Бухгалтерский учет материальных ценностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 09:29, курсовая работа

Описание работы

В работе в качестве объекта исследования выступают учетные операции по отражению движения материально-производственных запасов (МПЗ). Целью работы определено изучение теоретических аспектов методических и инструктивных материалов, исследование на практике учетных операций, связанных с материально-производственными запасами, а также разработка рекомендаций по их практическому применению на экономическом субъекте, в качестве которого выступает ЗАО «Колос».

Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:


Изучить бухгалтерский учёт МПЗ.

В качестве исследования привести в пример экономический субъект, в данной работе - ЗАО «Колос».

Файлы: 1 файл

курсовая.rtf

— 175.17 Кб (Скачать файл)

 

Организации используют большое количество наименований материальных ценностей, при этом некоторые материальные ценности могут иметь одинаковое наименование, но разумную качественную характеристику (сорт, марку, размер и т. д.). Для правильной организации учета МПЗ в каждой организации необходимо иметь номенклатуру материальных ценностей, т. е. систематизированные перечни потребляемых в производстве материальных ценностей. В номенклатурах каждому конкретному наименованию, сорту, размеру, профилю материальных ценностей присваивают шестизначный номенклатурный номер, который указывают во всех первичных учетных документах и в аналитических учетных регистрах. Их чаще называют номенклатурами, и они отражаются в виде документа.

 

Наличие номенклатурных номеров - необходимое условие для электронного учета МПЗ. Первые две цифры означают номер синтетического счета, третья - номер субсчета, последние три - вид ценностей.

 

МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

 

Запасы, не принадлежащие данной организации, но не находящиеся в ее пользовании или распоряжении, учитываются на забалансовых счетах в оценке, предусмотренной договором, или в оценке, согласованной с их собственником.

 

При отсутствии цены на указанные запасы в договоре или цены, согласованной с собственниками, они могут учитываться по условной оценке.

 

Оценка запасов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ, действующему на дату принятия запасов к бухгалтерскому учету.

 

 

        Документальное оформление операций по движению МПЗ

 

 

Для решения основных задач МПЗ первостепенное значение имеет правильное и своевременное документальное оформление всех операций по движению МПЗ. При этом должны быть обеспечены достоверные данные по приобретению и расходу МПЗ.

 

В соответствии с ГК РФ организация продавать, принимать, покупать, передавать другим организациям, юридическим и физическим лицам, обменивать МПЗ, заключая соответствующте договоры, конкретизирующие условия приобретения (расхода) МПЗ.

 

Все операции по движения (поступление, перемещение, расходование запасов) должны оформляться первичными учетными документами.

 

Первичные документы по учету производственных запасов должны быть заполнены в соответствии с Порядком применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденным постановлением Госкомстата от 24 марта 1999 г. № 20.

 

В зависимости от рода операций по учету, движению или выбытию запасов оформляются следующие унифицированные формы:

 

 

    доверенность (ф. № М-2 или М-2а);

 

    приходный ордер (ф. № М-4);

 

    акт о приемке материалов (ф. М-7);

 

    лимитно-заборная карта (ф. № М-8);

 

    требование-накладная (ф. № М-11);

 

    накладная на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15);

 

    карточка учета материалов (ф. № М-17);

 

    акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (ф. № М-35).

 

 

Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные графиком документооборота сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

 

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это невозможно, то непосредственно после ее окончания.

 

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель по согласованию с главным бухгалтером.

 

Организации предоставлено право создавать новые образцы первичных учетных документов. Для этого в них следует внести все необходимые реквизиты и утвердить приказом.

 

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О бухгалтерском учете» организация обязана хранить первичные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых согласно правилам организации государственного архивного дела, но не менее шести лет.

 

При проведении инвентаризации МПЗ необходимо пользоваться следующими унифицированными формами первичных документов:

 

 

    инвентаризационный ярлык (ф. ИНВ-2);

 

    инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (ф. ИНВ-3);

 

    акт нвентаризации отгруженных товарно-материальных ценностей (ф. ИНВ-4);

 

    инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение (ф. ИНВ-5);

 

    акт нвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути (ф. ИНВ-6);

 

    акт нвентаризации драгоценных металлов и изделий из них (ф. ИНВ-8);

 

    инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях (ф. ИНВ-8а);

 

    акт нвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них (ф. ИНВ-9);

 

    сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (ф. ИНВ-19);

 

    ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (ф. ИНВ-26)(введена Постановлением Правительства РФ от 27 марта 2000 г. № 26).

 

 

Первичные учетные документы должны быть надлежащим образом оформлены и иметь соответствующие подписи. При отсутствии показателей по отдельным реквизитам в указанных первичных учетных документах соответствующие строко-графы прочеркиваются.

 

Могут составляться отдельные списки наименований и устанавливаться особые правила оформления первичных учетных документов на выдачу особо дефицитных и (или) дорогостоящих запасов (запасов особого учета). Перечень таких запасов и особые правила оформления первичных учетных документов на их выдачу и порядок контроля за их расходованием (использованием) устанавливаются руководителем организации по представлению главного бухгалтера.

 

Первичные учетные документы должны быть заранее пронумерованы, либо номер ставится при оформлении и регистрации документа. В организации порядок нумерации должен обеспечивать наличие неповторяющихся номеров в течение неповторяющихся номеров в течение одного отчетного года.

 

Первичные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации.

 

 

 

        Синтетический учет МПЗ

 

 

Синтетический учет производственных запасов ведут на синтетических счетах 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 14 «Переоценка материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материалов», 16 «Отклонение в стоимости материалов».

 

На синтетических счетах учет материальных ценностей ведут по фактической себестоимости или по учетным ценам. При учете материалов по фактической себестоимости в дебет материальных счетов относят все расходы по их приобретению.

 

При поступлении материалов дебетуют материальные счета 10 «Материалы»:

 

 

    счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на стоимость поступивших материалов по ценам поставщиков со всеми наценками сбытовых и снабженческих организаций и транспортно-заготовительными расходами, включенными в счета поставщиков, включая оплаты процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком;

 

    счет 76 «расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - на стоимость услуг, оплачиваемых чеками транспортным организациям;

 

    счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - на стоимость материалов, оплаченных из подотчетных сумм;

 

    счет 23 «Вспомогательные производства» - на расходы по доставке материалов собственным транспортом и на фактическую себестоимость материалов собственного производства;

 

    счет 20 «Основное производство» - на стоимость возвратных отходов;

 

    другие счета.

 

 

Поступающие материалы, не сопровождающиеся платежными документами от поставщиков, оприходуются по акту о приемке материалов, составляемого на складе. Оприходование неотфактурованных поставок осуществляют по учетным ценам либо по ценам договора или предыдущих поставок. Если до конца месяца платежное требование не поступит, то приемная оценка на указанные поставки сохраняется. В следующем месяце при поступлении платежного требования стоимость неотфактурованных поставок в приемной оценке сторнируют и составляют новую запись по фактическим суммам, указанным в документах поставщиков.

 

Стоимость акцептованных и оплаченных материалов, не поступивших в течение отчетного периода в организацию, по окончании месяца отражают по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». В начале следующего месяца эти суммы сторнируют и по поступлению ценностей составляют обычную бухгалтерскую запись по ним.

 

При приемке материалов от поставщиков могут быть выявлены излишки или недостачи фактически поступившего количества материалов по сравнению с документальными данными, оформляемые актом. Излишки приходуют по акту и расценивают по учетным ценам организации или по отпускным ценам.

 

Если при приемке материалов обнаружена недостача или их порча, то их стоимость отражают по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», затем делается бухгалтерская запись: дебет счета 76/2 «Расчеты по претензиям» и кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

 

Отпущенные в производство и на другие нужды материалы списывают с кредита материальных счетов в дебет соответствующих счетов издержек производства и на другие счета в течение месяца по учетным ценам. При этом составляют следующую бухгалтерскую проводку: дебет счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др. и кредит счета 10 «Материалы» или других счетов по учету материалов.

 

Стоимость материалов по учетным ценам между различными счетами издержек производства распределяют на основании ведомости распределения материалов, которую составляют по данным первичных документов о расходе материалов.

 

По истечении месяца определяют разницу между фактической себестоимостью израсходованных материалов и стоимостью их по учетным ценам. Разницу списывают на те же счета затрат, на которые были списаны материалы по учетным ценам. При этом если фактическая себестоимость выше учетной цены, то разницу между ними списывают дополнительной бухгалтерской проводкой, обратную же разницу - способом «красное сторно».

 

Отклонения фактической себестоимости материалов от стоимости их по учетным ценам распределяют между израсходованными и оставшимися на складе материалами пропорционально стоимости материалов по учетным ценам. С этой целью определяют процентное отношение отклонений фактической себестоимости материалов от учетной цены и найденное отношение умножают на стоимость отпущенных и оставшихся материалов по учетным ценам.

 

Процентное отношение отклонений фактической себестоимости материалов от учетной цены (X) определяется по следующей формуле:

 

(Oн+Оп)*100

 

Х=

 

УЦн+Уцп

 

Где:

 

Он - отклонение фактической себестоимости материалов от стоимости по учетным ценам на начало месяца;

 

Оп - отклонение фактической себестоимости материалов от стоимости их по учетным ценам по поступившим материалам за месяц;

 

УЦн - стоимость материалов в учетных ценах на начало месяца;

 

УЦп - стоимость поступивших в течение месяца материалов по учетным ценам.

 

Если синтетический учет МПЗ ведут по учетным ценам, то помимо счета 10 «Материалы» используют счет 15 «Заготовление и приобретение материалов» и счет 16 «Отклонение в стоимости материалов».

 

В дебет счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» относят покупную стоимости материальных ценностей, по которым на предприятие поступили расчетные документы поставщика, и другие расходы по приобретению материалов с кредита счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и другие в зависимости от того, откуда поступили материальные ценности, от характера расходов по заготовке и доставке материальных ценностей на предприятии.

 

Материальные ценности, фактически поступившие в организацию, списывают по учетным ценам с кредита счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» в дебет счета 10 «Материалы».

 

Сумму разницы в стоимости приобретенных материальных ценностей, исчисленной в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах списывают со счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» в дебет счета 16 «Отклонения в стоимости материалов». Остаток на счете 15 «Заготовление и приобретение материалов» на конец месяца показывает наличие материалов в пути.

 

Возможен вариант учета заготовления материальных ценностей без сальдо по счету 15. В этом случае в конце месяца по дебету счета 10 и кредиту счета 15 отражают стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных со склада поставщиков. В начале следующего месяца эти суммы сторнируют, и они числятся в учете по дебету счета 15. выявленный в конце месяца остаток на счете 15 списывают на счет 16, и счет 15 сальдо не имеет.

 

Счет 16 предназначен для учета разницы в стоимости приобретенных материалов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах. Этот счет используют только в том случае, если на счете 10 синтетический учет ведут по учетным ценам.

 

Накопленные на счете 16 разницы между фактической себестоимостью приобретенных материальных ценностей и стоимостью их по учетным ценам списывают с кредита счета 16 в дебет счетов: 20, 23, 25 и 26 пропорционально стоимости израсходованных материальных ценностей по учетным ценам.

Информация о работе Бухгалтерский учет материальных ценностей