Бухгалтерский учет в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:34, доклад

Описание работы

Бухгалтерский учет в СССР был ориентирован на обслуживание плановой административно-командной системы, не учитывавшей экономическую реальность. Поэтому он был мало пригоден для принятия решений в условиях рыночной экономики. С начала 90-х годов в бухгалтерском учете стран СНГ произошли значительные перемены. Особый интерес вызывает изучение их опыта движения к МСФО.

Файлы: 1 файл

бух учет СНГ.docx

— 38.33 Кб (Скачать файл)

Бухгалтерский учет в СССР был ориентирован на обслуживание плановой административно-командной системы, не учитывавшей экономическую реальность. Поэтому он был мало пригоден для принятия решений в условиях рыночной экономики. С начала 90-х годов в бухгалтерском учете стран СНГ произошли значительные перемены. Особый интерес вызывает изучение их опыта движения к МСФО.

Наличие одинаковых экономических  проблем на территории постсоветского пространства стимулирует правительства  стран СНГ к тому, чтобы искать общие подходы в формировании системы бухгалтерского учета и  подготовки финансовой отчетности. Начавшееся к настоящему времени реформирование системы бухгалтерского учета проходит во многих странах бывшего СССР на разных этапах развития, отличается направлением и учитывает особенности ситуации в национальной экономике, Тем не менее, сходство первоначальной ситуации во многом обусловило сходство процесса экономических реформ, в том числе и во многом сопоставимую схему реформирования существующих систем финансовой отчетности. Необходимостью согласования усилий по реформированию систем финансовой отчетности объясняется создание Координационного совета по методологии бухгалтерского учета, объединяющего представителей Армении, Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Украины и Узбекистана. Представители России и иностранные эксперты также принимают участие в работе Совета. В октябре 2001 года Советом принят проект Основных принципов и положений, согласно которому страны-участницы договорились о следующих основных принципах составления бухгалтерской отчетности организаций:

финансовая отчетность состоит из образующих единое целое, взаимно увязанных бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств  и пояснений к ним;

финансовая отчетность должна быть полезна пользователям. Руководство также заинтересовано в информации, содержащейся в финансовой отчетности, и имеет доступ к дополнительной управленческой и финансовой информации, которая помогает планированию, принятию решений и контролю. Формы и  содержание такой информации определяются руководством организации;

финансовая отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении  организации и его изменениях, а также финансовых результатах  деятельности;

при формировании финансовой отчетности организации должны руководствоваться  следующими принципами: обособленность имущества, непрерывность, начисление, осмотрительность, приоритетность содержания перед формой, нейтральность;

информация, включаемая организациями в финансовую отчетность, должна быть понятной, отвечать потребностям пользователей, быть правильной и сравнимой.

Вверх

Реформа бухгалтерского учета в Белоруссии

В силу принятых в Беларуси принципов и методов ведения  учета, бухгалтерская отчетность значительно  отличается от той, которая составляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) в других странах. Поэтому  многим белорусским предприятиям, стремящимся  к сотрудничеству с зарубежными  партнерами, приходится делать дополнительную работу по переводу своей отчетности с учетом требований МСФО.

Ключевой проблемой  развития бухгалтерского учета и  отчетности в Беларуси является подготовка законодательной базы, позволяющей  применять международные стандарты  в полном объеме, при этом она  должна быть согласована с остальным  законодательством, являться полной, ясной и непротиворечивой.

Необходимо подготовить  внесение поправок в действующие  нормативные акты, которые позволят банкам и предприятиям составлять финансовую отчетность по международным стандартам для иностранных и отечественных  пользователей. Цель этой работы - облегчить  доступ иностранного капитала в экономику  страны, сделав отчетность предприятий  прозрачной, и сами предприятия - более  привлекательными для зарубежных инвесторов, повысив их доверие как к отчетности банков, так и к национальной экономике в целом.

Основным документом, определяющим направление реформы  финансовой отчетности в Белоруссии, является в настоящее время государственная  программа перехода на МСФО, принятая постановлением Совета министров Белоруссии в 1998 году. Также важное значение имеет работа по унификации отечественного бухучета и отчетности с нормами, принятыми в государствах -- участниках Таможенного союза в рамках выполнения Плана совместных действий по созданию условий для введения единой денежной единицы Союзного государства на 2001--2005гг., одобренного 30.03.2001г. на VI заседании Межбанковского валютного совета и мероприятий по реализации Основных направлений по проведению согласованной структурной перестройки экономик на 2002--2005 годы государств -- участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999г., утвержденных решением Межгосударственного Совета от 10.10.2000г. N 81.

Особенностью реформы  финансовой отчетности в Белоруссии можно считать тот факт, что  в процессе перехода на международные  стандарты банковский сектор опережает  промышленные предприятия. В то время, как финансовых кругах продолжается обсуждение возможных путей реформирования отчетности белорусских предприятий, Национальный банк Республики Беларусь в соответствии с Банковским кодексом, Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2002 год и Концепцией развития банковской системы на 2001--2010 годы принял решение о разработке на основе международных стандартов национальных стандартов финансовой отчетности. Начало реформ в области бухгалтерского учета в банковском секторе было положено в 1994 г., когда была проведена фундаментальная работа по переходу банковской системы на международные принципы учета и получению финансовой отчетности в соответствии с МСФО. С 1996 г. белорусские банки перешли на новые Планы счетов бухгалтерского учета, соответствие которых международным стандартам было подтверждено аудиторской компанией "Куперс энд Лайбрант".

Политика Национального  банка по переходу на МСФО учитывает  особенности развития экономики  и законодательства страны. Поэтому  переход к международным стандартам путем создания национальных стандартов -- процесс плавный и поэтапный, требующий понимания на всех уровнях  управления как государством, так и Национальным банком.

Действие новой системы  бухгалтерского учета в течение  последних семи лет было достаточно эффективным, что позволило Национальному  банку и другим пользователям  получать информацию качественно нового уровня для принятия управленческих решений.

Сегодня банковская система  Белоруссии применяет следующие  международные принципы бухгалтерского учета:

непрерывность деятельности;

постоянство правил бухгалтерского учета;

осмотрительность;

день сделки;

раздельное отражение  активов и пассивов;

преемственность входящего  баланса;

приоритет содержания над  формой;

единица измерения;

открытость;

консолидация;

метод начисления (наращивание  доходов и расходов).

Все они, кроме последнего, соблюдаются в полном объеме. Метод  начисления реализован не до конца. Согласно этому принципу доходы и расходы, относящиеся исключительно к  отчетному периоду, должны отражаться в бухучете независимо от времени  поступления доходов или платежей, связанных с расходами. В банковской практике Белоруссии применяются два  подхода. Первый -- кассовый метод -- используется при работе с доходами, второй -- метод начисления -- с расходами. Это связано, с одной стороны, с ситуацией в экономике (значительным количеством невозвратных кредитов), а с другой -- с применением международного принципа осмотрительности. В настоящее время Национальный банк работает с Министерством по налогам и сборам над проблемой применения метода начисления к доходам. Проблема обусловлена тем, что налоговики предлагают отражать доходы по методу начисления. Национальный банк не возражает против такого подхода при условии унификации налогового законодательства, учитывающего специфику банковской деятельности, с применением мировых стандартов учета. Необходимы также конкретные указания о возврате сумм налогов, уплаченных банками в части средств, не полученных от клиентов, но зачисленных в счет доходов.

 

Продолжением реформ в области бухучета стало принятие в 2001 г. Национальным банком Белоруссии ряда постановлений, утвердивших национальные стандарты финансовой отчетности (НСФО) и правила по их применению. Первым из них стал стандарт МСФО 29 "Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции" (НСФО 29), определяющий порядок пересчета  статей отчетности банков в гиперинфляционной экономике.

 

Следующим стал стандарт 27 "Консолидированная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние структуры" (НСФО 27), устанавливающий  требования к составлению консолидированной  отчетности банков с учетом инвестиций в капиталы юридических лиц, находящихся  под его контролем (доля участия более 50%).

Стандарт 30 "Финансовая отчетность банков" (НСФО 30) применяется  только в банковском секторе, где  ему принадлежит основополагающая роль при составлении финансовой отчетности. Стандарт охватывает вопросы  учетной политики, составления балансов, отчетов о прибылях и убытках, возможных обязательств и условных событий, включая внебалансовые статьи, сроков погашения активов и обязательств, концентрации активов, обязательств и внебалансовых статей, учета убытков по активам, основных рисков, активов, предоставленных в качестве обеспечения, доверительного управления, операций со связанными сторонами.

Указанные стандарты  определяют требования к составу  и порядку составления финансовой отчетности банков и обязательны  для исполнения в Республике Беларусь Национальным банком, коммерческими  банками и небанковскими кредитно-финансовыми  организациями. По итогам 2001 г. банковская финансовая отчетность составляется с учетом этих стандартов.

В ближайшей перспективе  в банковскую практику страны будут  внедрены новые НСФО, разработанные  в соответствии с международными стандартами. Это "Представление  финансовой отчетности" (N 1), "Отчет  о движении денежных средств" (N 7), "Учет инвестиций в ассоциированные  компании" (N 28), "Влияние изменений  валютных курсов" (N 21), "Прибыль на акцию" (N 33) и др.

Вместе с тем, следует  отметить, что прогресс банковской системы Белоруссии в области  бухгалтерского учета не может дать ощутимых результатов без аналогичных  преобразований в экономике государства  в целом. Решением этой проблемы должна стать реализация государственной  Программы перехода на международные  стандарты бухгалтерского учета  народного хозяйства республики, утвержденной постановлением Совета министров Белоруссии в 1998 году.

Одной из причин невозможности  немедленного перехода на МСФО является отсутствие достаточного числа квалифицированных  специалистов. Большинство специалистов, прошедших обучение, являются работниками  коммерческих структур, в которых  есть доля иностранного капитала и  которые, таким образом, должны вести  бухгалтерский учет параллельно  по международным стандартам и по белорусским. Также обучение прошли работники предприятий, руководство  которых осознало необходимость  привлечения инвестиций.

В рамках решения кадровой проблемы в Белоруссии подготовлена первая группа специалистов, которые  завершили обучение стандартам финансовой отчетности по методике GAAP.ru США. Сертификаты  специалистов международного образца  имеют около двух десятков выпускников  курсов. Обучение организовано Белорусским  общественным объединением бухгалтеров  и аудиторов, компанией "Делойт и Туш" и Международной высшей школой бизнеса Белорусского Государственного Университета.

По мнению белорусских  экспертов, несовершенство действующей  системы бухгалтерского учета не только препятствует притоку иностранных  инвестиций в экономику страны, но и осложняет деятельность самих  предприятий, так как не дает возможности  определить реальную выручку.

Опыт и проблемы перехода Молдовы на МСФО

 

В течение последних  трех лет Молдова постепенно переходит  на систему бухгалтерского учета  и отчетности в соответствии с  МСФО. В настоящее время в Молдове  достигнуты следующие основные результаты перехода на МСФО:

создана новая нормативная  база бухгалтерского учета,

разработаны и внедрены новые формы финансовой отчетности,

введена программа непрерывного профессионального образования  и сертификации бухгалтеров и  аудиторов, соответствующая требованиям  Международной федерации бухгалтеров.

Нормативная база бухгалтерского учета основана на МСФО и включает три основных элемента:

Национальные стандарты  бухгалтерского учета (НСБУ),

Комментарии по применению НСБУ,

План счетов бухгалтерского учета.

НСБУ разрабатываются  на основе МСФО и утверждаются Министерством  финансов Молдовы. Они устанавливают  общие принципы и правила бухгалтерского учета для всех экономических  агентов независимо от их отраслевой принадлежности, вида собственности  и организационно-правовой формы.

Основное содержание НСБУ, а также их нумерация и  названия разрабатывались в соответствии с МСФО. В то же время при разработке НСБУ учитываются сложившиеся подходы  к организации бухгалтерского учета, сформировавшийся менталитет практических работников и другие условия и  факторы, в связи с этим в разработанные  стандарты в целях их детализации  и для более лучшего понимания были внесены некоторые изменения и дополнения.

Кроме того, в число  НСБУ включены два стандарта, не предусмотренные  в перечне МСФО, но которые необходимы для облегчения усвоения новой системы  бухгалтерского учета: НСБУ 3 "Состав затрат и расходов предприятия" и  НСБУ 4 "Особенности учета на предприятиях малого бизнеса".

Согласно Концепции  реформы бухгалтерского учета, утвержденной Правительством Молдовы в 1997 году, НСБУ должны уточняться в соответствии с  изменениями и дополнениями, вносимыми  в МСФО. Более того, перечень НСБУ будет пополняться по мере принятия новых МСФО. При этом в случае отсутствия отдельных НСБУ должны применяться положения соответствующих МСФО.

Информация о работе Бухгалтерский учет в СССР