Бухгалтерский учет денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение состояния бухгалтерского учета денежных средств, выявление недостатков в организации учета и контроля денежных средств и рекомендации по улучшению учета и контроля за денежными средствами на примере ООО «Гера».
Исходя из актуальности темы, при написании работы поставлены следующие задачи:
• рассмотреть понятие денежных средств, основных расчетных операций, последить учет денежных средств в наличной и безналичной форме, их документальное оформление и отражение на счетах бухгалтерского учета;
• дать рекомендации по совершенствованию учета и контроля за денежными средствами предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..
1 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВИЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Основные законодательные и нормативные документы по учету денежных средств……………………………………………………………………………….
1.2 Задачи бухгалтерского учета…………………………………………………..
1.3 Безналичные формы расчетов…………………………………………………
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Организационная характеристика предприятия……………………………….
2.2 Экономическая характеристика предприятия…………………………………
3 УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
3.1 Учет кассовых операций………………………………………………………..
3.2 Учет денежных средств на расчетном, валютном и прочих счетах в банке….
3.3 Учет прочих денежных средств…………………………………………………
4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

бух учет.docx

— 78.60 Кб (Скачать файл)

Наличные расчеты - это  расчеты наличными деньгами (бумажными  деньгами и монетами). ЦБ РФ устанавливает  предельный размер расчетов наличными  деньгами между юридическими лицами по одному платежу. Расчеты на сумму, превышающую установленную, могут  производиться только в безналичном  порядке.

Безналичные расчеты осуществляются путем перечисления средств со счета  плательщика на счет получателя в  кредитной организации (банке).

Сельскохозяйственные организации  обязаны хранить свои денежные средства на расчетных, валютных, специальных  счетах, а в своей кассе могут  иметь наличные деньги в пределах лимитов, которые установлены учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий.

Основными задачами учета  денежных средств и расчетов являются:

1 своевременное и правильное  документирование операций по  движению денежных средств и  расчетов;

2 оперативный, повседневный  контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия;

3 контроль за использованием  денежных средств строго по целевому назначению:

4контроль за правильными  и своевременными расчетами с  бюджетом, банками, персоналом;

5 контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;

6 своевременная выверка  расчетов с дебиторами и кредиторами  для исключения просроченной  задолженности.

1.3 Безналичные  формы расчетов

Безналичный оборот - это  сумма расчетов за определенный период времени, совершенных без использования  наличных денег, путем перечисления денежных средств по счетам клиентов в кредитных организациях или  зачета взаимных требований.

Субъекты платежно-расчетной  системы: коммерческие банки; клиринговые  и расчетные палаты (осуществляют межбанковские расчеты); плательщики  и получатели средств (хозяйствующие  субъекты, население, кредитно-финансовые институты).

Объекты расчетов: товарные и нетоварные расчеты; расчеты между  кредитно-финансовыми институтами, образующими банковский и межбанковский  безналичные обороты.

Расчетный документ (бумажный или электронный носитель) это;

-.распоряжение плательщика  о списании денежных средств  со своего счета и их перечисление  на счет получателя средств;

-.распоряжение получателя  средств на списание денежных  средств со счета плательщика  и перечисление на счет, указанный  получателем средств.

Положением предусматриваются  следующие виды расчетных документов: платежные поручения, аккредитивы, чеки, платежные требования, инкассовые поручения. Организация вправе избрать  и установить в договоре любую  из указанных форм расчетов.

Платежные требования представляют собой требование поставщика (получателя средств) к покупателю (плательщику), оплатить согласно договору, стоимость  поставленной продукции, выполненных  раба оказанных услуг, основанием для  оплаты являются отгрузочные и товарные документы.

Плательщик решает вопрос о согласии (акцепте) оплатить расчетные  документы. Виды акцепта:

Положительный акцепт - форма  акцепта, при которой плательщик обязан по каждому расчетному документу, содержащему требование поставщика на оплату, заявить в письменной форме либо свое согласие на оплату, либо отказ от акцепта.

Отрицательный акцепт - форма  акцепта, при которой плательщик письменно уведомляет банк только об отказе от акцепта. Не заявленные в  обусловленный срок отказы расцениваются  банком как согласие плательщика  на оплату (молчаливый акцепт). Заявляемый плательщиком отказ может быть полным или частичным и обязательно  мотивирован. Обычные причины отказа от акцепта: товар не заказан; счет бестоварный; товар ранее оплачен; отсутствует  согласованная цена; отгрузка по ненадлежащему  адресу, а также другие мотивы, связанные  с нарушением договорных обязательств со стороны поставщика. Как правило, мотив отказа от акцепта должен быть подтвержден ссылками на соответствующие  пункты договора между поставщиком  и покупателем. Никаких споров между  поставщиком и плательщиком по существу отказов от акцепта банк не рассматривает,

Предварительный акцепт - означает, что плательщик свое согласие на оплату требования поставщика дает до списания денег с его счета. При этом расчетный документ считается акцептованным, если плательщик не заявил банку отказ  в течение трех рабочих дней. При  этом день поступления расчетного документа  в банк в расчет не принимается. Оплата производится на следующий день по истечении срока акцепта,

Последующий акцепт предусматривает  немедленную оплату расчетных документов по мере их поступления в банк в  течение операционного дня банка. При этом за плательщиком сохраняется  право заявления последующего отказа от акцепта в течение 3 рабочих  дней.

Инкассовое поручение - расчетный  документ, на основании которого производится списание денежных средств со счета  плательщика в бесспорном порядке. Они применяются:

· если эта форма расчетов установлена законодательством; в  расчетном документе должна присутствовать соответствующая ссылка;

· при взыскании по исполнительным листам; к расчетному документу должен быть приложен дубликат исполнительного  документа;

· если эта форма расчетов предусмотрена сторонами по основному  договору.

Банк исполняет инкассовое поручение в течение трех дней после его получения. Требования для списания средств по инкассовому  поручению те же, что и для платежного требования без акцепта.

Платежные поручения наиболее распространенная форма расчетов (их доля свыше 90% в платежном обороте). В основе расчетов находится поручение-распоряжение плательщика банку произвести перечисление средств с его счета на счет получателя средств. Платежи осуществляются в следующих случаях:

за полученные товары, выполненные  работы, оказанные услуги в порядке  предоплаты поставщику, согласно условиям договора по нетоварным операциям, т.е. выполнение финансовых обязательств, в т.ч.: перечисление денежных средств  в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды; возврате и размещении кредитов, займов, депозитов и уплаты процентов по ним; по распоряжению в  пользу физ. лиц и некоторых др. целях.

Расчеты по инкассо являются банковской операцией, с помощью  которой банк по поручению и за счет своего клиента на основании  расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика  платежа на основании расчетных, товарных и денежных документов. Эти  расчеты оформляются с помощью  платежных требований и инкассовых поручений.

Аккредитив - распоряжение плательщика  банку поставщика (получателя) об оплате товара или оказанных услуг на указанных покупателем условиях. Данную форму расчетов целесообразно  применять при случайных, разовых  сделках, когда партнеры недостаточно доверяют друг другу, а также при  сомнениях в финансовой устойчивости, платежеспособности аккуратности плательщика.

Банки могут открывать  следующие виды аккредитивов:

- покрытый (депонированный): аккредитив, для осуществления платежей  по которому предварительно бронируются  средства плательщика в полной  сумме на отдельном счете в  банке-эмитенте (тот который открывает,  выставляет аккредитив) или исполняющем  банке. Распоряжаться этими средствами  плательщик не может. Бронирование  средств плательщика может предоставляться путем:

- кредитования на сумму  аккредитива корреспондентского  счета банка в банке-эмитенте  или ином банке;

- предоставления исполняющему  банку права на списание всей  суммы аккредитива с корреспондентского  счета, открытого у него банком-эмитентом  в момент получения аккредитива  для исполнения;

- открытия банком-эмитентом  в исполняющем банке депозитов  покрытия или страховых депозитов.

- непокрытый аккредитив - аккредитив, оплата по которому, в случае временного отсутствия  средств на счете плательщика,  гарантируется банком-эмитентом  за счет банковского кредита.

- отзывным признается  аккредитив, который может быть  изменен или отменен банком-эмитентом  без предварительного уведомления  получателя средств. Аккредитив  является отзывным, если в его  тексте прямо не установлено  иное.

- безотзывным признается  аккредитив, который не может  быть отменен без согласия  получателя средств.

Чек - письменное распоряжение плательщика (чекодателя) банку зачислить  указанную денежную сумму на счет получателя средств (чекодержателя). В  современных условиях использование  чеков резко ограничено по следующим  причинам:

-участились случаи их  подделок

- усложнились и замедлились  документооборот и получение  платежей из-за использования  дебетовых авизо (сопроводительный  документ, перечень документов) было территориально ограничено действие чеков с грифом «Россия» рамками одного города (одного РКЦ), а депонированные ком. банками денежные средства клиентов в обязательном порядке переводились в РКЦ, что лишало КБ временно свободных денежных средств и превращало их в противников практического использования этой формы расчетов.

Вексель представляет собой  письменное долговое обязательство, содержащее определенный набор реквизитов, по которому владелец векселя (векселедержатель) имеет бесспорное право по истечении  срока обязательства требовать  с должника обозначенную в векселе  денежную сумму. Вексель может быть простым и переводным (соло-вексель) и переводным (тратта).

В простом векселе указывают  место и дату его составления, сумму долгового обязательства, срок, место платежа, наименование кредитора, которому должен быть произведен платеж, наименование и подпись заемщика-векселедателя.

Переводной вексель представляет собой письменное распоряжение векселедателя  плательщику об уплате определенной суммы векселедержателю. Он предназначен для перевода ценностей из распоряжения одного лица в распоряжение другого. Выдать переводной вексель на другое лицо можно лишь в случае, если векселедатель  имеет у плательщика дебиторскую  задолженность.

Расчеты плановыми платежами  целесообразно использовать во взаимоотношениях между предприятиями, имеющими постоянные хозяйственные связи, характеризующиеся  периодическими поставками продукции  в течение определенного периода - месяца, квартала, полугодия, года.

Расчеты путем зачета взаимных требований предусматривают взаимопогашение претензий и обязательств должников и кредиторов и перечисление на расчетный счет только не зачтенной суммы. Это упрощает документооборот, сокращает потребность в денежных средствах, ускоряет проведение расчетов и снижает взаимную дебиторско-кредиторскую задолженность. Зачеты могут быть произведены между 2-мя участниками, на многосторонней основе, быть разовыми и постоянно действующими, внутрибанковскими и межотраслевыми, региональными.

Безналичные платежи производятся в соответствии со следующими принципами:

1. банк принимает на  себя обязанность хранить денежные  средства клиента, зачислять на  его счета поступающие суммы,  выполнять распоряжение клиента  о перечислении средств и выдаче  их наличными;

2. средства со счета  списываются на основании документально  оформленного распоряжения владельца  счета;

3. без распоряжения клиента  денежные средства списываются  лишь по решению суда и в  других законодательно установленных  случаях;

4. при наличии на счете  плательщика денежных сумм, достаточных  для удовлетворения обязательств, средства списываются в соответствии  с распоряжениями клиента в  порядке календарной очередности,  если иное не предусмотрено  законом;

5. при недостаточности  денежных средств на счете  для удовлетворения всех предъявленных  к нему требований списание  сумм в покрытие обязательств  организации осуществляется в  очередности, установленной законом:

1. по исполнительным документам, которые предусматривают перечисление  или выдачу денежных средств для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного здоровью и жизни, а также требований о взыскании алиментов;

2. по исполнительным документам  для расчетов по выплате выходных  пособий и оплате труда с  лицами работающими по трудовому договору, в том числе по контракту;

3. по платежным документам  для расчетов по оплате труда  с лицами, работающими по трудовому  договору,, а так же по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ;

4. по платежным документам, предусматривающим платежи в  бюджет и внебюджетные фонды  (не предусмотренные третьей очередью);

5. по исполнительным документам, предусматривающих удовлетворение  других денежных требований;

6. по другим платежным  документам в порядке календарной  очереди.

Информация о работе Бухгалтерский учет денежных средств