Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 21:17, курсовая работа
Для ведения хозяйственно-экономической деятельности предприятиям необходимо иметь структуры, которые бы представляли его интересы и защищали их вне места его нахождения. Эту функцию призваны выполнять филиалы и представительства. Необходимость создания, существования, деятельности этих обособленных подразделений приводит к необходимости правовой регламентации этих процессов.
Такое истолкование понятия филиала находится в соответствии с теми указаниями, которые содержатся по этому поводу в постановлении СНК СССР от 9.12.35 "О порядке открытия и регистрации филиалов и представительств хозяйственных организаций и предприятий". Этот нормативный акт устанавливает весьма сложный порядок образования филиалов и представительств. Он рассчитан на борьбу с созданием филиалов и представительств без особой необходимости. Филиалы и представительства могут быть образованны организациями союзного значения - по приказу руководителя союзного министерства или ведомства и организациями республиканского или местного значения - с санкции Совета Министров союзной республики, а если филиал или представительство создаются за пределами данной республики, требуется также согласие Совета Министров той союзной республики, на территории которой они будут находиться. Постановление СНК СССР от 9. 12. 35 вместе с тем специально оговаривает, что перечисленные в нем органы могут разрешать открытие филиалов и представительств лишь в пределах штатных контингентов, установленных для соответствующей хозяйственной организации. Как видно из вышеизложенного, определение филиала и его функции не претерпели сколько-нибудь серьезного изменения по сравнению с досоветским периодом. Порядок образования филиалов их регистрация по советскому праву носит характерный отпечаток командно-административной системы управления экономикой и полной подконтрольности хозяйствующих субъектов воле и интересам государства.
То обстоятельство,
что закон предусматривает для
филиалов такие же условия их образования
и деятельности, что и для представительств,
свидетельствует о том, что филиал
это не самостоятельный субъект
права, не самостоятельное предприятие.
Отличие филиала от представительства
заключается в том, что представительство,
равно как и единолично уполномоченный,
совершает от имени и за счет представляемой
хозяйственной организации
Однако на практике филиалами зачастую именовались входящие в состав хозяйственной организации хозрасчетные единицы - производственные предприятия, выполняющие самостоятельные задачи и являющимися самостоятельными юридическими лицами.
Например,
Государственный институт по проектированию
заводов авиационной
В практике хозяйственных министерств встречались случаи открытия филиалов производственных предприятий. В некоторых положениях о таких филиалах предусматривалась субсидиарная ответственность за долги филиала; баланс филиала входит в баланс завода; начальник филиала действует на основании доверенности, выданной директором завода. Затем неожиданно выясняется, что начальнику филиала, действующему по доверенности директора завода, предоставляется право совершать сделки и иные юридические действия от имени филиала, а также выдавать доверенности отдельным лицам на право совершения тех или иных действий от имени филиала. Иногда в таких положениях содержится указание, что филиал действует на началах хозрасчета и производит все необходимые для осуществления возложенных на него задач операции по всей территории СССР. Но хозрасчет филиала может быть только внутренним хозрасчетом, то есть принципом, определяющим взаимоотношения филиала с его предприятием, а не положение филиала во вне, в гражданском обороте, ибо, в конечном счете, предприятие должно нести имущественную ответственность за долги филиала. Нельзя признать правильным предоставление филиалу права осуществлять возложенные на него задачи по всей территории страны, так как филиал в этом случае перестает быть филиалом и превращается в самостоятельное предприятие.
Нормативные акты способствуют смешению понятий "филиал" и "предприятие"5. Отсутствие ясности в трактовке понятия "филиал" в советском праве вносит ненужные осложнения в процесс жизнедеятельности юридических лиц.
Правовое положение филиалов и представительств в настоящее время
Ю
ридическое
лицо для осуществления каких
либо функций за пределами своего
основного места нахождения вправе
создать в другом месте свое обособленное
подразделение в виде представительства
или филиала. Статья 55 ГК РФ дает такое
определение представительствам и филиалам:
1. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
2. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
3. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавших их юридических лиц и действуют на основании утвержденных ими положений.
Руководители представительств
и филиалов назначаются
Представительства и филиалы
должны быть указаны в
Создавшие представительство
Для осуществления
Правовой статус филиалов и
представительств так же
В статье 5 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" имеются нормы, которые устанавливают возможность организации филиалов и представительств по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества, однако в уставе общества может быть предусмотрена необходимость большего числа голосов (п . 1 ).
Сообщения об изменениях в уставе общества сведений о его филиалах и представительствах предоставляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Указанные изменения в уставе общества вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях орган, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
Отдельные виды хозяйственной деятельности физических и юридических лиц из-за своей значимости для общества и государства нуждается в особом контроле. Этот контроль осуществляется при помощи лицензирования, то есть выдачи разрешений на право занятия определенной деятельностью при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий. Лицензии могут выдаваться, как федеральными органами исполнительной власти в чью компетенцию это входи, так и органами исполнительной власти субъектов федерации правомочных заниматься лицензирование. Лицензия, выданная федеральным органом исполнительной власти, действительна на всей территории государства, а лицензия, выданная лицензирующим органом субъекта федерации, действует на территории другого субъекта только после уведомления соответствующих органов , занимающихся лицензированием на территории данного субъекта федерации . Деятельность по лицензированию осуществляется на основании Закона " О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25. 09.98 с изменениями от 26.11.98. Порядок ведения лицензирующей деятельности утвержден Постановлением правительства РФ от 24.12. 94. В приложении к этому постановлению перечислены федеральные органы исполнительной власти , уполномоченные выдавать лицензии с указанием видов деятельности для каждого. В настоящее время лицензированию подлежит более двухсот видов хозяйственной деятельности.
При выдаче лицензии
Филиалы и представительства не вправе вступать в гражданские правоотношения от своего имени . Они всегда действуют только от имени создавшего их юридического лица . Так , Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ Постановлением от 2 .12 . 93 ."Об участии в арбитражном процессе обособленных подразделений юридических лиц" установил, что при возникновении споров по обязательствам юридических лиц претензии и исковые требования не могут предъявляться от имени филиалов и представительств, либо к филиалам и представительств. В случае, когда филиалам и представительствам предоставляется право осуществлять в арбитражном процессе полномочия стороны по дел, указанные подразделения выступают от имени соответствующего юридического ли, и взыскания производятся арбитражным судом с юридического лица либо в его пользу. Согласно п. 2 статьи 25 Арбитражно - процессуального кодекс, иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, предъявляется по месту нахождения данного подразделения.
Юридическое
лицо вправе реорганизовывать
свои филиалы и представительств,
в том числе и превращать их в юридические
лиц, которые могут вступать
самостоятельно и от своего имени
в гражданские и договорные правоотношения.
Правовой статус филиалов иностранных компаний.
Этот статус определен в ФЗ "Об иностранных инвестициях в РФ" от 9 .07 .99 .
Создание и ликвидация филиалов иностранных юридических лиц.
Ф
илиал иностранного лица создается в целях осуществления на территории России той деятельности , которую осуществляет за пределами РФ головная организация, и ликвидируется на основании решения иностранного лица - головной организации .
Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиалов иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством РФ .
Филиалу иностранного юридического лица может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других ли, обеспечения обороны страны и безопасности государства ( ст . 21).
Требования к положению о филиале иностранного юридического лица.
Г
оловная организация представляет в федеральный орган исполнительной власти, который занимается аккредитацией филиалов и представительств иностранных юридических лиц, положение о филиале иностранного юридического лица и другие документы, перечень и требования к содержанию которых утверждается Правительством РФ.