Бухгалтерский учет материалов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Бухгалтерский учет материалов предприятия занимает одно из главных мест в ведении учета на предприятии в целом. Материалы представляют собой одну из составных частей имущества предприятия, необходимую для нормального существования и расширения его деятельности.

Файлы: 1 файл

курсовик ФБУ.docx

— 56.82 Кб (Скачать файл)

При безвозмездном  получении материалов сумма НДС (даже если она и была выделена в  документах на передачу материалов) к  налоговому вычету не принимается, поскольку  не является уплаченной.

Таблица 5

Журнал  хозяйственных операций, связанных с безвозмездным получением материалов

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Документы, являющиеся основанием для  отражения операции в бухгалтерском  учете

Корреспонденция счетов

Д-т

К-т

1

Безвозмездно получены материалы (на рыночную стоимость)

Товарно-транспортные документы

Приходный ордер (М-4)

Документы, подтверждающие рыночную стоимость  материалов

10 (15)

98.2

2

Приняты к учету полученные безвозмездно материалы а оценке по учетным  ценам (если организацией используются счета 15 и 16)

Приходный ордер (М-4)

10

15

3

Списана сумма разницы между  фактической себестоимостью приобретения материалов и их учетной стоимостью:

учетная цена материалов превышает  фактическую себестоимость их приобретения

фактическая себестоимость приобретения материалов превышает их учетную  цену

Бухгалтерская справка

 

 

 

 

 

15 или 16 (сторно)

 

16

 

 

 

 

 

16

15

(сторно)

 

15


 

2.2.5. Бухгалтерский учет поступления  материалов в счет вклада в  уставный капитал

Формирование  задолженности учредителей (участников) по внесению материалов в счет вклада в уставный капитал на основании  учредительных документов отражается бухгалтерской записью по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями» (субсчет 75.1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал»)  в корреспонденцией со счетом 80 «Уставный капитал» (табл. 7).

Факт поступления  материалов, внесенных учредителями в счет их вклада в уставный капитал, отражается по дебету счета 10 «Материалы»  или 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в корреспонденцией с кредитом счета 75 «Расчеты с учредителями» (субсчет 75.1 «Расчеты по вкладам в  уставный капитал»).

Расходы по доставке материалов и другие расходы, непосредственно связанные с  поступлением материалов на предприятие, относятся на увеличение их стоимости  в общем порядке, если учредительными документами не предусмотрено иное.

Таблица 6

Журнал  хозяйственных операций, связанных с получением материалов в счет вклада в уставный капитал

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Документы, являющиеся основанием для  отражения операции в бухгалтерском  учете

Корреспонденция счетов

Д-т

К-т

1

Отражена задолженность учредителей  организации по внесению материалов в уставный капитал (на сумму согласованную  учредителями организации)

Учредительные документы

75.1

80

2

Полученные материалы, внесенные  учредителями в счет вклада в уставный капитал (на сумму согласованную  учредителями организации)

Учредительные документы

Товарно-транспортные документы

Приходный ордер (М-4)

10 (15)

75

3

Приняты к учету внесенные в  качестве вклада в уставный капитал  материалы в оценке по учетным  ценам (если организацией используются счета 15 и 16)

Приходный ордер (М-4)

10

15

4

Списана сумма разницы между  фактической себестоимостью приобретения материалов и их учетной стоимостью:

учетная цена материалов превышает  фактическую себестоимость их приобретения

фактическая себестоимость приобретения материалов превышает их учетную  цену

Бухгалтерская справка

 

 

 

 

 

15 или 16 (сторно)

 

16

 

 

 

 

 

16

15

(сторно)

 

15


 

 

 

2.2.6. Отражение в бухгалтерском учете излишков имущества, выявленных

в процессе инвентаризации

Для обеспечения  достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить  инвентаризацию запасов, в ходе которой  проверяются и документально  подтверждаются их наличие, состояние  и оценка.

      Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения,

  перечень запасов, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения

      инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением

      случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

      С целью организации текущего контроля за сохранностью запасов, оперативного

      выявления возможных расхождений между данными бухгалтерского учета и их

      фактическим наличием по отдельным наименованиям и (или) группам в местах

      хранения и эксплуатации в организациях проводятся проверки.

      Порядок проведения проверок, в том числе определение конкретных  

      наименований,

      видов, групп запасов, подлежащих проверке, сроки проведения проверки и т.п.,

      устанавливается руководителем организации, а также руководителями

      подразделений организации по поручению руководителя организации.

Результаты инвентаризации рассматриваются  на заседании инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия должна выявить  причины, которыми обусловлена необходимость  внесения уточняющих записей в регистры бухгалтерского учета, и предложить способы отражения в учете  результатов инвентаризации. Инвентаризационная комиссия устанавливает, имеются ли в организации лица, несущие материальную ответственность за сохранность ценностей, определяет размер этой ответственности, анализирует возможные способы истребования сомнительной дебиторской задолженности (путем перевода долга, бартерных операций и прочих). Составляется специальная опись для объектов, не пригодных к дальнейшей эксплуатации и не подлежащих восстановлению, с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин непригодности (порча, полный износ), а также предложений источников списания этих объектов. Инвентаризационная комиссия выявляет причины недостач и излишков. По фактам образования излишков или недостач необходимо получить подробные объяснения от материально ответственных лиц. Заседание инвентаризационной комиссии оформляется протоколом, в котором фиксируются выводы, решения и предложения по результатам проведенной инвентаризации, проверки состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности материальных ценностей. Кроме того, в протоколе приводятся сведения о производственных запасах, пришедших в негодность, с указанием причин порчи и виновных в этом лиц. На заседании инвентаризационной комиссии утверждается заключительный акт инвентаризации. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются в порядке, предусмотренном действующими нормативными документами. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором инвентаризация была закончена, а результаты годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете. В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона "О бухгалтерском учете" выявленный при инвентаризации излишек имущества принимается к учету и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации. Аналогичный порядок предусмотрен п. 5.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств от 13 июня 1995 г. N 49. Согласно этому пункту имущество, оказавшееся в излишке, также подлежит принятию к учету и зачислению на финансовые результаты у организации или увеличение финансирования у бюджетной организации. Помимо этого, данный пункт содержит необходимость установления причин возникновения излишка и виновных лиц. При принятии к учету излишков у многих бухгалтеров возникают трудности с определением стоимости, по которой их следует принимать к учету. Эти трудности связаны с тем, что п. 4.1 Методических указаний N 49 содержит требование о том, что суммы излишков товарно-материальных ценностей должны указываться в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. Вместе с тем п. 29 Методических указаний по учету материально-производственных запасов N 119н гласит, что излишки запасов, выявленные при инвентаризации, принимаются к учету по рыночным ценам. Приведенные выше нормативные документы являются нормативными актами одного иерархического уровня. В том случае, когда нормативные акты одного уровня устанавливают разные требования, приоритет имеет нормативный акт, принятый позже, и бухгалтеру следует руководствоваться именно им. В целях налогообложения прибыли стоимость излишков товарно-материальных ценностей и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации, согласно п. 20 ст. 250 Налогового кодекса РФ признается внереализационными доходами налогоплательщика. Внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, при определении налоговой базы по налогу на прибыль учитываются с учетом положений ст. 40 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с Планом счетов принятие к бухгалтерскому учету излишков, выявленных в процессе проведения инвентаризации, должно отражаться следующей корреспонденцией счетов:

Корреспонденция 
счетов

Содержание операции                 

Дебет

Кредит

10  

91-1

Приняты к учету излишки материалов                     

41  

91-1

Приняты к учету излишки товаров                        


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

В данной курсовой работе была описана методика ведения  бухгалтерского учета поступления  материалов в соответствии с утвержденными  положениями и нормативными актами. Были приведены счета, с помощью  которых ведется учет этих операций. В ходе выполнения работы были получены следующие выводы:

    • Бухгалтерский учет поступления материалов регулирует Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Оно утверждено Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г №44н.
    • Материалы – предметы труда, необходимые для производства продукции, работ, услуг, хозяйственных нужд организации.
    • Для документального оформления операций по учету поступления материалов применяются унифицированные формы первичных учетных документов: доверенность (М-2, М-2а), приходный ордер М-4, акт о приемке материалов М-7, акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разработке и демонтаже зданий и сооружений М-35, накладная на передачу готовой продукции в места хранения МХ-18, товарная накладная ТОРГ-12, товарно-транспортная накладная Т-1.
    • Материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактическая себестоимость материалов определяется в зависимости от метода поступления материалов в организацию. Поступление материалов в организацию осуществляется по договорам поставки, путем изготовления материалов силами организации, в результате списания объектов основных средств, внесения в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, получения организацией безвозмездно (включая договор дарения).
    • Учет наличия и движения материалов, принадлежащих организации на праве собственности, осуществляется на синтетическом счете 10 «Материалы», к которому открываются субсчета.
    • Заготовление материалов отражается в бухгалтерском учете с использованием двух вариантов. 1-й вариант предполагает использование специальных счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». 2-й вариант не предполагает использование вышеназванных счетов. Различие между двумя вариантами заключается в порядке формирования фактической себестоимости материалов. При первом варианте она формируется исключительно на счете 10 «Материалы», при втором – на двух синтетических счетах: 10 «Материалы» (по учетным ценам) и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» (на сумму разницы между фактической себестоимостью материалов и их стоимостью по учетным ценам).
    • В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации на предприятиях должна ежегодно, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проводиться инвентаризация материалов. Также проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях: при смене материально ответственных лиц; при установлении фактов хищений или злоупотреблений; в случаях пожара, стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников:

Основная:

  1. Сафронова Н.Г., Яцюк А.В. Бухгалтерский финансовый учет: Учеб. пособие. – М.:ИНФРА-М, 2003.
  2. Тумасян Р.З. Бухгалтерский учёт: Учебно-практическое пособие, 4-е издание.
  3. Сененихин В.В. Материалы. Бухгалтерский и налоговый учет. М.: «ГроссМедиа», 2010.
  4. Горбулин В.Д. Учет материалов. М.: «ГроссМедиа», 2009.

 

 

Дополнительная:

  1. Козлова Е.П. Бухгалтерский учет на предприятиях–М: Финансы и статика 2004

  1. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов, 2007.
  2. Мельников И. Бухгалтерский учёт. 2009.
  3. Пошерстник Н.В. Бухгалтерский учёт: Учебно-практическое пособие. 2007.
  4. Соколова Е.С. Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 2008.
  5. Хамидуллина З.Ч. Бухгалтерский финансовый учёт: Учебный курс.

 

Список нормативных правовых документов:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (в редакции от 24.03.2001 г.) и часть вторая от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (с изменениями от 29 декабря 2000 г., 30 мая, 6, 7, 8 августа 2001 г.)
  2. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в редакции от 23.07.1998 г.)
  3. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (в редакции от 24.03.2000 г.)
  4. Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 г. № 44н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01
  5. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (в редакции от 7.05.2003 г.)

6. Приказ Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н (ред. от 26.03.2007) «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому чету материально- производственных запасов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 февраля 2002 г №3245).

7. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (в ред. Приказов Минфина РФ от 23.04.2002 №33н, от 26.03.2007 №26н).

8. План счетов  бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организации (в ред.  Приказа Минфина РФ от 01.12.2010 №157н).

Информация о работе Бухгалтерский учет материалов предприятия