Бухгалтерский учет и анализ внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – разработка рекомендаций по улучшению внешнеэкономической деятельности ОАО «Ашинский металлургический завод»
В работе рассмотрены понятие, сущность и виды внешнеэкономической деятельности. Изучены различные аспекты нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета внешнеэкономической деятельности.

Файлы: 1 файл

1 часть.docx

— 134.67 Кб (Скачать файл)

Кроме того, в случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организации могут дополнять её, соблюдая основные методические принципы ведения бухгалтерского учёта, установленные Инструкцией к Плану счетов бухгалтерского учёта.

Приведём в качестве примера некоторые элементы рабочего плана счетов для организации, осуществляющей экспортно-импортные операции, которые могут несколько отличаться от типовых (прил.1).

Формы первичных учетных документов. Первичные документы обеспечивают сплошное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности организации. К учету принимается только правильно оформленный документ, а именно тот, в котором заполнены все обязательные реквизиты (ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учёте»). Обязательными реквизитами являются: наименование организации, наименование документа, его номер, дата, краткое содержание хозяйственной операции, ее количественное и денежное выражение, подписи лиц, отвечающих за данную операцию.

В соответствии с действующими документами организация может применять формы первичных документов, утвержденные Госкомстатом РФ.

В том случае, когда организация для оформления операций применяет нетиповые формы документов, она должна утвердить их в приложении к учётной политике организации. К таковым можно отнести акты о выполненных работах или оказанных услугах.

Правила документооборота и технология обработки учётной информации. Документооборот – это движение первичных документов в бухгалтерском учёте, а именно: создание или получение документов от других организаций, принятие к учёту, обработка, передача в архив. Движение документа регламентируется графиком.

Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График документооборота утверждается приказом руководителя организации.

График должен устанавливать рациональный документооборот, т.е. предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять его максимальный срок его нахождения в подразделении.

График документооборота должен быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.

Каждому исполнителю вручается выписка из графика. В выписке перечисляются документы, относящиеся к сфере деятельности исполнителя, сроки их предоставления и подразделения организации, в которые представляются данные документы. Пример графика для организации, занимающейся ВЭД, представлен в табл.1. В каждой из граф указываются должности лиц, которые либо составляют, либо подписывают, либо исполняют, либо обрабатывают первичный документ.

Таблица − 1 Пример графика документооборота для организации, осуществляющей ВЭД

Наименование документа

Составление

Подпись

Исполнение

Передача в бухгалтерию

Обработка документа

Передача в архив

Грузовая таможенная декларация (ГТД)

Декларант

Лица, ответственные за составление ГТД и таможенное оформление грузов

Декларант, менеджер отдела продаж, закупок

Менеджер

Бухгалтер материального отдела или отдела по учёту затрат

Бухгалтер

Отчёт посредника по экспорту или импорту материальных ценностей

Менеджер отдела продаж или закупок по ВЭД

Руководитель организации или уполномоченное им лицо

Отдел продаж, снабжения

Менеджер отдела продаж, закупок по ВЭД

Бухгалтеры группы расчётов и группы по учёту материальных ценностей

Бухгалтер


 

 

Продолжение таблицы 1

Акт об оказанных услугах, выполненных работах для иностранных заказчиков

Сотрудники подразделений, оказавших услуги

Руководитель организации или уполномоченное им лицо

Сотрудники подразделений организации, отделов продаж по ВЭД

Сотрудники подразделений, менеджеры, руководители подразделений

Главный бухгалтер или его заместитель, группа учёта финансовых результатов

Бухгалтер


 

Содержащаяся в принятых к учёту первичных документам информация, необходимая для отражения в бухгалтерском учёте, накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учёта, рекомендуемых Министерством финансов РФ или разработанных министерствами, ведомствами, организациями при соблюдении общих методологических принципов бухгалтерского учёта.

Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учёта в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учёта.

Совокупность учётных регистров и порядок их заполнения составляют форму бухгалтерского учёта. Организация может выбрать одну из трех применяемых форм: мемориально-ордерную, журнально-ордерную, автоматизированную форму учёта. При автоматизированной форме учёта выходные регистры либо имеют структуру журналов-ордеров и ведомостей, открываемых к ним, либо информация формируется в регистрах другой формы. При этом они должны обеспечивать соблюдение общих методологических принципов бухгалтерского учёта.

Информация о хозяйственных операциях произведённых организацией за определенный период времени (месяц, квартал, полугодие, год), из регистров бухгалтерского учёта переносится в сгруппированном виде в бухгалтерские отчёты, т.е. используются для составления бухгалтерской отчётности.

Методы оценки активов и обязательств. Эти методы определены в положениях по учету имущества и обязательств организации: ПБУ-3, ПБУ-5, ПБУ-6, ПБУ-14, в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (Приказ МФ РФ № 34н). В случае многовариантности методов оценки в учетной политике необходимо указать тот, который будет использоваться.

Выше был перечислен ряд элементов учетной политики, которые в первую очередь влияют на организацию учета внешнеэкономической деятельности

Кроме того, в учетной политике необходимо указать сроки проведения инвентаризации, установленные в организации, методы контроля за совершением хозяйственных операций, их оформление сотрудниками организации, установленные формы контроля за их действиями.

 

2.2 Документальное оформление экспортно-импортных операций

 

В системе внешнеэкономической деятельности, в соответствии с принятым Общероссийским классификатором управленческой документации ОК 011-93, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 г. № 299 (в редакции № 20/2003 г. ОКУД, утвержденной Госстандартом РФ 15.10.2003 г.), вся документация делится на семь групп: оперативно-коммерческая, транспортная, товаросопроводительная, расчетная, страховая, таможенная, экспедиторская.

Основными документами, на основании которых совершаются все внешнеторговые импортные операции, являются:

внешнеторговый договор (контракт) на поставку товаров;

паспорт импортной сделки;

грузовая таможенная декларация (ГТД);

товарно-транспортные документы (накладные, коносаменты и т.п.).


Под экспортным контрактом следует понимать такую внешнеэкономическую сделку, в которой участвует российское юридическое лицо или индивидуальный предприниматель и которая направлена на экспорт российских товаров, работ и услуг на международный рынок.

Как действующее российское, так и международное законодательство практически не содержит унифицированных обязательных требований о том, каким образом должен оформляться экспортный контракт.

Однако с учетом действующих нормативно-правовых актов в хозяйственном обороте выработаны определенные требования к экспортному контракту.

Так, любой экспортный контракт следует заключать в письменной форме. При этом, как правило, в него включаются следующие условия: наименование, дата и место заключения экспортного контракта; полное наименование и место нахождения сторон; предмет; количество, качество, сроки передачи товара, выполнения работы, оказания услуги, гарантии; цена и условия оплаты товара, работы, услуги; неустойка, ее размеры и порядок выплаты; порядок предъявления претензий; соглашение о применимом праве; соглашение о суде, которому будут подсудны споры сторон по экспортному контракту, или арбитражная (третейская) оговорка; форс-мажорные условия; реквизиты и подписи сторон.

Основной проблемой в правовом регулировании международного торгового оборота является несогласованность тех или иных гражданско-правовых конструкций договоров купли-продажи (в том числе торговых обычаев, связанных с ними) в правовых системах различных государств.  

В качестве наиболее приемлемого способа разрешения данной проблемы является использование Международных правил толкования торговых терминов — «Инкотермс» (публикация Международной торговой палаты 1990 г. № 460, далее — «Инкотермс»).

Основным достоинством «Инкотермс» является то, что сторонам, их применяющим, нет необходимости специально оговаривать в договоре, что они подразумевают под тем или иным понятием, использованным в договоре, или подробно описывать спектр их прав и обязанностей по договору.

Выбор того или иного условия поставки влияет на момент перехода права собственности на товар, а значит, на момент отражения в бухгалтерском учете выручки от продажи.

Вид транспортной документации зависит от того, каким транспортом осуществлялась перевозка: авиа (авианакладная), железнодорожным (железнодорожная накладная), морским (коносамент), авто (товарно-транспортная накладная) и др.

Один из наиболее распространенных видов доставки — автотранспортом. Поэтому организация при отгрузке товаров на экспорт выписывает товарно-транспортную накладную. Данный документ состоит из двух разделов: товарного и транспортного.

Товарный раздел содержит информацию о количестве, цене, наименовании, единице измерения, стоимости товара. Кроме того, указывается прописью количество наименований, мест, масса груза нетто и брутто и т. д.

Особенность, возникающая при заполнении товарно-транспортной накладной на экспорт, состоит в том, что информация о цене, сумме указывается в валюте контракта.

Оборотная сторона товарно-транспортной накладной содержит информацию об организации, осуществляющей перевозку, автомобиле, о водителе и пр. К тому же в данном разделе содержатся повторные сведения о грузе, информация о погрузочно-разгрузочных операциях и прочие сведения, заполняемые организацией, владеющей автотранспортом.  

К товаросопроводительным документам относятся: отгрузочная спецификация, упаковочный лист, сертификат качества, техническая документация и т. п.

Расчетная документация, как правило, представляется счетом-фактурой на отгружаемые товары.

Согласно пункту 3 статьи 169 НК РФ налогоплательщики НДС обязаны составить счет-фактуру при совершении хозяйственных операций (за исключением операций, указанных в пункте 4 статьи 169 НК РФ).

В счете-фактуре должны быть указаны: порядковый номер и дата выписки, реквизиты покупателя и поставщика, сведения о товаре (наименование, количество, цена без НДС, стоимость товаров и др. (пункт 5 статьи 169 НК РФ).

При этом согласно пункту 7 статьи 169 НК РФ в случае, если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте, суммы, указываемые в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте.

Таможенное регулирование экспорта состоит в необходимости таможенного оформления экспортируемой продукции, которое заключается в ее декларировании. ГТД является основным документом из группы таможенной документации.

ГТД включает следующую информацию: данные об отправителе (наименование, юридический адрес, ИНН и др.), о получателе (наименование, юридический адрес и др.), о декларанте, о товаре (общая таможенная стоимость, фактурная стоимость, вес, количество наименований товара, количество мест и др.), финансовые и банковские сведения (наименование и юридический адрес обслуживающего банка, номер валютного счета и др.), таможенные пошлины и сборы (основа начисления, ставка, сумма и др.) и пр.

Помимо рассмотренных документов для таможенных целей должны быть представлены также разрешительные документы, паспорт сделки и другие документы (по требованию таможенных органов).

Порядок оформления паспорта импортной сделки (далее по тексту — ПСи), а также иных документов валютного контроля за импортом товаров приведен в совместной Инструкции Центробанка РФ и ГТК РФ от 4 октября 2000 г. № 91-И/01-11/28644 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров» (с последующими изменениями).

Информация о работе Бухгалтерский учет и анализ внешнеэкономической деятельности