Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:59, курсовая работа
В курсовой работе излагаются методические и практические стороны бухгалтерского финансового учета основных средств. Актуальность выбранной, изученной и изложенной темы заключается в раскрытии механизмов и процедур учета основных средств. Основными средствами являются отраженные в бухгалтерском балансе основные фонды предприятия в денежном выражении. Основные средства в политэкономическом и макроэкономическом смысле этого термина являются средствами труда, то есть долгосрочной частью средств производства, с помощью которых работники воздействуют на предметы труда, видоизменяя их в процессе производства товаров, работ и услуг.
Производственная деятельность организации определяется техническим уровнем средств труда. Ассортимент, качество и объем выпускаемой продукции во многом зависит от состояния средств труда, состояния основных средств. Естественно технологические и маркетинговые аспекты выполняются другими службами управления предприятием. Вместе с тем, оперативность, достоверность, правильность, информативность учета основных средств должно обеспечиваться бухгалтерской службой предприятия.
Допустим, что основное средство было приобретено ЗАО «Бета» за два с половиной года до его передачи за 3 600 000 руб., в том числе НДС — 600 000 руб. При вводе объекта в эксплуатацию срок полезного использования установлен равным 4 годам.
За время нахождения в эксплуатации амортизация по объекту была начислена в сумме 1 875 000 руб. (3 000 000 руб. : 48 мес. * 30 мес).
Остаточная стоимость
объекта как для целей
При передаче объекта в уставный капитал ООО «Альфа» ЗАО «Бета» согласно п.п. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ обязано восстановить из бюджета принятый при его вводе в эксплуатацию налог на добавленную стоимость в размере, пропорциональном его остаточной стоимости.
Следовательно, на расчеты с бюджетом должен быть восстановлен НДС в сумме 225 000 руб. (600000 руб. * 1125 000 руб. / 3000000 руб.). Эта сумма подлежит передаче ООО «Альфа».
В соответствии с п. 9 ПБУ 6/01 ООО «Альфа» принимает к учету объект основных средств по стоимости, согласованной учредителями. Сумма налога на добавленную стоимость, принимаемая к учету и подлежащая в дальнейшем к вычету, по нашему мнению, должна быть признана прочим доходом ООО «Альфа», но не признаваемым таковым для целей налогообложения прибыли.
Отсюда следует, что принятие к учету объекта основных средств, внесенного в качестве вклада в уставный капитал, следует отразить записями:
Содержание хоз. операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма в руб. |
Первичный документ |
отражена задолженность ЗАО «Бета» по вкладу в уставный капитал |
75 |
80 |
1 500 000 |
учредительные документы |
отражено получение НДС по подлежащему передаче объекту основных средств |
19 |
91-1 |
225 000 |
счет-фактура |
- начислен ПНА от суммы дохода в регистрах бухгалтерского учета |
68 |
99 |
45000 (20%) |
бух. справка-расчет |
отражено получение объекта основных средств |
08.4 |
75 |
1 500 000 |
решение собрания учредителей о денежной оценке вкладов участников, производимых в неденежной форме |
введен в эксплуатацию объект основных средств |
01 |
08.4 |
1 500 000 |
ОС-1 |
принят к вычету по введенному в эксплуатацию объекту основных средств |
68 |
19 |
225 000 |
счет-фактура |
2.Учет перемещения, выбытия и документальное оформление основных средств
Объекты основных средств, выбывшие из имущества организации по различным причинам или утратившие пригодность к извлечению экономической выгоды (даже если они находятся в рабочем состоянии), подлежат списанию с бухгалтерского учета. Выбытие основных средств имеет место в следующих случаях:
Решение о списании основного средства принимает организация - собственник этого имущества. Вместе с тем возможен вариант, когда имущество принадлежит организации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В этом случае решение о выбытии и реализации основных средств должно приниматься собственником.
Перемещение объекта основных средств между структурными подразделениями организации выбытием объекта основных средств не признается. Указанная операция оформляется актом приема-передачи основных средств. Затраты, связанные с перемещением объекта основных средств (транспортные передвижные средства, экскаваторы, канавокопатели, подъемные краны, строительные механизмы и др.) внутри организации, относятся на затраты на производство (расходы на продажу).
Также не признаются выбытием операции по передаче объектов основных средств:
Рассмотрим пример по выбытию основных средств в случае продажи:
Организация продает компьютер, первоначальная стоимость которого 23 400 руб. Сумма начисленной амортизации 12 870 руб. Продажная цена 11 500 руб. (без учета НДС) определена сторонами в устном соглашении.
В бухгалтерском учете операция по продаже компьютера сопровождается следующими записями:
Содержание хоз. операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма в руб |
Первичный документ |
отражена задолженность за передаваемый компьютер |
62 |
91-1 |
27612 |
Бух. справка- расчет |
начислен НДС |
91-2 |
68 |
4212 |
Счет-фактура |
списана первоначальная стоимость компьютера |
01 «Выбытие» |
01 |
23400 |
ОС-1,ОС-4 |
списана сумма начисленной амортизации |
02 |
01 |
12 870 |
Бух справка-расчет |
списана остаточная стоимость компьютера |
91-2 |
01 |
10 530 руб. (23 400 – 12 870) |
Бух справка- расчет |
Учет безвозмездной передачи основных средств
По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением.
ООО «Салют» безвозмездно передает организации основное средство . Его остаточная стоимость — 15 600 руб., сумма начисленной по нему амортизации — 5800 руб. Рыночная стоимость актива равна 21 000 руб. (без НДС).
При безвозмездной передаче имущества в бухгалтерском учете отражаются списание его стоимости и начисление НДС (исходя из рыночной цены). Бухгалтер ООО «Салют» сделает следующие записи:
Содержание хоз. операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма в руб |
Первичный документ |
списана первоначальная стоимость основного средства |
01 «Выбытие» |
01 |
21 400 руб. (15 600 руб. + 5800 руб. |
ОС-1,ОС-4 |
списана сумма начисленной амортизации |
02 |
01 «выбытие» |
5800 |
Бух. справка-расчет |
списана остаточная стоимость основного средства |
91-2 |
01 «выбытие» |
15 600 |
Бух справка-расчет |
начислен ндс с рыночной стоимости основного средства |
91-2 |
68 |
3780 руб. (21 000* 0,18 |
Счет-фактура |
Учет передачи основных средств по договору мены
По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже, если это не противоречит существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.
Если из договора мены не вытекает иное, товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности. В случае, когда в соответствии с договором мены обмениваемые товары признаются неравноценными, сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать товар, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором.
Рассмотрим пример.
ООО "Фараон" в январе
2002 г. реализовало компьютеры в обмен
на материалы. Балансовая стоимость
компьютеров составляла 100 000 руб., износ
- 20 000 руб., рыночная цена - 240 000 руб. с
учетом НДС. В обмен на компьютеры ООО "Фараон" получило
материалы на 180 000 руб. с НДС и доплату
деньгами 60 000 руб., включая НДС, цена договора
- 240 000 руб. с учетом НДС. Учетная политика-"поотгрузке".
Фактическая стоимость полученных материалов
определяется по стоимости переданных
по договору компьютеров исходя из обычной
цены реализации этих компьютеров за минусом
суммы доплаты.
В учете ООО "Фараон" сделаны следующие записи:
Содержание хоз. операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма в руб |
Первичный документ |
оприходованы материалы |
10 |
91-1 |
150 000 |
М-4 |
Отражен НДС |
19-3 |
91-1 |
30000 |
Счет-фактура |
отражена задолженность по доплате |
62 |
91-1 |
60 000 |
Договор мены |
начислен НДС |
91-2 |
68 |
40 000 |
Счет-фактура |
списана первоначальная стоимость компьютеров |
01 «Выбытие» |
01 |
120 000 |
ОС-1,ОС-4 |
списан износ |
02 |
01 «Выбытие» |
20 000 |
Бух справка-расчет |
списана остаточная стоимость |
91-2 |
01-2 «Выбытие» |
100 000 |
Бух справка-расчет |
отражен финансовый результат |
91-9 |
99 |
100 000 руб.= (150 000 руб. + 30 000 руб. + 60 000 руб. - 40 000 руб. - 100 000) |
Бух справка-расчет |
Учет выбытия основных средств в случае недостачи и порчи
Списание основных средств может быть произведено вследствие недостачи и порчи. При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества в обязательном порядке проводится инвентаризация.
При выбытии объекта основных средств в связи с хищением или недостачей комиссии необходимо установить и указать в акте на списание основных средств виновников указанных фактов. Представители комиссии могут потребовать у соответствующего работника письменных объяснений причин выбытия актива.
Для обобщения информации о суммах недостач и потерь от порчи материальных ценностей, выявленных в процессе их заготовления, хранения и продажи, независимо от того, подлежат они отнесению на счета учета затрат на производство (расходов на продажу) или виновных лиц, предназначен счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Информация о работе Бухгалтерский учет основных средств: российская и зарубежная практика