Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 00:41, курсовая работа
Основными задачами учета материалов являются: контроль над сохранностью материальных ресурсов, соответствием складских запасов нормативам; контроль над выполнением планов снабжения материалами; выявление фактических затрат, связанных с заготовкой материалов; контроль за соблюдением норм производственного потребления; правильное распределение стоимости израсходованных в производстве материалов по объектам калькуляции; рациональная оценка материалов.
Целью моей курсовой работы является изучение организации бухгалтерского учета материально-производственных запасов, на примере общества с ограниченной ответственностью «Энком».
Введение …………………………………………………………………………3
1 Учет материально-производственных запасов
1.1 Понятие и классификация материально-производственных запасов ……4
1.2 Документальное оформление движения материально- производственных запасов …………………………………………………………………………...6
1.3 Оценка материально-производственных запасов ………………………...9
1.4. Синтетический и аналитический учет материалов ……………………..12
1.5. Инвентаризация и переоценка материалов ……………………………...17
2 Учет материально-производственных запасов в ООО «Энком»
2.1 Характеристика предприятия ……………………………………………..22
2.2 Нормативное регулирование учета производственных запасов ………..23
2.2.1 Учетная политика организации
2.2.2 Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально- производственных запасов» ПБУ 5/01
2.3 Организация учета
материально-производственных запасов в бухгалтерии ……………………32
2.4 Синтетический и аналитический учет материалов в бухгалтерии ООО «Энком» ………………………………………………………………………...35
2.5 Учет материально-производственных запасов на складе ……………….39
2.6 Инвентаризация материально-производственных запасов на предприятии ООО «Энком» ………………………………………………………………….40
Заключение …………………………………………………………………….44
Список использованной литературы …………………………………………45
Оприходование материалов без выписки приходного ордера возможно в случае отсутствия расхождений между данными поставщика и фактическими данными.
Если количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку товара осуществляет комиссия, оформляя акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).
Запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся на ее территории, учитываются на забалансовых счетах: 002 «Товарно-материальные» ценности, принятые на ответственное хранение» и 003 «Материалы, принятые в переработку».
С 1 января 2008 г.
вступил в силу Приказ Минфина
России от 26.03.2007 N 26н, которым внесены
изменения в правила бухгалтерс
Способы оценки МПЗ:
– по себестоимости каждой единицы;
– по средней себестоимости;
– по себестоимости первых приобретений (ФИФО).
Компании, применявшие способ ЛИФО, должны будут использовать иные способы оценки МПЗ, перечисленные в п. 16 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.
Оценка по фактической себестоимости
Списывать по фактической себестоимости каждой единицы удобно. Например, дорогостоящие товары, которые продаются в единственном экземпляре или небольшими партиями. Например, автомобили, специальное оборудование, ювелирные изделия, предметы искусства. А вот для розничной торговли этот способ не подходит. Ведь поштучно списывать огромное количество мелких товаров очень трудоемко.
Главный плюс метода оценки по себестоимости каждой единицы – он позволяет получить абсолютно точные сведения о себестоимости использованных материалов (проданных товаров). Показатели бухгалтерской отчетности, которая сформирована с использованием этого метода, получаются реальными, без каких-либо усреднений или отклонений. А значит, данные такой отчетности можно без каких-либо корректировок использовать для анализа и планирования финансовой деятельности предприятия.
Оценка по средней себестоимости
Этот метод предполагает списание материалов (товаров) по среднемесячной себестоимости единицы. Ее значение рассчитывают по каждой группе (виду) товаров с помощью формулы:
Сс =(Со + Сп) : (Ко + Кп),
где Сс – среднемесячная себестоимость товаров;
Со – стоимость остатка товаров на начало месяца;
Сп – стоимость товаров, оприходованных за месяц;
Ко – количество товаров, оставшихся на начало месяца;
Кп – количество товаров, оприходованных за месяц.
Полученную таким образом среднюю себестоимость умножают на количество списываемых материалов (товаров). Полученное значение и есть сумма включаемой в бухгалтерские расходы себестоимости материалов (товаров). Правила ее расчета приведены в пункте 18 ПБУ 5/01 и пункте 75 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов.
Данный метод списания
очень удобен в розничной и
мелкооптовой торговле. Например, в
торговле продуктами питания,
косметикой, бытовой химией, канцтоварами
и т.п. Отследить, к какой
партии относится каждая
Еще один плюс этого способа в том, что он усредняет себестоимость списанных материалов (товаров). При нестабильных ценах на закупаемую продукцию это помогает избежать непредсказуемости в финансовых показателях. То есть обеспечивает компании стабильные значения коэффициентов рентабельности, ликвидности, размера чистых активов и т.п.
Правда, «усреднение»
показателей имеет и вой
Оценка по себестоимости первых приобретений (ФИФО)
Метод ФИФО, так же как и метод средней себестоимости, подходит для оценки однотипных товаров и материалов. Суть метода описана в пункте 19 ПБУ 5/01 и пункте 76 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Применяя этот метод, бухгалтер списывает материально-производственные запасы в той же последовательности и по тем же ценам, по которым они были закуплены. Таким образом, сначала на расходы уходят все товары из остатка на начало месяца, затем – товары из первой поступившей за месяц партии, затем – из второй и т.д.
Обратите внимание: метод ФИФО – это прямая противоположность методу ЛИФО. Поэтому переход на него может привести к резкому скачку (скорее всего к резкому уменьшению) стоимости списываемых в производство запасов. И как следствие к резкому уменьшению себестоимости продукции. Поэтому, выбирая этот метод, имеет смысл подумать о возможных последствиях заранее.
Существенный плюс метода ФИФО в том, что он практически не искажает показатели бухгалтерской отчетности. Ведь, как правило, предприятия используют материалы (отпускают в продажу товары) именно в порядке их приобретения.
1.4. Синтетический и аналитический учет материалов
Учет материалов может быть организован в двух вариантах: с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», и без их использования.
При выборе организацией в качестве учетной политики счета 10 «Материалы» для оценки материально – производственных запасов в сумме фактических затрат на приобретение в журнале – ордере № 6 или в соответствующей машинограмме делается запись:
- Дебет 10 «Материалы», 19/3 «НДС по приобретенным материально производственным запасам» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Журнал – ордер № 6 открывается на месяц. В нем осуществляется синтетический учет операций с поставщиками, а также аналитический учет в части расчетов с ними по акцептной форме. Вначале записываются остатки непогашенной задолженности перед поставщиками, переходящие с прошлого отчетного периода. В течение отчетного периода записи в этот учетный регистр производятся на основании предъявленных поставщиками счетов – фактур и документов, подтверждающих приемку грузов на склад.
Для каждого счета – фактуры в журнале – ордере № 6 отводится отдельная строка, по которой записываются регистрационный номер, основные реквизиты и суммы, принятые к платежу, суммы зачета и пр. суммы, принятые к платежу, показываются развернуто по каждому элементу счета, составляющему покупную стоимость приобретенных материалов. Отдельно показываются суммы выявленной недостачи и суммы различных претензий. Излишки, выявленные, в процессе приемки грузов рассматриваются как неотфактурованные поставки и показываются по отдельной строке журнала – ордера № 6.
По неотфактурованным поставкам на основании данных документов склада о приемке осуществляется запись раздельно по каждой поставке с указанием буквы «Н» в графе «Номер счета – фактуры». Оприходование происходит по договорной стоимости с данным поставщиком, по учетной цене или цене предыдущей поставки. При получении счета – фактуры указанная выше запись сторнируется и делается обычная запись. Одновременно по строке, где указаны неотфактурованные запасы, в раздел «Отметка об оплате, списании или сторно по неотфактурованным поставкам» проставляется номер строки, на которой произведена сторнировочная запись.
Отметки об оплате делаются в течение двух месяцев с момента получения груза, в том числе и в части поставок, не подкрепленных документами. После истечения указанного срока неоплаченные или несписанные суммы и суммы по неотфактурованным поставкам без отметок о сторно записываются как входящие остатки на третий месяц отдельно по каждому счету – фактуре или заменяющему его документу. В дальнейшем отметка об оплате, списание или сторно производятся уже в данном журнале – ордере, в котором на последней странице приводятся сводные данные за отчетный месяц о состоянии расчетов по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Обороты по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» за отчетный месяц включают как суммы за полученные МПЗ, так и суммы по таким запасам, оставшимся в пути.
В синтетическом учете сумму ранее акцептованного счета поставщика на материалы, не поступившие к концу отчетного месяца, покупатель принимает к учету как материалы в пути:
- Дебет 10 «Материалы»
Субсчет «Материалы в пути», 19/3
«НДС по приобретенным
В следующем отчетном
месяце при поступлении этих ценностей
на склад ранее сделанная запись
сторнируется. После этого составляется
обычная бухгалтерская проводка
на приход если учетной политикой
принят вариант оприходования
Если текущий учет
приобретения материально – производственных
запасов ведется по покупной цене,
то расходы по погрузке, транспортировке
и т. д. учитываются на отдельном
аналитическом счете «
- Дебет 10 «Материалы»,
19/3 «НДС по приобретенным
Приобретение материалов
через подотчетных лиц
- Дебет 10 «Материалы» Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Груз, полученный как неотфактурованная поставка, должен быть оприходован в условной оценке: по договорной цене, цене предыдущей поставки и т. п. В этой же оценке данная поставка должна быть сторнирована при получении расчетно – платежных документов:
- Дебет 10 «Материалы»,
19/3 «НДС по приобретенным
После этого делается обычная запись на приход материалов в сумме, которая приведена в указанных выше документах.
Претензии, предъявленные поставщикам при оприходовании поступивших материалов, независимо от их характера (несоответствие условиям договора, недостача и т. д.), не освобождают покупателя от обязательств перед поставщиком до даты разрешения спора и отражаются записью:
- Дебет 76/2 «Расчеты по претензиям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Отказ арбитражным или иным судом во взыскании сумм недостачи, ранее предъявленных поставщику или транспортной организации в виде претензии, оформляется так:
- Дебет 91/2 «Прочие расходы» Кредит 76/2 «Расчеты по претензиям».
Если на момент приемки
МПЗ причина недостачи
В последующем сумма недостачи списывается по принадлежности исходя из ее содержания за счет организации (в пределах норм убыли):
или за счет виновных лиц:
На сумму оплаченного счета поставщика делается запись:
Сумма НДС принимается к зачету бюджетом при соблюдении следующих условий:
Если все эти условия соблюдены, покупатель может сделать следующие записи:
Сумма НДС по материально – производственным запасам, приобретенным для непроизводственных целей, не принимается к возмещению из бюджета, а закрывается записью:
Информация о работе Бухгалтерский учет материально-производственных запасов