Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 07:06, курсовая работа

Описание работы

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Файлы: 1 файл

Светлана Бычкова Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве.docx

— 69.35 Кб (Скачать файл)

К основным средствам  в организации относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые  машины и оборудование, измерительные  и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и  принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние  насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты. В составе основных средств учитываются  также капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные  участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные  ресурсы).

Для ведения учета  основных средств в организациях применяется единая типовая Классификация основных средств, в соответствии с которой основные средства группируются по следующим признакам:

• отраслевому назначению;

• видам;

• принадлежности;

• степени использования.

Группировка основных средств по отраслевому признаку (растениеводство, животноводство и др.) позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли.

По назначению основные средства организации подразделяются следующим образом:

1) производственные  – основные средства, использование  которых направлено на систематическое  получение прибыли как основную  цель деятельности, т.е. непосредственно  или косвенно участвующие в  процессе производства;

2) непроизводственные  – не используемые при осуществлении  обычных видов деятельности, т.е.  основные средства, используемые  в сфере бытового обслуживания, жилищно–коммунальном хозяйстве  (ЖКХ), в общественном питании  и т.п.

На сельскохозяйственных предприятиях в составе производственных основных средств выделяют основные средства сельскохозяйственного и  несельскохозяйственного назначения.

По видам основные средства объединяются в следующие группы:

1) здания и сооружения;

2) рабочие и силовые  машины;

3) оборудование;

4) транспортные  средства;

5) передаточные  устройства;

6) вычислительная  техника;

7) производственный  и хозяйственный инвентарь;

8) скот рабочий,  продуктивный и племенной;

9) насаждения многолетние;

10) капитальные затраты  в улучшение земель (без сооружений);

11) прочие основные  средства.

По принадлежности основные средства подразделяют следующим образом:

1) собственные, принадлежащие  организации по праву собственности,  в том числе сданные в аренду  без права выкупа;

2) находящиеся в  оперативном управлении и хозяйственном  ведении;

3) полученные в  аренду без права выкупа.

По степени  использования основные средства подразделяются на находящиеся:

1) в эксплуатации;

2) в запасе (резерве);

3) на стадии достройки,  дооборудования, реконструкции и  частичной ликвидации;

4) на консервации.

Эта группировка  обеспечивает исчисление сумм амортизации.

Наименьшим элементом  классификации выступает инвентарный  объект. В целях бухгалтерского учета  в соответствии с п. 6 ПБУ 6/01 инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный, конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы.

В свою очередь, комплекс конструктивно сочлененных предметов  – это один или несколько предметов  одного или разного назначения, имеющих  общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет  может выполнять свои функции  только в составе комплекса, а  не самостоятельно.

При установлении единицы  бухгалтерского учета также следует  руководствоваться нормой ПБУ 6/01, согласно которой при наличии у одного объекта нескольких частей, имеющих  разный срок полезного использования, каждая такая часть должна учитываться  как самостоятельный инвентарный  объект.

Объект основных средств, находящийся в собственности  двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией в составе основных средств соразмерно доле в общей  собственности.

Объекты основных средств, поступающие в хозяйство, при  их принятии к бухгалтерскому учету  должны получить соответствующую оценку в денежном выражении. Различают три вида оценки основных средств: первоначальную, остаточную и восстановительную.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету  по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью объекта основных средств, приобретенного за плату, признается сумма  фактически произведенных организацией затрат на приобретение, сооружение и  изготовление, за исключением НДС  и иных возмещаемых налогов.

Стоимость основных средств, по которой они приняты  к учету, не подлежит изменению, кроме  случаев, оговоренных в законодательстве. Изменение первоначальной стоимости  допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и  частичной ликвидации соответствующих  объектов. Увеличение (уменьшение) первоначальной стоимости основных средств относится  на добавочный капитал организации. Остаточная стоимость – стоимость, по которой объект отражается в бухгалтерском балансе. Она исчисляется как разность между первоначальной стоимостью и суммой начисленной амортизации по объекту (или группе объектов) основных средств на определенную дату.

Восстановительная стоимость – это стоимость, используемая при реализации механизма переоценки основных средств. Переоценку основных средств проводят с целью определения их реальной стоимости путем приведения первоначальной стоимости объектов в соответствие с их рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки.

В соответствии с  п. 15 ПБУ 6/01 коммерческая организация  может не чаще одного раза в год (на начало отчетного периода) переоценивать  группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. При определении текущей (восстановительной) стоимости могут  быть использованы:

• полученные в  письменной форме от организаций–изготовителей  данные о ценах на аналогичные  основные средства;

• сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной  статистики, торговых инспекций и  организаций;

• сведения об уровне цен, опубликованные в средствах  массовой информации и специальной  литературе;

• оценки бюро технической  инвентаризации;

• экспертные заключения о текущей (восстановительной) стоимости  основных средств.

Решение организации  о переоценке по состоянию на начало отчетного года должно быть оформлено  соответствующим распорядительным документом (приказом), обязательным для  всех

служб организации, которые будут задействованы  в переоценке. Такой документ должен включать перечень входящих в группу однородных основных средств.

Периодичность переоценки необходимо установить в приказе  об учетной политике организации. Бухгалтерские  записи по переоценке, проведенной  в отчетном году, оформляются 31 декабря  отчетного года. Однако при составлении  баланса за отчетный год их не учитывают. Результаты переоценки учитывают во входящем сальдо на начало года в балансе  за I квартал следующего года.

На сельскохозяйственных предприятиях взрослый рабочий и  продуктивный скот основного стада  приходуют: по фактической себестоимости  выращивания – в том случае, когда животные, переводимые в  основное стадо, выращены в самом  хозяйстве (за счет собственного молодняка); по фактической стоимости приобретения – если животные, приходуемые в  основное стадо, покупаются на стороне.

Капитальные вложения в коренное улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме фактически произведенных  затрат, относящихся к принятым в  отчетном году в эксплуатацию площадям, независимо от даты окончания всего  комплекса работ.

На предприятиях, где имеются многолетние насаждения, их принимают к бухгалтерскому учету  в два этапа:

1) приходуют молодые  насаждения в сумме, равной  фактически произведенным затратам  на их посадку;

2) при достижении  эксплуатационного возраста приходуют  в оценке, равной сумме расходов  на выращивание плюс суммы,  определенные на первом этапе,  т.е. по фактической себестоимости.

3.3. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ  ОПЕРАЦИЙ С ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ

Независимо от способа  поступления все поступающие  в хозяйство объекты основных средств должны быть своевременно оприходованы и документально оформлены. Оприходование (прием) основных средств проводит специальная  комиссия, которую назначает руководитель организации. Комиссия составляет акт  о приеме–передаче объекта основных средств (форма № ОС–1) или акт (накладную) приема–передачи основных средств (специализированная форма  № 101–АПК), которая используется как  при приобретении объектов основных средств со стороны, так и при их изготовлении (сооружении) в хозяйстве.

В форме № 101–АПК содержится краткая информация, характеризующая  объект и его соответствие техническим  условиям. Акт составляется на каждый объект в отдельности или на несколько  однотипных объектов, если они имеют  одинаковую стоимость и были приняты  в эксплуатацию в одном календарном  месяце. После положительного заключения комиссии, основанного на сопоставлении  и проверке сопроводительных и расчетных  документов, акт утверждает руководитель организации. После чего данный документ с прилагаемой технической документацией  по принятому объекту представляют в бухгалтерию. На основании этих документов в бухгалтерии составляют инвентарные карточки учета основных средств.

Объект основных средств, приобретаемый представителем организации непосредственно на предприятии поставщика, базе снабжения  или транспортном терминале, принимается  по доверенности. Если при приеме объектов основных средств обнаруживаются какие–либо несоответствия, неисправности или  выявляется недостача, составляют коммерческий акт, на основании которого предъявляют  иск поставщику либо транспортной организации (в зависимости от того, по чьей вине это произошло).

Прием–сдачу основных средств из капитального ремонта, реконструкции  и модернизации проводит также специальная  комиссия. При этом оформляют акт  о приеме–сдаче отремонтированных, реконструируемых и модернизированных  объектов основных средств (форма №  ОС–3) или акт приема–сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных  объектов (форма № 102–АПК).

Перевод молодняка  животных в основное стадо оформляется  актом на перевод животных (форма  № СП–47) или актом на перевод  животных из группы в группу (форма  № 214–АПК). Животных, приобретенных  на стороне, приходуют в основное стадо по тем же правилам, по которым  осуществляется приходование других объектов в состав основных средств. При этом на поступающих животных поставщиком  должны быть оформлены и предоставлены  племенные свидетельства.

Оприходование приобретенных (в собственность) земельных участков и объектов природопользования оформляется  актом на оприходование земельных  угодий (форма № 111–АПК). В этом документе  дается характеристика принимаемых  на баланс земельных угодий: площадь, вид угодий, место расположения, конфигурация, данные о плодородии, балансовая стоимость, прилагаемые документы, которые послужили основанием для составления акта.

Принятие к бухгалтерскому учету многолетних насаждений оформляется  актом приема многолетних насаждений и передачи их в эксплуатацию (форма  № 103–АПК), лесозащитных насаждений (форма  №103а–АПК).

Для составления  перечисленных актов создается  специальная комиссия с участием соответствующих специалистов.

После того как основные средства будут надлежащим образом  оприходованы, необходимо обеспечить контроль за их сохранностью, внутрихозяйственным  перемещением и использованием. Такой  контроль обеспечивается путем закрепления  инвентарных объектов основных средств (с присвоением им инвентарных  номеров) за хозяйственными подразделениями  и материально ответственными лицами, а также посредством комплекса  мероприятий, называемых инвентарным  учетом. При этом составляется инвентарный  список основных средств (по месту их нахождения, эксплуатации).

Для пообъектного аналитического учета в бухгалтерии предприятия  на каждый объект основных средств  заводят индивидуальную инвентарную  карточку типовых форм: инвентарную  карточку учета объектов основных средств (форма № ОС–6) – для зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств, инвентаря производственного  и хозяйственного; инвентарную карточку учета для многолетних насаждений (форма № 109–АПК).

Для учета земель в хозяйствах ведется Земельная  кадастровая книга, в которой  проводится государственная регистрация  права собственности на землю.

Начисление амортизации  по объектам основных средств отражается в следующих регистрах бухгалтерского учета: ведомости начисления амортизации  и отчислений в ремонтный фонд (без автотранспорта) (форма № 49–АПК); ведомости начисления амортизации  и отчислений в ремонтный фонд по автотранспорту (форма № 50–АПК).

Для определения  непригодности объектов основных средств  к дальнейшему использованию, невозможности  или неэффективности их восстановления, а также для оформления документов на списание этих объектов на предприятии (если наличие основных средств является существенным) приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия. В ее состав входят должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер), заместитель руководителя, главный зоотехник, главный агроном, лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств, и др. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители соответствующих инспекций.

Информация о работе Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве