Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 00:59, курсовая работа
Деятельность любого предприятия предполагает возникновение определенных затрат. Затраты на производство и реализацию продукции включают в себя расходы сырья, основных и вспомогательных материалов, а также комплектующих изделий; расходы на топливо и энергию; расходы по основной и дополнительной заработной плате, в том числе отчисления на социальное страхование; амортизационные отчисления; прочие денежные расходы; внепроизводственные расходы.
Уровень затрат характеризует степень эффективности использования производственных ресурсов, всего производственного процесса в целом. Сама экономическая эффективность деятельности предприятия является как бы сопоставлением произведенных затрат в процессе производства и определенных результатов от хозяйственной и управленческой деятельности предприятия.
Введение 2
1.Правовые особенности деятельности 3
2.Классификация затрат 8
3.Бухгалтерский учет туроператора 9
3.1.Прямые и косвеные затраты 10
3.2.Затраты на производство 12
3.3.Расходы на продажу 16
3.4.Предоплаты и расходы будущих периодов 16
3.5.Момент списания расходов и «незавершенка» туроператора 16
3.6.Совмещение туроператорской и посреднической деятельности 17
3.7.Коммерческие расходы туроператора 17
Заключение 19
Список литературы
Туроператор выступает на рынке туристических услуг как производитель: формирует тур, разрабатывает маршрут, программу, насыщает их разного рода туристскими услугами. Туристский продукт формируется из услуг, права на которые приобретаются у сторонних организаций, и услуг, оказываемых собственными силами.
Формирование себестоимости продукции, работ, услуг в бухгалтерском учете осуществляется в соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Согласно подп.2.1 Основных положений себестоимость представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Затраты, входящие в состав цены туристского продукта, подразделяются на прямые и косвенные (накладные). В свою очередь прямые расходы туроператора состоят из услуг сторонних организаций, приобретаемых туроператором для формирования туристского продукта, и собственных затрат
9
туроператора по организации тура.
3.1.Прямые и косвеные затраты
Прямые затраты туроператора связаны с формированием и реализацией конкретных турпродуктов и туруслуг и учитываются на счете 20 «Основное производство». Если турфирма занимается только реализацией туристских услуг, накладные расходы учитываются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» или 26 «Общехозяйственные расходы».
При наличии у турфирмы нескольких видов деятельности для наиболее точного формирования себестоимости туристского продукта общепроизводственные и общехозяйственные расходы учитываются отдельно.
К общепроизводственным относятся общие затраты по производству и реализации турпродуктов и туруслуг: заработная плата и обязательные отчисления от заработной платы специалистов, непосредственно занимающихся реализацией турпродуктов и туруслуг, износ основных средств и нематериальных активов, используемых при реализации турпродуктов или туруслуг, расходы на командировки, связанные с заключением контрактов и договоров на обслуживание туристов, реклама туруслуг. Для учета общепроизводственных расходов используется счет 25.
Общехозяйственными будут расходы, связанные с управлением туристской организацией: заработная плата и обязательные начисления на заработную плату администрации, затраты по содержанию офиса, износ основных средств и нематериальных активов, используемых в процессе управления, и другие расходы, которые не могут быть отнесены к конкретному виду деятельности. Учет общехозяйственных расходов осуществляется на счете 26.
Такие затраты, как арендная плата, услуги связи, могут быть разделены на общепроизводственные и общехозяйственные. Разделение затрат по аренде на
10
общепроизводственные и общехозяйственные может быть произведено по данным распределения общей арендуемой площади на производственную (непосредственно занимаемую специалистами) и площадь, занимаемую администрацией, площадь подсобных помещений. Разделение услуг телефонной связи может быть произведено согласно счетам, выставленным предприятиями связи по номерам, закрепленным за определенными производственными участками и конкретными работниками. По окончании отчетного периода затраты, учтенные на счетах 25 и 26, распределяются между отдельными услугами, турпродуктами по методу, определенному учетной политикой, и списываются в дебет счета 20.
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы в качестве условно-постоянных могут списываться в дебет счета 90 «Реализация», если это предусмотрено учетной политикой организации. Стоимость сформированных, готовых к реализации турпродуктов отражается по дебету счета 43 «Готовая продукция». В соответствии с Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89, поступление, выбытие или списание готовых изделий собственного производства отражаются в бухгалтерском учете на счете 43 по фактической себестоимости.
Как и в
любом производстве, при формировании
стоимости турпродукта у
11
туристской деятельности объекты учета затрат можно объединить в группы по определенному качественному признаку: географическому положению, отдельным странам, поставщикам комплекса прав на услуги по приему туристов и т.д. Реализация турпродукта у туроператора отражается на счете 90 «Реализация».
В соответствии с пунктом 37 Методических рекомендаций учет затрат на производство туристского продукта организуется, как правило, по позаказному методу. Иными словами, объектом учета затрат является отдельный заказ на производство конкретного туристского продукта или группы типовых туристских продуктов либо совокупность заказов на производство туристских продуктов, которые возможно объединить по определенному качественному признаку (направление, сезонность и т. п.).
3.2.Затраты на производство
Учет затрат на производство туристского продукта осуществляется на счете 20 «Основное производство», к которому целесообразно открывать субсчета по направлениям туристской деятельности (организация выездного туризма, организация приема туристов и т. п.) или видам туризма (водный, горный, пеший и т. п.).
Затраты подразделений туристской организации, выполняющих отдельные работы, услуги, которые используются при производстве туристского продукта, учитываются на счете 23«Вспомогательные производства».
Накладные расходы учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Согласно учетной политике они либо включаются в себестоимость отдельных видов турпродуктов, то есть списываются на счет 20 «Основное производство», либо списываются в дебет счета 90 «Продажи».
Типовая группировка производственных затрат, которые следует включать в себестоимость туристского продукта, представлена в пункте 21 Методических
12
рекомендаций. Она включает следующие статьи затрат:
— затраты по приобретению прав на услуги
сторонних организаций, используемые
при производстве туристского продукта;
— затраты, связанные с деятельностью
производственного персонала;
— затраты подразделений туристской организации,
участвующих в производстве туристского
продукта;
— накладные расходы.
Но туроператор может расширять номенклатуру статей затрат. В первую статью «Затраты по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемые при производстве туристского продукта» включаются затраты на следующие услуги:
— по размещению и проживанию у организаций
гостиничной сферы и иных организаций,
оказывающих такие услуги, а также у обладателей
прав на такие услуги;
— по транспортному обслуживанию (перевозке)
у перевозчиков и иных организаций, оказывающих
такие услуги, в частности у организаторов
чартерных программ, а также обладателей
прав на такие услуги;
— по питанию у организаций общественного
питания и иных организаций, оказывающих
такие услуги, а также у обладателей прав
на такие услуги;
— по экскурсионному обслуживанию у экскурсионных
бюро и иных организаций, оказывающих такие
услуги, в частности у организаторов круизов,
сафари, а также обладателей прав на такие
услуги;
— по медицинскому обслуживанию, лечению
и профилактике заболеваний у медицинских
учреждений и организаций, санаториев,
профилакториев и иных организаций, оказывающих
такие услуги, а также у обладателей прав
на такие услуги;
— по визовому обслуживанию (а также иные
затраты, связанные
с оформлением поездки) ;
13
— на услуги культурно-просветительского,
культурно-развлекательного и спортивного
характера у организаций культуры, спорта
и иных организаций, оказывающих такие
услуги, а также у обладателей прав на такие
услуги;
— на услуги по страхованию туристов в период
поездки, в том числе страхованию туристов
от несчастных случаев и медицинскому страхованию;
— на услуги гидов-переводчиков, сопровождающих;
— на иные услуги, используемые при производстве
туристского продукта.
Все эти затраты включаются в себестоимость турпродукта только в том случае, если туроператор выкупает соответствующие услуги.
Под производственным персоналом фирмы-туроператора понимаются работники, непосредственно занятые производством туристского продукта, как состоящие в штате организации, так и выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера. Поэтому в статью «Затраты, связанные с деятельностью производственного персонала» включаются:
— затраты на оплату труда данных работников;
— отчисления на социальные нужды (ЕСН,
взносы на обязательное пенсионное страхование
и социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профзаболеваний)
;
— затраты, связанные со служебными разъездами
персонала, включая затраты по использованию
в служебных целях личного автотранспорта.
По статье «Затраты подразделений туристской организации, участвующих в производстве туристского продукта» отражаются затраты подразделений туристской организации, участвующих в производстве туристского продукта посредством выполнения отдельных видов работ, услуг.
Такими подразделениями считаются гостиницы, дома отдыха, мотели, кемпинги, спортивные сооружения, специальный туристский транспорт и т. п. Исчисление себестоимости работ и услуг, выполняемых такими подразделениями турфирмы, целесообразно производить в общем порядке,
14
применяемом специализированными организациями соответствующего вида.
И наконец, по статье «Накладные расходы» отражаются остальные затраты, связанные с производством турпродукта, в частности:
— затраты на оплату труда управленческого
персонала и хозяйственных работников (с
учетом отчислений на социальные нужды)
;- затраты на командировки, связанные с производственной
деятельностью, включая затраты по оформлению
заграничных паспортов и других выездных
документов;
— затраты на содержание и эксплуатацию
зданий и помещений административного
и хозяйственного назначения;
— затраты на пожарную и сторожевую охрану;
— арендные платежи за имущество, используемое
турфирмой в административно-
— амортизационные отчисления;
— затраты, связанные с освоением новых
туров;
— оплата услуг связи (телефонной, мобильной,
почтовой и т. д.) ;
— затраты на приобретение специальных
бланков и документов;
— затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой
кадров;
— отчисления в резерв на ремонт основных
средств;
— представительские расходы.
Некоторые из видов расходов, которые Методические рекомендации также предписывали относить к накладным, в соответствии с правилами бухгалтерского учета, в частности нормами ПБУ 10/99 «Расходы организации», не должны включаться в состав расходов по обычным видам деятельности, а представляют собой прочие расходы. К ним, в частности, относятся расходы на оплату услуг банков по обслуживанию счетов туристской организации, электронных расчетов посредством пластиковых карт (кредитных и дебетовых) , по операциям, связанным с обращением денежных документов,
15
по торгово-комиссионным и аналогичным операциям,
а также платежи по процентам за кредиты
банков.
3.3.Расходы на продажу
Коммерческие расходы, связанные с продвижением и продажей турпродукта, собирают на счете 44 «Расходы на продажу», который ежемесячно закрывается на счет 90 «Продажи».
3.4.Предоплаты и расходы будущих периодов
Нередко фирмы-туроператоры оплачивают некоторые виды услуг сторонних организаций, входящих в состав турпродукта, единовременно и заранее, например выкупают блоки мест на предстоящие рейсы, перечисляют предоплату за забронированные номера в отелях.
В подобных случаях имеет место перечисление предоплаты или авансов в счет предстоящего оказания контрагентом соответствующих услуг. А потому перечисленные суммы следует отражать в учете как выданные авансы и предоплаты по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Использовать счет 97 «Расходы будущих периодов» в таких ситуациях некорректно.
А вот если турфирма осуществила
расходы, которые будут приносить отдачу
в течение нескольких отчетных периодов, например приобрела
специализированную компьютерную программу,
справочную правовую систему, рекламный
ролик (без получения исключительных прав
на них) , нужно применять счет 97 «Расходы
будущих периодов».
3.5.Момент списания расходов и «незавершенка»
туроператора
Хотя туроператоры и не производят продукцию, а значит, и не имеют изделий, не прошедших всех стадий обработки, которые принято рассматривать как незавершенное производство, тем не менее у них может формироваться дебетовое сальдо счета 20 «Основное производство» на конец отчетного периода.
16
Ведь на конец месяца вполне могут оставаться нереализованные турпродукты, расходы на которые уже осуществлены. Тем более что, согласно пункту 51 Методических рекомендаций, моментом определения выручки от продажи туристского продукта служит дата окончания тура. Ведь именно в этот момент завершается оказание туристу комплекса приобретенных им услуг. Соответственно и себестоимость реализованного турпродукта должна списываться на уменьшение выручки в тот же день.