Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:02, курс лекций

Описание работы

1. В Республике Беларусь действует система хозяйственного учета, в которой выделяются три взаимосвязанных вида учета:
- оперативный;
- статистический;
- бухгалтерский.

Файлы: 1 файл

БУАиА_Соловей Г.И..doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Операции третьего типа изменяют одновременно величину имущества и источники его формирования, при этом изменения происходят в сторону увеличения. При этом валюта баланса по активу и пассиву баланса  возрастает на равную величину (на спец. счет предприятия зачислена ссуда банка).

Операции четвертого типа изменяют одновременно величину имущества и источники его формирования, при этом изменения происходят в сторону уменьшения. Валюта баланса по активу и пассиву уменьшается на равную величину.

Для текущего учета и  контроля используется система счетов бухгалтерского учета.

Счет бухгалтерского учета – это способ группировки текущего контроля и отражение хозяйственных операций, которые совершаются с имуществом, источниками его формирования, хозяйственными процессами.

В соответствии с балансом все счета бухгалтерского учета  делятся на активные и пассивные.

Активные – это счета бухгалтерского учета, на которых учитываются различные виды имущества, их наличие, состав, движение. На активных счетах сальдо только дебитовое.

Пассивные – это счета бухгалтерского учета, на которых учитываются источники формирования имущества, их наличие, состав, движение, а также обязательства. На пассивных счетах сальдо только кредитовое.

Счета бухгалтерского учета бывают синтетическими и аналитическими.

На синтетических  счетах бухгалтерского учета отражаются данные экономических группировок имущества предприятия, источников его формирования и хозяйственные операции в обобщенном виде в денежном выражении.

План  счетов бухгалтерского учета представляет собой систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, в основе которого используется классификация счетов по их экономическому содержанию.     

 

Тема 4: Счета и двойная запись.

 

     Бухгалтерский  баланс отражает состояние имущества  предприятия на определенную дату. Но каждый день на предприятии происходит множество хозяйственных операций, требующих текущего отражения. Для этого используются другие формы учета – бухгалтерские счета. Для учета каждого вида имущества и обязательств открывается отдельный счет. По внешнему виду схема счета напоминает раскрытую книгу. Левая сторона счета носит название дебет, правая – кредит. Сверху записывают название счета. Упрощенная схема счета, используемая в учебных целях:

Счета, на которых отражается информация об изменениях в составе  и размещении имущества предприятия, называют активными. Как правило, им соответствуют активные статьи баланса. Счета, содержащие информацию о состоянии и движении источников финансовых средств предприятия, называют пассивными. Им, соответствуют пассивные статьи.

Значения дебета и  кредита в активных и пассивных  счетах различно.

Активные счета: увеличиваются  по дебету, уменьшаются по кредиту.

Пассивные счета: увеличиваются по кредиту. Уменьшаются по дебету.

     Порядок  ведения записей на бухгалтерских  счетах следующий:

    1). В начале  месяца счета открывают:

Из баланса заносят  начальное состояние счета (сальдо начальное). Причем в активных счетах сальдо начальное проставляется по дебету, в пассивных – по кредиту.

     2). В течение  месяца на счетах отражается  каждое изменение в состоянии  хозяйственных средств и их  финансовых источников, вызванное произошедшими хозяйственными операциями. Суммы, увеличивающие активный счет, отражаются по дебету счета, а уменьшающие – по кредиту. В пассивных счетах – наоборот.

     3). В конце  месяца счета закрывают:

 Вначале подсчитывают обороты (сумму по всем хозяйственным операциям, отраженным на счете). Обороты отдельно посчитывают по дебету (дебетовый оборот) и по кредиту (кредитовый оборот) каждого счета. Затем определяют конечное состояние счета (сальдо конечное).

Для активных счетов сальдо конечное определяют:

     Сальдо  конечное= сальдо начальное + оборот  дебетовый – оборот кредитовый.

Для пассивных счетов:

     Сальдо  конечное= сальдо начальное =оборот  кредитовый – оборот дебетовый.

Конечное состояние  счета переносится в баланс. Таким  образом, между счетами и бухгалтерским  балансом существует устойчивая информационная связь: из баланса в открываемые счета вносят начальные остатки, а на основании итоговых данных, содержащихся на счетах, составляют в конце отчетного периода новый баланс.

     Сущность  метода двойной записи состоит в следующем:

     Каждая хозяйственная операция одновременно отражается по дебету одного и по кредиту другого счета в одних и тех же суммах.

     Взаимосвязь  счетов, возникающая в результате  отражения на них хозяйственной  операции, называется корреспонденцией счетов, а сами счета называются корреспондирующими.

     Запись  двух корреспондирующих счетов  с указанием их дебета, кредита  и суммы, называется бухгалтерской проводкой. Проводки бывают простые (участвуют только два счета: один – дебетуется, другой – кредитуется) и сложные (в них дебетуется два и более счетов и кредитуется один счет или, наоборот, кредитуется несколько счетов, а дебетуется один).

     Для того, чтобы грамотно составлять бухгалтерские  проводки, необходимо проделать  следующую цепочку рассуждений:

     Алгоритм составления бухгалтерской проводки:

1). Анализируем сущность  хозяйственной операции: выделяем, какое именно имущество и\или его источники она затрагивает и как именно (уменьшает или увеличивает).

2). Выделяем счета,  на которых отражается данное  имущество и\или его источники и определяем, активные они или пассивные.

3). Зная, какие изменения  претерпевает счет (уменьшается  или увеличивается) и руководствуясь значением дебета и кредита в активных и пассивных счетах, составляем бухгалтерскую проводку.

       По  степени детализации учета бухгалтерские счета делят на:

  • синтетические;
  • аналитические;
  • субсчета. 

Синтетические счета  содержат обобщенные показатели об имуществе, обязательствах и операциях предприятия по экономически однородным группам в денежном измерителе.

Аналитические  счета детализируют содержание синтетических счетов по отдельным видам имущества. Ведутся как в денежном, так и в натуральных измерителях.

Субсчета являются дополнительным учетным звеном, промежуточным между синтетическими и аналитическими счетами.

  Связь между синтетическим и аналитическим учетом:

 Записи на счетах  синтетического и аналитического  учетов ведутся параллельно, на  основании одних и тех же  документов и связаны между собой математически: сальдо начальное и конечное, а также обороты синтетического счета равны сумме соответствующих сальдо и оборотов аналитических счетов, открытых к данному синтетическому счету.

Оборотные ведомости  служат для проверки ведения записей  в течение месяца. Их составляют по аналитическим и синтетическим счетам.     

В итоговой строке оборотной  ведомости должно получиться три  пары равных итогов. Первое равенство (Суммы1) обусловлено балансом, из которого переносились данные о начальном состоянии счетов. Второе равенство (Суммы2) обусловлено принципом двойной записи. Третье равенство вытекает из первых двух. Таким образом проверяют ведение синтетического учета в течение месяца.

 

Тема 5: Классификация  и план счетов бухгалтерского учета.

 

   Все счета объединяют  в экономически однородные группы, что позволяет изучать не каждый счет в отдельности, но ограничиться рассмотрением группы счетов, для того, чтобы понять, как работают те или иные счета и какие особенности отражения хозяйственных операций на них имеются.

 Классификация счетов   по экономическому содержанию:

  1. Счета для учета имущества предприятия. Сюда относятся счета по учету основных средств (шифры 01, 02, 08); нематериальных активов (04, 05); оборотных средств (10, 14, 15, 16, 20, 21, 23, 29, 50, 51. 71 и т.п.)
  2. Счета для учета источников образования имущества. Относятся счета по учету собственных источников (80, 82, 83, 86, 96 и т.п.) и заемных источников (66, 67, 60, 62, 63, 76, 70 и т.п.)
  3. Счета для учета хозяйственных операций и финансово - результатные. В эту группу входят счета операций процесса заготовления (10, 14, 15, 16); процесса производства (20, 21, 23, 25, 26, 28) и процесса реализации (40, 41, 42, 43, 44, 45. 46, 90 и т.п.), а также счета, отражающие финансовые результаты деятельности предприятия (99, 84).

  Классификация счетов по структуре и использованию предусматривает другую группировку счетов:

Основные счета 

 Предназначены для  систематического наблюдения за  имуществом предприятия и источниками  его образования. На счетах  содержится вся необходимая информация  для составления баланса, поэтому эти счета подразделяются на:

  • Активные (учитывается имущество предприятия (Шифры: 01, 04, 07, 08, 10, 50, 51) Все они имеют одинаковую структуру: по дебету – отражается поступление материальных и денежных ресурсов, по кредиту – выбытие. Сальдо на этих счетах может быть только дебетовое.))
  • Пассивные ( Для учета капиталов, фондов, финансирования, обязательств предприятия (80, 82, 83, 86, 66, 67, 68, 69 и т.п. По кредиту этих счетов отражается наличие, увеличение источников или долга предприятия, по дебету - уменьшение. Сальдо – кредитовое.)

Регулирующие 

   На практике  требуется иногда сохранить первоначальную  оценку  средств предприятия и  получить информацию об изменении  этой оценки. Такие  данные регистрируются на регулирующих счетах.

   Регулирующие  счета самостоятельного значения не имеют. Они всегда связаны с основными счетами. Все регулирующие счета, по способу уточнения оценки основного счета делятся на:

Дополнительные 

Повышают оценку объекта  основного счета:

Пример: основной счет - 10,  регулирующий счет – 16 (Отклонение в стоимости материальных ценностей). На дополнительном счете  собирается стоимость  транспортно-заготовительных расходов. Тогда фактическая себестоимость материалов определяется суммированием их стоимости по цене поставщика, числящейся на дебете основного активного счета 10 и дебетового сальдо по регулирующему дополнительному счету 16. Важно: если основной счет – активный, то и дополнительный к нему счет также активный и наоборот.

Операционные  

   Применяются для  вспомогательных учетных операций. Подразделяются на распределительные (которые, в свою очередь включают собирательно-распределительные и бюджетно-распределительные), калькуляционные и сопоставляющие.

Калькуляционные (20, 21, 23, 29, 44, 08)

Учитываются затраты и определяется себестоимость продукции. По дебету счетов собирают фактические затраты на производство продукции, а по кредиту - списывается производственная себестоимость готовых объектов учета. Остатки по этим счетам будут показывать затраты в незавершенном производстве.

Сопоставляющие (90)

Используются для выявления  результатов от реализации продукции, работ, услуг. При этом сопоставляются доходы от реализации (по кредиту счета) с расходами на производство и реализацию. Сальдо по этому счету показывает финансовый результат от реализации – прибыль (если кредит превышает дебет) или убыток (в противном случае).

Финансово-результатные (99)

По дебету этого счета накапливаются  убытки предприятия, а по кредиту – прибыль.

Забалансовые (001-014)

Предназначены для учета  средств, не принадлежащих данному предприятию, но временно находящихся у него На забалансовых счетах также могут учитываться свои средства, требующие более строго учета и отчетности

  Особенность - активны,  на них не применяется метод  двойной записи.

План счетов - это систематизированный  перечень синтетических счетов бухучета В нем приведены наименования и шифры синтетических счетов и субсчетов. Предприятия, по согласованию с Министерством финансов, могут вводить дополнительные синтетические счета, используя свободные шифры. Все синтетические счета имеют двузначные шифры и разбиты на 8 разделов. Субсчета нумеруются по порядку в пределах синтетического счета, к которому они относятся.

 Применяемый в настоящее  время план  счетов является  единым для всех субъектов  хозяйствования, независимо от форм  собственности.

 

Тема 6: Документация и инвентаризация

 

 Особенностью бухучета является  то, что все хозяйственные операции оформляются документами. Документ - письменное свидетельство, являющееся подтверждением права совершения хозяйственной операции,  ее законченности и целесообразности.

Первичный документ - бухгалтерский документ, составляемый в момент совершения операции, первое свидетельство происшедшего факта. Подтверждает юридическую силу произведенной хоз. операции, устанавливает ответственность отдельных исполнителей за выполненные ими хоз. операции.

Информация о работе Бухгалтерский учет, анализ и аудит