Бухгалтерский учет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 16:20, реферат

Описание работы

Организация бухгалтерского учета на предприятии регулируется Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16 июля 1999 г. № 996-ХІV (ст. 8). Бухгалтерский учет – это процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, сохранения и передачи информации о деятельности предприятия внутренним и внешним пользователям для принятия решений.

Содержание работы

Основы организации бухгалтерского учета на предприятиях различных форм собственности.
1.1. Сущность бухгалтерского учета. 1.2. Принципы организации бухгалтерского учета. 1.3. Ответственность за ведение бухгалтерского учета. 1.4. Документооборот и его схема.
Формирование бухгалтерского учета в Европе и США.
Понятие учетной политики и принципы ее организации.
Практическая часть.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Бух. учет.doc

— 546.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Работники предприятия  создают и подают первичные документы, которые принадлежат к их сфере  деятельности, по графику документооборота. Для этого каждому исполнителю  дается выписка из графика. В выписке приводится перечень документов, которые касаются функциональных обязанностей исполнителя, сроки их подачи и подразделения предприятия, в которые подаются эти документы.

Контроль за соблюдением  исполнителями графика документооборота на предприятии осуществляет главный бухгалтер.

При поступлении документов в бухгалтерию проводят их проверку:

  • по форме – формальная проверка заполнения всех реквизитов, соответствия стандарту и форме документа, своевременности составления и представления в бухгалтерию;
  • по содержанию – содержательная проверка правильности отображения хозяйственной операции, ее соответствия законодательным и нормативным требованиям;
  • арифметическая – проверка правильности проставленных цен и тарифов, рассчитанных сумм и итогов.

Проверенные в бухгалтерии документы проходят учетную регистрацию. Процесс обработки в бухгалтерии принятых от исполнителей документов проходит три этапа.

  1. Расценивание – проставление в соответствующих графах документа цены и суммы, т.е. перевод натуральных и трудовых измерителей в денежные путем умножения показателя на цену.
  2. Группировка документов – объединение однородных по содержанию первичных документов в группы и запись в группировочные ведомости для определение общего итога по каждой группе.
  3. Котировка документов – указание корреспондирующих счетов, на которых должна быть отражена хозяйственная операция, т.е. составление бухгалтерских проводок.
  4. Оформленные бухгалтерскими проводками документы используют для отражения хозяйственных операций в регистрах синтетического и аналитического учета.

После всех предыдущих этапов документы поступают в архив. Различают текущий и постоянный архивы.

Текущий архив организовывают непосредственно в бухгалтерии  для хранения документов на протяжении учетного года.

Постоянный архив размещается в специально оборудованном помещении и предназначен для хранения как бухгалтерских документов, так и дел других подразделений и служб предприятия.

Все принятые на хранение дела регистрируются в архивной книге. Обработанные и систематизированные  в хронологическом порядке, прошитые и маркированные ярлыками документы после окончания отчетного года из текущего архива передают в постоянный.

Сроки хранения документов в постоянном архиве определены Главным  архивным управлением при Кабинете Министров Украины.

Бухгалтерский учет и отчетность сохраняются от 3 до 5 лет. Для первичных документов, которые фиксируют факт выполнения хозяйственной операции и являются основанием для других бухгалтерских и налоговых записей, установлен срок хранения – 3 года. Акты документальных ревизий, налоговых и других проверок хранятся 5 лет; лицевых счетов рабочих и служащих, студентов – 75 лет; уставы и положения, бухгалтерские отчеты и балансы хранятся постоянно.

После окончания установленных  сроков хранения документы, которые  имеют важное значение, передают на бессрочное хранения в Государственный архив, а другие документы подлежат уничтожению специальной комиссией по акту с соответствующей отметкой в архивной книге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формирование бухгалтерского учета в Европе и США.

Ведущие экономисты ХІХ в. П.Ж. Прудон, Р.П. Коффи считали, что бухгалтерский учет – это часть политической экономии. Будучи французами, они и сформировали национальную мысль, что бухгалтерский учет – экономическая наука. Такие известные ученые-бухгалтера французской школы, как Ж.Г. Курсель-Сенель, Л. Сей, А. Гильбо в своих трудах отдавали предпочтение экономическим аспектам в бухгалтерском учете. Юридическая теория (итальянская школа) давала объяснение только двойной записи, учитывая то, что она трактовала все счета как личные: тот, кто получает, - дебетуется, тот, кто выдает, - кредитуется. Такой подход, как известно, не полностью характеризует все счета. Экономическое трактование «нет доходов без расходов» объясняло назначение всех счетов как средств, источников, так и хозяйственных процессов. И это окончательно повлияло на формирование бухгалтера не как юриста, а как экономиста. Т.е. бухгалтер перестал быть сторожем чужого имущества, а стал одним из организаторов хозяйственной деятельности любого предприятия, выступая главным экономистом.

Рассматривая счета  отдельно от лиц, что стоят за ними, французские ученые разработали  классификацию счетов по видам средств, ввели в учет операционные счета, а со временем разработали сложную  систему этих счетов и методику учета. Эти счета называли счетами-экранами или счетами порядка и метода. В плане счетов возникает большое количество безличностных счетов – фондовых, резервных, процессов, регулирующих, сравнительных, финансово-результативных.

В определенной степени  концептуально противостояла итальянской. Это,  в частности, при определении величины прибыли, момента реализации продукции. Если у итальянцев действие означало результат, то у французов – только наличную денежную массу.

Французская школа считала, что бухгалтерские данные, необходимые  для принятия управленческих решений, должны быть не абсолютно, а относительно точными; что цель бухгалтерского учета – это система, порядок, рационализация, эффективность; что бухгалтерия учитывает хозяйственные средства, а не саму информацию. Учитывая экономическую трактовку «нет доходов без расходов», ученые экономического направления не могли объяснить много операций и записей по ним, где не было оборота, например, потеря имущества от стихийного бедствия и т.д.

Политэкономизация бухгалтерского учета французскими учеными несомненно имела значительное влияние на усовершенствование методологии бухгалтерского учета, расширила пределы применения бухгалтерского учета до уровня всей экономики страны. В этом плане Францию можно смело считать родиной макроучета.

Совсем отдельную позицию от итальянской и французской школ занимала немецкоязычная школа, которая объединяла ученых-бухгалтеров Германии, Австро-Венгрии и немецкоязычной части Швейцарии.

Часть Украины (Галичина, Буковина, Закарпатье) пребывала под  влиянием немецкоязычной школы, поскольку входила в состав бывшей Австро-Венгрии.

Для итальянской и  французской школ были характерны соответственно юридическое и экономическое  направления. Концепция немецкоязычной школы заключалась в подходе  к бухгалтерскому учету не внешне, т.е. в поисках учетного содержания бухгалтерии в других науках. Его искали в самой бухгалтерии, в самой процедуре учетного процесса. Поэтому и направление немецкой школы называется процедурным.

Наиболее известными представителями немецкой школы  были Ф. Скубиц, Б. Пендоф, Готшальк, И.Ф. Шер, Кальмес и др. Следует сказать выделить, что немецкая школа в своем историческом развитии значительно уступала итальянской и французской. Только в середине ХІХ в. на основе трудов Гантигиля, Курцбауера зарождается теория бухгалтерского учета и постепенно формируется немецкая школа и немецкая мысль.

Директор известного в Германии коммерческого училища  в Герлице Скубиц в своих трудах дает определение бухгалтерского учета  как деятельности, которая в типовой  форме отображает и выражает весь ход хозяйственной деятельности предприятия. По Ф. Лейтеру, бухгалтерия – это хронология отображения хозяйственных операций, их систематизация в определенной причинной связи. Все в ней подчинено непосредственной процедуре ведения бухгалтерского учета. Учитывая это, Скубиц выделял в бухгалтерии два направления (вида): потребительское и продуктивное. Далее развивая взгляды Скубица, чешский ученый Готшальк продуктивный вид бухгалтерии подразделяет на торговую и производственную бухгалтерию. Это была одновременная попытка отделения хозяйственных процессов: снабжения, сбыта, как сферы торговой (внешней) бухгалтерии и производства, как сферы производственной (внутренней) бухгалтерии и несмелого деления учета на финансовый и управленческий.

Известным ученым-бухгалтером Европы, наибольшим сторонником процедурной концепции был И.Ф. Шер. Этот швейцарский ученый рассматривал учетную процедуру как цель, предмет и метод бухгалтерии. По Шеру, бухгалтерия является историографией хозяйственной жизни, изложенной по законам систематизации. Предметом бухгалтерии могут быть только осуществленные хозяйственно-правовые факты как внешнего, так и внутреннего характера. В основу учета Шер не счета, а баланс. Поэтому его теорию часто называют балансовой теорией Шера. Баланс у Шера – это альфа и омега бухгалтерии: все начинается с баланса и все заканчивается им.

Т.е. в немецкоязычной школе изучение бухгалтерского учета  начиналось не от счетов к балансу, как в итальянской и французской, а наоборот.

Двойная запись объяснялась  не объективными хозяйственными процессами, а учетом балансового равенства. Шер, построив уравнение А=П (актив=пассиву), назвав по балансу счета активными и пассивными, положил начало алгоритмизации учета.

Процедурная концепция  подошла к самому описанию бухгалтерского учета в виде математических формул, что в будущем имело положительное влияние на использование в практике учета ЭВМ. Поэтому немецкая бухгалтерская школа имеет большие заслуги  в развитии вычислительной техники, создании карточных форм учета, распространении математических и статистических методов, унификации плана счетов.

Под влиянием  дедуктивного метода Шера – от баланса к счетам, бухгалтерия у 20-х годах ХХ в. постепенно трансформируется в балансовый учет.

Вклад немецкой школы  в развитие европейской и мировой бухгалтерских школ весомый, хотя она, как и итальянская и французская, многое не могла объяснить. Следуя от общего к частному, она часто не знала, что считать частным. Однако все три школы независимо друг от друга в условиях взаимной критики, конкуренции взаимодополняли друг друга и значительно развивали бухгалтерскую научную мысль.

 Англия и весь  англоязычный мир стояли совсем  на других позициях создания  бухгалтерских школ. Для английской  бухгалтерской школы счетоведение  не было наукой. Теория бухгалтерского учета была фактически техникой, а не наукой, и ее нельзя было сравнить с европейскими исследованиями.

К наиболее известным  английским ученым того времени принадлежит  Л.Р. Дикси. В частности, он объяснил, что такое безденежная (потенциальная) прибыль и убыток, который образовывается вследствие изменения рыночных цен на активы сравнительно с учетными.

Л.Р. Дикси был основоположником аудита. В 1892 г. он определил аудит как работу, связанную с подтверждением достоверности, правильности и объективности бухгалтерского баланса. Дикси определил цель аудита в выявлении фальсификации, случайных ошибок, недостатков в организации учета.

Последователями Л.Р. Дикси в изучении аудита были А.Т. Ватсон, Чедвик.

Учитывая сугубо прагматические задачи, английские бухгалтеры понимали бухгалтерию не как сложную метафизическую систему, а как систему отношений между работниками бухгалтерии и работниками предприятия. Т.е. истинная бухгалтерия изучала, по их мнению, психологию людей.

В 20- 40-х годах XX ст., определенной мерой опираясь на достижение немецкой школы, начинается бушующее развитие англо-американской школы. Положив в основу прагматизм и психологию, эта школа своей основной задачам ставила преобразование учета на орудие управления. Известные представители этой школы Антоне, Гаррисон, Литлтон, Мейя, Патон, Свиней, Хиггинс, Шпруг. Появляются новые подходы, возникают новые идеи относительно ведения бухгалтерского учета.

Натуральный измеритель занимает основное место, отдаляя денежный на позиции вспомогательного. Это дало возможность развить бухгалтерию от синтетического до аналитического учета. Повышение уровня аналитичности учета, в свою очередь, дало возможность разработать нормативы расходов - стандарты.

Стандартизация учета  в плане установленных нормативов обеспечивала "нормальный" процесс учета и сближала его с планированием и управлением. Но так как рядом со стандартами расходов учитывали и отклонение от них, то через нормальные процессы определялись реальные. Поскольку в практике всегда есть отклонения и нормальные процессы никогда не совпадают с реальными, последние в самый раз и следует считать нормальными.

Имея за основу психологический  аспект, англо-американская школа, которая начала развиваться в начале XX ст., избрала главным ведущий на этот период в американской психологии направление - бихевиоризм, который считает предметом психологии не сознание, а поведение. Достижение бихевиоризма 20-х лет воплотились в разные области науки, в частности социологию, экономику. Основная схема бихевиоризма - "стимул - реакция". Эта же схема переносилась и на бухгалтерию, где документ - это стимул, а реакция бухгалтера должна быть вызвана этим стимулом (документом).

Развиваясь, психологическое  направление ускорило процесс алгоритмизации учетных работ, оказывал содействие зарождению и возникновению управленческого учета.

Заслугой англо-американской школы была разработка нового вида учета - управленческого на основании систем управления расходами "стандарт-кост" и "директ-костинг".

Практическим подходом в англо-американской учетной школе к учету производственных расходов можно считать систему "стандарт-кост". Под ней понимают заведомо разработанные учетные сметы расходов на производство одного или нескольких изделий, которые используются для оперативного сравнения с фактической себестоимостью произведенной продукции. Эта система предусматривает:

Информация о работе Бухгалтерский учет