Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 12:42, курсовая работа
Бухгалтерский учет постоянно совершенствуется, становится важным звеном формирования рыночной экономики, языком бизнеса и предпринимательства.
Бухгалтерский учет на малых предприятиях заслуживает особого внимания, т.к. он имеет некоторые особенности.
В данной работе будут рассмотрены условия ведения, требования, содержание бухгалтерского учета в малом бизнесе. В зависимости от объема и вида деятельности будет показано несколько вариантов ведения бухгалтерского учета на Малых предприятиях.
Введение 3
Глава 1. Основы бухгалтерского учета 4
1.1.Сущность и основные задачи 4
1.2.Предмет и методологическая основа бухгалтерского учета 6
Глава 2. Учет на малых предприятиях 12
2.1.Критерии отнесения предприятий к категории малых предприятий 12
2.2.Особенности ведения учета на МП 15
2.3.Учетная политика МП 18
2.4.Техника и формы бухгалтерского учета малого предприятия 20
2.5.Упрощенная форма бухгалтерского учета 24
2.6.Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности 26
Заключение 33
Список литературы 34
Практическое задание 36
в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Таким образом, в соответствии
с указанным Федеральным
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, индивидуальные предприниматели.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Средняя численность работников малого предприятия определяется по новому Закону с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. В случае превышения установленной численности малое предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого было допущено превышение численности работников, и на последующие три месяца.2
C 1 января 1999 года введены в действие Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, разработанные во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии c Международными стандартами финансовой отчетности и утвержденные приказом Минфина России от 21.12.1998 №° 64н (ред. от 24.12.2010) (далее - Типовые рекомендации).
B п. 2 Типовых рекомендаций определено, что малое предприятие ведет бухгалтерский учет в соответствии c едиными методологическими основами и правилами, которые установлены:3
Планом счетом бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной
На основании п. 8 Положения по ведению бухгалтерского, учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации малым предприятием утверждается учетная политика включающая:
- рабочий План счетов бухгалтерского учета;
- формы первичных учетных документов;
- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов
имущества и обязательств;
- правила документооборота
и технология обработки
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- другие необходимые
решения для организации
Федеральным законом определено, что порядок налогообложения, отсрочки и рассрочки уплаты налогов устанавливается налоговым законодательством. Тем самым Закон подтверждает налоговые льготы малым предприятиям.
Указанный Закон несколько изменил порядок начисления ускоренной амортизации на малых предприятиях. Они вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства, в 2 раза превышающие нормы, которые установлены для соответствующих видов основных средств.
Наряду с ускоренной амортизацией малые предприятия вправе дополнительно списывать в качестве амортизационных отчислений до 50% от первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.
В соответствии с Законом кредитование малых предприятий осуществляется на льготных условиях с полной или частичной компенсацией кредитным организациям соответствующей разницы за счет фондов поддержки малого предпринимательства4
Законом предусмотрено, что статистическая и бухгалтерская отчетность представляется малыми предприятиями в утвержденном Правительством Российской Федерации порядке, который предусматривает упрощение процедуры и форм отчетности. Они должны содержать в основном информацию, необходимую для налогообложения.
2.2 Особенности ведения учета на МП
С целью единообразия
ведения бухгалтерского учета субъектами
российской Федерации Минфин РФ разработал
типовой План счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной
Малые предприятия с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, имеющим незначительное количество хозяйственных операций (которым рекомендовано применять упрощенную форму бухгалтерского учета), самостоятельно определяют систему бухгалтерского учета, состоящую из Рабочего плана счетов бухгалтерского учета, регистров бухгалтерского учета (формы счетоводства), применяемых форм первичных документов, системы документооборота и других учетных процедур, необходимых для организации бухгалтерского учета на предприятии, которая утверждается приказом об учетной политике малого предприятия.
Рабочий план счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций составляется на основе типового Плана счетов. Он позволяет вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета на основных (главных) счетах и тем самым обеспечивает контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнением обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета.
Для организации учета
по упрощенной форме учета малым предприятиям рекомендуется составить
рабочий план счетов на основе типового
Плана счетов (табл.1)
Таблица 1
Раздел |
Наименование счета |
Номер счета |
Группируемые счета |
1 |
2 |
3 |
4 |
Основные средства и иные внеоборотные активы |
Основные средства |
01 |
01, 03, 04 |
|
Износ основных средств |
02 |
02, 05 |
|
Капитальные вложения |
08 |
08 |
Производственные запасы |
Материалы |
10 |
07, 10, 11, 12, 15, 16 |
|
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
19 |
19 |
Затраты на производство |
Основное производство |
20 |
20, 21,23,25, 26, 28, 30, 44 |
Готовая продукция, товары и реализация |
Товары |
41 |
40,41 |
Реализация |
46 |
45, 46, 47, 48 | |
Денежные средства |
Касса |
50 |
|
Расчетный счет |
51 |
||
Валютный счет |
52 |
||
|
Специальные счета в банках |
55 |
55, 56, 57 |
Финансовые вложения |
58 |
06, 58 | |
Расчеты |
Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
60 |
63 |
Расчеты бюджетом |
68 |
67, 68 | |
Расчеты по страхованию |
69 |
65, 69 | |
Расчеты по оплате труда |
70 |
70 | |
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами |
76 |
61,62,63,64,71, 73,75,77,78,79 | |
Финансовые результаты и |
Прибыли и убытки |
80 |
80, 81 |
использование прибыли |
Уставный капитал |
85 |
|
Капитал и резервы |
Добавочный капитал |
87 |
|
Нераспределенная прибыль
(непокрытый убыток) |
88 |
86, 88, 89 | |
Кредиты банка и финансирование |
Кредиты и другие заемные средства |
90 |
92, 93, 94, 95, 96 |
В связи с переходом на сокращенный план счетов малым предприятиям рекомендуется внести ряд изменений в общепринятый порядок учета производственных ресурсов, затрат на производство продукции и финансовых результатов.
2.3 Учетная политика МП
Под учетной политикой малого предприятия понимаются выбранные им способы ведения бухгалтерского учета уставной (финансово-хозяйственной) деятельности.
Ее требования сводятся к следующим принципам:
полнота - отражение всех свершившихся фактов в хозяйственной деятельности МП;
осмотрительность - непренебрежение в первую очередь учетом расходов, обязательств, а затем доходов, поступлений;
приоритет содержания перед формой - учет свершившихся фактов с точки зрения их экономического содержания, влияние на состояние активов и пассивов предприятия, а затем определение порядка их оформления (контроль);
непротиворечивость - постоянная взаимоувязка показателей синтетического и аналитического учета;
рациональность - качественное и экономное (в размере затраченных средств) ведение бухгалтерского учета.
Основываясь на указанных принципах, устанавливают способы ведения бухгалтерского учета.
Исходя из различных способов ведения учета при формировании учетной политики выбирается один, допускаемый законодательством. Сформировавшаяся учетная политика утверждается приказом руководителя предприятия и не подлежит изменению в течение отчетного года, кроме случаев изменения законодательства РФ, изменения нормативных документов по бухгалтерскому учету, смены собственников предприятия, реорганизации предприятия.
Разработанные таким образом и утвержденные учетной политикой способы и приемы являются обязательными для ведения бухгалтерского учета не только внутри предприятия, но и для проверяющих, контролирующих их деятельность служб и в первую очередь налоговых органов.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель предприятия. В зависимости от объема учетной работы он может:
а) учредить бухгалтерскую
службу как структурное подразделение,
возглавляемое главным
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично.
Руководитель обязан
создать необходимые условия
для правильного ведения
Руководитель организации
и другие лица, ответственные за
организацию и ведение
2.4 Техника и формы бухгалтерского учета малого предприятия
Под техникой бухгалтерского учета понимаются порядок регистрации хозяйственных операций, их накапливание, группировка по однородности экономического содержания. Документы, в которых осуществляются указанные бухгалтерские процедуры, называются регистрами. Обычно регистры выступают в виде карточек, книг, свободных листов - ведомостей, журналов-ордеров определенного графления и содержания.
Малому предприятию п. 6 Типовых рекомендаций рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением таких стандартных систем регистров бухгалтерского учета как:
единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. № 63;
журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной письмом Минфина СССР от 6 июня 1 960 г. № 1 76;
упрощенной формы бухгалтерског
Зная назначение и содержание регистров бухгалтерского учета, необходимо соединить их в определенную схему, позволяющую создать поток информации, с помощью которой возможно управлять, контролировать, анализировать и планировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Определенное сочетание учетных регистров, порядок записи в них и последовательность их использования называют формой бухгалтерского учета.
Малые предприятия могут вести бухгалтерский учет по полной журнально-ордерной форме учета с использованием типового Плана счетов бухгалтерского учета или по упрощенной форме с использованием сокращенного Рабочего плана счетов бухгалтерского учета. При этом возможны следующие варианты:
1) Учет имущества в
отдельных регистрах (ведомостя
2) Ведение книги учета хозяйственных операций (без учета имущества на отдельных регистрах) – простая форма учета.
Возможен к использованию на малых предприятиях (индивидуальное предпринимательство) и третий вариант. При нем не используется какой-либо план счетов бухгалтерского учета и не применяется элемент "двойная запись". Бухгалтерский учет сводится к ведению книги учета доходов и расходов, которая разработана налоговой службой РФ.