Бухгалтерский учет расчетов покупателей с заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 23:55, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях рыночной экономики ни одно предприятие не сможет существовать без покупателей, так как они являются источником прибыли и благополучия организации.
Сомнительная дебиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ.......................................5
1.1.Экономическое содержание расчетов с покупателями и заказчиками..............................................................................................................5
1.2.Обзор литературных источников...............................................................................................................7
1.3.Характеристика основных нормативных документов, регулирующих построение и ведение бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками.............................................................................................................9
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ...................................................................................................11
2.1. Задачи расчетов с покупателями и заказчиками.........................................11
2.2.Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками............................................................................................................13
2.3.Отражение информации о расчетах с покупателями и заказчиками в бухгалтерской отчетности....................................................................................14
2.4.Направления совершенствования бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками................................................................................19
2.5. Возможные варианты расчетов с покупателями и заказчиками................21
2.6. Сущность сомнительных долгов покупателей и заказчиков.....................24
2.7. Методы списания сомнительных долгов покупателей и заказчиков......28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................35

Файлы: 1 файл

plan.docx

— 60.16 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ.......................................5

1.1.Экономическое содержание расчетов с покупателями и заказчиками..............................................................................................................5

1.2.Обзор литературных  источников...............................................................................................................7

1.3.Характеристика основных нормативных документов, регулирующих построение и ведение бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками.............................................................................................................9

ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ...................................................................................................11

2.1. Задачи  расчетов с покупателями и заказчиками.........................................11

2.2.Синтетический  и аналитический учет расчетов  с покупателями и заказчиками............................................................................................................13

2.3.Отражение  информации о расчетах с покупателями и заказчиками в бухгалтерской отчетности....................................................................................14

2.4.Направления совершенствования бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками................................................................................19

2.5. Возможные варианты расчетов с покупателями и заказчиками................21

2.6. Сущность сомнительных долгов покупателей и заказчиков.....................24

2.7. Методы списания сомнительных долгов покупателей и заказчиков......28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................35

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

    В современных условиях рыночной экономики ни одно предприятие не сможет существовать без покупателей, так как они являются источником прибыли и благополучия организации.

   Сомнительная дебиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.

   Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечении эффективности расчетов с дебиторами. Увеличение или снижение дебиторской задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия. Так, например, значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской может привести к так называемому техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечением средств предприятия из оборота и невозможностью гасить вовремя задолженность перед кредиторами. На основании этого необходимо проводить мониторинг и анализ состояния расчетов. Для проведения анализа используются данные бухгалтерского учета и отчетности, поэтому немаловажную роль играет правильная организация на предприятии бухгалтерского учета расчетных операций, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций по расчетам в первичных документах и учетных регистрах.

   Аудит расчетов с покупателями и заказчиками является одной из важнейших составляющих аудита финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации. Проверка статей «дебиторская задолженность» в балансе и статьи «выручка» в отчете о прибылях и убытках позволяет выявить как непреднамеренные ошибки в учете, так и попытки манипулировать отчетностью с применением методов «креативной бухгалтерии».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ.

1.1.Экономическое  содержание расчетов с покупателями  и заказчиками.

 

   Предприятия вступают в расчетно-денежные отношения с другими юридическими и физическими лицами за полученные ценности, выполненные работы и поставленные услуги, а также за поставленные товарно-материальные ценности, выполненные работы и предоставленные и услуги. Такие расчетные отношения возникают с покупателями (заказчиками).

   Покупатели и заказчики — это организации, которые приобретают товарно-материальные ценности, заказывают выполнение работ и оказание услуг. Расчеты с покупателями ведутся с последующей или предварительной оплатой договорных обязательств в соответствии с условиями заключенных договоров. Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками зависит от выбранного метода учета реализации продукции. На это влияет метод определения момента реализации продукции. За момент реализации продукции может приниматься момент оплаты ранее отгруженной продукции, тогда дебиторская задолженность учитывается по производственной себестоимости; либо за момент реализации принимается момент ее отгрузки, тогда дебиторская задолженность учитывается по цене реализации.

   Расчеты с покупателями являются составной частью расчетов с дебиторами и кредиторами. Таким образом, мы можем рассматривать расчеты с покупателями и поставщиками в рамках расчетов с дебиторами и кредиторами. Дебиторская задолженность и производственные запасы нередко составляют значительную долю в структуре баланса предприятия. В статье “Анализ и управление дебиторской задолженностью”, профессор Ковалев, ссылаясь на западные источники, приводит данные, что на долю средней производственной компании приходится около 80 % оборотных средств и 33 % всех активов предприятия. Доля дебиторской задолженности в оборотных средствах среднего российского промышленного предприятия может существенно колебаться, однако ее уровень обычно составляет не менее 20—30 %.

   На уровень дебиторской задолженности влияют многие факторы: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и др. Основными видами расчетов являются продажа за наличный расчет, безналичный расчет и в кредит.

   Таким образом, мы видим, что значение учета расчетов с покупателями (дебиторами) и поставщиками (кредиторами) состоит в оформлении бухгалтерскими документами хозяйственных связей и, связанных с ними, возникающих денежных расчетов с поставщиками и покупателями.

   Четкая организация расчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости и своевременного поступления денежных средств. Таким образом, задачами учета расчетов с покупателями и поставщиками являются:

1) обеспечение своевременного и  правильного движения денежных  средств на предприятии;

2) контроль за использованием  денежных средств по назначению;

3) проведение оперативного, повседневного  контроля за сохранностью наличных  денежных средств и ценных  бумаг в кассе;

4) обеспечение своевременного и  правильного произведения расчетов  с покупателями и заказчиками;

5) контроль за соблюдением форм  расчетов установленных в договорах  с покупателями и поставщиками;

6) своевременная выверка расчетов  с дебиторами и кредиторами  для исключения просроченной  задолженности;

7) контроль за авансовыми платежами.

 

 

1.2.Обзор литературных источников 

 

   В процессе своей деятельности предприятие образует определённый круг поставщиков, покупателей, заказчиков, которые с этим предприятием образует хозяйственные связи, которые по утверждению Лубяной В. С. – представляют собой необходимое условие деятельности предприятия, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки, а так же реализации продукции (работ, услуг). Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое их покупателем, потребителем, а значит и плательщиком. В договорах оговариваются: вид поставляемой продукции; коммерческие условия поставки; количественные и стоимостные показатели поставок; сроки отгрузки поставляемой продукции; порядок расчетов (условия платежей) между предприятием и покупателями (заказчиками).

   По определению Кондракова Н.П., к покупателям и заказчикам относят организации, физические лица покупающие сырье сельскохозяйственную продукцию и другие товарно–материальные ценности, а так же потребляющие различные виды услуг (электроэнергии, газа, воды и др.). В связи с этим любое предприятие может выступать одновременно в роли как покупателя, так и заказчика. Поэтому для любого предприятия одним из важнейших моментов в деятельности является момент получения сумм за поставленную им продукцию и оплату за оказание услуг. В условиях развития рыночных отношений существует риск неоплаты за поставленную продукцию, что приводит к возникновению дебиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово – хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений. Другая же часть может перейти в разряд сомнительной.

   Безруких П. С. справедливо утверждает, что в условиях рыночной экономики для уменьшения риска не оплаты или несвоевременной оплаты счетов поставщик может либо потребовать предварительной оплаты счета, либо произвести расчеты за счет выставленного покупателем аккредитива, либо прибегнуть к вексельной форме расчетов. Предварительная оплата связана с неэтичным использованием средств покупателя в обороте поставщика до момента перехода товара в собственность плательщика. Аккредитивная форма расчетов также ведет к отвлечению денежных средств покупателя из оборота. Наиболее гибкой, оперативной и одновременно обеспечивающей укрепление платежной дисциплины является вексельная форма расчетов.

   Савицкая Г. В. считает, что в процессе анализа составления расчетов нужно изучить динамику, состав, причины и давность образования задолженности; для анализа дебиторской задолженности используются данные II раздела актива баланса, а кредиторской – V раздела пассива баланса и данные первичного и аналитического бухгалтерского учета.

   Оценку состава и структуры задолженности следует производить по конкретным покупателям. При этом Стражев В. И. рекомендует изучать, какой процент невозврата дебиторской задолженности приходится на одного или нескольких главных должников; будет ли влиять неплатеж одним из главных должников на финансовое положение предприятия. Целоусова Л.А.  предлагает расширить приёмы Стражева В.И. и производить оценку ещё и по срокам образования задолженностей или срокам их возможного погашения. Наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку текущей задолженности: до 30 дней, от 1-го - до 3-х месяцев, от 3-6 месяцев, от 6-12 месяцев, более 12 месяцев.

   Итак, от качества оценки расчётов с покупателями и заказчиками зависит эффективность деятельности предприятия в целом.

Правильно организованный учёт расчётов позволит решать следующие задачи, стоящие перед предприятием:

1) обеспечение постоянного и действенного контроля за состоянием задолженности, своевременным поступлением достоверной и полной информации о состоянии и динамике задолженности, необходимой для принятия управленческих решений;

2) соблюдение допустимых размеров дебиторской и кредиторской задолженности и их оптимального соотношения;

3) обеспечение своевременного поступления средств по счетам дебиторов, исключающих возможность применения штрафных санкций и нанесения убытков;

4) выявление неплатежеспособных и недобросовестных плательщиков.

 

1.3.Характеристика основных нормативных  документов, регулирующих построение  и ведение бухгалтерского учета  расчетов с покупателями и  заказчиками

 

   Система нормативного регулирования в нашей стране представляет собой целостную, взаимосвязанную, иерархично выстроенную совокупность нормативно правовых и иных актов, призванных упорядочить ту или иную область общественных отношений.

   Нормативные документы в бухгалтерском учете - это документы, определяющие методологические основы, порядок организации и основные правила ведения бухгалтерского учета на предприятиях в России.

   Организация бухгалтерского учета в Российской Федерации, отвечающая Международным стандартам учета и отчетности, ориентированная на требования рыночной экономики, предполагает четырехуровневую систему документов, регулирующих и регламентирующих учет.

1. Законодательный уровень

2. Постановления Правительства  РФ

3. Методологический уровень

4. Организационный уровень

   Такая многоуровневая система документов позволяет организовать на предприятии надлежащую систему организации бухгалтерского учета и отчетности (приложение 1).

   Основными документами, регламентирующими учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, расчетов с покупателями и заказчиками в нашей стране, являются:

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ;

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 26 января 1996 года N 14-ФЗ;

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 от5 августа 2000 года N 117-ФЗ;

Информация о работе Бухгалтерский учет расчетов покупателей с заказчиками