Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:02, курс лекций
1. В Республике Беларусь действует система хозяйственного учета, в которой выделяются три взаимосвязанных вида учета:
- оперативный;
- статистический;
- бухгалтерский.
Операции третьего типа изменяют одновременно величину имущества и источники его формирования, при этом изменения происходят в сторону увеличения. При этом валюта баланса по активу и пассиву баланса возрастает на равную величину (на спец. счет предприятия зачислена ссуда банка).
Операции четвертого типа изменяют одновременно величину имущества и источники его формирования, при этом изменения происходят в сторону уменьшения. Валюта баланса по активу и пассиву уменьшается на равную величину.
Для текущего учета и контроля используется система счетов бухгалтерского учета.
Счет бухгалтерского учета – это способ группировки текущего контроля и отражение хозяйственных операций, которые совершаются с имуществом, источниками его формирования, хозяйственными процессами.
В соответствии с балансом все счета бухгалтерского учета делятся на активные и пассивные.
Активные – это счета бухгалтерского учета, на которых учитываются различные виды имущества, их наличие, состав, движение. На активных счетах сальдо только дебитовое.
Пассивные – это счета бухгалтерского учета, на которых учитываются источники формирования имущества, их наличие, состав, движение, а также обязательства. На пассивных счетах сальдо только кредитовое.
Счета бухгалтерского учета бывают синтетическими и аналитическими.
На синтетических счетах бухгалтерского учета отражаются данные экономических группировок имущества предприятия, источников его формирования и хозяйственные операции в обобщенном виде в денежном выражении.
План счетов бухгалтерского учета представляет собой систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, в основе которого используется классификация счетов по их экономическому содержанию.
Тема 4: Счета и двойная запись.
Бухгалтерский
баланс отражает состояние
Счета, на которых отражается информация об изменениях в составе и размещении имущества предприятия, называют активными. Как правило, им соответствуют активные статьи баланса. Счета, содержащие информацию о состоянии и движении источников финансовых средств предприятия, называют пассивными. Им, соответствуют пассивные статьи.
Значения дебета и кредита в активных и пассивных счетах различно.
Активные счета: увеличиваются по дебету, уменьшаются по кредиту.
Пассивные счета: увеличиваются по кредиту. Уменьшаются по дебету.
Порядок
ведения записей на
1). В начале месяца счета открывают:
Из баланса заносят начальное состояние счета (сальдо начальное). Причем в активных счетах сальдо начальное проставляется по дебету, в пассивных – по кредиту.
2). В течение месяца на счетах отражается каждое изменение в состоянии хозяйственных средств и их финансовых источников, вызванное произошедшими хозяйственными операциями. Суммы, увеличивающие активный счет, отражаются по дебету счета, а уменьшающие – по кредиту. В пассивных счетах – наоборот.
3). В конце месяца счета закрывают:
Вначале подсчитывают обороты (сумму по всем хозяйственным операциям, отраженным на счете). Обороты отдельно посчитывают по дебету (дебетовый оборот) и по кредиту (кредитовый оборот) каждого счета. Затем определяют конечное состояние счета (сальдо конечное).
Для активных счетов сальдо конечное определяют:
Сальдо конечное= сальдо начальное + оборот дебетовый – оборот кредитовый.
Для пассивных счетов:
Сальдо конечное= сальдо начальное =оборот кредитовый – оборот дебетовый.
Конечное состояние счета переносится в баланс. Таким образом, между счетами и бухгалтерским балансом существует устойчивая информационная связь: из баланса в открываемые счета вносят начальные остатки, а на основании итоговых данных, содержащихся на счетах, составляют в конце отчетного периода новый баланс.
Сущность метода двойной записи состоит в следующем:
Каждая хозяйственная операция одновременно отражается по дебету одного и по кредиту другого счета в одних и тех же суммах.
Взаимосвязь
счетов, возникающая в результате
отражения на них
Запись
двух корреспондирующих счетов
с указанием их дебета, кредита
и суммы, называется бухгалтерс
Для того,
чтобы грамотно составлять
Алгоритм составления бухгалтерской проводки:
1). Анализируем сущность хозяйственной операции: выделяем, какое именно имущество и\или его источники она затрагивает и как именно (уменьшает или увеличивает).
2). Выделяем счета, на которых отражается данное имущество и\или его источники и определяем, активные они или пассивные.
3). Зная, какие изменения претерпевает счет (уменьшается или увеличивается) и руководствуясь значением дебета и кредита в активных и пассивных счетах, составляем бухгалтерскую проводку.
По степени детализации учета бухгалтерские счета делят на:
Синтетические счета содержат обобщенные показатели об имуществе, обязательствах и операциях предприятия по экономически однородным группам в денежном измерителе.
Аналитические счета детализируют содержание синтетических счетов по отдельным видам имущества. Ведутся как в денежном, так и в натуральных измерителях.
Субсчета являются дополнительным учетным звеном, промежуточным между синтетическими и аналитическими счетами.
Связь между синтетическим и аналитическим учетом:
Записи на счетах
синтетического и
Оборотные ведомости служат для проверки ведения записей в течение месяца. Их составляют по аналитическим и синтетическим счетам.
В итоговой строке оборотной ведомости должно получиться три пары равных итогов. Первое равенство (Суммы1) обусловлено балансом, из которого переносились данные о начальном состоянии счетов. Второе равенство (Суммы2) обусловлено принципом двойной записи. Третье равенство вытекает из первых двух. Таким образом проверяют ведение синтетического учета в течение месяца.
Тема 5: Классификация и план счетов бухгалтерского учета.
Все счета объединяют
в экономически однородные
Классификация счетов по экономическому содержанию:
Классификация счетов по структуре и использованию предусматривает другую группировку счетов:
Основные счета
Предназначены для
систематического наблюдения
На практике
требуется иногда сохранить
Регулирующие счета самостоятельного значения не имеют. Они всегда связаны с основными счетами. Все регулирующие счета, по способу уточнения оценки основного счета делятся на:
Повышают оценку объекта основного счета:
Пример: основной счет - 10, регулирующий счет – 16 (Отклонение в стоимости материальных ценностей). На дополнительном счете собирается стоимость транспортно-заготовительных расходов. Тогда фактическая себестоимость материалов определяется суммированием их стоимости по цене поставщика, числящейся на дебете основного активного счета 10 и дебетового сальдо по регулирующему дополнительному счету 16. Важно: если основной счет – активный, то и дополнительный к нему счет также активный и наоборот.
Операционные
Применяются для вспомогательных учетных операций. Подразделяются на распределительные (которые, в свою очередь включают собирательно-распределительные и бюджетно-распределительные), калькуляционные и сопоставляющие.
Калькуляционные (20, 21, 23, 29, 44, 08)
Учитываются затраты и определяется себестоимость продукции. По дебету счетов собирают фактические затраты на производство продукции, а по кредиту - списывается производственная себестоимость готовых объектов учета. Остатки по этим счетам будут показывать затраты в незавершенном производстве.
Сопоставляющие (90)
Используются для выявления результатов от реализации продукции, работ, услуг. При этом сопоставляются доходы от реализации (по кредиту счета) с расходами на производство и реализацию. Сальдо по этому счету показывает финансовый результат от реализации – прибыль (если кредит превышает дебет) или убыток (в противном случае).
Финансово-результатные (99)
По дебету этого счета накапливаются убытки предприятия, а по кредиту – прибыль.
Забалансовые (001-014)
Предназначены для учета средств, не принадлежащих данному предприятию, но временно находящихся у него На забалансовых счетах также могут учитываться свои средства, требующие более строго учета и отчетности
Особенность - активны, на них не применяется метод двойной записи.
План счетов - это систематизированный перечень синтетических счетов бухучета В нем приведены наименования и шифры синтетических счетов и субсчетов. Предприятия, по согласованию с Министерством финансов, могут вводить дополнительные синтетические счета, используя свободные шифры. Все синтетические счета имеют двузначные шифры и разбиты на 8 разделов. Субсчета нумеруются по порядку в пределах синтетического счета, к которому они относятся.
Применяемый в настоящее время план счетов является единым для всех субъектов хозяйствования, независимо от форм собственности.
Тема 6: Документация и инвентаризация
Особенностью бухучета
Первичный документ - бухгалтерский документ, составляемый в момент совершения операции, первое свидетельство происшедшего факта. Подтверждает юридическую силу произведенной хоз. операции, устанавливает ответственность отдельных исполнителей за выполненные ими хоз. операции.