Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:06, контрольная работа

Описание работы

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками является важным элементом в системе бухгалтерского учета.
Основными задачами этого учета являются:
формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

Следовательно, можно сделать вывод, что причитающиеся в рамках коммерческого  кредита проценты с точки зрения гражданского законодательства увеличивают  цену продажи товара. Аналогичный  вывод следует исходя из норм ПБУ 9/99, в соответствии с которыми величина процентов по коммерческому кредиту входит в общую сумму выручки.

Получение коммерческого кредита  отражается сложной проводкой:

  • По дебету счетов учета материальных ценностей отражается стоимость поступивших материальных ценностей, под которые получен коммерческий кредит;
  • По дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» начисляется причитающийся к выплате доход по коммерческому кредиту (превышение суммы задолженности перед поставщиком над стоимостью поступивших ценностей согласно расчетным документам);
  • По кредиту счета 60 отражается сумма задолженности поставщикам и подрядчикам, включая доходы (проценты) по коммерческому кредиту.

Причитающийся к уплате доход по коммерческому кредиту в течение  срока кредита равными частями  списывается на затраты производства либо издержки обращения проводкой с кредита счета 97 «Расходы будущих периодов» в корреспонденции с дебетом счетов учета издержек производства (обращения). Погашение задолженности по коммерческому кредиту отражается по дебету счета 60 в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств.

Видами коммерческого кредита  являются предварительная оплата и  аванс от покупателя.

Авансы – это средства, выплаченные раньше, чем начаты действия, связанные с выполнением договора поставщиком, подрядчиком. Аванс нельзя путать, как это часто делают, с предоплатой. Аванс выдается покупателем и/или заказчиком поставщику и/или подрядчику с тем, чтобы получатели могли выполнить свои обязательства.

Аванс, в таких случаях, показывается по дебету счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и в результате этого счет становится активным, т.е. он отражает дебиторскую задолженность, которая должна быть погашена товарами, услугами или иными ценностями дебитором.

 Предоплата – это уплата цены до того как ценности перейдут в собственность плательщику.

В сущности, весь смысл предоплаты сводится к тому, что пока ценности не перейдут в собственность покупателя и/или услуги не будут оказаны, а  деньги были уже выплачены, у плательщика  будет дебиторская задолженность. Следовательно, как только поставщик отгрузит ценности, и право собственности на них перейдет к покупателю, дебиторская задолженность будет погашена. А с бухгалтерской точки зрения вся проблема сводится к тому, что счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" сначала дебетуется, а уже потом кредитуется.

В соответствии с нормами ГК РФ предварительная оплата может быть произведена полностью или частично. Частичная предварительная оплата является авансом.

Но независимо от того, произвел ли покупатель полную предварительную оплату или частичную (аванс), перечисленные суммы должны отражаться по счету 60 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Однако при организации бухгалтерского учета расчетов необходимо учитывать одно очень важное требование: в бухгалтерской отчетности все обязательства должны представляться в развернутом виде, то есть дебиторская задолженность - в активе, кредиторская задолженность - в пассиве. Поэтому сумма полученного аванса учитывается у поставщика на субсчете «Авансы полученные» к счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". У покупателя суммы выданного аванса отражаются соответственно по дебету субсчета «Авансы выданные» к счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"». При получении материальных ценностей, работ и услуг бухгалтер должен сделать зачет по субсчетам счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками":

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит 60 субсчет "Авансы выданные"

В отличие от предыдущей ситуации проценты по коммерческому кредиту, уплачиваемые продавцом за предоставленный аванс, не связаны с расчетами за товары (работы, услуги). Они являются платой за пользование денежными средствами и поэтому НДС не облагаются. Согласно п. 7 ПБУ 9/99 и п. 11 ПБУ 10/99 проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов), относятся к операционным доходам и расходам и подлежат отражению по кредиту и дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" соответственно. Они начисляются с момента получения аванса (предварительной оплаты) до момента исполнения поставщиком своих обязательств по договору». Рассмотрим учет расчетов по выданным авансам на примере.

По договору покупатель ООО «Альфа» 1 мая 2012 г. оплачивает товар в порядке предварительной оплаты в сумме 118 000 руб. За предоставленный коммерческий кредит поставщик ООО «Вояж» должен уплатить 3% годовых. Отгрузка товара была произведена 25 июня 2012 г. В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи.

1 мая:

Дебет 60.2 «Расчеты по авансам  выданным (в рублях)»

Кредит 51 «Расчетные счета»

- 118000 руб. –  с расчетного счета перечислен  аванс ООО «Вояж»

31 мая:

Дебет 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами»

Кредит 91.1 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы»

- 301 руб. –  начислены проценты за май

25 июня:

Дебет 41 «Товары»

Кредит 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в рублях)»

- 100000 руб. –  получен товар от ООО «Вояж»

Дебет 19 «Налог на добавленную  стоимость по приобретенным ценностям»

Кредит 60.1 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками (в рублях)»

- 18000 руб. – на сумму НДС

Дебет 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в рублях)»

Кредит 60.2 «Расчеты по авансам выданным (в  рублях)»

- 118000 руб. –  зачтен аванс

Дебет 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами»

Кредит 91.1 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы»

- 233 руб.– начислены  проценты по коммерческому кредиту  за июнь (24 дня)

 Дебет 51 «Расчетные счета»

Кредит 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами»

- 534 руб. –  получены проценты по кредиту.

Учет с  использованием векселей

Организация-покупатель в обеспечение задолженности за полученные товарно-материальные ценности (принятые работы, оказанные услуги) может выдать поставщику или подрядчику вексель с согласованным сроком платежа. Вексель – это ценная бумага, удостоверяющая безусловное обязательство векселедателя уплатить при наступлении срока указанную в нём сумму векселедержателю (владельцу векселя). Вексель является не только формой расчёта, но и одним из видов коммерческого кредита, так как оплата по векселю происходит не сразу, а через определённое время, в течении которого сумма по векселю находится в распоряжении векселедателя. Существуют два вида векселей: простой и переводной. В простом векселе участвуют две стороны: векселедатель и векселедержатель. Переводной вексель выписывается поставщиком. Он содержит приказ векселедателя плательщику уплатить определённую сумму предъявителю векселя или лицу, указанному в векселе, или тому, кого он укажет по истечении срока векселя. Переводной вексель должен быть акцептован плательщиком, и только в этом случае он приобретает юридическую силу.

Сумма номинала выданного векселя, как правило, превышает покупную стоимость приобретенных товаров. Разница составляет доход кредитора (векселедержателя) за предоставленный  покупателю (векселедателю) коммерческий кредит. Таким образом, для покупателя вексель является средством платежа, для поставщика – инструментом кредитования.

Выдачей векселя в обеспечение  коммерческого кредита юридически оформляется отсрочка платежа и  уменьшается риск несвоевременного погашения кредита. Использование вексельной формы кредитования имеет для поставщика-векселедержателя следующие преимущества: он может погасить полученным векселем собственные обязательства, учесть его в банке, использовать в качестве залога и др. Доходы и проценты по коммерческим векселям относятся на себестоимость продукции. Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными векселями, не списываются со счета 60, а учитываются обособленно в аналитическом учете.

Для отражения платежа векселем используется счет 60.3 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Векселя выданные». В результате данной операции на этом счете сохраняется кредиторская задолженность перед поставщиком, но уже в большем объеме: не только за товары, но и проценты за отсрочку платежа. Рассмотрим пример:

  В марте 2012 году ООО «Альфа» приобрело у ООО «Аспект» материалы на сумму 20000 руб. (в том числе НДС – 3051 руб.) с отсрочкой платежа на 2 месяца. В счет оплаты материалов «Альфа» выдала продавцу простой вексель на сумму 22000 руб. Таким образом, сумма дисконта по векселю составила 2000, что явилось платой за коммерческий кредит, предоставленный организацией ООО «Аспект».

В учете «Альфа» бухгалтер отразил эту операцию так:

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в рублях)»

– 16949 руб. – оприходованы материалы, в оплату которых выдан вексель;

Дебет 19 «Налог на добавленную  стоимость по приобретенным ценностям»

Кредит 60.1 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками (в рублях)»

– 3051 руб. – отражен НДС по материалам;

Дебет 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в рублях)»

Кредит 60.3 «Векселя выданные»

– 22000 руб. – задолженность оформлена  векселем;

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 60.1 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками (в рублях)»

– 2000 руб. – увеличена стоимость  материалов на сумму дисконта по векселю.

Принять к вычету входной НДС  по товарам (работам, услугам), в счет оплаты которых был выдан вексель, можно лишь после того, как вы его оплатите.

Учет неотфактурованных  поставок

Неотфактурованными поставками называются партии товара, поступившие в организацию без расчетных документов поставщика. Говорить о возникновении "неотфактурованной поставки" возможно только при наличии договора между продавцом и покупателем, в соответствии с которым был отгружен товар. Если же договорные отношения с поставщиком отсутствуют, то учесть товар на своем балансе нет оснований. Принять его следует на забалансовый учет в рыночной оценке, а затем выяснять отношения с поставщиком, как это определено ст. 514 ГК РФ. Нельзя учесть в качестве неотфактурованных поставок также ТМЦ, которые поступили хотя и в соответствии с договором, но без перехода права собственности.

Итак, договор с поставщиком  существует, товар прибыл, а расчетных  документов к нему нет. Такая ситуация время от времени возникает, и она предусмотрена действующим законодательством. Статьи 484 и 513 ГК РФ предусматривают обязанность покупателя принять товар вне зависимости от отсутствия или наличия расчетных документов. Положения этих статей основаны на ст. 328 ГК РФ о встречном исполнении обязательств, и при необоснованном отказе покупателя принять товар продавец вправе отказаться от исполнения договора с возложением на покупателя различных (невыгодных для него) возможных имущественных последствий согласно ст. 393 ГК РФ.

Порядок действий покупателя при приемке  товара, поступившего от поставщика без  документов, и вопросы учета указанного товара до некоторой степени урегулированы  в Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).

Неотфактурованные поставки принимаются на склад с составлением Акта о приемке материалов. Его бланк "Акт о приемке материалов, поступивших без расчетных документов поставщика" (форма N М-7) или «Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика» (форма N ТОРГ-4). Порядок его оформления утверждены Постановлением Госкомстата России. Акт о приемке материалов составляется не менее чем в двух экземплярах. Оприходование неотфактурованных поставок производится на основании первого экземпляра указанного Акта, второй экземпляр Акта направляется поставщику.

При поступлении МПЗ без договорных отношений невозможно определить назначение поступивших материалов, поэтому  все они учитываются на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение". При наличии договора с поставщиком учет запасов, принадлежащих организации на правах собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления, ведется в зависимости от назначения принимаемых материальных запасов (на счетах 07 "Оборудование к установке", 10 "Материалы", 41 "Товары" и пр.). Материальные запасы приходуются и учитываются в аналитическом и синтетическом бухгалтерском учете по принятым в организации учетным ценам. В случае если организация использует в качестве учетных цен фактическую себестоимость материалов, то указанные материальные запасы приходуются по рыночным ценам. Также стоимость поступивших товарно-материальных ценностей определяется исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах. Это связано с тем, что в договорах могут предусматриваться условия, при которых договорная цена может увеличиваться (система накидок) или уменьшаться (система скидок). Если же в договоре стоимость материалов не установлена, то следует исходить из той цены, по которой организация обычно покупает аналогичное имущество.

За неотфактурованные поставки стоимость поступивших ценностей  списывается с кредита счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в дебет счетов учета поступивших товарно-материальных ценностей.

Например: расчетные документы поставщика не поступили до истечения срока исковой давности. На основании акта, составленного по форме № ТОРГ-4 или № М-7, бухгалтер делает в учете такие проводки:

Дебет счетов учета поступивших ценностей

Кредит 60 субсчет "Задолженность по неотфактурованным  поставкам"

Информация о работе Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками