Бухгалтерский учет и анализ внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – разработка рекомендаций по улучшению внешнеэкономической деятельности ОАО «Ашинский металлургический завод»
В работе рассмотрены понятие, сущность и виды внешнеэкономической деятельности. Изучены различные аспекты нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета внешнеэкономической деятельности.

Файлы: 1 файл

1 часть.docx

— 134.67 Кб (Скачать файл)

В областях научно-технического и научно-производственного сотрудничества с зарубежными партнерами отметим производственное кооперирование, создание совместных предприятий, выполнение НИОКР, проведение разнообразных исследований и разработок, в том числе уникальных, предоставление высокотехнологичных услуг (включая космические услуги по выведению на орбиту спутников иностранного производства, продажу в иностранные государства аэрофотоснимков их территорий, сделанных с советских спутников высокоточной аппаратурой, создание новых материалов в условиях невесомости), торговлю лицензиями, патентование изобретений, регистрацию товарных знаков.

Строительные и проектно-строительные услуги включают строительство объектов за рубежом при содействии российских организаций и на территории нашей страны с участием иностранных фирм, а также модернизацию ранее построенных объектов, предоставление инженерно-консультационных услуг (инжиниринг) и др.

В последнее время все большую актуальность приобретает инвестиционное сотрудничество с иностранными партнерами – привлечение иностранных инвестиций (капиталовложений в российскую экономику) и инвестирование за рубежом, куда можно включить также создание совместных предприятий (СП), международных объединений и других организаций.

С этим тесно связано сотрудничество в валютно-финансовой и кредитной сферах, включающее получение и предоставление кредитов, финансирование различных проектов, осуществление платежно-расчетных и страховых операций.

Все более значимую роль приобретает лизинг. К этому виду ВЭД относится, с одной стороны, сдача в аренду российскими арендодателями (лизингодателями) различной машинотехнической продукции, транспортных средств и иных объектов иностранным арендаторам (лизингополучателям), а с другой стороны, аренда российскими участниками ВЭД технических и иных изделий у иностранных лизингодателей, в том числе на условиях финансового лизинга.

Сотрудничество в области транспорта включает международные перевозки экспортных и импортных грузов, транзитные перевозки иностранных грузов, транспортно-экспедиторское обслуживание. С этим видом ВЭД все теснее переплетается сотрудничество в области связи и информатики с использованием современных электронных средств, СМИ, включая ТВ, радиовещание, газетно-журнальную и документально-кинематографическую продукцию.

Весьма обширен диапазон социально-культурных услуг, которыми обмениваются российские участники ВЭД с иностранными партнерами. Сюда входит розничная торговля, общественное питание, гостиничное хозяйство, образование, здравоохранение, физкультура и спорт, торговля авторскими правами и т.д.

Самостоятельным видом ВЭД можно считать еще издательско-полиграфическую деятельность, осуществляемую совместно с иностранными партнерами, в том числе совместное написание научных трудов исторического, философского, экономического, социологического и иного профиля, общеобразовательных и популярных книг, публикацию статей и книг российских авторов в зарубежных издательствах и иностранных авторов в России.

В связи с бурным развитием мирового рынка туристских услуг в качестве самостоятельного вида ВЭД можно выделить иностранный туризм – экспорт и импорт туристских услуг. Экспорт туристских услуг обеспечивает поступление доходов от пребывания иностранных туристов в нашей стране, а импорт влечет расходы на оплату выезда туристов из России и их пребывания в зарубежных странах.

Внешнеэкономическая реклама используется в целях продвижения российской продукции на зарубежные рынки и реализации иностранной продукции на территории нашей страны. Она обеспечивает приток солидных доходов от зарубежных и российских рекламодателей при размещении рекламы на телевидении и в других СМИ, использовании наружной, печатной и других видов (средств) рекламы.

Для нашей страны, имеющей огромный опыт мореплавания и рыболовства, весьма актуально международное сотрудничество в области рыбного хозяйства.

Этот вид сотрудничества включает лов рыбы российскими судами в морских экономических зонах зарубежных стран и иностранными судами в российских территориальных водах по соглашениям с соответствующими странами, а также реализацию морской продукции в России и за рубежом.

Необходимо упомянуть и такие особые формы ВЭД, как прибрежная и приграничная торговля, имеющие весьма важное значение для многих регионов и субъектов РФ.

На практике довольно сложно провести четкую грань между видами и формами ВЭД. При разработке классификации видов ВЭД немалую роль играет субъективный фактор.

Формы ВЭД характеризуются большим многообразием и подвижностью. По мере интенсификации мирохозяйственных связей появляются все новые формы ВЭД, которые со временем могут стать и ее самостоятельными видами, тогда как сущность основных видов ВЭД в целом остается вполне стабильной.

 

    1. Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и бухгалтерского учета

 

Нормативно-правовой базой учета внешнеэкономической деятельности являются: Гражданский кодекс РФ (ГК РФ); Налоговый кодекс РФ (НКРФ); Таможенный кодекс РФ (ТмК РФ); Закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"; Закон от 10 декабря 2003 г. № 164 "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"; Закон "О бухгалтерском учете"; План счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности предприятий и инструкция к его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94; Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 31н; Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ/3-2000); Положение по бухгалтерскому учету "Информация об участии в совместной деятельности" (ПБУ/20-03), утвержденное приказом Минфина РФ от 24 ноября 2003 г. № 105н и другие ПБУ; Положения и указания Центрального банка России. Базовым документом, определяющим валютное регулирование в стране, является Закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".[13]

Данный закон определяет основные принципы валютных операций в стране, полномочия и функции органов валютного контроля права и обязанности юридических и физических лиц в части владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также их ответственность за соблюдение валютного законодательства. Закон состоит из 5 глав и 28 статей.

В 1 главе "Общие положения" раскрываются такие понятия, как: валюта Российской Федерации; иностранная валюта; внутренние ценные бумаги; внешние ценные бумаги; валютные ценности; резиденты; нерезиденты; уполномоченные банки; валютные операции; принципы валютного регулирования и валютного контроля.

Во 2 главе "Валютное регулирование" рассматриваются темы:

— органы валютного регулирования;

— валютные операции между резидентами и нерезидентами;

— регулирование Центробанком валютных операций движения капитала;

— валютные операции между резидентами;

— внутренний валютный рынок Российской Федерации;

— счета (вклады) нерезидентов, открываемые на территории Российской Федерации;

— ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

— резервирование;

— предварительная регистрация.

Глава 3 "Репатриация (возвращение) резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации и обязательная продажа части валютной выручки" посвящена рассмотрению следующих тем:

— репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации;

— паспорта сделки: обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.

В гл. 4 "Валютный контроль" в Российской Федерации рассмотрены:

— органы и агенты валютного контроля;

— права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц;

— права и обязанности резидентов и нерезидентов;

— ответственность за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.[13]

В главе 5 "Заключительное положение" рассмотрены действия резидентов и нерезидентов по выполнению данного закона. Основополагающими законодательными актами, регулирующими ВЭД, являются Закон РФ "О таможенном тарифе" (ТТ) и ТмК РФ. Закон РФ "О таможенном тарифе" от 21 июня 1993 г. № 5003-1 (с изменениями от 8 августа 2001 г.) признает приоритет международного права над национальным в области внешней торговли.

Однако, 14 марта 2013 года были внесены поправки в "пункте 8 части 1 статьи 1" Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4859; 2011, N 48, ст. 6728; N 50, ст. 7348, 7351) слова   "а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте" исключить.

Таможенный кодекс РФ изложен в 6 разделах, объединяющих 439 статей. Названия разделов и статей раскрывают основные сферы ВЭД, ее участников и сопоставимый объем регулирования их правоотношений. На базе вышеназванных законов органами исполнительной власти различного уровня — от Правительства РФ до ГТК РФ, Минфина РФ, Госналогслужбы РФ и других органов —формируются подзаконные акты, раскрывающие механизм таможенно-тарифного регулирования, процедуры его применения и связанные с этим действия субъектов ВЭД.[13]

 

 

  1. МЕТОДИКА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

    1. Организация бухгалтерского учета во внешнеэкономических организациях

 

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учёте» организационно-методологические основы бухгалтерского учёта и отчётности на территории Российской Федерации регламентируются в лице Правительства РФ, которое делегировало полномочия по определению порядка ведения бухгалтерского учёта Министерству финансов РФ. В настоящее время Министерство финансов выпустило ряд положений по бухгалтерскому учёту, требования которых должна выполнять каждая организация, в том числе и осуществляющая ВЭД.

Эти документы предусматривают право организации на основе соответствующих нормативов самостоятельно определять конкретные формы и методы организации учёта и контроля исходя из организационно-правовой формы хозяйствования, отраслевых особенностей, специфики и характера деятельности, квалификации персонала и других задач.

Эти права реализуются в разработке собственной учётной политики организации, в которой должна быть определена совокупность способов ведения бухгалтерского учёта – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Порядок ведения бухгалтерского учёта определяется способами группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организацией документооборота, инвентаризации, способами применения счетов бухгалтерского учёта, системой регистров бухгалтерского учёта, обработки информации и др.

При формировании учётной политики предполагается имущественная обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учётной политики, а также временная определённость фактов хозяйственной деятельности. Учётная политика должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

Ещё до формирования учётной политики необходимо знать объем бухгалтерской информации и её значение для целей отчётности, налогообложения, управления и контроля хозяйственной деятельности организации и сроки её формирования.

При осуществлении внешнеэкономической деятельности главный бухгалтер организации должен предусмотреть в учётной политике те её элементы, которые позволяли бы полно и точно отразить особенности этой деятельности в бухгалтерском учёте операций, связанных с экспортом, импортом, инвентаризационной деятельностью.

Приступая к разработке учётной политики, необходимо учесть основные допущения и требования, её определяющие (допущение временной определённости фактов хозяйственной деятельности; имущественной обособленности предприятия; непрерывности деятельности организации; последовательности применения учётной политики).

Правильно разработанная учётная политика, учитывающая условия и возможности ведения хозяйственной деятельности должна обеспечить:

— полноту отражения в бухгалтерском учёте всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

— отражение в бухгалтерском учёте фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания над формой);

— тождество данных аналитического учёта оборотам и остаткам по счетам синтетического учёта на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчётности данным синтетического и аналитического учёта (требование непротиворечивости);

— рациональное и экономное ведение бухгалтерского учёта, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия (требования рациональности).

Учётная политика организации формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. При этом некоторые элементы учётной политики утверждаются отдельно, как приложения к ней.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета содержит синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учёта в соответствии с требованиями своевременности и полноты учёта и отчётности. В нем может быть использовано столько счетов и субсчетов, сколько необходимо для отражения хозяйственной деятельности. При этом в действующий План счетов, утверждённый приказом Минфина РФ № 94н, для учёта специфических операций допускается введение дополнительных синтетических счетов с использованием свободных кодов счетов по согласованию с Министерством финансов РФ (или другим соответствующим органам). В тоже время организации могут самостоятельно уточнять содержание отдельных субсчетов, исключая и объединяя их, а также вводить дополнительные субсчета.

Информация о работе Бухгалтерский учет и анализ внешнеэкономической деятельности