записи. 

Выражение в денежном измерении отражаемых в балансе отдельных видов  хозяйственных средств и источников их образования. В основу оценки положена фактическая себестоимость приобретения средств производства или изготовления продукции. Прибыль или убыток, отражаемые в балансе определяются установленными методами на основе данных счетов бухгалтерского учета. Оценка статей должна быть реальной, то есть отражать действительную величину отдельных видов средств и источников их образования. Реальность статей баланса обеспечивается достоверностью данных бухгалтерского учета и принципами оценки хозяйственных средств.  
Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья, которая соответствует наименованию имущества, обязательства, источнику формирования имущества. Статьей бухгалтерского баланса называется показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельные виды имущества, источников его формирования, обязательств предприятия. Балансовые статьи объединяются в группы, группы – в разделы. Объединение балансовых статей в группы или разделы осуществляется исходя из их экономического содержания. 

В бухгалтерском  балансе, содержатся статьи, отражающие регулирование величины основных балансовых статей. Их называют регулирующими  статьями. В активе баланса основные средства показывают по стоимости их приобретения или строительства, а  в пассиве отражают износ основных средств, который регулирует оценку статьи «Основные средства». Поскольку  основные средства снашиваются в  процессе производства постепенно, частями  переносят свою стоимость на готовый  продукт, то реальная остаточная стоимость  основных средств может быть получена только за вычетом их износа. В пассиве  баланса показывается полная сумма  прибыли, а в активе – отвлеченные  средства, указывающие величину прибыли, уже использованной на образование  фондов, платежи в бюджет и т.д. Следовательно, реальная сумма прибыли, находящаяся в распоряжении предприятия, может быть выявлена только вычитанием из прибыли отвлеченных средств. 

В Отчете о прибылях и убытках (далее —  Отчет) отражаются финансовые результаты деятельности организации за отчетный период и аналогичный период предыдущего года. Учет и отражение в отчетности доходов и расходов регламентированы ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации». Суммы доходов, расходов и финансовые результаты рассчитываются для отражения в отчете нарастающим итогом с начала года до конца отчетного периода. Все расходы организации, а также показатели, имеющие отрицательные значения, в Отчете показывают в круглых скобках. 

Если  рекомендованный Минфином России образец  отчета не содержит каких-либо строк, необходимых  для полного и достоверного отражения  информации о доходах и расходах, организация должна внести в Отчет  нужные строки самостоятельно. 

Если  организация занимается несколькими  видами деятельности, в отчете можно  показать доходы и расходы по каждому  из них или привести необходимые  разъяснения в пояснительной  записке.  
Те доходы и расходы, которые организация считает существенными (и по количественному, и по качественному признаку), тоже должны отражаться отдельно. Соответствующие статьи Отчета в этом случае расшифровываются дополнительно введенными строками «в том числе» или «из них». Некоторые виды доходов и расходов можно расшифровать в специальном разделе отчета «Расшифровка отдельных прибылей и убытков». Организация вправе выбрать, что больше отвечает ее потребностям: заполнение этого раздела или введение дополнительных строк в основную таблицу.  
Составляется Отчет по данным счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки». При формировании Отчета за текущий год в графе 3 «За отчетный период» отражаются обороты по счетам за текущий год, в графе 4 «За аналогичный период предыдущего года» — обороты за предыдущий год. Их переносят в Отчет из графы 3 отчета за прошлый год. 

В Отчете указываются: доходы и расходы по обычным видам деятельности;  
прочие доходы и расходы; прибыль (убыток) до налогообложения; чистая прибыль (убыток) отчетного периода. В бухгалтерской отчетности можно привести данные более чем за два года, если организация считает это целесообразным и соответствующее положение есть в приказе по учетной политике. В этом случае в Отчет, который формирует организация, добавляются дополнительные графы. 

Капитал – это средства, которыми располагает  субъект хозяйствования  
для осуществления своей деятельности с целью получения прибыли. Структура источников образования активов (средств) представлена основными составляющими: собственным капиталом и заемными (привлеченными) средствами. Собственный капитал организации как юридического лица в общем виде определяется стоимостью имущества, принадлежащего организации. Это так называемые чистые активы организации. Они определяются как разность между стоимостью имущества (активным капиталом) и заемным капиталом. Конечно, собственный капитал имеет сложное строение. Его состав зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта. 

Собственный капитал состоит из уставного, добавочного  и резервного капитала, нераспределенной прибыли и целевых (специальных) фондов.  
Коммерческие организации, функционирующие на принципах рыночной экономики, как правило, владеют коллективной или корпоративной собственностью. Собственниками выступают юридические и физические лица, коллектив вкладчиков-пайщиков или корпорация акционеров.

Отчет об изменении капитала (форма № 3) является относительно новой формой отчетности для российских компаний. Отчет об изменении капитала показывает его  увеличение или уменьшение за период в увязке с величиной капитала на начало и конец отчетного периода.  
Этот отчет связан с разделом III и некоторыми статьями раздела V пассива бухгалтерского баланса и дополняет информацию об изменениях капитала на дату баланса информацией о его движении в течение отчетного периода. В этом отчете постатейно показывают капитал организации, его остатки на начало периода (графа 3), поступление (графа 4) и использование (графа 5) в отчетном году, а также остатки на конец года (графа 6). Капитал в отчете сгруппирован в три раздела (капитал, резервы предстоящих расходов, оценочные резервы) и представлен следующими статьями: 

Раздел I «Капитал»: уставный (складочный) капитал; добавочный капитала;  
резервный фонд; нераспределенная прибыль прошлых лет; фонд социальной сферы; целевые финансирования и поступления – всего; в том числе из бюджета. 

Раздел II «Резервы предстоящих расходов –  всего» и «в том числе»; 

Раздел III «Оценочные резервы – всего» и  «в том числе». По каждому разделу  подводится итог. 

Раздел IV « Изменение капитала» имеет  другую структуру. Для справки указывается  остаток чистых активов на начало и конец отчетного периода. 

В соответствии с Порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденным приказом Министерства России и Федеральной  комиссии по ценным бумагам и фондовому  рынку, чистые активы – это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов акционерного общества, принимаемых к расчету, суммы  его обязательств, принимаемых к  расчету. 

В приложении к бухгалтерскому балансу (форма  № 5) раскрывается информация об имуществе, обязательствах и капиталах организации, стоимость которых отражена. Этот отчет могут не включать в состав годовой бухгалтерской отчетности субъекты малого предпринимательства, не подлежащие обязательному аудиту, некоммерческие организации, а также  общественные организации (объединения), которые не осуществляли предпринимательскую  деятельность. 

Приложение  к бухгалтерскому балансу состоит  из десяти разделов: нематериальные активы; основные средства; доходные вложения в материальные ценности; расходы  на НИОКР; расходы на освоение природных  ресурсов; финансовые вложения; дебиторская  и кредиторская задолженность; расходы по обычным видам деятельности; обеспечения; государственная помощь. 

Каждый  раздел состоит из одной или нескольких таблиц. Коды строк в этих таблицах организации проставляют в соответствии с приказом Минфина России от 14 ноября 2003 г. № 102н. но в данном приказе приведены  коды не всех строк формы № 5. Поэтому  организация может определить и  проставить их самостоятельно. 

Если  у организации нет данных по каким-либо активам, обязательствам, доходам, расходам, то соответствующие строки (разделы) в состав формы № 5 не включаются. 

Методика  приложения к бухгалтерскому балансу  должна раскрывать следующие дополнительные данные: 

- о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов;  
- о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов основных средств;  
- о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода арендованных основных средств;  
- о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов финансовых вложений;  
- о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов дебиторской задолженности;  
- об изменениях в капитале (уставном, резервном, добавочном и др.) организации;  
о количестве акций, выпущенных акционерным обществом и полностью оплаченных; количестве акций, выпущенных, но не оплаченных или оплаченных частично; номинальной стоимости акций, находящихся в собственности акционерного общества, ее дочерних и зависимых обществ;  
о составе резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов, наличие их на начало и конец отчетного периода, движении средств каждого резерва в течение отчетного периода;

- о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов кредиторской задолженности;  
- об объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта (деятельности);  
- о составе затрат на производство (издержках обращения); 

- о составе внереализационных доходов и расходов; 

- о чрезвычайных фактах хозяйственной деятельности и их последствиях; 

- о любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей организации; 

- о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной

деятельности;

- о прекращенных операциях; 

- о государственной помощи; 

- о прибыли, приходящейся на одну акцию. 

Пояснения к  бухгалтерскому балансу должны раскрывать (если эти данные отсутствуют в  информации, сопровождающей бухгалтерский  отчет):  
юридический адрес организации:  
основные виды деятельности;  
среднегодовую численность работающих за отчетный период или численность работающих на отчетную дату;  
состав (фамилии и должности) членов исполнительных и контрольных органов организации. 

         Искажение (ошибка) в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности означает неверное отражение и представление данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности из-за нарушения установленных правил организации и ведения бухгалтерского учета, а также формирования показателей бухгалтерской отчетности. Различают два вида искажений: преднамеренные и непреднамеренные.  
Преднамеренное искажение данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности является результатом преднамеренных действий (или бездействия) персонала организации. Они совершаются в корыстных целях для введения в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности.  
Непреднамеренное искажение данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности является результатом непреднамеренных действий (или бездействия) персонала организации. Оно может быть следствием арифметических или логических ошибок в учетных записях, ошибок в расчетах, недосмотра в отношении полноты учета, неправильного отражения в учете фактов хозяйственной деятельности, неправильной оценки наличия и состояния имущества. 

Искажения бухгалтерской  отчетности могут быть:  
- существенными, способными повлиять на достоверность бухгалтерской отчетности в столь сильной степени, что квалифицированный пользователь бухгалтерской отчетности может сделать на основе такой отчетности ошибочные выводы или принять ошибочные решения;  
- несущественными, не способными повлиять на решения пользователей бухгалтерской отчетности. 

Информация о работе Бухгалтерский баланс: статичность и динамичность