Бухгалтерский учет материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 00:41, курсовая работа

Описание работы

Основными задачами учета материалов являются: контроль над сохранностью материальных ресурсов, соответствием складских запасов нормативам; контроль над выполнением планов снабжения материалами; выявление фактических затрат, связанных с заготовкой материалов; контроль за соблюдением норм производственного потребления; правильное распределение стоимости израсходованных в производстве материалов по объектам калькуляции; рациональная оценка материалов.
Целью моей курсовой работы является изучение организации бухгалтерского учета материально-производственных запасов, на примере общества с ограниченной ответственностью «Энком».

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
1 Учет материально-производственных запасов
1.1 Понятие и классификация материально-производственных запасов ……4
1.2 Документальное оформление движения материально- производственных запасов …………………………………………………………………………...6
1.3 Оценка материально-производственных запасов ………………………...9
1.4. Синтетический и аналитический учет материалов ……………………..12
1.5. Инвентаризация и переоценка материалов ……………………………...17
2 Учет материально-производственных запасов в ООО «Энком»
2.1 Характеристика предприятия ……………………………………………..22
2.2 Нормативное регулирование учета производственных запасов ………..23
2.2.1 Учетная политика организации
2.2.2 Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально- производственных запасов» ПБУ 5/01
2.3 Организация учета
материально-производственных запасов в бухгалтерии ……………………32
2.4 Синтетический и аналитический учет материалов в бухгалтерии ООО «Энком» ………………………………………………………………………...35
2.5 Учет материально-производственных запасов на складе ……………….39
2.6 Инвентаризация материально-производственных запасов на предприятии ООО «Энком» ………………………………………………………………….40
Заключение …………………………………………………………………….44
Список использованной литературы …………………………………………45

Файлы: 1 файл

курсовая бух. учет.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

Также не возмещается  из бюджета сумма превышения установленного предельного размера расчета  наличными деньгами по приобретенным  материальным ценностям:

- Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит 19/3 «НДС по приобретенным материально – производственным запасам».

Если в качестве варианта учетной политики при заготовлении производственных запасов используются счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонения в стоимости материалов», покупная стоимость заготовления материалов исчисляется на основании расчетных документов поставщиков, документов, приложенных к авансовым отчетам подотчетных лиц, и других документов, дающих основание рассматривать их как расходы по формированию фактической себестоимости приобретенных ценностей:

- Дебет 15 «Заготовление  и приобретение материалов», 19/3 «НДС по приобретенным материально – производственным запасам» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и т. д.

На сумму предъявленной  поставщику претензии по недостаче  и др.:

- Дебет 76/2 «Расчеты  по претензиям» Кредит 15 «Заготовка  и приобретение материалов».

 В дальнейшем в целях исключения риска снижения стоимости сырья, материалов и т. п. под влиянием инфляционных процессов организация в качестве варианта учетной политики может создавать резервы под снижение стоимости товарно–материальных ценностей за счет собственных источников:

- Дебет 91/2 «Прочие расходы» Кредит 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».

В следующем отчетном периоде сумма данного резерва  подлежит восстановлению:

- Дебет 14 «Резервы  под снижение стоимости материальных  ценностей» Кредит 91/1 «Прочие доходы».

Учет заготовления материалов, когда учетной политикой предусмотрен учет по твердым учетным ценам, осуществляется на счете 10 «Материалы». Оприходование материалов в этом случае отражается записью:

- Дебет 10 «Материалы»  Кредит 15 «Заготовление и приобретение  материалов».

Наличие остатка на конец месяца по счету 15 «Заготовление и приобретение материалов» означает, что указанные ценности не оприходованы в связи с нахождением их на складе поставщика или в пути. В следующем месяце при поступлении материалов эта бухгалтерская запись сторнируется и сумма материалов отражается по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материалов». В конце месяца этот счет закрывается счетом 16 «Отклонения в стоимости материалов».

 

1.5. Инвентаризация и переоценка материалов

 

В действующих организациях инвентаризация материалов осуществляется в соответствии с Положением по велению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме запасов, инвентаризация которых проводилась не ранее 1 октября отчетного года).

Проведение инвентаризации обязательно также в следующих  случаях:

- при смене материально  ответственных лиц (на день  приемки-передачи дел);

- при установлении  фактов хищений или злоупотреблений,  а также порчи ценностей;

- в случаях пожара, стихийных бедствий или других  чрезвычайных ситуаций, вызванных  экстремальными условиями;

- в других случаях,  предусмотренных законодательством  Российской Федерации или нормативными  актами Министерства финансов  Российской Федерации. Кроме того, для контроля за сохранностью материалов, условиями их хранения и состоянием складского учета в межинвентаризационные периоды целесообразно проводить систематические проверки и выборочные инвентаризации материалов. При этом количество таких инвентаризаций в отчетном году устанавливается руководителем организации.

Инвентаризация материалов осуществляется инвентаризационными  комиссиями при обязательном участии  материально ответственных лиц. К началу инвентаризации в карточках  складского учета должны быть отражены все операции по движению материалов; по каждому из них выведены остатки на день инвентаризации; первичные документы по движению материалов необходимо сдать в бухгалтерию и подвергнуть бухгалтерской обработке. Факт сдачи всех документов в бухгалтерию и отсутствия неоприходованных или несписанных ценностей материально ответственные лица подтверждают письменно.

При проведении инвентаризации комиссия в присутствии материально  ответственных лиц осуществляет тщательный подсчет, взвешивание или  обмер каждого вида (сорта) материалов и полученные фактические результаты записывает в инвентаризационные описи. Запись производится по каждому отдельному наименованию материалов с указанием номенклатурного номера, вида, группы, артикула, партии, сорта, в единицах счета, массы или меры.

При осуществлении инвентаризации учитываются специфические особенности  отдельных видов материалов. В  частности, тара записывается в опись  по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т. д.). На тару, пришедшую в негодность, составляется акт на списание с указанием причин негодности и лиц, ответственных за тару.

Отдельные описи составляются на материалы, находящиеся в пути, на ответственном хранении на складах  других организаций, подвергшиеся порче, ненужные, неликвидные, а также на поступившие или отпущенные во время проведения инвентаризации.

Описи подписываются  всеми членами комиссии и материально  ответственными лицами, которые подтверждают, что все материалы проверены в их присутствии и претензий к комиссии они не имеют.

Данные инвентаризационных описей используются для составления сличительных ведомостей, в которых фактические данные описей сопоставляются с учетными данными. При выявлении недостач или излишков материально ответственные лица должны лап, им соответствующие объяснения. Комиссия устанавливает характер, причины выявленных расхождений или порчи материалов определяет порядок регулирования разницы и возмещения потерь.

Независимо от причин возникновения все недостачи материалов по их фактической себестоимости списывают с кредита счета Материалов в дебет счета Недостач и потерь от порчи ценностей. После выяснения всех обстоятельств возникновения недостач или порчи материалов руководитель организации принимает решение о порядке их списания со счета Недостач и потерь от порчи ценностей.

Недостачи материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном  законодательством порядке, списывают  с кредита счета Недостач и  потерь от порчи ценностей на издержки производства или обращения хозяйствующих субъектов. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм. Нормы естественной убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. Недостачи сверх норм естественной убыли, потери от порчи, а также похищенные ценности списываются на счета виновных лиц и оформляются бухгалтерской записью:

- Дебет 73/2 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

В соответствии с действующим Кодексом законов о труде Российской Федерации стоимость недостающих, похищенных или испорченных ценностей, взыскиваемых с виновных лиц, определяется исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба. Сведения о рыночных ценах можно получить в органах ценообразования или органах государственной статистики. Разница между фактической себестоимостью матери лов и их стоимостью по рыночным ценам, подлежащая взысканию, отражается по кредиту счета Доходов будущих периодов оформляется бухгалтерской записью:

- Дебет 73/2 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» Кредит 98/2 «Доходы будущих периодов» (субсчет «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»).

По мере погашения задолженности, учтенной на счете Расчетов с персоналом по прочим операциям, соответствующая сумма разницы списывается со счета Доходов будущих периодов в кредит счета Прибылей и убытков.

Недостачи ценностей  сверх норм убыли и потери от порчи  ценностей при отсутствии конкретных виновников списываются на финансовый результат.

Выявленные при инвентаризации излишки материалов приходуют по дебету счета Материалов по рыночной стоимости и относят на результаты хозяйственной деятельности (счет Прибылей и убытков) с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.

Переоценка материальных ценностей осуществляется в соответствии с действующим законодательством (по решениям Правительства Российской Федерации) в связи с изменением цен и тарифов. Для отражения сумм разницы от переоценки товарно-материальных ценностей используют счет Переоценки материальных ценностей. По дебету этого счета отражают начисление сумм уценки, а по кредиту - начисление сумм дооценки. Начисленные суммы уценки материалов списывают в дебет указанного счета с кредита счета Материалов. Начисление сумм дооценки отражают обратной записью.

Порядок переоценки ценностей, относящихся к средствам в  обороте, и учета результатов  переоценки регулируется соответствующими нормативными актами. Хозяйствующим субъектам предоставлено право доводить стоимость материалов, на которые цена в течение года снизилась либо которые морально устарели или частично потеряли первоначальное качество, в конце отчетного года до рыночной стоимости, если она ниже первоначальной стоимости заготовим (приобретения). Разницу в ценах относят на финансовые таты. Эта операция в бухгалтерском учете оформляется следующей записью:

- Дебет 99 «Прибыли и убытки» Кредит 10 «Материалы» и др.

 

2 Учет материально-производственных запасов в ООО «Энком»

 

2.1 Характеристика предприятия

 

Полное наименование организации: Общество с ограниченной ответственностью «Энком»

Сокращенное название: ООО «Энком»

Юридический адрес: Российская Федерация, 672000, г. Чита, ул. Нерчинская, 12.

Фактический адрес: Российская Федерация, 672039, г. Чита, ул. Петровско-Заводская, 33.

Телефон (3022) 44-96-93, факс 41-65-01

E-mail: encomchita@mail.ru

ООО «Энком» образовано в 2004 году. Основное направление деятельности общества с ограниченной ответственностью – комплекс электромонтажных и пусконаладочных работ, включая строительство линий электропередач, монтаж подстанций и другие работы.

Основным  видом деятельности Общества является:

- Строительство  зданий и сооружений;

- Монтаж инженерного  оборудования зданий и сооружений;

Исходя из специфики выполняемых работ, образованы следующие специализированные подразделения:

  • Дирекция;
  • Бухгалтерия;
  • Технический отдел;
  • Сектор Читинского участка;
  • Электроизмерительная лаборатория;
  • Отдел материально-технического снабжения.

 

Генеральный директор:

  • занимается вопросами кадровой политики и совершенствованием управления ООО;
  • несет ответственность за выбор и реализацию целей и задач, сформулированных в Политике в области качества, за обеспечение ресурсами;
  • утверждает документы СМК, применяемые на уровне управления ОАО и структурными подразделениями;
  • принимает решения, которые доводятся до персонала в виде приказов и распоряжений;
  • руководит советом по качеству, рассматривает отчеты представителя руководства по СМК о функционировании СМК в целях анализа со стороны руководства.

 

2.2 Нормативное регулирование  учета производственных запасов

 

2.2.1 Учетная политика организации

Учетная политика предприятия  есть регламентация приемов постановки бухгалтерского учета, включающая первичное наблюдение (документация и инвентаризация), стоимостное измерение (оценка и калькуляция), текущую группировку (счета и двойная запись) и итоговое обобщение (балансовое обобщение и отчетность) фактов экономических событий уставной и иной деятельности.

Теоретические и методологические основы и принципы ведения бухгалтерского учета на предприятии, отраженные в  Федеральном Законе «О бухгалтерском  учете» № 129 – ФЗ от 21.11.96 г. и в  Положении о бухгалтерском учете  и отчетности в Российской Федерации ( приказ № 170 Минфина Рф от 26.12.94 г.), служат основанием и определяют формирование учетной политики предприятия, организации.

Законом подтверждено, что руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, предприятия (организации) самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из структуры, отрасли и других особенностей деятельности. В нем также указано, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов, органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны водиться с начала финансового года.

Информация о работе Бухгалтерский учет материально-производственных запасов