Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:02, курс лекций
1. В Республике Беларусь действует система хозяйственного учета, в которой выделяются три взаимосвязанных вида учета:
- оперативный;
- статистический;
- бухгалтерский.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ
ТРУДОВЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ГОМЕЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
КАФЕДРА ФИНАНСОВ
Краткий конспект лекций по курсу:
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Соловей Г.И.
Тема 1. Бухгалтерский учет, его сущность и значение.
Предмет и метод бухгалтерского учета
С помощью оперативного учета управленческому персоналу поступает информация о движении материальных ресурсов на предприятии, об объемах выпущенной продукции, ее отгрузке и реализации, о наличии запасов. Источником информации, сведениями могут быть документы, данные, полученные по телефону, факсу, в устной форме.
Статистический учет изучает явления, носящие обобщающий характер в различных областях экономики.
Статистика использует выборочный метод наблюдения и регистрации, осуществляет единовременный учет и переписи. Для этих целей она применяет информацию бухгалтерского и оперативного учета.
Бухгалтерский учет изучает количественную сторону хозяйственных явлений в неразрывной связи с их качественной стороны путем сплошной регистрации хозяйственных фактов как в натуральных показателях, так и в денежном выражении.
Бухгалтерский учет – экономическая наука. Впервые о бухгалтерском учете как науке упоминается в трудах Бенедетто Котрулья (1458) и Луки Пачоли (1494).
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах предприятия и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
В процессе бухгалтерского учета решаются следующие основные задачи:
Бухгалтерский учет и планирование самым тесным образом связаны между собой. Учетные данные предшествующих периодов являются исходной базой для планирования, а данные текущего учета – средством контроля за выполнением плановых показателей.
При составлении планов всех видов используются учетные данные о затратах на производство и себестоимости продукции, о наличии и использовании производственных ресурсов, финансовых результатах. Как правило, методология планирования увязана с методологией бухгалтерского учета.
Хозяйственный контроль, как функция управления, состоит в выявлении отклонений от планов, сделок, лимитов, смет, норм и нормативов. Для выявления данных отклонений фактические результаты сравниваются с установленным планом или регламентирующими документами. Источником данных о фактических результатах являются данные бухгалтерского учета.
Бухгалтерская служба обеспечивает контроль за всеми хозяйственными операциями, а также за сохранностью и состоянием имущества.
Для выполнения контрольных функций учетные работники наделяются соответствующими правами (право подписи документов, согласования и назначения, увольнения м/о лиц).
Экономический анализ возник на базе бухгалтерского учета, являющегося основным источником экономической информации. Так, балансовый метод анализа заимствован из бухгалтерского учета. Связь экономического анализа с бухгалтерским учетом проявляется в том, что в нем используются учетные данные и данные бухгалтерской отчетности.
Информация бухгалтерского учета используется при составлении бизнес-планов, при решении правовых вопросов. По учетным данным осуществляется контроль за выполнением бизнес-планов и финансовым состоянием предприятия, использованием кредитов банка, эффективностью функционирования правовой службы.
Имущество предприятия, его обязательства, источники формирования этого имущества, хозяйственные операции составляют объекты бухучета.
Объектами бухучета являются:
Методологическую основу организации бухгалтерского учета составляет система способов и приемов, которые осуществляются посредством документации, инвентаризации, бухгалтерского баланса, системы синтетических и аналитических счетов с применением метода двойной записи, оценки имущества и обязательств, калькуляции и отчетности.
Документация – это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их совершения. Обязательным условием отражения хозяйственных операций в бухучете является оформление их первичными документами, обладающими определенными характеристиками и отвечающими соответствующими предъявляемыми к ним требованиями (они должны быть достоверными, ясными, объективными).
Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета.
Инвентаризации подлежат основные средства, товарно-материальные ценности, денежные средства, расчеты, незавершенное производство и строительство, товары.
Инвентаризации проводятся в установленные Минфином сроки.
Бухгалтерский баланс – способ экономической группировки и обобщение информации об имуществе предприятия по составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату. Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, т. к. в них отражается одно и то же имущество, но, с одной стороны, по составу и размещению, с другой, – по источникам его образования.
Система счетов и двойная запись-прием означает, что группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций в бухгалтерском учете осуществляются с помощью системы счетов (синтетических и аналитических) с применением метода двойной записи.
Оценка представляет собой способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников. В основе оценки имущества лежат реальные затраты, выраженные в денежном измерении.
Калькуляция – способ группировки затрат и определение себестоимости. Исчисление себестоимости продукции – способ определения фактических затрат предприятия в денежной форме на единицу продукции.
Отчетность предприятия представляет собой систему показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия за определенный период.
Показатели отчетности используются
для анализа финансового состоя
Тема 2: Предмет и метод бухучёта.
Первый учёный труд по теории бухучёта был написан в 1494 году францисканским монахом Лукой Пачоли и назывался «Трактат о счетах и записях». Сформулированный в этом трактате метод двойной записи используется в бухучёте до сих пор.
С развитием капитализма развивалась промышленность, торговля, совершенствовался и развивался учет, появилась профессия бухгалтера (в начале Х1Х века в крупных городах Англии и Шотландии их было более 50 человек). В 1854 году в Англии организовано Общество бухгалтеров, а в 1880 году с одобрения Королевы Виктории создан институт присяжных бухгалтеров Англии и Шотландии.
Основными объектами бухучёта являются:
Поэтому предметом бухучёта является упорядоченная информационная система, отражающая совокупность имущества предприятия, источников его образования, хозяйственных операций и результатов деятельности предприятия в денежном выражении.
Существуют различные виды баланса:
Бухгалтерский баланс представляет собой способ экономической группировки имущества по его составу и размещению, источникам его формирования на 1 число месяца, года.
По внешнему виду бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, в левой части которой показывается имущество по составу и размещению – актив баланса. В правой части отражаются источники формирования этого имущества – пассив баланса.
Основным элементом бухгалтерск
Статьей бухгалтерского баланса называется показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующая отдельные виды имущества, источников его формирования, обязательств предприятия. Балансовые статьи объединяются в группы, группы – в разделы. Бухгалтерский баланс – (нетто) предусматривает 2 раздела в активе и 3 раздела в пассиве.
1 раздел
2 раздел
3 раздел
4 раздел
5 раздел
Хозяйственные операции, совершающиеся на предприятии, по признаку их влияния на величину актива и пассива бухгалтерского баланса бывают четырех типов.
Операции первого типа изменяют состав имущества, т. е. затрачивают только актив баланса, в данном случае валюта баланса не изменится. (Получены деньги в кассу с расчетного счета). Операции второго типа изменяют источники формирования имущества предприятия, т. е. затрачивают только пассив баланса, и валюта баланса не изменяется. (Использование части прибыли на создание специализированных фондов).