Бухгалтерский учет операций по кредитам и займам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в изучении теоретических и практических аспектов ведения бухгалтерского учета кредитов и займов.
К задачам курсовой работы можно отнести следующие:
изучить теоретические основы бухгалтерского учета кредитов и займов;
рассмотреть нормативное и законодательное регулирование операций по учету кредитов и займов;
дать краткую финансово-экономическую характеристику объекта исследования;
исследовать практику ведения бухгалтерского учета кредитов и займов объекта исследования.

Содержание работы

Введение
3
1. Теоретические основы бухгалтерского учета кредитов и займов
5
2. Нормативное и законодательное регулирование операций по учету кредитов и займов
10
3. Краткая финансово-экономическая характеристика ООО «Фирма «Металлпромторг»
17
4. Практика ведения бухгалтерского учета кредитов и займов в ООО «Фирма «Металлпромторг»
23
Заключение
30
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Kredity_i_zaymy_kursovaya.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии со статьей 816 ГК РФ, в  случаях, предусмотренных законом  или иными правовыми актами, договор  займа может быть заключен путем  выпуска и продажи облигаций.

Все перечисленные сделки имеют различный гражданско-правовой характер, однако для целей бухгалтерского учета ПБУ 15/08 распространяет на них единые правила трактовки. Здесь как нельзя нагляднее проявляется действие заложенного в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» требования приоритета содержания перед формой, согласно которому учетная политика организации должна обеспечивать «отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования».

Относительно определяемого ПБУ 15/08 «Порядка учета расходов по займам», прежде всего, нужно учитывать, что Положение отдельно устанавливает правила бухгалтерского учета «основной суммы обязательства по полученному займу (кредиту) долга» и «Расходами, связанными с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам», то есть процентов причитающихся к оплате заимодавцу (кредитору), а также дополнительные расходы по займам, к которым относятся суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги;

– суммы, уплачиваемые за экспертизу договора займа (кредитного договора);

– иные расходы, непосредственно связанные с получением займов (кредитов). Расходы по займам отражаются в бухгалтерском учете обособленно от основной суммы обязательства по полученному займу (кредиту) 6.

Погашение основной суммы обязательства  по полученному займу (кредиту) отражается в бухгалтерском учете организацией-заемщиком  как уменьшение (погашение) кредиторской задолженности.

При разработке модели учета кредитов и займов следует учитывать и то обстоятельство, что остатки по счетам 66 «Краткосрочные кредиты и займы» и 67 «Долгосрочные кредиты и займы» принимаются в расчет при формировании показателей бухгалтерской отчетности.

Показатели бухгалтерского баланса, при формировании которых необходимы данные по кредитам и займам:

Раздел  IV «Долгосрочные обязательства», номер строки – 1410, показатель характеризует кредиты банков, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты.

Раздел  V «Краткосрочные обязательства»,  номер строки – 1520,  показатель характеризует кредиты банков, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Таким образом, для формирования показателей бухгалтерской  отчетности информацию по счетам 66 «Краткосрочные кредиты и займы» и 67 «Долгосрочные кредиты и займы» необходимо группировать с выделением сальдо на начало и конец отчетного периода и обороты за отчетный период долгосрочных (строка 1410 бухгалтерского баланса) и краткосрочных (строка 1520 бухгалтерского баланса).

Порядок бухгалтерского учета кредитов и займов, а также затрат по их обслуживанию регулируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008 исходя из заложенного в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 отдельно устанавливает правила бухгалтерского учета для основной суммы долга по договору, процентов по заемным долговым обязательствам и дополнительных затрат, связанных с получением заемных средств. Согласно п. 3 и 4 ПБУ 15/2008:

– срочной задолженностью считается задолженность по полученным займам и кредитам, срок погашения которой по условиям договора не наступил или продлен в установленном порядке;

– просроченной задолженностью считается задолженность по полученным займам и кредитам с истекшим согласно условиям договора сроком погашения.

Учет срочной и просроченной задолженности ведется раздельно  на отдельных субсчетах, открываемых к счетам 66 и 67.

Организация, получившая заемные средства, обязана по истечении срока платежа  осуществить перевод срочной задолженности в просроченную, причем этот перевод производится организацией-заемщиком в день, следующий за днем, когда по условиям договора займа или кредита заемщик должен был осуществить возврат основной суммы долга.

Перевод срочной задолженности в просроченную отражается в бухгалтерском учете организации-заемщика следующим образом:

Дебет 66, субсчет «Учет срочной  задолженности», – Кредит 66, субсчет «Расчеты по просроченным кредитам и займам», – отражена сумма задолженности, переводимой в состав просроченной задолженности;

Дебет 67, субсчет «Учет срочной  задолженности», Кредит 67, субсчет «Расчеты по просроченным кредитам и займам», – отражена сумма задолженности, переводимой в состав просроченной задолженности.

Пункт 6 ПБУ 15/2008. утвержденным приказом Минфина России от 27.11.2006 №154н.

Согласно п. 10 ПБУ 15/2008 в момент фактического зачисления денежных средств на банковский счет организации основная сумма долга по кредиту учитывается организацией-заемщиком в сумме предоставленных денежных средств и отражается в составе кредиторской задолженности.

Согласно ПБУ 15/2008 затратами, связанными с получением и использованием займов и кредитов, признаются:

– проценты, причитающиеся к оплате заимодавцам и кредиторам по полученным от них займам и кредитам;

– проценты, дисконт по причитающимся к оплате векселям и облигациям;

– дополнительные затраты, произведенные в связи с получением займов и кредитов, выпуском и размещением заемных обязательств.

Проценты на размещение денежных средств  начисляют на остаток задолженности по основному долгу по состоянию на начало операционного дня. Основание – п. 3.5 Положения о порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета.

На начало дня выдачи кредита на лицевом счете организации задолженность перед банком еще не отражена. Поэтому проценты за этот день банк не начисляет. А вот на начало операционного дня, когда организация погасила кредит, остаток задолженности еще числится. В связи с этим последний день кредитования включается в период начисления процентов.

Таким образом, отсчет срока начисления процентов начинается со дня, следующего за днем получения кредита, и заканчивается  днем погашения задолженности по кредиту включительно. Этот период является временем фактического пользования заемными средствами.7

В общем случае начисленные проценты по полученным займам и кредитам должны включаться заемщиком в состав текущих расходов как прочие расходы.

В бухгалтерском учете вышеуказанная  операция отражается записью:

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» – Кредит 66, субсчет «Проценты по кредитам и займам», – в зависимости от видов и сроков предоставленных кредитов и займов.

Из данного правила ПБУ 15/2008 под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует значительного времени.

К инвестиционным активам относятся  объекты основных средств, имущественные  комплексы и другие аналогичные активы, требующие большого времени и затрат на приобретение и строительство. Указанные объекты, приобретаемые непосредственно для перепродажи, учитываются как товары и к инвестиционным активам не относятся.

Если основное средство можно использовать в производстве непосредственно сразу после покупки, то для целей ПБУ 15/2008 определено, с какого момента прекращается включение затрат по полученным займам или кредитам в первоначальную стоимость инвестиционного актива.

Необходимость прекращения возникает  на более раннюю из двух возможных дат:

  • с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств или имущественного комплекса;
  • с 1-го числа месяца, следующего за месяцем фактического начала эксплуатации объекта.

С момента прекращения включения  затрат по займу или кредиту в  стоимость инвестиционного актива они включаются в состав прочих расходов заемщика.

Таким образом, в Российской Федерации учет кредитов и займов регулируется следующими основными документами: Гражданским кодексом РФ и ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам».

Рассмотрев  нормативное и законодательное регулирование операций по учету кредитов и займов, рассмотрим, как ведется бухгалтерский учет в ООО «Фирма «Металлпромторг» на данном участке.

 

3. Краткая финансово-экономическая характеристика ООО «Фирма «Металлпромторг»

 

 

Общество с  ограниченной ответственностью Фирма «Металлпромторг» создано 01.11.1994 года.

Сокращенное наименование организации – ООО «Фирма «Металлпромторг». Зарегистрировано Инспекцией МНС России по Октябрьскому району г. Липецка.

Адрес: 398600, г. Липецк, Универсальный проезд, д. 14.

Изначально  Компания занималась реализацией белой  бытовой техники производства Стинол (холодильники, стиральные машины, газовые  и электрические плиты). С 2006г. в ассортименте Компании начали появляться строительные материалы, а именно ламинированная ДСП, спрос на которую в тот период возрос.

Впоследствии  в ассортименте появились ламинаты и комплектующие к ним, и постепенно Компания перешла на реализацию строительных материалов, распродав остатки бытовой техники.

 В настоящее  время ассортимент продукции  состоит из подвесных потолков  и комплектующих к ним, сыпучих  строительных смесей, наливных полов,  сайдинга, пластиковых панелей, пены  монтажной.

Основные конкуренты: ООО «Квадратный метр», ООО «Елки-палки», ООО «Управдом».

Компания работает как с отсрочкой платежа, так  и по предоплате. Для клиентов - физических лиц предоплата составляет 50%, для  юридических лиц – 100%.

На рисунке 1 представлена организационная ООО «Фирма «Металлпромторг».  Указаны структурные подразделения, их соподчиненность и взаимосвязь.

Рисунок 1 – Организационная структура ООО «Фирма «Металлпромторг»

 

ООО «Фирма «Металлпромторг», являясь небольшой  торговой организацией, реализует, линейно-функциональную структуру, подразумевающую распределение полномочий сверху вниз, а так же разделение управления по отдельным функциям.

Общее руководство организацией осуществляется Генеральным директором. Он координирует действия подчиненных, задает цели и определяет направление развития организации.

Генеральному директору  непосредственно подчинены заместитель по сбытовой работе и главный бухгалтер.

В подчинении заместителя по сбытовой работе непосредственно находятся:

1. Коммерческий отдел;

2. Отдел продаж;

3. Персонал склада фирмы. 

Коммерческий  отдел состоит из двух сотрудников, занимающихся подбором поставщиков, осуществлением мониторинга рынка продукции, которую  закупает фирма; двух сотрудников, в  чьи производственные обязанности  входит правовое обеспечение заключаемых  сделок (подготовка, сопровождение и заключение договоров); двух водителей и двух экспедиторов, занимающихся доставкой товаров на склад организации.

Отдел продаж состоит  из 8 человек – продавцов –  две смены по четыре человека в  каждой. Функциональными обязанностями  являются продажа товаров организации, консультирование при выборе товаров.

Персонал склада фирмы составляют два кладовщика, отвечающих за материальную сохранность  товаров.

Бухгалтерский учет на предприятии ведется в  соответствии с едиными методическими  основами и правилами, установленными Законом «О бухгалтерском учете» и Положением «О ведении учета и отчетности в РФ», Планом счетов бухгалтерского учета и положениями, а также Учетной политикой предприятия.

Бухгалтерский учет Общества представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации, их движении путем непрерывного, сплошного и документального учета всех хозяйственных операций в соответствие с требованиями и на основании действующего законодательства РФ.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета  на предприятии и его руководство  несет руководитель предприятия, через  неукоснительное обеспечение выполнения всеми подразделениями и службами, работниками организации, имеющие отношение к учету, требований бухгалтерской службы в часть порядка оформления и представления для учета документов и сведений.

Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется бухгалтерией, являющейся самостоятельным  структурным подразделением (службой) предприятия, которая подчиняется главному бухгалтеру.

Организационная структура бухгалтерии ООО «Фирма «Металлпромторг» представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Организационная структура бухгалтерии ООО «Фирма «Металлпромторг»

 

Система ведения  бухгалтерского учета ООО «Фирма «Металлпромторг» обеспечивается при соблюдении основных принципов его ведения:

  • правильная денежная стоимостная оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций в валюте РФ - рублях;
  • двойственное отражение хозяйственных операций на взаимосвязанных счетах в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности;
  • документирование хозяйственных операций;
  • обязательность проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств и отражения ее результатов на счетах бухгалтерского учета;
  • соблюдение в течение года учетной политики отражения отдельных хозяйственных операций, оценки имущества и финансовых обязательств;
  • правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;
  • разграничение в учете текущих затрат на производство и капитальных вложений;
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца;
  • отражение в балансе организации лишь имущества, являющего ее собственностью;
  • непрерывность ведения бухгалтерского учета;
  • временная определенность фактов хозяйственной деятельности.

Информация о работе Бухгалтерский учет операций по кредитам и займам