Бухгалтерский учет расчетов покупателей с заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 23:55, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях рыночной экономики ни одно предприятие не сможет существовать без покупателей, так как они являются источником прибыли и благополучия организации.
Сомнительная дебиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ.......................................5
1.1.Экономическое содержание расчетов с покупателями и заказчиками..............................................................................................................5
1.2.Обзор литературных источников...............................................................................................................7
1.3.Характеристика основных нормативных документов, регулирующих построение и ведение бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками.............................................................................................................9
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ...................................................................................................11
2.1. Задачи расчетов с покупателями и заказчиками.........................................11
2.2.Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками............................................................................................................13
2.3.Отражение информации о расчетах с покупателями и заказчиками в бухгалтерской отчетности....................................................................................14
2.4.Направления совершенствования бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками................................................................................19
2.5. Возможные варианты расчетов с покупателями и заказчиками................21
2.6. Сущность сомнительных долгов покупателей и заказчиков.....................24
2.7. Методы списания сомнительных долгов покупателей и заказчиков......28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................35

Файлы: 1 файл

plan.docx

— 60.16 Кб (Скачать файл)

3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя товаров (работ, услуг);

4) наименование и краткое описание товара, его количество, цену и сумму (без НДС, с НДС), а также сумму акциза (при его наличии);

5) страна происхождения товара;

6) номер грузовой таможенной декларации.

Составленный документ должен быть подписан руководителем, главным бухгалтером подрядчика. Разрешено визирование счета-фактуры иным ответственным лицом, уполномоченным в соответствии с приказом по организации.

   Получаемые заказчиком счета-фактуры относятся к первичным бухгалтерским документам. При этом учет их поступления будет лишь дублировать книгу покупок. Заказчик заинтересован в полной сохранности счетов-фактур, их своевременном и достоверном отражении.

   Счета-фактуры принятые к исполнению, должны быть пронумерованы и подшиты в журналы учета счетов-фактур, причем хранение получаемых и выдаваемых счетов-фактур осуществляется раздельно. Составленные и полученные счета-фактуры регистрируются в установленном порядке в книгах покупок и продаж.

   Книга покупок ведется заказчиком, она предназначена для регистрации счетов-фактур, предоставляемых подрядчиком, в целях определения сумм налога, подлежащих зачету.

   Согласно ст. 9 Федерального закона РФ от 28.03.204 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», любая хозяйственная операция должна быть оформлена первичным документом, который служит основанием для отражения ее в учете. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам.

   Таким образом, от правильности и своевременности документального оформления расчетов с покупателями и заказчиками будет зависеть формирование таких показателей, как выручка от выполнения работ (оказания услуг) и прибыль (убыток) от выполнения работ (оказания услуг).

Продажа продукции (работ, услуг) осуществляется в соответствии с заключенными договорами. При заключении договоров подрядчики и заказчики руководствуются действующим законодательством.

   Подрядчиком оформляется и предъявляется к оплате заказчику расчетный документ. Расчеты за выполненные работы, согласно ст. 516 ГК РФ производятся заказчиком с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором, в котором могут быть предусмотрены:

1) предварительная оплата (полностью или частично);

2) последующая оплата, то есть после передачи результатов выполненных работ заказчику с определением срока оплаты.

 

2.4.     Направления совершенствования  бухгалтерского учета расчетов  с покупателями и заказчиками

 

   В самом начале хотелось бы отметить, что современная «российская» система бухгалтерского учета готовой продукции, да и не только готовой продукции, представляет собой весьма громоздкую и в некоторых моментах малоэффективную систему, что просто требует от правительства перехода на новую, более эффективную систему бухгалтерского учета, которая отвечала бы современным стандартам, принятым в странах с развитой экономикой, и реалиям российского производства.

   Одним из перспективных направлений совершенствования бухгалтерского учета на предприятии является внедрение компьютерного учета, организация автоматизированных рабочих мест каждого бухгалтера, каждого участка учета, что позволяет создать новую технологию обработки учетной информации. Компьютерный учет имеет сейчас особенно огромное значение, так как происходят большие перемены в бухгалтерском учете, контроле, аудите и анализе. На предприятии нет совсем никакого автоматизированного учета, на компьютерах выписываются только счет-фактура на выпущенную продукцию, выполненные работы и услуги, остальная документация по учету готовой продукции и расчетов с покупателями и заказчиками ведется на бумажных носителях.

   Можно предложить вести учет по бухгалтерской программе «1С. Бухгалтерия, версия 6 или 7».

   Целями проекта внедрения корпоративной информационной системы являются:

1) обеспечение прозрачности деятельности предприятия для руководства, с возможностью доступа к информации предприятия и подразделений;

2) стандартизация ввода, контроля и обработки данных;

3) обеспечение достоверности и непротиворечивости информации;

4) обеспечение введения оперативного финансового и материального учета, 5) позволяющего получать консолидированную информацию с требуемой периодичностью и детализацией.

   Вторым направлением совершенствования бухгалтерского учета является необходимость введения в план счетов счет 41 «Товары». Это даст возможность вести на нем и синтетический и аналитический учет товаров, предназначенных для продажи прямо со склада, минуя розничную торговлю. Предприятие могло бы получить выгоду, так как оборот увеличится, ведь продажа будет идти без наценки.

   Важным перспективным направлением совершенствования бухгалтерского учета готовой продукции является совершенствование системы качества на предприятии. Качество товара должно соответствовать требованиям ГОСТа, иначе покупатель вправе отказаться от оплаты и приема товара и ответственности за отказ от приема товара не несет. В связи с тем, что продукция не соответствует качеству, оговоренному в условиях договора, товар привозят некачественный, компании вынуждены возвращать продукцию.

   В области качества предприятия должны ставить следующие цели:

1) повышение конкурентоспособности предприятия и получение устойчивой прибыли для дальнейшего развития производства в интересах потребителя на основе полного удовлетворения его потребностей качественной продукцией в ассортименте;

2) распространение понятия «качество» на все виды деятельности предприятия, в том числе на услуги фирменной торговли, процессы организации и управления производством;

3) формирование идеологии качества.

   Достижение этих целей может быть достигнуто при выполнении следующих условий:

1) постоянная разработка и освоение новых видов продукции на основе проведения маркетинговых исследований, направленных на непрерывное изучение требований потребителя и разработку оптимальных способов продвижения продукции на рынок;

2) снижение затрат на производство продукции путем использования ресурсосберегающих технологий и экономии всех видов ресурсов, что позволит продукции предприятия быть доступной потребителю по цене;

3) проверка качества сырья и готовой продукции в испытательных лабораториях предприятия, гарантирующая безопасность выпускаемой продукции для потребителя;

4) постоянное техническое развитие как путь достижения и поддержания заданного уровня качества выпускаемой продукции и услуг;

5) систематическое повышение профессионального уровня всего персонала предприятия и заинтересованности работников;

6) поддержание на предприятии благоприятных условий труда и социально-психологического климата, позволяющих каждому члену коллектива решать проблемы на основе квалификации, опыта, инициативы и понимания целей предприятия.

 

2.5. Возможные варианты расчетов  с покупателями и заказчиками

 

   Большинство расчётов между предприятиями, с бюджетом и внебюджетными фондами производится в виде безналичных платежей.

Безналичные расчёты осуществляются посредством безналичных перечислений по расчётным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы корреспондентских счетов между различными банками, клиринговых зачётов взаимных требований через расчётные палаты, а также с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги.

   Для хранения денежных средств и операций по расчётам предприятия, имеющие самостоятельный баланс и собственные оборотные средства, открывают в учреждениях банков расчётные счета.

   Движение средств на расчётном счёте оформляются платёжными документами.

   Денежный чек - письменное распоряжение владельца счёта банку о выплате указанной суммы денег лицу, на имя которого он выписан. Денежный чек должен содержать наименование предприятия-чекодателя, номер его расчётного счёта, сумму к выдаче, паспортные данные получателя, подписи руководителя и главного бухгалтера, оттиск печати.

   По чеку предприятия получают деньги на выплату заработной платы, хозяйственные и другие расходы.

   Объявление на взнос денег наличными - письменное распоряжение владельца счёта банку зачислить на расчётный счёт деньги, сдаваемые из кассы. В нём проставляются номер расчётного счёта, сумма взноса и дата.

После сдачи денег в кассу банка, кассир предприятия получает квитанцию, подтверждающую данную операцию.

   Платёжное поручение - письменное распоряжение владельца счёта банку на перечисление средств с его счёта на счет получателя.

   В зависимости от местонахождения поставщика и покупателя безналичные расчёты разделяют на иногородние и одногородние. Иногородними называют расчёты между предприятиями, обслуживаемые отделениями банка, находящимися в разных населённых пунктах. Их основными формами расчётов являются расчёты платёжными поручениями - требованиями, аккредитивами, с особых счетов, денежные переводы. Одногородними называют расчёты между организациями, обслуживаемыми одним или двумя учреждениями банка, находящимися в одном населённом пункте. Их формами расчётов являются расчёты в порядке плановых платежей, платёжными поручениями - требованиями, платёжными поручениями и расчётными чеками.

   При расчётах платёжными поручениями - требованиями, получатель средств представляет в обслуживающий его банк расчётный документ, содержащий требования к плательщику об уплате получателю через банк определённой суммы за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги. Оплата платёжных поручений - требований может осуществляться с их акцептом и без акцепта. Акцепт в расчётах означает согласие плательщика на оплату. Плательщик имеет право отказаться от акцепта счёта в полной сумме в случае отгрузки поставщиком незаконной, недоброкачественной, нестандартной и т.д. продукции. Частичный отказ от акцепта может быть при нарушении поставщиком цен, скидок, поступлении части не заказанной, недоброкачественной и т.д., продукции.

   Наиболее распространенной формой безналичных расчётов являются платёжные поручения.

   Платёжное поручение представляет собой распоряжение владельца счёта банку на перечисление денежных средств с его расчётного счёта на счёт получателя денег. В нём обязательно указывают назначение подлежащих перечислению сумм. Платёжное поручение передаётся в учреждение банка плательщика в порядке последующего акцепта после получения получателем товарно-материальных ценностей или оказанных ему услуг. Расчёты платёжными поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными. К срочным платежам относятся: авансовые платежи; платежи после отгрузки; частичные платежи при крупных сделках. Долгосрочный и отсроченный платежи могут иметь место в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.

   Отражение на счетах бухгалтерского учёта происходит таким же образом, как и при расчётах, платёжными поручениями - требованиями.

Расчёты чеками. Расчётный чек содержит письменное поручение владельца счёта (чекодателя) обслуживающему его банку по перечислению указанной в чеке суммы денег с его счёта на счёт получателя средств (чекодержателя).

   Данная форма расчётов всё шире используется при одногородних расчётах. Расчёты в порядке плановых платежей производят в тех случаях, когда между подрядчиком и заказчиком сложились устойчивые хозяйственные и расчётные отношения, а взаиморасчёты носят регулярный характер. Сущность данной формы заключается в том, что заказчик оплачивает будущую продукцию равными суммами и в сроки, установленные соглашением. Расчёт в порядке плановых платежей заказчики отражают на счёте 62 «Расчёт с покупателями и заказчиками».

   Расчёт, основанный на зачёте взаимных требований. При данной форме расчётов взаимные требования и обязательства должников и кредиторов друг к другу погашаются в равновеликих суммах, и лишь на разницу производится платёж в установленном порядке.

   Взаимные расчёты могут быть разовыми и постоянными, между двумя организациями или их группой. Сроки и порядок расчётов устанавливаются соглашением сторон между организациями по согласованию с учреждением банка.

 

2.6. Сущность сомнительных долгов  покупателей и заказчиков.

 

   От недобросовестности контрагентов не защищено ни одно предприятие. Пытаясь минимизировать риск, участники сделок предусматривают в договорах штрафные санкции за невыполнение договорных условий. Но это не всегда помогает. И даже через суд не всегда удается вернуть сумму задолженности. Тогда ее приходится списывать.

Информация о работе Бухгалтерский учет расчетов покупателей с заказчиками