Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:02, курс лекций

Описание работы

1. В Республике Беларусь действует система хозяйственного учета, в которой выделяются три взаимосвязанных вида учета:
- оперативный;
- статистический;
- бухгалтерский.

Файлы: 1 файл

БУАиА_Соловей Г.И..doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ

ТРУДОВЫХ  И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ГОМЕЛЬСКИЙ  ФИЛИАЛ


КАФЕДРА ФИНАНСОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткий конспект лекций по курсу:

«Бухгалтерский  учет, анализ и аудит»

 

 

Соловей Г.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель 2005

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Тема 1. Бухгалтерский  учет, его сущность и значение.

Предмет и метод бухгалтерского учета

 

  1. В Республике Беларусь действует система хозяйственного учета, в которой выделяются три взаимосвязанных вида учета:
  • оперативный;
  • статистический;
  • бухгалтерский.

С помощью оперативного учета управленческому персоналу поступает информация о движении материальных ресурсов на предприятии, об объемах выпущенной   продукции, ее отгрузке и реализации, о наличии запасов. Источником информации, сведениями могут быть документы, данные, полученные по телефону, факсу, в устной форме.

Статистический учет изучает явления, носящие обобщающий характер в различных областях экономики.

Статистика использует выборочный метод наблюдения и регистрации, осуществляет единовременный учет и переписи. Для этих целей она применяет информацию бухгалтерского и оперативного учета.

Бухгалтерский учет изучает  количественную сторону хозяйственных  явлений в неразрывной связи  с их качественной стороны путем  сплошной регистрации хозяйственных фактов как в натуральных показателях, так и в денежном выражении.

Бухгалтерский учет – экономическая наука. Впервые  о бухгалтерском учете как науке упоминается в трудах Бенедетто Котрулья (1458) и Луки Пачоли (1494).

Бухгалтерский учет представляет собой  упорядоченную систему  сбора регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах предприятия и их движении путем  сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

В процессе бухгалтерского учета решаются следующие основные задачи:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и его финансовом положении;
  • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, для контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь;
  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности предприятия и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
  1. Управление предприятием осуществляется на основе полученной информации, большую часть  которой представляет бухгалтерский учет. Через учетные данные проявляется эффективность принятых управленческих решений. Учетная информация содержит сведения,  необходимые для реализации следующих функций управления:
  • планирования;
  • контроля;
  • анализа (оценки).

Бухгалтерский учет и  планирование самым тесным образом  связаны между собой. Учетные  данные предшествующих периодов являются исходной базой для планирования, а данные текущего учета – средством контроля за выполнением плановых показателей.

При составлении планов всех видов используются учетные  данные о затратах на производство и себестоимости продукции, о  наличии и использовании производственных ресурсов, финансовых результатах. Как правило, методология планирования увязана с методологией бухгалтерского учета.

Хозяйственный контроль, как  функция управления, состоит  в выявлении отклонений от планов, сделок, лимитов, смет, норм и нормативов. Для выявления данных отклонений фактические результаты сравниваются с установленным планом или регламентирующими документами. Источником данных о фактических результатах являются данные бухгалтерского учета.

Бухгалтерская служба обеспечивает контроль за всеми хозяйственными операциями, а также за сохранностью и состоянием имущества.

 Для выполнения  контрольных функций учетные работники наделяются соответствующими правами (право подписи документов, согласования и назначения, увольнения м/о лиц).

Экономический анализ возник на базе бухгалтерского учета, являющегося основным источником экономической информации. Так, балансовый метод анализа заимствован из бухгалтерского учета. Связь экономического анализа с бухгалтерским учетом проявляется в том, что в нем используются учетные данные и данные бухгалтерской отчетности.

Информация бухгалтерского учета используется при составлении бизнес-планов, при решении правовых вопросов. По учетным данным осуществляется контроль за выполнением бизнес-планов и финансовым состоянием предприятия, использованием  кредитов банка, эффективностью функционирования правовой службы.

  1. Предметом бухучета  являются имущество предприятия, находящееся в виде средств и обязательств, движение этого имущества посредством хозяйственных операций, происходящих в сфере снабжения, производства и реализации продукции, а также результаты деятельности предприятия.

Имущество предприятия, его обязательства, источники формирования этого имущества, хозяйственные операции составляют объекты бухучета.

Объектами бухучета являются:

  • имущество предприятия (основные  средства, производственные запасы, нематериальные активы, финансовые вложения, денежные средства);
  • собственный капитал (уставный капитал, резервный фонд, фонды специального назначения, амортизационный фонд, резервы, нераспределенная прибыль);
  • задолженность других организаций (дебиторская задолженность) и обязательства сторонним организациям и физическим лицам (кредиторская задолженность, кредиты банков, займы);
  • хозяйственные операции, вызывающие изменения в составе имущества и обязательств. Операции являются фактами  хозяйственной деятельности и могут быть двусторонними (при купле-продаже) и односторонними (амортизация основных средств, потери от стихийных бедствий).

Методологическую основу организации бухгалтерского учета  составляет система способов и приемов, которые осуществляются посредством документации, инвентаризации, бухгалтерского баланса, системы синтетических и аналитических счетов с применением метода двойной записи, оценки имущества и обязательств, калькуляции и отчетности.

Документация – это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их совершения. Обязательным условием отражения хозяйственных операций в бухучете является оформление их первичными документами, обладающими определенными характеристиками и отвечающими соответствующими предъявляемыми к ним требованиями (они должны быть достоверными, ясными, объективными).

Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета.

Инвентаризации  подлежат основные средства, товарно-материальные ценности, денежные средства, расчеты, незавершенное производство и строительство,  товары.

Инвентаризации проводятся в установленные  Минфином сроки.

Бухгалтерский баланс – способ экономической группировки и обобщение информации об имуществе предприятия по составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату. Обе части бухгалтерского баланса равны между собой,    т. к. в них отражается одно и то же имущество, но, с одной стороны, по составу и размещению, с другой, – по источникам его образования.

Система счетов и двойная  запись-прием означает, что группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций в бухгалтерском учете осуществляются с помощью системы счетов (синтетических и аналитических) с применением метода двойной записи.

Оценка представляет собой способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников. В основе оценки имущества лежат реальные затраты, выраженные в денежном измерении.

Калькуляция – способ группировки затрат и определение себестоимости. Исчисление себестоимости продукции – способ определения фактических затрат предприятия в денежной форме на единицу продукции.

Отчетность  предприятия представляет собой систему показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия за определенный период.

Показатели отчетности используются для анализа финансового состояния предприятия, подготовку, обоснование и принятие соответствующих управленческих решений для оценки положения предприятия на рынке.

 

Тема 2: Предмет  и метод бухучёта.

 

Первый учёный труд по теории бухучёта был написан в 1494 году францисканским монахом Лукой  Пачоли и назывался «Трактат о  счетах и записях». Сформулированный в этом трактате метод двойной  записи используется в бухучёте до сих пор.

С развитием капитализма  развивалась промышленность, торговля, совершенствовался и развивался учет, появилась профессия бухгалтера (в начале Х1Х века в крупных  городах Англии и Шотландии их было более 50 человек). В 1854 году в Англии организовано Общество бухгалтеров, а в 1880 году с одобрения Королевы Виктории создан институт присяжных бухгалтеров Англии и Шотландии.

Основными объектами бухучёта являются:

  • Имущество предприятия;
  • Обязательства предприятия;
  • Хозяйственные операции и их результаты.

Поэтому предметом бухучёта является упорядоченная информационная система, отражающая совокупность имущества предприятия, источников его образования, хозяйственных операций и результатов деятельности предприятия в денежном выражении.

Тема 3. Бухгалтерский баланс. Система счетов

и двойная запись

 

  1. Баланс (от французского – весы) означает равновесие или количественное выражение отношений  между сторонами какой-либо деятельности.

Существуют различные виды баланса:

  • бухгалтерский;
  • денежных доходов и расходов населения;
  • межотраслевой баланс;
  • платежный баланс;
  • баланс трудовых ресурсов.

Бухгалтерский баланс представляет собой способ экономической группировки имущества по его составу и размещению, источникам  его формирования на 1 число месяца, года.

По внешнему виду бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, в левой части которой показывается имущество по составу и размещению – актив баланса. В правой части отражаются источники формирования этого имущества – пассив баланса.

Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья, которая соответствует виду (наименованию) имущества, обязательств, источнику формирования имущества.

Статьей бухгалтерского баланса называется показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующая отдельные виды имущества, источников его формирования, обязательств предприятия. Балансовые статьи объединяются в группы, группы – в разделы. Бухгалтерский баланс – (нетто) предусматривает 2 раздела в активе и 3 раздела в пассиве.

актив

1 раздел

  • внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы, незавершенные капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения).

2 раздел

  • оборотные активы (запасы, в т. ч. сырье и материалы, МБП, затраты в незавершенном производстве, готовая продукция, товары отгруженные, расходы будущих периодов,  дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства,  в т. ч. касса, расчетный счет, валютные счета).

пассив

3 раздел

  • собственный капитал (уставный фонд, резервный фонд, фонд накопления, целевые финансирования и поступления, нераспределенная прибыль).

4 раздел 

  • долгосрочные обязательства (кредиты банков, прочие займы).

5 раздел

  • краткосрочные обязательства (заемные средства, кредиторская задолженность, в т. ч.  сч. 68, 69, 70, 64, 60, расчеты по  дивидендам, доходы будущих периодов, фонд потребления, резервы предстоящих расходов и платежей).

 

 

  1. Каждая хозяйственная операция, происходящая на предприятии, изменяет или размер имущества, или величину источников его формирования, или одновременно и величину имущества, и его источники формирования.

Хозяйственные операции, совершающиеся  на предприятии, по признаку их влияния на величину актива и пассива бухгалтерского баланса бывают четырех типов.

Операции первого типа изменяют состав имущества, т. е. затрачивают только актив баланса, в данном случае валюта баланса не изменится. (Получены деньги в кассу с расчетного счета). Операции второго типа изменяют источники формирования имущества предприятия, т. е. затрачивают только пассив баланса, и валюта баланса не изменяется. (Использование части прибыли на создание специализированных фондов).

Информация о работе Бухгалтерский учет, анализ и аудит