Бухгалтерский учет и анализ основных средств в ОАО «Азовмежрайгаз»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 09:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучить учет основных средств и проанализировать эффективность их использования в ОАО «Азовмежрайгаз», пользуясь первичными документами по оформлению движения основных средств и отчетностью организации.
Исходя из поставленных целей, можно сформулировать основные задачи курсовой работы:
- охарактеризовать основные средства, как экономическая категория
- провести анализ интенсивности и эффективности использования основных средств;
- изучить основные положения по учету и анализу основных средств;
- рассмотреть применение положений по бухгалтерскому учету при изучении организации бухгалтерского учета и анализа эффективности использования основных средств на практических материалах в ОАО «Азовмежрайгаз»;

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты учета и анализа эффективности использования основных средств 5
Понятие и классификация основных средств и их оценка 5
1.2 Значение, задачи и источники анализа основных средств 10
2 Бухгалтерский учет и анализ основных средств в ОАО «Азовмежрайгаз» 18
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Азовмежрайгаз» 18
2.2 Синтетический и аналитический учет эффективности использования основных средств и их документальное оформление в ОАО «Азовмежрайгаз» 21
2.3 Анализ фондоотдачи основных средств и резервы ее повышения 29
Заключение 40
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая=)).docx

— 116.04 Кб (Скачать файл)

При этом комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Для обеспечения контроля сохранности основных средств каждому  инвентарному объекту присваивается  соответствующий номер.

Инвентарный номер, присвоенный  объекту, проставляется на объекте  и в первичных документах и  сохраняется на весь период его нахождения на данном предприятии. В случае выбытия объекта его инвентарный номер не присваивается вновь поступившим объектам, как правило, в течение пяти лет.

Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной учетной документации.

Акт о приеме-передаче (формы № ОС-1, № ОС-1а, № ОС-16) применяется для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организацию или между организациями для:

1.  Включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию (для объектов, не требующих монтажа, — в момент приобретения, для объектов, требующих монтажа, — после приема их из монтажа и сдачи в эксплуатацию). Указанные формы применяются во всех случаях поступления объектов:

-  по договорам купли-продажи, мены имущества, дарения, финансовой аренды (если объект основных средств находится на балансе лизингополучателя) и др.;

-  путем приобретения за плату денежными средствами, изготовления для собственных нужд и ввода в эксплуатацию законченных строительством зданий (сооружений, встроенных и пристроенных помещений) в установленном порядке;

2. Выбытия из состава основных средств при передаче (продаже, мене и проч.) другой организации.

Акты утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика и составляются в количестве не менее  двух экземпляров. К акту прилагается  техническая документация, относящаяся  к данному объекту.

Акт о приеме-передаче содержит следующие данные об объекте основных средств: наименование объекта, инвентарный  номер, первоначальная стоимость, дата ввода в эксплуатацию, дата изготовления и поступления в организацию, срок полезного использования, способ и норма амортизационных отчислений.

В разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта» указывается содержание драгоценных материалов, а также основные качественные и количественные показатели объекта, относящиеся к нему важнейшие пристройки, приспособления и принадлежности; при этом следует ограничиваться двумя - тремя наиболее важными для данного объекта качественными показателями, исключая дублирование сведений в имеющейся в организации технической документации на этот объект. В случае группового учета основных средств краткая индивидуальная характеристика дается не по каждому объекту отдельно, а в целом по всей группе объектов, учитываемых в инвентарной карточке.

В акте данные об объекте  основных средств, находящемся в  собственности двух или нескольких организаций, записываются соразмерно доле организации в праве общей  собственности. При этом на первой странице в раздел  «Справочно» заносятся сведения об участниках долевой собственности (с указанием их доли в праве общей собственности), а также в случае, если стоимость приобретения объекта основных средств была выражена в иностранной валюте (условных денежных единицах), — сведения о наименовании иностранной валюты, ее сумме по курсу Центрального банка РФ на дату, выбранную в соответствии с требованиями, действующими в системе бухгалтерского учета.

При принятии к учету производственного  и хозяйственного инвентаря, инструмента, оборудования (если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и  поступили в одном календарном  месяце) составляется общий акт по форме № ОС-16.

Внутреннее перемещение  основных средств из одного цеха в  другой, а также их передачу из запаса в эксплуатацию оформляют актом (накладной) приемки– передачи основных средств.

Для оформления и учета  списания пришедших в негодность основных средств применяются акты о списании:

- форма № ОС-4 — при списании отдельного объекта основных средств;

-  форма № ОС-4а — при списании автотранспортных средств;

- форма № ОС-4 6 — при списании групп объектов основных средств.

Акты составляются в двух экземплярах, подписываются членами  комиссии, назначенной руководителем  организации, утверждаются руководителем  или уполномоченным им лицом. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй — остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи  на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.

В акте указываются первоначальная и остаточная стоимость объекта, сумма начисленной амортизации, сведения о содержании драгоценных  металлов, о затратах, связанных  с ликвидацией объектов, и о  поступлении материальных ценностей  от их списания.

В случае списания автотранспортного  средства в бухгалтерию вместе с  актом также передается приказ, подтверждающий списание основного средства.

Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки. Карточки составляются в бухгалтерии на каждый инвентарный  номер в одном экземпляре. Записи в инвентарные карточки производятся на основании актов о приеме-передаче объектов основных средств (формы №ОС-1, №ОС-1а, №ОС-1б), об их перемещении (форма № ОС-2), документов по дооборудованию и списанию (формы № ОС-4, № ОС-4а, № ОС-46), а также на основании технических паспортов и других документов.

В инвентарных карточках  приводятся основные данные по объекту  на дату принятия к учету (первоначальная стоимость, срок полезного использования) и дату передачи (фактический срок эксплуатации, сумма начисленной  амортизации), а также сведения о  переоценке, внутреннем перемещении.

При поступлении в организацию транспортного средства оформляется акт. В акте приема передачи автомобиля рекомендуется указывать полные реквизиты автомобиля (VIN, номер двигателя, ПТС, цвет, год изготовления, марка, и т.д.), данные покупателя и продавца, способ оплаты, который выбрали стороны по договору (наличный расчет, безналичный расчет).

Также рекомендуется указать  выполнил ли покупатель обязательство  по оплате покупки в полном объеме. Если автомобиль не новый, то во избежание появления в будущем скрытых дефектов, о которых продавец знал, но предпочел не сообщать покупателю, в акте приема передачи автомобиля рекомендуется подробно описать техническое состояние автомобиля. Целесообразно провести диагностику текущего состояния автомобиля перед покупкой в сертифицированном сервисном центре и приложить к акту приема передачи автомобиля диагностическую карту его исследования. В договоре купли продажи автомобиля необходимо указать, что его неотъемлемой частью будет являться акт приема передачи автомобиля, составляемый позднее.

Для заполнения акта необходимо отразить все характеристики об автомобиля в паспорте транспортного средства (ПТС). В ПТС указывается идентификационный номер, марка, модель, наименование и категория транспортного средства, год изготовления, модель и номер двигателя, номера шасси и кузова, цвет кузова, мощность и рабочий объём и тип двигателя, разрешённая максимальная масса, масса без нагрузки, а также сведения об изготовителе, страна вывоза и таможенные ограничения. На каждом ПТС есть свой номер, который указывается в акте и в счет-фактуре.

На принимаемое транспортное средство продавец выписывает счет-фактуру. Данные указанные в счет-фактуре аналогичны акту приема транспортного средства.

На условиях предоплаты организация ОАО «Азовмежрайгаз» продала автомобиль = 4 млн., НДС = 800 тыс. Уплачен налог в бюджет на покупку = 5% от стоимости (до регистрации в ГАИ). Уплачен разовый сбор при покупке авто = 50 тыс. руб. Автомобиль поступил на предприятие и принят в составе ОС.

1) Д61К51=4800 – договор, платежка, выписка, счет-фактура – оплачено.

2) Д08К60=4000 – товар получен.  Д18-К60=800 – НДС.

3) Д60К61=4800 – зачет предоплаты.

4) Д08К68=200 т. – (5%) начислен  налог.

5) Д68К51=200 т. – (5%) – перечисление.

6) Д08К76=50 т. – начислен  разовый сбор в ГАИ .

7) Д76К51=50 т. – перечислен  разовый сбор.

8) Д01  К08=4250 т. – принят  на учет.

С целью проверки полноты и достоверности  бухгалтерских данных по основным средствам, соответствия записей бухгалтерского учета реальному положению дел  регулярно (но не реже одного раза в  три года) производится инвентаризация основных средств, в ходе которой  производится их физический пересчет (проверка их наличия и состояния), данные инвентарных карточек или  записи в инвентарной книге суммарно сверяются с данными синтетического учета, проверяются учетные записи по движению основных средств и начислению по ним амортизации, проверяется соответствие учетной оценки объектов требованиям нормативных документов по бухгалтерскому учету и внутренних нормативных документов организации, анализируются события в жизни организации для выявления объектов основных средств, подлежащих отражению в бухгалтерском учете и финансовой отчетности, либо подлежащие списанию с бухгалтерского учета.

 

2.3 Анализ фондоотдачи основных средств и резервы ее повышения

 

Одним из важнейших факторов увеличения объема производства продукции  на промышленных предприятиях является обеспеченность их основными средствами в необходимом количестве и ассортименте и более полное и эффективное  их использование.

Источниками информации для  проведения анализа основных средств  являются:

- баланс исполнения сметы расходов (форма № 1);

- отчет о движении основных средств (форма № 5);

- акты о списании основных средств с баланса учреждения;

- ведомость инвентаризации основных средств;

- данные синтетического учета основных средств (мемориальные ордера, записи в книге «Журнал-Главная», оборотные ведомости и др.);

- данные аналитического учета основных средств (инвентарные карточки учета основных средств формы № ОС-6, ОС-8, ОС-9 и их опись по форме № ОС-10; инвентарные списки формы № ОС-13 и т.д.);

- технические паспорта на основные средства,

- материалы специальных обследований, проверок и ревизий.

Задачи анализа:

- изучить динамику основных  средств;

- произвести анализ абсолютных величин на начало и конец периода, определить удельные веса (%) в общей величине активов, изменения абсолютных величин и удельных весов, изменения коэффициента соотношения основных средств;

- определить фондоотдачу, фондоемкость, фондовооруженность;

- рассчитать резервы роста фондоотдачи.

Анализ начинается с изучения объема основных средств и их структуры в организации. Наличие основных средств в ОАО «Азовмежрайгаз» на начало и конец года за 2010-2011 год представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 - Наличие и структура основных средств за 2010-2011 год в ОАО «Азовмежрайгаз»

Группа основных средств

2010 год

2011 год

Начало года, тыс.руб

Уд. вес на н.г, %

Конец года, тыс.руб

Уд. вес на к.г, %

Изменения, %

Начало года, тыс.руб

Уд. вес на н.г, %

Конец года, тыс.руб

Уд. вес на к.г, %

Изменения, %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Офисное оборудование

303

0,20

245

0,16

- 0,04

245

0,16

245

0,15

-0,01

Машины, оборудование

2 612

1,73

3 139

2,01

+0,28

3 139

2,01

3 387

2,13

+0,12

Транспортные средства

2 607

1,72

2 573

1,65

-0,07

2 573

1,65

5 097

3,19

+1,54

Здания 

12 248

8,11

16209

10,39

+2,28

16 209

10,39

19 779

12,37

+1,98

Другие виды основных средств

132

0,09

104

0,07

-0,02

104

0,07

85

0,05

-0,02

Сооружения

133 202

88,15

133727

85,72

-2,43

133 727

85,72

131 347

82,12

-3,6

Всего

151 104

100

155997

100

0

155 997

100

159 940

100

0

Информация о работе Бухгалтерский учет и анализ основных средств в ОАО «Азовмежрайгаз»